Опыт работы по экологическому воспитанию с родителями детей дошкольного возраста
материал
Работа с семьей - важная и очень сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_s_roditelyami.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по экологическому воспитанию с родителями детей дошкольного возраста
Опыт работы подготовила:
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Ярес Елена Викторовна
Работа с семьей - важная и очень сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач: помощь родителям в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей, изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
В нашем детском саду «Домовёнок» тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему «Экологическое воспитание дошкольников». Я провожу предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями был, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начали с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах (для родителей, дети которых проявляли жестокость к животным). Цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляли равнодушие (цель - заинтересовать). Для каждой подгруппы родителей целесообразно организовывать отдельную беседу.
Ещё одна форма работы с семьёй - педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?
Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Показывали родителям сценку, например, «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи рассказывали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседовали с родителями, давали каждому конкретные советы, порекомендовали детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации, и т. д. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Работая с детьми, по теме «Экологическое воспитание», я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.
Посещение ребенка на дому - давно забытая форма работы, а как она сближает воспитателя с семьей! Такое посещение помогает спланировать и провести беседы с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю, посоветоваться, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи.
Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В дошкольных учреждениях заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Могут быть проведены выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», «К нам сказка пришла», «Это поможет природе» и т. д.
Хорошей традицией может стать забота о зимующих птицах. В этой работе может сложиться определенная система.
1. В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Помогите синицам», «Птицы и люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
2. Ежегодно нужно проводить экологический праздник «День птиц». В программе праздника - конкурс «Лучший домик для птиц»; выставки «Корм для разных птиц», «Лесная столовая», «Чей корм вкуснее». Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.
В помощь родителям я оформляю «Экологический стенд», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
Также готовлю консультации для родителей, например о лечебных свойствах лесных ягод «Как правильно приготовить варенье, соки, не потеряв витамины», «Ежевика - источник здоровья», «Малина - в каждом доме» и т. д. Завела папку-копилку, в которую вместе с родителями собираю рецепты лечебных напитков, «бабушкины советы».
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, провожу анкетирование.
Ответы родителей помогли мне выявить увлечения взрослых и детей, обозначила проблемы, требующие педагогической помощи, и лягут в основу создания книги «Природа и мы», с которой может познакомиться каждая семья.
Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...
Опыт работы по теме: «Сотрудничество с родителями в практике работы воспитателя по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста».
Опыт работы по теме: «Сотрудничество с родителями в практике работы воспитателя по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста»...
Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста.
Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста....
Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста.
Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста....
Опыт работы «Модель организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Как сложно бывает достучаться до родителей! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, ра...
Опыт работы по экологическому воспитанию с родителями детей старшего дошкольного возраста
Работа с семьей - важная и очень сложная сторона деятельности воспитателя....
Опыт работы по экологическому воспитанию с родителями детей старшего дошкольного возраста
Работа с семьей - важная и очень сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения....