Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии
консультация

Максимова Гюзель Абузаровна

Данный материал раскрывает роль медико-педагогического подхода и специальных занятий в коррекции отставания в развитии ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/237236/pub_597ba7aa50c9e582ab8b9b1e_597ba8a150c9e582ab8b9b21/scale_1200Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии

Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Вопрос о необходимости лечения в каждом случае решается индивидуально детским психиатром или невропатологом. Родители часто заблуждаются, полагая, что только медикаментозное лечение может ликвидировать отставание в развитии у ребенка. Но родителям необходимо знать, что ни одно даже «самое лучшее» лекарство не окажет максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с малышом. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, педагога, учителя – дефектолога, логопеда с обязательным и ведущим участием родителей.

Принципы медико-педагогического комплекса

https://centrpolet.ru/upload/iblock/add/adddfc0479c44fc4c984a69a131e0ad7.jpgНазначение медикаментозного лечения, направленного на стимуляцию психического развития, осуществляется только врачом-специалистом, наблюдающим ребенка, и его применение всегда должно сочетаться с педагогическими, дефектологическими  и логопедическими занятиями. В противном случае препараты могут оказать неблагоприятное воздействие, прежде всего, усилить возбуждение ребенка, нарушить его сон, аппетит, а в некоторых случаях способствовать появлению и более серьезных осложнений, например, судорожного синдрома.

Принцип комплексности предусматривает участие в лечении ребенка специалистов различного профиля: невропатолога, психиатра, ортопеда, окулиста, врача и методиста лечебной гимнастики, логопеда и педагога (дефектолога).

Большая роль в преодолении отставания в развитии у ребенка раннего возраста принадлежит родителям. Они должны хорошо представлять себе, что помощь ребенку не исчерпывается только определенными курсами медикаментозного лечения, а что это длительный и непрерывный процесс, который требует постоянных занятий с ребенком, определенной системы его воспитания, в процессе которого постоянно стимулируется двигательное, речевое и психическое развитие.

Для развития речи ребенка важное значение имеет его нормальное эмоциональное состояние. Поэтому отставание в развитии речи всегда имеет место у детей с эмоциональными нарушениями и нарушениями общения. Если ребенок находится в состоянии эмоционального стресса, у него не формируется общение с окружающими. Подобное состояние может появиться у ребенка из семьи, где имеют место ссоры, разногласия между родителями.

Ребенок с нарушениями общения в виде раннего детского аутизма также часто не начинает говорить к двум годам. Стимулирующее медикаментозное лечение такого ребенка может ухудшить его состояние, вызвать общее беспокойство, нарушение поведения, расстройства сна, агрессивность, страхи и др.

В то же время неговорящий ребенок с детским церебральным параличом требует обязательного медикаментозного лечения с учетом общего состояния его здоровья. Подбор лекарственных препаратов для этих детей должен быть тщательно продуман с учетом возможности повышенной у них судорожной готовности мозга.

Специальные занятияhttps://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3310860/pub_5f34b52d9a5eb1055788ee31_5f523e8f1689a856f3f0aa35/scale_1200

Для всех детей с отклонениями важное значение имеют специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, коррекции прямостояния, ходьбы, ритма и пространственной организации движений. Важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с ребенком полезно проводить специальные занятия под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику, но и активизирует внимание ребенка, повышает его эмоциональный тонус, способствует речевому развитию.

У таких детей обычно недостаточно развиты физические качества (ловкость, скорость, сила, выносливость). Поэтому важно выполнять с ними специальные упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами и игрушками.

Важное значение имеет тренировка равновесия при ходьбе: малыша учат ходить по прямой дорожке; перешагивать препятствия.

Детей с более развитыми моторными навыками следует учить ходить по извилистому шнуру, между двумя линиями, шнурами, рейками, не наступая на них. Затем малыша учат пройти по доске, положенной на пол и сойти с нее; или встать на шнур на четвереньки, опираясь ладонями и ступнями («как медведь»), пройти до конца, выпрямиться и сойти со шнура.

Важно научить ребенка подниматься на различные предметы и спрыгивать с них.

Все упражнения на равновесие проводить в интересной для ребенка игровой форме.

Тренировка равновесия не только увеличивает двигательный опыт ребенка - она также способствует развитию мышечных ощущений, на основе которых формируется контроль над произвольными движениями. Поскольку мышечные ощущения у таких детей в первые годы жизни слабые, большую часть упражнений по развитию движений желательно проводить перед зеркалом.

У детей с особенностями в развитии в первые годы жизни часто наблюдается неправильная установка стоп, плоскостопие. Для исправления этих нарушений полезна ходьба по ребристой доске, вдоль каната (босиком). Дети наступают на канат таким образом, чтобы пятки находились на полу, а передний край стопы - на канате. Передвижение осуществляется боковым шагом. Полезна ходьба по гимнастической лестнице.

Для развития зрительно-двигательной координации, моторики рук важное значение имеют специальные игры, при которых ребенок должен прокатить мяч и попасть в «ворота», ящик или корзину.

Научите ребенка бросать и ловить мяч, попадать в цель, перебрасывать его через сетку, закидывать в сетку, сбивать мячом кегли, ударять мячом о землю правой и левой рукой.

Родители должны помнить, что, развивая двигательную активность ребенка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие.

Однако следует проводить и специальные занятия по стимуляции психического развития ребенка. Прежде всего, ребенка надо научить наблюдать деятельность окружающих его людей. Первое знакомство с предметами и явлениями должно происходить в естественной обстановке, а не по картинкам или игрушкам.

Родителям следует научить ребенка наблюдать конкретные явления окружающего мира и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать качества и признаки окружающих предметов.

Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание ребенка. Постоянная познавательная активность ребенка, поддерживаемая родителями и направляемая ими, является основным стимулирующим фактором развития его мозга. И этот фактор действует сильнее любого наилучшего лекарства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль лечения и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо знать, насколько важно медикаментозное вмешательство  параллельно с обучением их детей....

РОЛЬ ЛЕЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТСТАВАНИЯ В РАЗВИТИИ

Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения....

Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии

Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Вопрос о необходимости лечения в каждом случае решается индивидуально детским психиатром или невропатоло...

Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии.

В статье "Проблемное обучение - как средство развития познавательной деятельности дошкольников с отставанием в развитии" рассматривается использование технологии проблемного обучения в работ...

Консультация "Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии"

Консультация "Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии"...

Роль лечения и обучения в преодолении и отставании в развитии.

Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Вопрос о необходимости лечения в каждом случае решается индивидуально детским психиатром или невропатоло...