Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры в организации детской жизни»
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей на тему:
«Дидактические игры в организации детской жизни»
2015г.
Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л.С Выготскому , состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.
Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
Итак:
Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии.
Именно поэтому игра - это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может.
Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.
Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.
Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” В.А. Сухомлинский
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра.
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988)
Дидактическая игра — это такая коллективная , целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива., через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя.
«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.
Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры.
Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной , напряженной.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы радость от выполнения задания.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры.
Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих .
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д.
Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование.Это наличие технических средств обучения. Сюда также относятся различные средства наглядности, а также дидактические раздаточные материалы
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает детям моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.
Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение.
В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры .
Дидактический эффект усиливается если дети принимают участие в подготовке атрибутов и призов, а также в разработке правил игры.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру . Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений.
Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.
Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание; определение команды – победительницы, необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.
Методика организации дидактических игр
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей ,активизация психических процессов;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть , не мешая другим;
- определение количества играющих ;
- подготовка необходимого дидактического материала для игры;
- подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь ход игры ,свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;
- объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры–это ответственный момент, когда дети добиваются в игре, можно судить об его эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. Игра становится методом обучения, принимает форму дидактической ,если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями учит, как их надо выполнить. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания общаясь с воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими , их высказываниями ,действиями в роли болельщик, а ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило в начале берут на себя роль болельщиков ,при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.
Используемая литература:
1. А.К.Бондаренко "Дидактические игры в детском саду"-М., 1991г.
2. А.И.Сорокина"Дидактические игры в детском саду"-М.,1982г,
3. А.И.Максаков, Г.А . Тумакова "Учите ,играя"-М.,1981г.
4. Д.В. Мендерицкая Воспитателю о детской игре М.,1982.
5. Р.И.Жуковская" Игра и её педагогическое значение"-М.,1975г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pod_osen.docx | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Осенний утренник « Как Осень кисть потеряла»
в подготовительной и старшей спец. группах. 2017г
Ведущая: Как звонко музыка звучала
Нас чудный праздник нынче ждет,
И по секрету я узнала,
Что осень в гости к нам придет.
Уж ей давно быть здесь пора
Давайте с вами, детвора
Стихами будем славить осень,
Прийти сюда скорей попросим.
Реб1. Вот и осень к нам в окна стучится
Хмурой тучей, холодным дождем.
И назад уже не возвратится
Лето солнечным теплым лучом.
Реб2. Тихо с летом прощаются птицы,
Не взлетают, резвясь, в небеса.
Лишь снуют воробьи да синицы,
Еле слышатся их голоса
Реб3. Осень птичек в стаи собирает
И летят на юг они, летят
Хороша ты осень золотая
Как красив твой прощальный наряд
Реб4. А где же Осень, не поймем
Что ж к нам она не приходит?
Наверное с дождем вдвоем
Всё красоту наводит.
Реб 5. Хотелось ей позолотить
Березы, липы, клены.
Чтоб ничего не пропустить,
Закрасить цвет зеленый
Песня: « Осень красавица»
(Входит Осень — грустная, унылая, печальная)
Осень: Как красиво в этом зале!
Мир уюта и тепла
Вы меня стихами звали?
Наконец я к вам пришла.
Ведущая: Как, ты — Осень? Не пойму
Ты такая почему?
Не яркая, унылая и никому не милая?
Золотой, где твой наряд?
Что рябины не горят?
Почему грустят березы? На глазах у клена слезы?
Осень: В этом вся-то и беда, а что делать я не знаю.
У меня невесть куда кисть пропала золотая.
Кисть волшебная, которой перекрашиваю я всю осеннюю природу
И деревья, и поля.
Потому-то все уныло, и деревья увядают
О своей красе забытой только вот и вспоминают.
Ведущая: Какая у нас Осень грустная. Ребята, а давайте, Осень развеселим.
Под музыку «Камаринская» выбегают Горох, Свекла, Капуста, редиска, Морковь, Помидор, Лук, Картошка, Баклажан.
Горошек: Хоть я маленький совсем,
Но полезен людям всем
Сладенький мальчишка.
Свекла: Вот так хвастунишка.
Я полезнее тебя,
Нужна свекла для борща
И для винегрета.
Слаще свеклы нету
Капуста: Ты, свекла, помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Огурец: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
На зубах хрустит, хрустит,
Я могу вас угостить.
Редиска: Румяная редиска я,
Меня все люди знают.
Зачем вы хвалите себя,
Ведь скромность украшает.
Морковь: Если часто есть морковку,
Будешь сильным, будешь ловким,
Витамином «А» известна,
Людям многим я полезна.
Помидор: Ты, Морковка, несешь бред.
Помидору равных нет.
Ты попробуй сок томатный,
Витаминный он, приятный.
Лук:
Вы встретите меня везде,
В салате, соусе, борще
Я блюду каждому дружок,
Простой зелененький лучок!
Баклажан: Синебокий баклажан
Хорошо известен вам.
Из меня вкусна икра…
Картошка: Возражаю я тебе,
Каждый день я на столе.
Очень людям я нужна,
Хоть и с виду так скромна.
Про меня и песня есть.
Хоровод « Осенние дары».
Ведущая: Тише, тише, не шумите,
Лучше нам вы помогите.
Осень где-то потеряла
Кисточку волшебную
Вы не видели ее?
Овощи: Нет.
Осень: Какую хорошую и веселую песенку вы спели, развеселили меня, а теперь можно и поиграть!
Игра: «Собери урожай»
(входит Непогодушка)
Непогодушка: АПЧХИ!
Растекайтесь, лужи!
Будь, погода хуже!
Раз уж Осень золотая не идет,
Непогодушки, видать, настал черед!
А я — тетушка Непогодушка,
И не в радость мне даже солнышко.
Нагоняю я облака и дождь
И беда тому, кто не взял галош.
Непогодушка я дождливая,
То холодная, то сопливая (Апчхи)
Ну, держитесь теперь, коли я пришла,
За свои примусь вредные дела. (пакостит — брызгает детей водой, дует)
Осень: Что ты, что ты! Непогодушка, постой! Еще осень не стояла золотой.
Непогодушка: Вот и здрасьте! И где же ты была?
Знать свое ты время проспала!
Так, что уходи скорей с пути!
Осень: Непогодушка, послушай, подожди!
У меня случилась страшная беда
Кисть волшебная пропала без следа.
Чем же красить в золото леса?
Как творить без кисти чудеса?
Непогодушка: Кисть пропала? Что же зря страдать?
Надо срочно меры принимать.
Ладно, помогу вам, так и быть
Надо цвет зеленый с листьев смыть.
Ну ка, капельки, спускайтесь — ка из тучи,
Да отмойте листики получше!
Танец с зонтиками
Игра «Перейди лужу в калошах»
Осень: Нет, напрасно мы старались
Листики зеленые остались.
Непогодушка: Ладно, ладно,
Осень не печалься
Вон еще там кто-то показался
Ну, а мы пока пойдем, может кисть твою найдем.
(Осень и Непогодушка уходят. Выходит ребенок старичок-лесовичок)
Старичок-лесовичок: Со зверями я дружу,
Лес и поле сторожу.
В чаще леса я живу.
Не во сне, а наяву.
Здравствуйте, Друзья! Что у вас случилось?
Ведущая: Осень кисть волшебную потеряла. Помоги ее найти.
Старичок-лесовичок: Ладно, ладно помогу
И зверям я расскажу.
Еж: Я качусь своей дорогой,
Листья желтые ищу.
Утеплить на зиму норку
Я листочками хочу.
Только я не вижу их,
Нет листочков золотых.
Что же осень не пришла?
Позабыла про дела? (подходит к ребенку в костюме грибочка)
Ой, а кто здесь?
Гриб: Здравствуй, ежик!
Не найдешь ты желтый лист.
Потеряла осень кисть.
Еж: Надо ей помочь скорей!
Позовем своих друзей.
Гриб: Эй, ребята, вы случайно не встречали
Кисть волшебную, что Осень потеряла!
Ведущая: У нас волшебной кисти нет.
Но послушай наш совет.
Спроси у белочки быстрее, ей сверху все таки виднее. (Выбегает белочка)
Белка: Ей, еж! Иди скорей сюда!
Еж: Ах, белочка, у нас беда. Ты кисть случайно не видала?
Белка: А потанцуйте- ка сначала
Танец «Улыбнись»
Белка: Вот так история вышла, ребята.
Кисть, в самом деле, исчезла куда-то.
Осень там где — то печальная ходит,
Кисть золотую нигде не находит.
(Выходит Баба Яга с золотой кистью, красит свою избушку)
Баба Яга: У леса на опушке живет Яга в избушке
Совсем перекосилась от древности домушка.
И очень кстати даже я кисточку нашла,
Избушку перекрашу, чтоб теремом была.
Ведущая: Так вот она где, волшебная кисть.
А ну — ка, Баба Яга, отдавай ее сюда!
Баба Яга: Ну уж нет! Что ко мне попало, то пропало!
Ведущая: Но ведь эту кисть Осень потеряла.
Она знаешь, какую красоту наведет.
Деревьям золотые наряды подарит, землю разноцветным ковром устелет.
Баба Яга: Ах вы, хитренькие какие!
Сами красоту наведут,
А мне что прикажете
В такой перекошенной, облезлой избе весь век доживать?
Нет уж, теперь я у себя красоту наведу, и буду жить припеваючи. И никого к себе не пущу.
Ведущая: Что же делать? Как нам у Бабы Яги волшебную кисть выманить?.
Придумала! Мы пойдем к Бабе Яге в гости. (стучит в избушку)
Баба Яга: Кто там?
Ведущая: Это мы, гости.
Баба Яга: Какие гости? Не пущу!
Ведущая: А в работники возьмешь?
Баба Яга: В работники? А скажите на милость, делать то что умеете, работники!
Ведущая: А мы и петь, и танцевать умеем, а можем тебе и огород убрать, и обед сварить.
Баба Яга: Ну-ка покажите мне, на что вы способны.
Песня: «Что такое осень»
Игра с бубном
(Баба Яга помогает играть в игру, а кисть кладет на пол, ведущая кисть забирает)
Баба Яга: Ну что-то я с вами заигралась,
Некогда мне, пошла свою избу докрашивать
(берет метлу, начинает красить)
Баба Яга: Что такое, не поняла?
Ведущая: Это же твоя метла!
Баба Яга: Как метла? А где кисть?
Ведущая: Поищи, не поленись! (бегает по залу)
Баба Яга: Обманули, подвели! Из-под носа увели. (Баба Яга уходит. Входит Осень)
Ведущая: А вот и Осень золотая.
Мы тебя волшебной кистью награждаем!
Осень: Как вас благодарить — не знаю
Я столько совершу чудес!
Пойду, озолочу весь лес
Дам бусы красные рябинкам,
Березкам — желтые косынки.
А ветер, как он будет рад,
Когда наступит листопад!
И вам от осени привет —
Осенний праздничный букет.
А сейчас я всех ребят приглашаю на танец!
Танец: « Весельчак»
Осень: За этот праздник светлый, яркий
Я детям принесла подарки
Вот здесь лежать для детворы
Мои осенние дары
(Дарит детям корзину с яблоками или грушами)
Осень: А теперь пора прощаться,
В лес осенний возвращаться!
До свидания, ребята! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - форма организации детской жизни
Консультация для воспитателей в виде презентации. Раскрыты этапы развития игры, задачи руководства....
Педсовет по теме: «Игра - форма организации детской жизни»
презентация и деловая игра с воспитателями....
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»...
Презентация к педсовету (деловая игра) Тема: «Игра - форма организации детской жизни»
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности до...
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».
Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей.С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, ...
Консультация к педагогическому совету «Игра – форма организации детской жизни»
Всё, о формах имгры в детском саду....
Консультации. Тема: «Игра – форма организации детской жизни»
Консультации. Тема: «Игра – форма организации детской жизни»...