Сообщение для музыкальных руководителей и педагогов ДОУ "Познавательно - исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье рассматриваются методы и приемы организации исследовательской деятельности и экспериментирования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста и представлены результаты работы по этой теме. Данный материал может быть использован всеми педагогами - дошкольниками. Работа награждена Дипломом участника Всероссийского педагогического конкурса "Творческий воспитатель - 2016". Опубликована во Всероссийском научно-методическом журнале "Коррекционная работа в ДОУ" в № 5-6 май - июнь 2017 Издательской Группы ОСНОВА. Выдан Диплом, удостоверяющий авторство статьи.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Дошкольный возраст уникален,
именно поэтому важно не упустить
этот период для раскрытия творческого
потенциала каждого ребенка».
С. Гин
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает, недаром детей дошкольного возраста называют «почемучками». Любопытство – естественная реакция дошкольников на все новое и неожиданное. Постепенно любопытство трансформируется в любознательность, а еще позже в познавательную потребность. «Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности». (А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор МПГУ).
На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное изменение окружающего нас мира. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим в ДОУ педагоги широко используют различные методики проблемного обучения, такие как познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо – они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.
Интерес к исследованию, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, научаются изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу. Наша с вами задача создать такие условия для детского экспериментирования и исследовательской деятельности, где каждый ребенок сможет самореализовать себя, найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Исследовательская деятельность, экспериментальная работа в музыкальном воспитании, пронизывают все виды детской музыкальной деятельности и тесно связаны с детским музыкальным творчеством, ведь творчество, по природе своей, основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
Исследованиям и экспериментам может быть посвящено целое музыкальное занятие. Например, занятие, посвященное музыкальному инструменту – колокольчику. На протяжении всего занятия используются разные виды детской музыкальной деятельности: слушание, исполнительская деятельность, игра. Дети знакомятся со строением колокольчика, с разнообразием звуков, издаваемых колокольчиками не только различной величины, но и сделанными из различных материалов, экспериментируют со звуками, анализируют высоту звучания и тембр, подбирают точную словесную характеристику голосов, издаваемых колокольчиками. На этом занятии можно познакомить детей с колокольным звоном разного настроения: набатный звон – взволнованный, тревожный; торжественный звон – радостный, праздничный; перезвон церковных колоколов во время христианских праздников – светлый, звонкий. Затем можно предложить детям изобразить звучание колокольчиков голосом (дон-дон-дон – большой колокольчик; дили-дили-дили – маленький колокольчик), а еще можно исследовать другие музыкальные инструменты и найти, на которых можно имитировать звучание колокольчика. В конце занятия можно поговорить о том, где в повседневной жизни можно услышать звучание колокольчика, как его можно использовать, поиграть в «Жмурки с колокольчиком».
Чаще всего исследования и эксперименты я включаю только в какую – либо часть занятия. Пример знакомства детей первой младшей группы с музыкальным инструментом БУБЕН и приемами игры на нем: я обращаю внимание детей на бубен, лежащий на столе. Говорю им, что это музыкальный инструмент бубен, у него есть свой голос, но сейчас он лежит на столе и молчит. Как только я его возьму в руки, он начинает радоваться и весело звенит, вот так (показ). Ребята, у моего бубна есть много друзей, они тоже хотят веселиться! (дети берут в руки бубны, рассматривают их, пробуют тоже позвенеть). Я сыграю веселую музыку, и бубны повеселятся вместе с нами (исполняем первую часть произведения «Бубны» муз. Фрида). Ребята, а если я ударю по бубну кулачком, он на меня обидится и рассердится, послушайте. Попробуйте тоже его ударить кулачком (дети пробуют, слушают, исполняется вторая часть «Бубны» муз. Фрида). Аналогично можно знакомить детей со звучанием и приемами игры на БАРАБАНЕ (разными палочками, пальцами, ладонями, веточками от веника и т.д.).
Когда весной звенит капель, знакомлю детей с песней М. Картушиной «Капель», а затем вношу на занятие «СОСУЛЬКУ» (трубочку от трубчатого металлофона, повешенную на ленточке). Показываю детям трубочку, говорю, что в трубочке живет капелька и у нее есть свой голос, когда солнышко пригреет сосульку, капелька оживает и поет свою песенку, вот так: «Кап! Кап! Кап!» (дети пробуют извлечь звук, прислушиваются к голосу трубочки). Позже, говорю детям, что на трубочке можно исполнить моросящий дождь или сильный летний ливень.
Если в младших группах дети исследуют инструменты и осваивают разные приемы игры на них с помощью взрослого, то в средней группе дети могут уже самостоятельно выбирать музыкальный или шумовой инструмент, на котором можно исполнить то или иное произведение. Вспомним упражнение М. Раухвергера «Лошадки в конюшне». С помощью этого упражнения дети совершенствуют движение прямого галопа, создают выразительный образ всадников. На музыкальное вступление конь бьёт копытом, а всадник сдерживает коня, натягивая повод, затем двигается прямым галопом. На последнем аккорде, натянув повод, всадник останавливает коня на всем скаку. Даже в простое упражнение можно включить элементы познавательно – исследовательской деятельности и экспериментирования. Выкладываю перед детьми набор музыкальных и шумовых инструментов, разных по звучанию, предлагаею выбрать те, на которых можно изобразить цокот копыт коня. Делю детей на две подгруппы: одна подгруппа – всадники, другая подгруппа сопровождает выполнение упражнения игрой на инструментах. Затем дети меняются ролями. Дети – всадники отмечают начало и окончание движения возгласами «Но!» и «Тпру!», а воспитателю (затем ребенку) можно дать тарелку и отмечать ударом в нее начало движения.
Когда дети знакомятся с осенним явлением природы «листопад», мы поем с ними песню Шаламоновой «Простая песенка». В ней поется про то, как осенние листочки весело шуршат, которое хорошо изображено во вступлении к песне. Я предлагаю детям выбрать из набора разных по звучанию шумовых инструментов тот, голос которого похожь на шуршание осенних листочков. Затем мы поем песню, а вступление к песне исполняем на выбранных инструментах.
В группах старшего возраста, когда дети знакомы с разными шумовыми и детскими музыкальными инструментами, мы с детьми можем организовать целый оркестр. Пример оркестровки песни «Приметы осени». Если песню даю в разделе «слушание», то, на первом занятии мы с детьми слушаем эту песню, вспоминаем приметы осени, о которых поется в песне, рассматриваем иллюстрации. На втором занятии начинаем исследовать инструменты и выбирать, на каких можно изобразить: как дует ветерок в лесу (маракасы, баночки), гнутся ветки до низу (скрип стволов и веток старых деревьев изображаем с помощью инструмента «козу»), птиц пугают холода, улетают кто куда (шум птичьих крыльев исполняем на султанчиках, тарелке с веточкой от веника), осенний дождь изображаем с помощью трубочек, металлофонов, треугольника, а осенние холода и засыпание природы изображаем на «болтушках», сделанных из внутренностей неваляшки. На третьем занятии пытаемся исполнить всю песню с инструментами. Если песня взята в разделе «пение», ее можно исполнить на осеннем празднике в сопровождении детского оркестра.
Внутри каждого из нас живет самый главный наш инструмент – голос. С голосом тоже можно поэкспериментировать. Для этого существуют игры с голосом. Например: для детей первой младшей группы – катимся на санках с горки вниз «Ух!» (показать иллюстрацию с изображением горки); дети второй младшей группы могут покататься на санках по высоким и низким горкам (показать рисунок с изображением высоких и низких горок); со средней группы можно использовать графическое изображение голосовой партитуры; для старших детей у нас есть волшебная коробочка, в которой «живут» детские голоса, как только ниточку потянешь, голос сразу зазвучит (пока звучит голос, нитка тянется, затем обрезается), дети могут сравнить - у кого дольше всех звучал голос, затем из этих ниток можно складывать различные звуковые рисунки и пропевать их вместе со всеми, а можно создать коллективный проект – партитуру и исполнить его хором.
Наше тело – это тоже своего рода музыкальный инструмент. Оно может издавать разные звуки, мы называем их «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, притопы, щелканье, шуршание и т.д.). Оно может изображать повадки и характерные движения животных и птиц, с помощью жестов и движений можно о многом «рассказать» и многое показать (качание веток деревьев на ветру, как вырастает и распускается подснежник, как тает снеговик и т.д.).
Следующий вид музыкальной деятельности, где мы используем исследовательскую деятельность и экспериментирование – это музыкально – ритмические движения: упражнения, игры, танцы, пантомима, инсценирование песен. Начнем с простого: игра – приветствие (под музыку дети двигаются врассыпную, на окончание музыки – находят себе пару и здороваются друг с другом с помощью заданного движения или жеста, предварительно согласованного с детьми, далее, кто-либо из детей кричит свое задание – приветствие и игра повторяется). Казалось бы, чего проще… но, как правило, дети ограничиваются лишь пожатием руки друг другу. Я предлагаю им поздороваться носами, объясняю, что так приветствуют друг друга жители одного африканского племени. Дети исполняют приветствие по моему предложенному сценарию. Далее, предлагаю детям самим придумать, как можно еще здороваться с помощью разных движений и разных частей тела. Происходит своего рода «мозговой штурм», дети наперебой начинают придумывать приветствия с помощью разных частей тела: и локоточками, и спинками, и ушками, и пальчиками и т. д.
Большую ценность в экспериментировании с телом представляют элементарные танцы народов мира. Например – «Танец ткачей» (Франция). На первую часть музыки дети двигаются по кругу, «ткут ковер». На вторую часть – ведущий - художник, стоящий в центре круга, показывает с помощью любого движения «узор», которым разукрашивает ковер. Все дети помогают «художнику» в «разукрашивании» ковра, повторяя движение за ведущим. Танец повторяется несколько раз. Нацеливаю детей, что движение может быть не танцевальным, может выполняться любой частью их тела, но «узор» не должен повторяться.
Сочинительство – довольно редкий вид деятельности, используемый на музыкальных занятиях. Стремление к сочинительству – это творческая переработка накопленных впечатлений, комбинирование их, построение из них новой деятельности. На своих занятиях я использую этот вид деятельности, но не часто. Есть замечательная песня наших челябинских - композитора Е. Попляновой, поэтессы Н. Пикулевой «Слово на ладошках».
- часть. Я найду слова везде: и на небе и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке!
Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово!
2 часть. Мишка – мишка, мишенька – мишенька,
Кукла – кукла, куколка – куколка,
Мячик – мячик, Буратино – Буратино,
Карандаш – карандаш, Чиполлино – Чиполлино.
Эту песню я использую на занятиях для закрепления знаний какой – либо темы, чаще всего это - времена года. После прослушивания песни на первом занятии, дети ищут слова на потолке, на носу, на руке и т.д., даю задание детям придумать к следующему занятию слова по заданной теме из двух, трех и четырех слогов. На втором занятии мы с детьми накладываем слова на музыку второй части, и у нас получается «новая» песня, с текстом, сочиненным детьми. Например:
Тема: «Ранняя весна».
Весна – весна, ручейка – ручейки,
Капель – капель. Лужицы – лужицы.
Птицы – птицы, прилетают – прилетают.
Солнышко – солнышко, припекает – припекает
Тема: «Мамин день».
Мама – мама, мамочка – мамочка,
Люблю – люблю, милую – милую,
С весной – с весной, поздравляем – поздравляем.
Радости – радости, вам желаем – вам желаем.
Тема: «Зимние забавы».
Зима – зима, к нам пришла – к нам пришла,
Игры – игры, принесла – принесла.
Снежки – снежки, лыжи, санки – лыжи, санки,
И коньки – и коньки, и ледянки – и ледянки.
Почти все, что нас окружает – звучит. Звуков вокруг очень много, и все они разные: таинственно шуршит под ногами осенняя листва, резко визжат тормоза у автомобиля, шумит вода в кране, кричат дети, хлопнула входная дверь. Игры со звуком – еще один очень интересный вид детского экспериментирования и исследования. Для создания шумового оркестра можно использовать разные предметы: связки ключей, газеты, целлофановые пакеты, оберточная бумага и т.д.
Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Каждый ребенок должен быть включен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме и слушать музыку. Творчество, исследовательская деятельность, экспериментирование на занятиях – это реальный шаг к успеху, свободе мышления и радости получения знаний. С принятием ФГОС в дошкольном образовании каждый из нас понимает, что модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом. Задача нас - взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к познанию, экспериментированию, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Т.Н. Девятова образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник» М., «Линка - пресс» 2006 г.;
- Интернет ресурсы;
- Е. Поплянова «А мы на уроке – играем» М., «Новая школа» 1994 г.;
- С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина «Музыка и движение» М., «Просвещение» 1983 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у королевы стеклянной страны". Познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий,экспериментирования и ИКТ в условиях введения ФГОС ДО
Системно-деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС ДОИнтеграция образовательных областей:«Познавательное развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие; художественно эсте...
Мастер-класс для педагогов " Взаимодействие музыкального руководителя и педагога в музыкально-образовательной деятельности"
Мастер-класс для педагогов...
«Познавательно–исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях»
laquo;Познавательно–исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях» «Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период ...
Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Поэтому музыкаль...
Консультация для музыкального руководителя «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности»
В представленной консультации раскрыты возможности развития речи детей с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности....
Педагогический опыт музыкального руководителя Давыдовой И.А. на тему "Роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников"
В своей работе я всегда стараюсь использовaть «Синтез» - это прогрaмма рaзвития музыкaльного восприятия у детей на основе синтезa искусствa. Это прогрaмма по слушанию музыки. Группа авторо...
Познавательно-исследовательская деятельность на музыкальных занятиях: детское музыкальное экспериментирование. (Консультация для воспитателей и педагогов)
Детское музыкальное экспериментирование по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальнойдеятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструме...