игры и эксперименты старшая группа
картотека (старшая, подготовительная группа)

Протопопова Оксана Евгеньевна

старшая и подготовительная группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_ekperementirovanie_starshaya.doc330 КБ

Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ПИРОЖКИ»

Испекли мы пирожки

С разною начинкой:

Дети стоят в кругу и «лепят пирожки».

С капустой пирог,

С морковкой пирог,

Со свеклой пирог…

И т. д.

Дети передают «пирожок» друг другу в руки, называя начинку, стараясь не повторяться.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ОБЕД У СЛОНА»

Раз слоненку на обед

Руки «в замке», качают в ритм
стиха.

Принесли покушать:

Торт большой,

Перечисляют, загибая пальцы.

Пирог,

Рулет,

Сто сосисок,

Сто котлет,

Яблок сумку,

Ящик слив,

Две морковки

И подлив.

А попить – ведро компота!

Только есть опять охота!

Гладят живот.

ИГРА-РЕЛАКСАЦИЯ «ПОСПАТЬ БЫ!»

Добра молодца

На руках ношу,

На руках ношу

Да поглядываю:

Спят ли глазоньки

Простодушные?

Спят ли рученьки

Непослушные?

Ой, спят, спят, спят,

Раста-а-а-яли…

Все веселье на потом

Оста-а-а-а-вили…

                        Н. Пикулева

Дети сидят, расслабившись, опустив руки, и зевают.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ГРИБОЧКИ»

Как в лесу-лесочке

Руки сцепляют «в замок».

Выросли грибочки.

Поднимают постепенно руки вверх.

Мы корзиночку

возьмем

И грибочки соберем:

Левая рука согнута в локте, изображает корзинку, правой рукой «собирают в корзинку грибы».

На лесной опушке

Красуется волнушка,        

На пеньке – опята,

Дружные ребята.

А в траве – лисички,

Рыжие сестрички.

Подбоченившись стоит

Под березкой боровик.

Ну а груздь на крепкой

 ножке

Так и просится

в лукошко!

Загибают на левой руке пальцы по одному.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ВЗГЛЯНИ НА ПАЛЬЧИКИ СВОИ»

Взгляни на пальчики свои

И отгадай загадку:

Пальцы рук перед собой.

Каким профессиям они

Учились по порядку?

Пальцы «в замке».

Большой – силач, наверняка

На повара учился.

Такой большой, как повара,

В богатыри годился.

А указательный, смотри,

Наверное, учитель.

Он всем указывал всегда –

Почти руководитель.

Средний палец, как

спортсмен,

Длинный, сильный, нужен

всем.

Он всем пальцам остальным

Ну ничем не заменим.

Безымянный молодец,

Покровитель он колец,

Он юрист и адвокат,

Пальцам старшим просто

брат.

И мизинец – меньше всех,

Создан он не для помех.

Может быть, ученый он:

Силой-то не наделен.

Делают массаж каждому пальцу в соответствии с текстом.

В общем, братья хороши

И живут чудесно!

Хлопают в ладошки.

Поиграй-ка с ними ты,

Будет интересно.

(Л. Гурьянова)

Сжимают и разжимают пальцы рук.

РЕЧЕВАЯ ИГРА С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
«КУХОННЫЙ ОРКЕСТР»

Наш повар Василий

На кухню пришел.

Он главный, он сильный,

Он как дирижер!

Огромным половником только

взмахнет –

Оркестр посудный тотчас запоет:

Кастрюли огромные – бом-бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая – тинь-тинь!

Сковородка большая –

динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам,

бам-бам.

Оркестр играет у нас

интересный,

А борщ получается просто

чудесный!

(Дети бьют в барабаны в такт стихотворным строкам.)

РЕЧЕВАЯ ИГРА С ДВИЖЕНИЕМ «ВЕСЕЛЫЙ ШОКОЛАД»

Раз, два, три, четыре, пять,

Шагают на месте.

Бобы какао надо взять.

В порошок все растереть,

Трут ладошки одну о другую.

Громко песенку запеть:

Вкусный, сладкий шоколад

Выполняют хлопки, прыжки.

Приготовить каждый рад!

Продолжаем – шесть, семь,

восемь,

Выполняют «пружинку».

Какао-масло нужно срочно!

Сжимают и разжимают пальцы рук.

Сыпем сахар, ванилин,

Собирают пальцы в щепотку.

Запоем все как один:

Вкусный, сладкий шоколад

Выполняют хлопки, прыжки.

Приготовить каждый рад!

Девять, десять – нелегко!

Качают головой.

Мы добавим молоко,

Кружатся дробным шагом.

Все по формам разольем

Делают круговые движения руками.

И немножко подождем.

Приседают, кулачок под щечкой.

Вот готов наш шоколад –

Съесть кусочек каждый рад!

Выполняют хлопки, прыжки.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ САМОМАССАЖ ЛИЦА
«ПРЕВРАЩЕНИЕ»

Лепим, лепим ушки –

Слышим хорошо!

Щиплют пальцами раковины ушей.

Нарисуем глазки –

Видим далеко!

Мягко поглаживают брови, закрытые глаза.

Носик мы погладим,

Большими пальцами гладят крылья носа.

Усики расправим.

«Рисуют» указательными пальцами усы.

Теперь мы не ребята,

Кружатся.

А веселые зверята!

Хлопают в ладоши.

РЕЧЕВАЯ ИГРА «СЛАДКОЕЖКА»

Дети стоят в кругу, в центре – «сладкоежка». Он проговаривает стихотворение и бросает мяч по очереди каждому ребенку. Игра проводится по типу «Съедобное – несъедобное». Если слово обозначает съедобное – ребенок ловит мяч и говорит «Ням!», а если несъедобное – отталкивает мяч.

Начинаю развлеченье!

Я принес вам угощенье:

Вот тебе пирожное,

А тебе – мороженое,

Вкусную ватрушку,

Мягкую подушку.

Вот молочный шоколад,

Разноцветный мармелад,

Абрикосовый пирог

И малиновый сапог.

Яблоки румяные,

Ложки деревянные,

Круглый апельсин,

Книжный магазин,

Сладкое варенье,

Квадратное печенье.

Звонкий барабан,

Сахарный банан.

А теперь вы не зевайте

И скорее убегайте!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА-ШЕПТАЛКА «МЫШКА МАША»

Мышка Маша тихо встала,

Соединяют ладошки.

По горшочкам пошуршала.

Трут ладошкой о ладошку.

Мышка Маша любит кашу,

Целый ковшик варит Маша.

«Мешают кашу ложкой».

Наша каша горяча!

Сжимают и разжимают пальчики рук.

Шу-шу-шу,

Поворачивают голову вправо.

Ша-ша-ша.

Поворачивают голову влево.

Кушай кашку не спеша.

Грозят указательным пальцем.

Шу-шу-шу,

Поворачивают голову вправо.

Ша-ша-ша.

Поворачивают голову влево.

Как же каша хороша!

Хлопают в ладоши.

ПЕСНЯ-ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ ПОВАРА»

Профессий разных много на свете.

Хотят стать космонавтами дети,

И летчиками, и учителями.

А мы мечтаем стать поварами!

Припев: Эх, раз – ложка!

Два – поварешка!

Три – моя сковорода.

Не скучаем никогда!

Однажды утром кашу варили,

А как ее варить – не спросили.

Я положил в кастрюлю картошку,

Я – кукурузу с манкой немножко,

Я килограмм насыпал лапшички,

А я добавил кружку водички.

А я все это посолил, посахарил и поперчил,

И про горчицу не забыл.

Дети выполняют имитационные движения по ходу песни.

ИГРА-ИМИТАЦИЯ «ОДИН ЧАС ДНЯ.
ПОРА ОБЕДАТЬ ВАМ, ДРУЗЬЯ»

Воспитатель. Один час дня.

Пора обедать вам, друзья.

Белочка-умелочка

Время не теряла

И в дупле-кладовочке

В зиму запасала:

Ягоды рябины,

Ягоды калины,

Грузди, сыроежки,

Сладкие орешки.

А для вас, ребятки,

Тутти-фрутти сладкое!

Дети выполняют имитационные движения – сбор ягод рябины, калины, грибов и орехов.

КОМПЛЕКС ИГРОВОГО САМОМАССАЖА С ПЕНИЕМ
(по А. Уманской) «ОСЕНЬ»

Ходит осень по тропинке,

Разукрасила осинки,

Плавно ведут пальчиками по лицу.

Огонечками зажгла

Стройные рябинки.

«Рисуют» пальцами глаза, брови, нос.

Осень не одна пришла –

Дождь с собою привела.

Он стучит по лужам звонко

И смеется, как девчонка!

То же самое, но легко барабаня
пальцами.

Рядом веет ветерок,

Непоседливый дружок:

«Отряхивают» лоб, виски, щеки.

То помчится всех быстрей,

Спиралевидные движения указательными пальцами по лицу.

То уснет среди ветвей.

Мягко гладят лицо.

ИГРА «СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ»

Команды рассматривают карточки с изображением различных ягод и грибов, затем размещают их на фланелеграфе или магнитной доске.

Капитанам команд нужно не просто перечислить растения, но и подробно рассказать об одном из них.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН»

Дети произносят текст и загибают пальцы на руках:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Это долька для ежа,

Это долька для стрижа,

Это долька для котят,

Это долька для щенят,

Это долька для бобра,

А для волка кожура!

Разбегайтесь, кто куда!

На последние строки дети разбегаются, ребенок в роли волка ловит их.

ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ С ПЕНИЕМ «ДОЖДЬ!» 
(французская песенка)

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам!

«Бегают» пальчиками по лицу.

Гром! Гром! Как из пушек

Нынче праздник у лягушек.

Барабанят пальчиками по лбу,
щекам.

Град! Град! Сыплет град!

Хлопают в ладоши.

Все под крышами сидят,

Изображают руками «крышу» над головой.

Только мой братишка в луже

Гладят себя по лицу.

Ловит рыбу нам на ужин.

Проводят большими пальцами по крыльям носа.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ЗАСОЛКА КАПУСТЫ»

Дети произносят текст и выполняют соответствующие ему образные имитационные движения:

Мы капусту рубим-рубим

Мы капусту трем-трем

Мы капусту солим-солим

Мы капусту жмем, жмем.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОХОТНИК»

Цель: упражнять в умениях классифицировать и называть животных.

Ход игры

Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» – один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за…». Здесь ребенок делает шаг вперед и говорит: «Зайцем». Делает второй шаг: «Медведем». Делает третий шаг: «Волком». При каждом шаге ребенок называет одно животное. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошел до «леса» («озера», «пруда») быстрее или прошел дальше.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «РЫБАК И РЫБКИ»

Цель: развивать ловкость детей.

Ход игры

Очерчивается «пруд» – площадка, за пределы которой выходить нельзя. Дети плавно разводят руками: «рыбки плавают». Двое «рыбаков» растягивают скакалку – «сеть» и пытаются окружить и поймать «рыбок». Те, кого коснулась скакалка, выходят из игры. Когда будут пойманы все «рыбки», игра повторяется. Дети меняются ролями.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ПЧЕЛКИ И ЛАСТОЧКИ»

Цель: развивать у детей ловкость и быстроту движений.

Ход игры

Играющие – «пчелы» – «летают по поляне» и напевают: «Пчелки летают, медок собирают! Зум, зум, зум!»

«Ласточка» сидит в своем «гнезде» и слушает их песенку. По окончании песни «ласточка» говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она «вылетает» из «гнезда» и ловит «пчел». Пойманная «пчелка» становится «ласточкой», и игра повторяется.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КАРАСИ И ЩУКА»

Цель: развивать ловкость, умение детей ориентироваться в пространстве.

Ход игры

Один ребенок выбирается «щукой» и находится за кругом. Остальные играющие делятся на две группы: одна из них – «камешки» – образует круг, другая – «караси», которые плавают внутри круга.

По сигналу воспитателя «Щука!» ведущий быстро вбегает в круг, стараясь поймать «карасей». «Караси» спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть («караси» прячутся от «щуки» за камешками). «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться. Пойманные дети уходят за круг. Затем выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри него, меняются местами, и игра повторяется.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «И Я»

Цель: развивать сообразительность, выдержку, чувство юмора.

Ход игры

Воспитатель говорит, что будет рассказывать историю. Во время паузы дети должны сказать «И я», если эти слова подходят по смыслу. Если же они не подходят по смыслу, то говорить их не надо. Например:

Иду я однажды к реке. (И я.)

Рву цветы и ягоды. (И я.)

По дороге попадается мне наседка с цыплятами.

Они клюют зернышки.

Гуляют по зеленой травке. (И я.)

Вдруг налетел коршун.

Цыплята и наседка испугались. (И я.)

И убежали. (И я.)

БАШКИРСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «СТРЕЛОК»

Цель: развивать ловкость, глазомер, быстроту реакции.

Ход игры

На площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 10–15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок – «стрелок». Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. «Стрелок» старается попасть в них мячом. Тот, в кого он попал, становится «стрелком».

Выбор водящего: звучит внезапная команда: «Сесть!»; тот, кто присел последним, и будет «стрелком».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГОРЕЛКИ»

Цель: развивать у детей быстроту реакции, ловкость.

Ход игры

Играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2–3 шагов проводится линия. Один из играющих – ловящий – становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!»

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой – слева), стремясь встретиться, и берутся за руки. Ловящий старается поймать одного игрока, если поймал, то образует с ним пару и становится впереди колонны.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Ход игры

«Живая (неживая) природа», – говорит воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют объекты природы в соответствии со словами воспитателя.

БУРЯТСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ИГОЛКА, НИТКА И УЗЕЛОК»

Цель: развивать координацию движений, быстроту, ловкость.

Ход игры

Играющие становятся в круг, держась за руки. С помощью считалочки выбирают «иголку», «нитку» и «узелок». Они друг за другом то вбегают в круг, то выбегают из него. Если же «нитка» или «узелок» «оторвались» (отстали, неправильно выбежали за «иголкой» из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка игроков, которая двигается быстро, ловко, правильно.

Правила игры. «Иголка», «нитка», «узелок» держатся за руки, их надо, не задерживая, пропускать в круг и выпускать из него, после чего сразу же закрывать круг.

ОПЫТ «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПАУКОМ»

Ход опыта

Рассматривание паучка через лупу: как он выпускает нить; подбегает к месту ее прикрепления; откусывает и, подбирая свои ножки, пускается в путь.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ТАК МОЖНО, ТАК НЕЛЬЗЯ»

Дети стоят в кругу. Воспитатель, стоя в центре круга, объясняет детям, что на его слова «Делай так!» все должны смотреть на него и делать движения, им показанные, а на слова «Не делай так!» – стоять с опущенными руками и движения не повторять. Те, что ошибаются, проигрывают и отходят на один шаг назад. Игра продолжается. Если допустившие ошибку игроки дальше покажут движения правильно, они могут снова вернуться в круг.  

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СТРЕКОЗА»

Эта несложная игра доставляет воспитанникам удовольствие и развивает их физические силы. Дети выстраиваются в линию, становятся на корточки, упирают руки в бока и по команде воспитателя, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца группы.

Побеждает, тот из детей, кто первый «дострекозит» таким способом до финиша. Того, кто по дороге споткнется, и обопрется на руки, с дистанции снимают.

СТИХОТВОРЕНИЕ «БОЮСЬ ВРАЧЕЙ»*

Боюсь врачей, врачей боюсь,

Краснея, в этом признаюсь.

Кричу: «Прививки не нужны!»

А мама – мне: «Снимай штаны!»

И улыбается врачу.

А я: «Не надо, не хочу!»

Пришли к зубному на прием.

Нас вызывают, мы встаем.

Выходит врач навстречу нам.

А где же я?

Не знаю сам.

Порежу палец и молчу,

А вдруг опять идти к врачу.

И если ноги промочу,

Таблетку лучше проглочу.

Мой страх ничем не одолеть!

Мне просто нужно не болеть,

Есть утром кашу с молоком

И подружиться с турником.

Тогда я гордо вам скажу –

К врачам я больше не хожу!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ»

Дети, поделены на две одинаковые колоны, стоят на одном конце площадки перед линией. На противоположном конце площадки напротив каждой колоны на линии лежат по 3 разноцветных кубика, а на расстоянии 2–3 шагов от кубиков (справа и слева) лежат такие же разноцветные кубики. На слово воспитателя «раз» первые дети в колонах бегут по прямой к кубикам, берут один из них, отбегают в сторону (один вправо, другой – влево), берут кубик такого же цвета, как и в руке, с двумя кубиками одного цвета возвращаются на место и поднимают руки вверх. Выигрывает тот ребенок, который первый поднял кубики одного цвета вверх, вернувшись на место. Затем дети возвращаются, кладут кубики на место и идут в конец своей колоны. Воспитатель отмечает, кто лучше выполнил задание. Потом на линию выходят вторые, третьи и т. д. В конце игры воспитатель определяет победителей.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Воспитатель раздает играющим по одному флажку какого-либо из основных цветов. По сигналу – удару в бубен, хлопку – дети разбегаются  по  площадке,  помахивают  над головой  флажками. По  следующему сигналу – нескольким ударам в бубен, хлопкам, словам «Найди себе пару» – дети, имеющие флажки одного цвета, образуют пару. Каждая пара произвольно изображает какую-либо фигуру. К оставшемуся без пары все играющие обращаются со словами:

Петя, Петя, не зевай.

Быстро пару выбирай.

Затем по сигналу дети снова разбегаются по площадке. Игра повторяется 5–6 раз. Если в игре участвует нечетное количество играющих, включается воспитатель. У педагога должны быть флажки всех цветов; при повторении игры он меняет их у нескольких детей. Играющие должны выбирать себе по сигналу разные пары.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПТИЦЫ И КОШКИ»

Несколько детей (3–4) изображают птичек, остальные – «птенчики», один ребенок – «кошка». Перед началом игры «птицы» и «птенчики» находятся  на  «деревьях» – скамейках, пеньках,  бревнах.  «Кошка» – на расстоянии 20–30 шагов от «птичек» в кружке, нарисованном на земле.

«Птицы» слетают с «деревьев» (спрыгивают), летят на площадку и спустя некоторое время зовут «птенцов». Они также спрыгивают, присаживаются на корточки («клюют корм»), летают. По сигналу «Кошка!» «птицы» улетают на «деревья» – залезают или впрыгивают на возвышение, «кошка» пытается поймать «птиц».

Правила: «птенцы» вылетают только по зову «птицы»; дети бегают в пределах площадки; спрыгивают на обе ноги, мягко сгибая их в коленях; «кошка» не может ловить того, кто стоит на возвышении.

«СКАЗКА ПРО МАЛЕНЬКУЮ ЧУМАЗКУ»*

Жила-была на свете маленькая Чумазка. Кто это такая, спросите вы? Никто не знал. А звали ее так, потому что была она неопрятной. Одежда запачкана. Волосы лохматые. Руки-ноги черные. А лицо такое грязное, что никто не знал, кто она такая, эта Чумазка. То ли девочка, то ли зверушка. И никто не хотел дружить с такой грязнулькой. Почему же она такая чумазая была, спросите вы? И все зверюшки, птички и рыбки ее об этом спрашивали. Но она отвечала, что никакая она не чумазая, а самая красивая на свете девочка.

– Девочка? – удивилось Солнышко. – Да разве девочки такими бывают?

– Бывают, – отвечала Чумазка.

Удивилось Солнышко, испугалось. За тучку спряталось. А потом и говорит:

– Сколько хожу по небу, сколько гляжу на белый свет, а таких девочек я не видало. Девочки – чистенькими да аккуратненькими бывают, на щечках у них румянец играет. Волосы причесаны да бантики завязаны. А ты посмотри на себя. Какая же ты девочка?

– А кто же я? – спросила Чумазка.

– Не знаю, – отвечало Солнышко. – Может, ты медвежонок?

– Медвежонок? – обрадовалась Чумазка. – Вот и здорово! Пойду к медведям. Буду с ними дружить.

И пошла она в лес, медведей искать. Долго ходила-бродила. Нашла, наконец, семью медведей и говорит:

– Здравствуйте! Я – медвежонок Чумазка. Давайте с вами дружить.

Посмотрел на нее Медведь-папа, плечами пожал, отвернулся. Посмотрела на нее Медведица-мама, покачала головой и говорит:

– Что-то не похожа ты, Чумазка, на медвежонка. Посмотри на наших медвежат. Шерстка у них гладкая, блестит на солнышке. Глазки сияют умытые. А ты давно умывалась?

– А чего мне умываться? – обиделась Чумазка. – Я и так красивая.

– Так ты и умываться не любишь? – удивилась Медведица-мама. – Тогда ты точно не медвежонок. Мои медвежата очень любят плескаться в речке.

– А кто же я? – спросила Чумазка.

– Не знаю, – пожала плечами Медведица-мама. – Может быть, ты ежик? Вон как волосы торчат в разные стороны, как иголочки у ежа.

– Ежик! – обрадовалась Чумазка. – Конечно, я ежик. Пойду, найду ежей. Буду с ними дружить.

Ежей долго искать не пришлось. Чуть вышла она на тропинку, тут и Мама-еж ей навстречу, а за ней целое семейство маленьких ежат. Увидели ежи Чумазку, зафыркали:

– Уф! Уф! Кто это такой чумазый?

– Это я – ежик Чумазка.

Выбежал вперед самый маленький ежонок, поводил носом, принюхался. А потом ка-ак чихнет!

– От тебя пылью пахнет, а мы, ежи, чистенькие, аккуратненькие. Никакой ты не еж. Уходи.

– Зачем ты ее обижаешь? Нехорошо. Просто ей умыться надо, – сказала Мама-ежиха.

– Не буду я умываться! – закричала Чумазка.

– Не любишь умываться? – удивилась Мама-ежиха. – Тогда ты точно не еж.

– А кто же я?

– Может заяц? – пожала плечами Мама-ежиха.

– Ой, как здорово! – обрадовалась Чумазка. – Конечно, я заяц! Побегу к зайцам. Они веселые. Буду с ними дружить.

Только собралась она идти зайцев искать, а они и сами к ней навстречу выскочили. В догонялки играют. Увидела их Чумазка, закричала:

– Эй, зайчики! Примите меня в игру!

Зайцы с перепугу даже носиться перестали, за деревьями попрятались. А потом самый смелый и говорит:

– Ты кто, чудо-юдо чумазое?

– Я – зайка Чумазка.

Засмеялись зайцы, на траву повалились, лапками дрыгают:

– Ха-ха-ха! Ой, уморила!

– И-хи-хи! Ну, насмешила!

– Какая же ты зайка Чумазка?

– А кто я?

– Чудо-юдо чумазое, вот кто ты! – засмеялись зайцы и начали ее дразнить.

– Чудо-юдо! Чудо-юдо!

Разозлилась на них Чумазка и говорит:

– Вот я вам сейчас покажу Чудо-юдо!

Припустилась она за зайцами бежать. А зайцы – хитрый народ. Решили они перехитрить Чумазку. Поскакали они к речке. И Чумазка за ними. Бежит она изо всех сил, вот-вот нагонит обидчиков да схватит за хвостики. Выбежали они на бережок реки. Тут зайцы и разбежались в разные стороны. Не удержалась Чумазка, как плюхнется в воду! Пошли тут от нее черные круги по воде. Подбежали тут медвежата с Медведицей. И давай ее мыть, пыль да грязь смывать, коленки да локти мочалкой тереть. Поначалу визжала Чумазка, вырывалась. Да поди вырвись из лап большой Медведицы. Пока не отмыла, не отпустила. Выскочила Чумазка из речки на бережок и прямо в лапы к Папе-медведю угодила. Укутал он ее в полотенце пушистое. А когда выпустил, звери так и ахнули. Никакая не Чумазка перед ними, а красивая девочка. Глазки блестят, щечки румяные. Вот только волосы в разные стороны торчат. Подбежали тут ежата и давай ей своими гребешками волосы расчесывать. А как вычесали, заплела их Мама-ежиха в красивые косички. Прилетели тут птички-невелички. Принесли ленты атласные. Завязали банты красивые. А Лисичка уж и сарафанчик новый несет. Нарядилась девочка в него. Погляделась в отражение. Увидела, какое чудо с ней приключилось, заскакала от радости. На розовых щечках ямочки появились.

Тут и Солнышко из-за тучки выглянуло. Увидало девочку, обрадовалось.

– Вот так чудо! За грязью-то, оказывается, красивая девочка пряталась! Вот теперь с тобой все захотят дружить!

– Правда? – обрадовалась девочка.

– Конечно, правда, – ответили звери.

– Не забывай только про своих верных друзей.

– Это, каких же? – спросила девочка.

– Воду, мыло и расческу.

– С ними мы теперь друзья не разлей вода! – ответила девочка.

И с тех пор каждое утро и каждый вечер умывается она, чистит зубки и расчесывается гребешком, который подарили ей ежики.

(Л. Соколова)

СТИХОТВОРЕНИЕ «ПОЧЕМУ Я НЕ ТАКОЙ?»

Если станем мы похожи,

Как узнать друг друга сможем?

Станем на одно лицо,

Как куриное яйцо.

Одинаковы носы,

И одной длины усы,

Одинаковые вкусы,

Те же галстуки и бусы.

И один на всех фасон

От пальто и до кальсон.

Все вокруг одной расцветки,

И на все расставим метки.

А иначе как узнаешь,

Чью ты маму обнимаешь?

Нет ни низеньких, ни длинных,

Легкомысленных, солидных,

Слишком тощих нет и тучных.

Вам еще не стало скучно?

На других ты не похож,

Тем для мамы ты хорош.

Ей всего милей веснушки

У вихрастого Андрюшки,

Оттопыренные ушки

И курносый нос Танюшки.

Всякой формы и раскраски

Ваши волосы и глазки,

Милых деток, очень разных,

Самых лучших и прекрасных.

Е. Стеквашова

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КТО УШЕЛ?»

Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить стоящих с ним рядом детей (5–6), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Потом воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок угадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если не отгадает, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, становится на свое место. Отгадывающий должен его назвать. Игра повторяется 4–5 раз.

Указания. Дети не должны подсказывать, кто ушел. Можно никому не прятаться, тогда отгадывающий заметит, что все остались на местах.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОШАДКИ»

Дети становятся парами: один – лошадка, другой – возчик. Для игры даются вожжи, дети держатся за поясок.

Поехали, поехали

С орехами, с орехами

К дедке по репку,

По пареньку,

По сладеньку,

По горбатеньку.

С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под приговаривание воспитателя «Гоп, гоп» или прищелкивая языком до тех пор, пока воспитатель не скажет «тпру-у». При повторении игры дети меняются ролями.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЕДВЕДЬ И ПЧЕЛЫ»

Количество играющих – 4 и более человек. Дети делятся на «медведей» и «пчел».

Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (лесенки, скамеечки и т. д.).

По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом. В это время «медведи» забираются в «ульи» и «лакомятся медом».

По сигналу «Медведи!» «пчелы» с жужжанием бросаются к своим домикам и «жалят» не успевших убежать «медведей».

«СКАЗКА О ТОМ, КАК РЫБКИ ЛИСИЧКУ ПЕРЕХИТРИЛИ»*

Жила-была в одном лесу маленькая лисичка. И всё бы ничего, да вот одна беда, уж очень она была любопытная. Все-то ей было интересно знать: почему у зайца уши длинные, почему медведь лапу сосет зимой, зачем дятел по дереву стучит. Везде маленькая лисичка свой любопытный носик засунет. За то и попадало ей иногда.

Вот однажды проснулась она рано утром от странных звуков: шлеп да шлеп. Прислушалась она, ушки навострила. Опять слышит: шлеп да шлеп. Вскочила она и к реке побежала. А там две маленькие рыбки плещутся. Выпрыгивают они из воды и по очереди об воду шлепаются. Вот
и получается – шлеп да шлеп. Смотрела на них лисичка, смотрела, а потом и спрашивает:

– Что это вы, рыбки, делаете? Зачем из воды выпрыгиваете?

Решили рыбки над лисичкой подшутить. Высунули они головы из воды и отвечают:

– А это мы летать учимся.

– Как так? Разве рыбы летают?

– Еще как летают. Вот научимся и полетим в теплые края, – ответили рыбки, посмеиваясь над глупенькой лисичкой.

А той и невдомек, что рыбки над ней шутят. Вот она и спрашивает:

– А что же вы там, в теплых краях, делать будете?

– Известно что, в гостях у их рыб побываем, в магазины ходить будем да всяких нарядов себе накупим.

Почесала лисичка за ухом и подумала, что и ей хочется в теплые края слетать, посмотреть, как там лисы живут, в магазины сходить, новую шубку к зиме купить. Стала она просить рыбок:

– Научите и меня летать. Полечу я тогда вместе с вами.

– Так и быть, – отвечают ей рыбки. – Забирайся к нам в воду, будем вместе летать учиться.

А лисичка воду не любила. Только в крайнем случае в нее забиралась. Да и то после этого долго отряхивалась и вылизывалась. Поморщилась она, да делать нечего. Уж больно хотелось
ей вместе с рыбками полететь. А они нарочно еще выше прыгать начали. Выпрыгнут из воды, блеснут чешуей на солнышке, будто дразнятся, и опять в воду шлепнутся.

– Ишь, распрыгались, – думает лисичка. – Ну, да и я сумею так.

Подумала она так и в воду полезла. А рыбки над ней еще больше потешаются:

– Давай, лисичка, смелей!

Вошла лисичка в воду – только лапочки намочила, а уж ей обратно хочется. Вода-то мокрая, прохладная.

– Так не научишься, – кричат ей рыбки. – Надо глубже зайти.

Шагнула лисичка еще шажок, вода по колено поднялась. Мокро ей, противно, а резвые рыбки не унимаются:

– Так у тебя ничего не получится. Ты по шейку зайди.

Решилась она и еще шажок шагнула. Поднялась вода до самой мордочки. Подняла лиса нос кверху, усы мокрые в разные стороны торчат, и спрашивает у рыбок.

– Теперь хватит?

– Хватит-хватит, – хихикают те. – Вот теперь прыгай вверх, лапами маши, да хвостом помогай, глядишь полетишь. Как научишься, нас позови.

Сказали они так, плеснули хвостиками по воде и уплыли.

А лисичка не сдается. Прыгнула она разок, другой. Ничего у нее не получается. Шерсть намокла, тяжелый хвост ко дну тянет. Испугалась она, стала барахтаться, воды с перепугу нахлебалась.

А в ту пору по берегу реки медведь прогуливался. Увидел он, лисичку в воде, удивился:

– Сколько себя помню, лисы плавать не любили. Что это ей вздумалось? Эй, лисичка! Что это ты там делаешь?

А та, хоть и нахлебалась воды, все ж отвечает:

– Летать учусь.

А у самой уж один нос из воды торчит. Покачал косолапый головой, решил поглядеть, что дальше будет. Прыгала-прыгала рыжая и совсем под воду ушла. Делать нечего, пришлось медведю спасать глупую лисичку. Вытащил он ее на берег. Отдышалась она, глаза открыла. Видит, перед ней морда медвежья. Удивилась она и спрашивает:

– Вот чудеса! Оказывается, в теплых краях лисы на медведей похожи.

– Еще бы немного, – засмеялся ей в ответ Медведь, – и они бы у тебя были на рыб похожи. Зачем же ты в воду забралась, глупенькая?

– Любопытно мне стало, как это рыбы в теплые края полетят.

– Эх ты, любопытная Варвара, – потрепал ее по уху Медведь. – Подшутили над тобой рыбки, а ты и поверила. Впредь умнее будешь.

Вздохнула маленькая лисичка и пошла подальше от воды на солнышке греться.

Л. Соколова

Вопросы:

– Какая была Лисичка: любопытная; веселая; сердитая?

– Для чего рыбки выпрыгивали из воды: чтобы солнышко увидеть; чтобы обсохнуть; чтобы научиться летать?

– Для чего рыбки хотели научиться летать: чтобы долететь до солнца; полететь в теплые края; чтобы их щука не съела?

– Почему Лисичка чуть не утонула: хвост намок и потащил ее на дно; разучилась плавать; наелась перед купанием?

– Кто спас Лисичку: еж; медведь; волк?

– На кого, подумала Лисичка, похожи Лисы в теплых краях: на крокодилов, медведей, слонов.

СТИХОТВОРЕНИЕ «ЧТО ТАКОЕ НАШЕ ТЕЛО»*

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать, баловаться

Ножки могут быстро бегать,

Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко

И сжимают крепко-крепко.

Чтобы стать здоровым телу,

Надо нам зарядку делать.

Много спать и заниматься,

Витаминами питаться.

Так владеем мы умело

Нашим стройным, сильным телом.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Для начала мы с тобой                        Движения по тексту.

Крутим только головой.

Разминаем шею. Стой!

Наклонился правый бок –                Наклон вправо.

Раз, два, три.

Наклонился левый бок –                        Наклон влево.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки                Руки вверх.

И дотянемся до тучки.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ТОПНИ, ХЛОПНИ, ОБЕРНИСЬ»

Топни, хлопни, повернись и сердитым покажись!

Топни, хлопни, повернись и веселым покажись!

Топни, хлопни, повернись, удивленным покажись!

Топни, хлопни, повернись и спокойным покажись!

Топни, хлопни, повернись и печальным покажись!

Топни, хлопни, повернись, добрым снова появись!

Дети показывают соответствующую тексту мимику.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ИМЕНА ГНОМОВ»

К доске прикреплены картинки, изображающие гномов с разным выражением лица, то есть с разным настроением (пиктограммы).

– Гномы прислали нам свои портреты и просят отгадать, как их зовут.

– Как вы думаете, какое настроение у каждого из этих гномов? (Ответы детей.)

Воспитатель помогает детям определить настроение сказочных человечков и, в зависимости от изображения, предлагает дать гномам имена. Например: «Этого гнома можно назвать Радость. А это – его братик Весельчак и сестренка Смешинка. Этот – гном Грусть, а рядом – его братик Плакса и сестренка Слезинка. Этот гном – Ворчун, а это Тихоня».

– А как вы догадались, что у гномов такие имена? (Ответы детей.)

– Верно. Имена этих гномов обозначают чувства радости, огорчения, заботы, доброты.

ИГРА-УПРАЖНЕНИЕ «ДОМИК НАСТРОЕНИЯ»

Воспитатель просит детей поднять руки домиком над головой и показать разные чувства, свое настроение, когда:

– мама приходит домой;

– старший брат не хочет с тобой поиграть;

– у тебя сломалась любимая игрушка;

– к тебе в гости приходит друг;

– ты помогаешь родителям;

– в окошко заглянуло солнышко;

– нельзя гулять, потому что идет дождь;

– смотришь смешную передачу по телевизору.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПАСТУХ И ВОЛК»

Из детей выбирают «пастуха» и «волка», остальные дети – «овцы». На одном конце площадки чертят «дом» для «овец», на противоположной стороне площадки – поле, где будут пастись «овцы». Сбоку стоит «волк». «Пастух» ведет «овец» в поле. В поле «овцы» бегают, пасутся. На сигнал воспитателя «Волк!» «овцы» разбегаются по площадке и убегают в свой домик. «Волк» ловит «овец». «Пастух» их защищает. Пойманную «овцу» «волк» отводит к себе. При повторении игры «пастух», возвращаясь домой, освобождает пойманную «волком» «овечку». «Волк» старается не допустить «пастуха» к «овце» и в то же время ловит остальных. Игра заканчивается, когда у «волка» будет несколько «овечек» (по договоренности).

СТИХОТВОРЕНИЕ «СЕМЬЯ»*

Семья – это счастье, любовь

и удача,

Семья – это летом поездки

на дачу.

Семья – это праздник, семейные

даты,

Подарки, покупки, приятные

траты.

Рождение детей, первый шаг,

первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение

и трепет.

Семья – это труд, друг о друге

забота,

Семья – это много домашней

работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному

невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь

берегите,

Обиды и ссоры подальше

гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили

друзья:

«Какая хорошая ваша семья!»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПЕРЕНЕСИ ПРЕДМЕТЫ»

На земле чертят 2–4 круга диаметром 50 см на расстоянии 8–10 м. В один круг ставят несколько разных предметов (кегли, кубики, игрушки), другой остается свободным. Ребенок встает у свободного круга и по сигналу взрослого начинает переносить сюда предметы по одному из другого круга. Могут играть одновременно две команды.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙМИ ДОМИК»

Количество игроков: любое.

Дети одной группы разбиваются на пары, берутся за руки – это «домики». Другая группа детей – «птички», их больше, чем «домиков». «Птички» летают. По сигналу «Закапал дождик» «птички» занимают «домики». Кому не хватило «домика», выбывают из игры, а потом меняются с детьми-домиками.

Игра повторяется 2–3 раза.

ВОСКРЕСЕНЬЕ*

Воскресенье – вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КТО СДЕЛАЕТ МЕНЬШЕ ШАГОВ»

Несколько детей становятся за линию и по сигналу взрослого бегут на противоположную сторону площадки до обозначенного чертой места (примерно на расстоянии 5–6 м). Каждый из играющих старается делать шаги как можно длиннее и считает их. По окончании бега дети говорят, кто сколько сделал шагов, и определяют, у кого их меньше. Вначале воспитатель предлагает пробежать установленное расстояние по очереди и сам считает шаги каждого ребенка, а затем дети делают это сами. Игру можно усложнить дополнительными заданиями.

СТИХИ О ПРОФЕССИЯХ*

Мы пока еще ребята,

Не умеем мы считать,

Может, знаний маловато,

Но ведь можно помечтать!

– Я врачом, наверно, буду,

Стану я лечить людей,

Буду ездить я повсюду

И спасать больных детей!

– Скоро буду я военный

Или просто летчик-ас!

Как герой обыкновенный,

Защищать я буду вас!

– Балериной и певицей

Я всегда мечтала стать!

Чтоб красиво нарядиться,

Спеть для вас и станцевать!

– Я художником известным

Стану обязательно.

Рисовать мне интересно,

Очень увлекательно!

– Я – учительницей школьной,

Детям знанья подарю!

Дети будут мной довольны,

Я вам точно говорю!

– Ну а я вернусь сюда!

Ласковым, внимательным

И отзывчивым всегда

Стану воспитателем!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «САМОЛЕТЫ»

Дети распределяются на три команды и размещаются в разных сторонах зала, перед каждой командой ставят по одному предмету разного цвета (кубик, кегля и т. д.). По команде педагога «К полету приготовиться!» дети выполняют круговые движения согнутыми руками – заводят моторы. На сигнал «Летите» поднимают прямые руки в стороны и бегут в разных направлениях по всей площадке. По команде «На посадку!» дети строятся в звенья и опускаются на одно колено, держа прямые руки в стороны (самолеты возвращаются и приземляются). Отмечается то звено, которое построилось наиболее быстро и красиво.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ШОФЕРЫ»

С одной стороны площадки два «гаража» (начертить две параллельные линии на расстоянии 5–6 шагов одна от другой). На линиях сделать места для «автомобилей»; поставить кубики. В одном гараже стоят «машины» с красными «рулями» (на кубиках лежат красные кружки), а в другом – «машины» с зелеными «рулями» (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети («шоферы») поделены на две равные группы, становятся лицом к своим «машинам» каждый возле своего «руля», которые лежат на кубиках. Воспитатель, который выполняет роль милиционера, стоит на одинаковом расстоянии от двух «гаражей» и руководит движением «машин». Когда он отводит левую руку вбок, дети – «шоферы» из «гаража», стоящего с левой стороны, нагибаются, берут обеими руками «руль» и готовятся к выезду (колонной). На поднятый вверх зеленый флажок «машины» выезжают из «гаража» и разъезжаются по всей площадке. На красный флажок останавливаются, на зеленый едут дальше. На слова воспитателя «В гараж» машины возвращаются на свои места. Воспитатель отмечает самого внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж. Затем воспитатель отводит руку в сторону, и задания выполняют «шоферы» из «гаража» с правой стороны.

ЗАГАДКИ О ПРОФЕССИЯХ

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит ... (шофер).

* * *

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит ...

(пожарный).

* * *

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят.

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит ...

(строитель).

* * *

Он от всех родных вдали

Водит в море корабли.

Повидал немало стран

Наш отважный ... (капитан).

Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи? (Портниха.)

* * *

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь –

Как лечиться, знает ... (врач).

* * *

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель –

Проведет урок ... (учитель).

* * *

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты,

Помидор и огурец –

Предлагает ... (продавец).

* * *

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это няня, ... (воспитатель).

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЧЕРЕПАХА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА»

Для этой игры каждой команде понадобится таз (металлический или пластмассовый). Первый участник встает на четвереньки, ему на спину устанавливают таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до поворота и обратно, не потеряв при этом свой панцирь-таз. Поскольку таз ничем не закреплен, то ребенок поневоле должен двигаться осторожно, а следовательно, медленно, как черепаха. Иначе есть риск остаться без «панциря», а для черепахи это равносильно гибели. Когда игрок доползет до старта, с него снимают «черепаший панцирь» и устанавливают его на спине другого участника.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МАТРЕШКИ И КАРУСЕЛИ»

Инвентарь: ленточки разных цветов на колечках (диаметр 4–5 см) – в соответствии с количеством детей (длина ленточки 20–25 см, ширина – 3–4 см); игрушка матрешка.

Педагог предлагает детям построиться в круг, показывает им матрешку и говорит: «Смотрите, дети, к нам в гости пришла матрешка. Какая она красивая и нарядная! Матрешка ходила на ярмарку, каталась там на каруселях. Весело на каруселях! Берите каждый по ленточке и слушайте внимательно».

Тихо-тихо, еле-еле завертелись

карусели,

Идут по кругу друг за другом, встряхивая ленточками, ленточки внизу.

А потом, а потом всё бегом,

всё бегом.

Бегут по кругу друг за другом, взмахивая ленточками, ленточки вверху в вытянутой руке.

Тише, дети, тише, тише –

За матрешкой не спешите,

Карусель остановите.

Идут по кругу друг за другом, ленточки опущены вниз.

Останавливаются.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «БЕРЕЗКИ»

Цель: развитие выразительности движений, наблюдательности, воображения.

Описание игры: Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя.

– Лето, березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.

– Осень, облетают листья на березах. Всё чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.

– Зима, веточки на березах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

– Весна, снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки.

«НАШЕ ОТЕЧЕСТВО»

Наше отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать – святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч верст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

К. Ушинский

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ИГРОВАЯ»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали как я!

При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЕДВЕДЬ И ВОЖАК»

Одного из участников назначают медведем, другого вожаком, они берут в руки противоположные концы веревки. Остальные дети группируются на небольшом расстоянии от них, приблизительно в 4–6 шагах. По сигналу, данному вожаком, игра начинается и дети стараются запятнать медведя. Вожак в свою очередь пытается запятнать кого-нибудь из играющих, прежде чем медведя коснутся 5–6 игроков. Запятнанный вожаком игрок становится медведем. Если медведя успеют коснуться 5–6 игроков, а вожак не успеет запятнать кого-либо, он сам становится медведем, а последний пятнающий – вожаком. При каждом таком обмене ролей игроки снова отодвигаются на некоторое расстояние от медведя и вожака и лишь по сигналу, данному последним, вновь приближаются, игра продолжается.

Запятнавшие медведя, то есть коснувшиеся его, должны сказать об этом. Пятнать медведя можно лишь поочередно, а не нескольким играющим одновременно. В начале и во время игры, при каждой смене центральных действующих лиц (вожака и медведя) остальные игроки не должны подходить к ним ближе чем на 4–6 шагов, до тех пор пока вожак не даст сигнала. Нарушивший это правило игрок, получает роль медведя.

«СКАЗКА ПРО МЕДВЕЖАТ ТОШКУ И ТЕРЕШКУ»*

В одном сказочном лесу жили два медвежонка: Тошка и Терешка. Они были еще совсем неразумные и, как все ребятишки, очень любили шалить. Была у них и большая добрая мама медведица, которая хотя и ворчала на них, но, как все мамы, бесконечно любила их и всё прощала. Был у них и папа медведь, который был очень строг.

А еще у них был дедушка медведь, и звала его лесная детвора «деда Миша». Бывало так, едет дед Миша на своем мотоцикле по дороге, сигналит, ребятишки бегут за ним: «Деда Миша прокати, деда Миша прокати». Дед Миша посмеивается. Да медвежата тоже стали просить, но деду все некогда, то на пасеку, то на речку, то на огород.

И вот как-то оставил дед Миша свой транспорт без присмотра, а сам на ужин пошел. Медвежата тут как тут. Ходят кругами, рассматривают мотоцикл, лапами трогают.

Ворона с ветки им: «Чего задумали? Я вот скажу вашему деду, безобразники. Кар-кар».

А они ей погрозили рогаткой: «Ай-ай-ай!»

Мимо прыгал их дружок зайчик Рваное ушко.

Медвежата его окликнули: «Рваное ушко, будешь с нами кататься на мотоцикле?».

Зайчик остановился: «А деда Миша разрешил?».

Медвежата ответили: «А зачем он нам, мы и так умеем».

Зайчик посмотрел на них с недоверием и сказал: «А меня мама будет ругать».

Медвежата рассмеялись: «Ну и скачи дальше, не мешайся нам».

И уже стали спорить между собой, кто будет за рулем, а кто в люльке сидеть.

Тошка сказал: «Я старше, значит главнее, мне сидеть за рулем».

Терешка не сдавался: «Я тоже хочу».

Тошка продолжал: «Ну, давай по очереди».

И вот медвежата сели на мотоцикл и, представьте себе, поехали, да еще как поехали! Едут и сигналят. Весь лесной народ перепугали. Звери, птицы все врассыпную. А медвежатам смешно, даже весело. Сколько ягод, грибов подавили, не сосчитать, большое количество. Но тут лесная дорога закончилась и началось шоссе, а здесь встречное движение, очень опасно. Машины мчат на больших скоростях, сколько знаков дорожных, светофоров.

Наши мишки совсем растерялись и испугались. Знаков на дороге не знают, остановиться не могут, и несет их мотоцикл прямо на грузовичок.

Все могло закончиться очень печально, но нашим героям повезло. Мишки попали в лесную больницу, и там их до-о-олго лечили и поили горькими лекарствами, а мама медведица сильно горевала. Только вот мотоцикл уже не починить и не собрать, и дед Миша отдал его на металлолом.

А Тошка и Терешка, когда поправятся, пойдут в лесную школу учить правила дорожного движения, ведь нельзя быть такими невежами.

Диск 2

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ТАК МОЖНО, ТАК НЕЛЬЗЯ»

Дети стоят в кругу. Воспитатель, стоя на видном месте вместе с детьми, объясняет им, что на его слова «Делай так!» все должны смотреть на него и делать движения, им показанные, а на слова «Не делай так!» – стоять с опущенными руками и движения не повторять. Те, что ошибаются, проигрывают и отходят на один шаг назад. Игра продолжается. Если проигравшие дальше покажут движения правильно, снова вернутся в круг.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СНЕГОВИК ШАГАЕТ ПО ЛЕСУ»

Цель: поднять эмоциональный и мышечный тонус детей.

Воспитатель проговаривает текст, а дети с помощью пантомимы выполняют действия.

«Снеговик шагает по лесу, пробирается сквозь кусты и заснеженные ветви деревьев, перелезает через поваленные деревья, лакомится ягодами рябины и калины, ходит по узкой  тропинке,  прыгает  за  зайчиком  и т. п.».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КАРУСЕЛЬ»

Дети образуют круг, держась за шнур, концы которого связаны. Дети берутся за шнур правой рукой и идут по кругу сначала медленно, потом все быстрее, а под конец бегут. Движения выполняются в соответствии с произносимым вслух текстом:

Еле, еле, еле, еле закружились карусели,

А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом.

Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли». После того как дети пробегут по кругу 2–3 раза, воспитатель подает сигнал к изменению направления движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывают шнур в левую руку и бегут в другую сторону. Затем воспитатель вместе с детьми произносит:

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке. После того как дети немного отдохнут, воспитатель подает сигнал (звонок, свисток, хлопки, удары в бубен), по которому играющие снова становятся в круг, берутся за шнур, то есть занимают свои места на карусели. Игра возобновляется, повторяется 3–4 раза.

Указания. Воспитатель может дать детям указание по условным сигналам быстро становиться в круг при повторениях игры. Игрок, не успевший занять место до третьего сигнала, не принимает участия в очередном катании на карусели, а ожидает следующей посадки.

ПОДВИЖНАЯ  ИГРА «СТРЕКОЗА»

Эта несложная игра доставляет детям громадное удовольствие и развивает их физические силы. Дети выстраиваются в линию, становятся на корточки, упирают руки в бока и по команде воспитателя, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца группы.

Побеждает, конечно, тот из детей, кто первым «дострекозит» таким способом до финиша. А вот того, кто по дороге споткнется и обопрется на руки, с дистанции снимают.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ»

Дети поделены на две одинаковые колонны и стоят на одном конце площадки перед линией. На противоположном конце площадки напротив каждой колоны на линии лежат по 3 разноцветных кубика, а на расстоянии 2–3 шагов от кубиков (справа и слева) лежат такие же разноцветные кубики. На слово воспитателя «раз» первые дети в колонах бегут по прямой к кубикам, берут один из них, отбегают в сторону (один – вправо, другой – влево) и берут кубик такого же цвета, как и в руке, с двумя кубиками одного цвета, возвращаются на место и поднимают вверх руки. Выигрывает тот ребенок, который первым поднял кубики одного цвета вверх, вернувшись на место. Затем дети кладут кубики на места и идут в конец своей колонны. Воспитатель отмечает, кто лучше выполнил задание. Потом на линию выходят вторые, третьи и т. д. В конце игры воспитатель определяет победителей.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Воспитатель раздает играющим по одному флажку какого-либо из основных цветов. По сигналу – удару в бубен, хлопку – дети разбегаются по площадке, помахивая над головой флажками. По следующему сигналу – нескольким ударам в бубен, хлопкам, словам «Найди себе пару!» – дети, имеющие флажки одного цвета, находят себе пару. Каждая пара произвольно делает какую-либо фигуру. К оставшемуся без пары все играющие обращаются со словами:

Петя, Петя, не зевай.

Быстро пару выбирай.

Затем по сигналу дети снова разбегаются по площадке. Игра повторяется 5–6 раз. В игре может участвовать нечетное количество играющих; тогда в игру включается воспитатель. У воспитателя должны быть флажки всех цветов; при повторении игры он меняет их у нескольких детей. Играющие должны выбирать себе по сигналу разные пары.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПТИЦЫ И КОШКИ»

Несколько детей (3–4) изображают птичек, остальные – птенчиков, один ребенок – кошку. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях – скамейках, пеньках, бревнах. Кошка – на расстоянии 20–30 шагов от птичек в кружке, нарисованном на земле.

Птицы слетают с деревьев (спрыгивают), летят на площадку и спустя некоторое время зовут птенцов. Они также спрыгивают, присаживаются на корточки (клюют корм), летают. По сигналу «Кошка!» птицы улетают на деревья – залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц.

Правила: птенцы вылетают только по зову птицы; дети бегают в пределах площадки; спрыгивают на обе ноги, мягко сгибая их в коленях; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КТО УШЕЛ?»

Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить стоящих с ним рядом детей (5–6), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Потом воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок угадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если не отгадает, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, становится на свое место.  Отгадывающий должен его назвать.  Игра повторяется 4–5 раз.

Указания. Дети не должны подсказывать, кто ушел. Можно никому не прятаться, тогда отгадывающий заметит, что все остались на местах.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОШАДКИ»

Дети становятся парами: один – лошадка, другой – возчик.

Для игры даются вожжи и дети держатся за поясок.

Поехали, поехали                  По пареньку,

С орехами, с орехами           По сладеньку,

К дедке по репку,                  По горбатеньку.

С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под приговаривание воспитателя «Гоп, гоп…» или прищелкивая языком до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Тпру-у». При повторении игры дети меняются ролями.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЕДВЕДИ И ПЧЕЛЫ»

Количество играющих: 4 и более человек. Дети делятся на «медведей» и «пчел».

Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (лесенки, скамеечки и т. д.).

По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом. В это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом.

По сигналу «Медведи!» «пчелы» с жужжанием бросаются к своим домикам и «жалят» не успевших убежать «медведей».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

Разминаем шею. Стой!

Наклонился правый бок (наклон вправо)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок (наклон влево)

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (руки вверх)

И дотянемся до тучки.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПАСТУХ И ВОЛК»

Из детей выбирают «пастуха» и «волка», остальные дети – «овцы». На одном конце площадки чертят «дом» для овец, на противоположной стороне площадки – поле, где будут пастись овцы. С боку стоит волк. Пастух ведет овец в поле. В поле овцы бегают, пасутся. На сигнал воспитателя «Волк!» овцы разбегаются по площадке и убегают в свой домик. Волк ловит овец. Пастух их защищает. Пойманную овцу волк отводит к себе. При повторении игры пастух, возвращаясь домой, освобождает пойманную волком овечку. Волк старается не допустить пастуха к овце и в то же время ловит остальных. Игра заканчивается, когда у волка будет несколько овечек (по договоренности).

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПЕРЕНЕСИ ПРЕДМЕТЫ»

На земле чертят 2–4 круга (диаметром 50 см) на расстоянии 8–10 м. В один круг ставят несколько разных предметов (кегли, кубики, игрушки), другой остается свободным. Ребенок встает у свободного круга и по сигналу взрослого начинает переносить сюда предметы по одному из другого круга. Могут играть одновременно две команды.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙМИ ДОМИК»

Дети разбиваются на пары, берутся за руки – это домики. Группа детей – птички, их больше, чем домиков. Птички летают. «Закапал дождик», птички занимают домики.

Те, кому не хватило домика, выбывают из игры, а потом меняются с детьми-«домиками».

Игра повторяется 2–3 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КТО СДЕЛАЕТ МЕНЬШЕ ШАГОВ?»

Несколько детей становятся за линию и по сигналу взрослого бегут на противоположную сторону площадки до обозначенного чертой места (примерно на расстоянии 5–6 м). Каждый из играющих старается делать шаги как можно длиннее и считает их. По окончании бега дети говорят, кто сколько сделал шагов, и определяют, у кого их меньше. Вначале воспитатель предлагает пробежать установленное расстояние по очереди и считает шаги каждого ребенка, а затем дети делают это сами. Упражнения в беге можно усложнить дополнительными заданиями.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «САМОЛЕТЫ»

Дети распределяются на три команды и размещаются в разных сторонах зала, перед каждой командой ставится по одному предмету разного цвета (кубик, кегля и т. д.). По команде педагога «К полету приготовиться!» дети выполняют круговые движения согнутыми руками – заводят моторы. На сигнал «Летите!» – разводят прямые руки в стороны и бегают по всей площадке. По команде «На посадку!» дети строятся в звенья и опускаются на одно колено, прямые руки разведены в стороны (самолеты возвращаются и приземляются). Отмечается то звено, которое построилось быстрее и наиболее красиво.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЧЕРЕПАХА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА»

Черепаха – медлительное животное. Попробуйте двигаться быстро, если у вас на спине настоящий дом-панцирь. И все же черепаха преодолевает большие расстояния, путешествуя по пустыне. Для этой игры каждой команде понадобится таз (металлический или пластмассовый). Первый участник встает на четвереньки, ему на спину устанавливают таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до поворота и обратно, не потеряв при этом свой «панцирь». Поскольку таз ничем не закреплен, то ребенок поневоле должен двигаться осторожно, а следовательно, медленно, как черепаха. Иначе есть риск остаться без панциря, а для черепахи это равносильно гибели. Когда игрок доползает до старта, с него снимают черепаший панцирь и устанавливают его на спине другого участника.

СТИХИ ПРО ДНИ НЕДЕЛИ

Вот неделька, в ней семь дней.           А четверг – четвертый день –

Поскорей знакомься с ней.                 Шапку носит набекрень.

Первый день по всем неделькам         Пятый – пятница – сестрица,

Назовется понедельник.                      Очень модная девица.

Вторник – это день второй,                А в субботу – день шестой –

Он стоит перед средой.                      Отдыхаем всей гурьбой,

Серединочка – среда –                        И последний – воскресенье –

Третьим днем была всегда.                 Назначаем днем веселья*.

ЗАДАЧКИ В СТИХАХ*

Вот реши пример несложный,

Было целых два пирожных.

Съел одно тихонько Петя,

Думал, мама не заметит.

Пете за него досталось!

Но ведь сколько-то осталось?  

                    (2 – 1 = 1)

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не за будь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?  

                     (2 + 1 = 3)

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

«Приходите все на чай!»

Сколько чаек, отвечай!  

(8 + 1 = 9)

День рожденья у меня,

Подарили мне коня,

Два мяча, одну вертушку.

Сколько у меня игрушек?

(1 + 2 + 1 = 4)

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят?

(1 + 1 = 2)

В снег упал Антошка,

А за ним Иринка.

А за ней Сережка,

А за ним Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?  

    (1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 5)

Мы – большущая семья,

Самый младший – это я.

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Глаша, Саша

И Наташа тоже наша.

Подсчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей?

 (1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 8)

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок...

Помогите вы Танюшке

Сосчитать свои игрушки!

   (2 + 1 + 1 + 1 + 1 = 6)

У Аленки в гостях                       Селезень в кафтане,

Два цыпленка в лаптях,               Утка в сарафане,

Петушок  в сапожках,                  И корова в юбке,

Курочка в сережках,                    Теплом полушубке.

Сколько всего гостей?

Посчитай скорей!  

                 (2 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 7)

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МАТРЕШКИ И КАРУСЕЛИ»

Инвентарь: ленточки разных цветов на колечках (диаметром 4–5 см) – в соответствии с количеством детей (длина ленточки 20–25 см, ширина – 3–4 см); игрушка-матрешка.

Педагог предлагает детям построиться в круг, показывает им матрешку и говорит: «Смотрите, дети, к нам в гости пришла матрешка. Какая она красивая и нарядная! Матрешка ходила на ярмарку, каталась там на каруселях. Весело на каруселях! Она принесла их к нам в садик, чтобы вы тоже смогли на каруселях покататься. Берите каждый по ленточке и слушайте внимательно».

Тихо-тихо, еле-еле завертелись карусели,

Дети идут по кругу друг за другом, встряхивая ленточками, ленточки внизу.

А потом, а потом все бегом, все бегом.

Бегут по кругу друг за другом, взмахивая ленточками, ленточки вверху в вытянутой руке.

Тише, дети, тише, тише –

За матрешкой не спешите,

Карусель остановите.

Идут по кругу друг за другом, ленточки опущены вниз. Останавливаются.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА « ИГРОВАЯ»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры: при повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЕДВЕДЬ И ВОЖАК»

Одного из участников назначают медведем, другого – вожаком, причем оба берут в руки противоположные концы веревки, а остальные дети группируются на небольшом от них расстоянии, приблизительно в 4–6 шагах. По сигналу, данному вожаком, игра начинается, и дети все наперерыв бросаются на медведя, стараясь запятнать его. Вожак, охраняя последнего, в свою очередь старается запятнать каждого приближающегося к медведю. Вожак должен обладать ловкостью и стараться во что бы то ни стало запятнать кого-нибудь из играющих прежде, чем медведь получит 5–6 легких ударов. Запятнанный становится медведем; в том же случае, когда медведь получит вышеуказанное количество ударов, а вожак не успеет запятнать кого-либо, он сам становится медведем, а нанесший последний удар преобразуется в вожака. При каждом таком обмене ролей участвующие отодвигаются на известное расстояние от центральных лиц – медведя и вожака – и лишь по сигналу, данному последним, вновь приближаются и продолжают игру в прежнем порядке.

Для правильного ведения этой игры требуется соблюдение некоторых условий. Пятнающие, то есть наносящие медведю легкие удары, должны непременно вслух заявить об ударе, причем удары могут наноситься лишь поочередно, а не одновременно двумя или несколькими играющими. В начале и во время игры при каждой смене центральных действующих лиц – вожака и медведя – остальные участвующие не должны подходить к ним ближе, чем на 4–6 шагов до тех пор, пока вожак не даст сигнала. За нарушение последнего правила в наказание полагается роль медведя.

СТИХИ ПРО ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ВИДЫ СПОРТА*

***

Один из видов зимних игр.

Цель поразить и дальше в путь!

Спортсмен на лыжах

и с ружьем

Так что же это? Биатлон.

***

На санях с горки я лечу,

По горке, льдом покрытой

всей.

Эх, прокатил бы, – прокачу!

Хороший зимний спорт –

бобслей.

***

Отгадайте-ка загадку,

В ней самой уже отгадка!

Если горы, если лыжи,

Значит, горнолыжный спорт

всем ближе.

***

Вот – ледовый стадион,

На коньках бегут все быстро.

Зрители воскликнут: «Ах!

Браво, бегу на коньках!»

***

Здесь могу с трамплина

прыгать

И на лыжах прокатиться.

Как в такое двоеборье

Ну, скажите, не влюбиться?!

***

Могу катиться я один,

Могу и с другом прокатиться,

Ведь главное – была б чтоб

скорость.

Как в санный спорт мне

не влюбиться?!

***

В платьях, фраках и костюмах

На льду под музыку катание.

Какой красивый это спорт –

Фигурное катание!!!

***

Клюшкой шайбу точно бей.

Любят все игру хоккей!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПРОДЕЛКИ ДЕДОВ МОРОЗОВ»

Играют в эту игру на ровной утоптанной площадке. На ней проводятся две параллельные линии так, чтобы между ними осталось достаточно места для коллективного бега. Игроки делятся на две команды и расходятся к противоположным границам. В поле должны остаться два игрока: они-то и будут двумя Дедами Морозами. Их первая задача – налепить побольше снежков.

А потом игроки с обеих сторон (по одному) должны бежать навстречу друг другу. Два Деда Мороза в это время держатся вместе и пытаются «заморозить» участников, кидая в них снежками. Тот, кого задели, застывает на месте и стоит до конца кона. Кон заканчивается тогда, когда все пробегутся по разу или когда всех бегунов «переморозят».

В конце игры можно определить самую шуструю пару Дедов Морозов, то есть тех, кто «заморозил» больше участников.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОБЩАЯ КАРТИНА»

Для проведения этой игры понадобятся два мольберта, на которых закреплены чистые листы бумаги (можно упростить задачу и прикрепить два листа ватмана на стене). Рядом нужно положить фломастеры или маркеры с толстым стержнем. Ведущий ставит перед командами задание – написать картину: нарисовать лису, зайца, медведя (задание должно быть простым). Каждый участник должен добежать до «мольберта», нарисовать одну деталь образа и вернуться назад. Побеждает та команда, которая первой представит свой «шедевр».

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... (снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые... (снежинки).

На поселки, на лужок

Все снижается... (снежок).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее... (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в... (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился... (снеговик).

Рядом снежная фигурка,

Эта девочка – ... (Снегурка).

На снегу-то, посмотри,

С красной грудкой... (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... (снег).

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПОЖАРНАЯ КОМАНДА»

Играют 10 и более человек.

Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, барабана). Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЕРТУНЫ»

В игре участвуют 2–3 группы игроков. Они стоят в колоннах, причем первые игроки располагаются ближе к центру площадки. По сигналу первые игроки поворачиваются на 360°, затем поворачиваются вокруг своей оси вместе первые и вторые номера. Во время поворота второй номер держит за пояс руками партнера. Далее поворот выполняют одновременно 3 игрока и т. д. Выигрывает команда, которая первой закончит повороты в четверках, пятерках или шестерках. При повторении игры повороты выполняют в другую сторону.

СТИХОТВОРЕНИЕ «ЛЕТЧИК-САМОЛЕТ»

Подарили мне игрушку –

Настоящий самолет!

Я летать на нем не трушу,

Очень смелый я пилот!

Жаль, в кабину не влезаю,

Я за хвост его держу.

Я как будто бы летаю

И жужжу, жужжу, жужжу.

Полетал я над ковром –

Это мой аэродром.

Пожужжал не над диваном,

А над бурным океаном!

Пролететь хотел под стулом

Словно Чкалов под мостом,

Но застрял... Как «реверс»

дунул –

Сдал назад вперед хвостом.

Возле папиного носа

Заложил крутой вираж.

(Выяснял я суть вопроса:

Что такое пилотаж?)

Как быстрее приземлиться

Папа сразу объяснил.

Но я знаю, – он не злится,

И тогда его спросил:

Что такое «штопор», «бочка»,

Для чего воздушный винт?

А бывают в небе кочки?

Что диспетчер говорит?

Отвечал мне папа долго.

Рот разинув, я молчал.

Ничего не понял толком,

Но опять летать начал.

«Не начАл, а нАчал», –

Папа озадачил.

И теперь, раскинув руки,

По маршруту и по трассам

Я летаю по науке,

Чтобы стать воздушным асом.

Знаю, что такое «шасси»,

Что такое «фюзеляж»,

Я узнал о «взлетной массе»,

Знаю даже про «форсаж».

Понял я: для всех полетов

Нужен штурманский расчет.

Заурчало только что-то…

Да ведь это мой живот!

Без горючки – можно рухнуть.

Падать мне не нравится.

Разворот! Лечу на кухню,

Чтобы дозаправиться.

Вот теперь порядок полный.

Вдруг ловлю издалека,

Тихо так, радиоволны

Приводного маяка.

«Спят, усталые игрушки…», –

Сообщает рация.

Быстро-быстро, как из пушки,

Прекратил играться я.

Посидели, посмотрели,

Как живут «Смешарики»,

И ракетою взлетели,

Чтоб успеть до Африки.

(Я уже припас зефир

Покормить гиппопотама.)

Тут, прорвавшись к нам в эфир,

Говорит диспетчер-мама:

«Ну-ка, летчик-самолет!

Заходи-ка на посадку, –

Мне эРПэ приказ дает, –

Маршируй в свою кроватку!»

Эх… ну вот... Конец полетам…

«Мам, а может, полетаем?

Ммм?..»

Вместе с верным самолетом

Мы отлично понимаем:

Волновать ее не нужно.

Он в ангар, а я в кровать

Приземлились вместе дружно

На «регламент» и поспать.

Е. Ю. Шукевич

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ»

Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура, замри!

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первым из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится дольше продержавшийся игрок).

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СЕВЕРНЫЙ И ЮЖНЫЙ ВЕТЕР»

Выбирают  двух  водящих. Первому  на  руку повязывают синюю ленту – это «северный ветер», другому – красную – это «южный ветер». Остальные дети бегают по площадке. «Северный ветер» старается «заморозить» как можно больше детей (дотронуться до них рукой). «Замороженные» дети принимают какую-либо позу. «Южный ветер» «размораживает» их, дотрагиваясь рукой, восклицая: «Свободен!». Через 2–3 мин назначают новых водящих, и игра повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперименты старшая группа.

Поисково - познавательная деятельность в старшей группе....

Картотека Игры и эксперименты младшая группа

КартотекаИгры и экспериментымладшая группа...

Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9748268","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"334","width":"480"}}]]...

План профессионального самообразования "Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» (младшая группа)

Экспериментирование является основным видом поисковой деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет п...

Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)

Картотека опытов и экспериментов(старшая группа)...

Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)

Картотека проведения опытов в старшей группе...

Познавательно - развлекательный досуг в старшей группе с использованием современной технологии интегрированного обучения . " Удивительное рядом " опыты и эксперименты (старшая группа)

quot; Удивительное рядом "( опытно - эксперементальная деятельность )Воспитатель : Храпова Наталья Юрьевна ( первая квалификационная категория )Цель : учить детей организовывать собс...