Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии.
консультация
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_lecheniya_i_obucheniya_v_preodolenii_otstavaniya_v_razvitii.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии.
Родители часто заблуждаются, полагая, что только медикаментозное лечение может ликвидировать отставание в развитии у ребенка. Но ни одно даже «самое лучшее» лекарство не окажет максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с малышом. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, педагога, логопеда с обязательным и ведущим участием родителей.
Назначение медикаментозного лечения осуществляется только врачом-специалистом, наблюдающим ребенка, и его применение всегда должно сочетаться с педагогическими и логопедическими занятиями. В противном случае препараты могут оказать неблагоприятное воздействие, прежде всего усилить возбуждение ребенка, нарушить его сон, аппетит.
Практически все дети с отклонениями в развитии в связи с органическим поражением мозга уже с первых месяцев жизни нуждаются в специальном комплексном медикаментозном лечении. Ребенка наблюдает невропатолог, психиатр, ортопед, окулист, врач ЛФК, логопед и педагог (дефектолог). Но помощь ребенку заключается не только в медикаментозном лечении, это длительный и непрерывный процесс, который требует постоянных занятий с ребенком, определенной системы его воспитания, в процессе которого постоянно стимулируется двигательное, речевое и психическое развитие.
Взаимосвязь лечения и обучения в каждом конкретном случае имеет свои характерные особенности. Например, среди детей, не говорящих в 2 года, встречаются дети с ослабленным здоровьем, повышенной возбудимостью, чрезмерно опекаемые родителями. Когда родители предупреждают каждое желание ребенка, у него не формируется потребность, стремление (мотивация) к речевому общению, так как он знает, что, стоит ему каким-либо способом выразить свое желание – криком, отдельным звукосочетанием, указанием пальцем и т.п., как оно будет моментально выполнено. Эти дети не нуждаются в стимулирующем медикаментозном лечении, для них необходима прежде всего правильная система воспитания.
У детей с эмоциональными нарушениями и нарушениями общения всегда происходит отставание в развитии речи.
Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается, прежде всего в соблюдении режима сна, бодрствования и кормления. У таких детей обычно наблюдается более низкая работоспособность центральной нервной системы, поэтому они, прежде всего, нуждаются в достаточной продолжительности сна. Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности центральной нервной системы этих детей.
Важно, чтобы все промежутки между кормлениями, сном, гигиеническими и лечебными процедурами, а также специальными занятиями были заняты доступной и интересной для них деятельностью.
У таких детей обычно недостаточно развиты физические качества (ловкость, скорость, сила, выносливость). Поэтому важно выполнять с ними специальные упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами и игрушками. Малыша важно как можно раньше научить правильно, захватывать различные по объему, форме и массе предметы, манипулировать ими, а также узнавать их на ощупь с закрытыми глазами.
Если ребенок вялый, малоподвижный, не стремится к самостоятельной деятельности, его надо постоянно заинтересовывать, стимулировать к игре и двигательной активности, предлагая доступные для него задания. Невнимательным, рассеянным детям полезно предлагать задания, требующие организованности и выдержки.
В тех случаях, когда малыш недостаточно устойчиво передвигается самостоятельно, родители длительное время водят его за руку, ограничивают его двигательную активность. Это приводит к тому, что у ребенка крайне медленно обогащается двигательный опыт, что в еще большей степени задерживает совершенствование у него функции равновесия.
Для развития зрительно-двигательной координации, моторики рук важное значение имеют специальные игры, при которых ребенок должен прокатить мяч и попасть в «ворота», ящик или корзину.
Родители должны помнить, что, развивая двигательную активность ребенка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие. Нельзя забывать и о специальные занятия по стимуляции психического развития ребенка. Прежде всего, ребенка надо научить наблюдать деятельность окружающих его людей. Нужно планомерно руководить процессом восприятия окружающих явлений. Сведения об окружающем мире следует преподносить в определенной последовательности, постепенно расширяя и углубляя их. Первое знакомство с предметами и явлениями должно происходить в естественной обстановке, а не по картинкам или игрушкам. При этом важно, чтобы ребенок сам взаимодействовал с теми предметами, с которыми его знакомят взрослые.
Родителям следует научить ребенка наблюдать конкретные явления окружающего мира и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать качества и признаки окружающих предметов.
Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание малыша. Постоянная познавательная активность ребенка, поддерживаемая родителями и направляемая ими, является основным стимулирующим фактором развития его мозга. И этот фактор действует сильнее любого наилучшего лекарства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль лечения и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо знать, насколько важно медикаментозное вмешательство параллельно с обучением их детей....
РОЛЬ ЛЕЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТСТАВАНИЯ В РАЗВИТИИ
Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения....
Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии
Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Вопрос о необходимости лечения в каждом случае решается индивидуально детским психиатром или невропатоло...
Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии
Данный материал раскрывает роль медико-педагогического подхода и специальных занятий в коррекции отставания в развитии ребенка....
Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии.
В статье "Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии" рассматривается использование технологии проблемного обучения в работ...
Консультация "Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии"
Консультация "Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии"...
Роль лечения и обучения в преодолении и отставании в развитии.
Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Вопрос о необходимости лечения в каждом случае решается индивидуально детским психиатром или невропатоло...