Детский сад и семья
статья

Егорова Марина Геннадьевна

Вопросы взаимодействия в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorova_m._g._3.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Егорова М. Г., воспитатель

ГБОУ школа № 131 Красносельского района

Санкт- Петербурга

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического воспитания. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости.

Игра служит ценным средством формирования личности. Игра активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира.

Посредством игр дети преодолевают различные трудности, тренируют свои силы, развивают свои умения и способности. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль оказывает положительное влияние на осознание дошкольников. Поэтому игровое направление активно используют в экологическом образовании дошкольников.

Можно выделить три основных подхода к игровым методам: экологизация традиционных игр, адаптация народных игр и создание новых игр с экологическим (или природоохранным) содержанием.

Также необходимо учитывать возрастные особенности детей, исходя из этого подбирать соответствующие игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, развитию экологического сознания, способствующие углубленного знания о живой и неживой природе. Для игр используются разный материал (природный материал, настольно-печатные игры (лото, разрезные картинки)) .

Необходимо помнить, что не всякая игра может быть экологической по своим целям и содержанию. Поэтому для того, чтобы реализовать задачи экологического образования посредством игры необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.

Выбирая игры для экологического образования дошкольников необходимо соблюдать следующие требования:

- игры подбираются с учетом закономерностей развития детей и задач экологического образования;

- игра должна давать возможность ребенку применять на практике полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;

- содержание игры должно соответствовать экологическим знаниям;

- игровые действия производятся в соответствии с правилами и нормами поведения на природе;

- каждая новая игра должна соответствовать задачам экологического образования и иметь связь с предыдущей и последующими играми.

При проведении игр с целью обогащения, расширения и углубления экологических представлений, следует учитывать те представления, которые могут быть сформированы у дошкольников старшего возраста:

- о человеке, как части природы;

- о многообразии и разнообразии природных объектов, о животных и растениях как живых организмах;

- о культуре поведения в природе;

- о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между живой и неживой природой, а также между объектами живой природы).

Для обогащения экологических представлений игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать игры вариантно, в зависимости от уровня сформированности экологических представлений дошкольников.

Содержание игры должно быть направлено на развитие у старших дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе. Обычно это игры для развития эстетического восприятия природы (эмоционального отношения к природе, чувства прекрасного в ней) и игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

В первом случае дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (прикосновении к животному, растению, поглаживание цветка, листьев и т.д.), рассказывают что-либо интересное об объекте природы, например, описание внешнего вида, особенности роста, ухода, бережного отношения к животным и растениям. Такие игры лучше всего проводить в природных условиях, на детской площадке, например.

Кроме того, в процессе наблюдения и изучения явлений природы у детей рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается безразличие и равнодушие возрастает творческое мышление, желание узнать больше нового. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит. Он занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. Так формируется эмоциональная отзывчивость, волнение от встречи с неизвестным в природе, радость предстоящего познания, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.

Основу игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. Так в ходе игр обсуждаются последствия плохих и хороших поступков взрослых и детей, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения. Главная особенность игр для нравственно-оценочного отношения к природе в том, что игры не дают детям решения в готовом виде, ребенок должен самостоятельно сделать выводы.

В педагогической науке игры классифицирует на несколько групп. Ф. Фребель, один из первых среди педагогов, который выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания. В основу своей классификации исследователь положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (то есть умственные игры), движений (моторные игры) и внешних органов чувств (сенсорные игры).

Н.К. Крупской детские игры делятся на

- игры, придуманные самими детьми. Эти игры несут самостоятельный характер.

- игры, придуманные взрослыми, эти игры осуществляются по определенным правилам.

Рассмотрим виды игр.

Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение событий, которые происходят в повседневной жизни.

Главное условие сюжетно-ролевой игры – это наличие у детей определенных знаний о той или другой стороне действительности, а также о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении.

Учитывая, что проблема игр считается актуальной в дошкольной педагогике, то ученые выдвигают новую классификацию детских игр (С.Л. Новосёлова) . В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (взрослого или ребенка).

Выделяются три класса игр:

1. Игры, которые возникают по инициативе детей: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, сюжетно-отобразительные.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого

- игры обучающие: интеллектуальные, подвижные, сюжетно-дидактические, театрально-постановочные;

- досуговые игры: игры-развлечения, - игры-забавы, празднично-карнавальные, интеллектуальные.

З. Народные игры, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: народные и традиционные.

Также существуют творческие игры. Это такие игры, в которых ребенок проявляет сообразительность и выдумку.

К творческим играм относятся игры, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Сюжетно-ролевые игры в процессе воспитания экологической культуры предполагают наличие природоохранного, природоведческого или экологического содержания и существование определенных правил. Составляя план работы в рамках программы, педагогу следует разработать ряд таких игр, которые помогают детям познакомиться с различными природными явлениями или процессами. К примеру, в процессе игры «Путешествие капельки» дошкольники становятся капельками воды. Эти капельки мама Тучка отпускает погулять на землю, чтобы помочь людям, животным и растениям. На земле капельки сначала сливаются в ручейки, потом в реки, затем попадают в океан. Потом по пути капельки поливают растения, или поят животных и т.п. и возвращаются к маме Тучке, чтобы рассказать ей о том, что видели и что делали. Таким образом, дети 5-6 лет в игровой форме получают первые представления о круговороте воды в природе.

Еще одна игра – «Деревья и черви», которая разработана специально для первого знакомства детей с процессами образования почвы. Ребята делятся на две команды. В каждой команде есть свое «дерево», которое, как правило, осенью сбрасывает листья, а также свой «дождевой червячок» со стаканчиками земли. Затем в процессе игры, по правилам, дети «меняют» опавшие листья дерева на почву, которую отдает «дождевой червяк». Так закрепляется представление дошкольников о формировании почвы и о роли живых организмов (дождевого червя) в этом процессе.

При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр следует соблюдать принципы доступности отбора содержания и научности.

Следует отметить, что сегодня существует огромное количество дидактических игр экологического содержания. Многие из них разработаны самими педагогами. Среди игр можно выделить и предметные игры, которые предполагают использование природного материала: камешков, раковин шишек, песка и т.п. Давно известно, что природный материал способствует развитию мышления ребенка. К примеру, объекты природы можно классифицировать по разным признакам (форме, цвету, размеру, характеру происхождения). Очень важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.

Эффективно в педагогической практике использовать интеллектуальные игры. Как показывают исследования большой популярностью у педагогов пользуются такие известные игры, как «Что? Где? Когда?», «КВН», «Брейн-ринг», викторины, которые могут быть успешно использованы и для целей экологического образования старших дошкольников, но при условии их адаптации на дошкольный уровень

(в некоторых случаях такие игры превращаются не в творческие соревнования, а в механическое воспроизводство детьми различных, заранее заготовленных текстов).

Другой вид игры является самостоятельная игра, которая в последнее время тоже используется педагогами. К тому же сегодня, в связи с распространением видеотехники, компьютеров и телевидения дети разучились играть самостоятельно. В целом и экологическое содержание в самостоятельное содержание включается редко. Это связано с акцентированием внимания взрослых на занятиях школьного типа, то есть подготовке к школе. В некоторых дошкольных учреждениях организуют праздник посвящения в «юные экологи», и проводят его в форме школьного экзамена: ребенок должен выбрать билет на столе с вопросами и ответить на него экзаменационной комиссии. Создание условий для самостоятельной игры требует особого внимания со стороны педагогу.

Еще одним важным видом экологической игры являются игры – путешествия. Как правило, путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают выставки, зоопарк, зооферму, музеи. В процессе игр – путешествий дети также посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся знания, получают новые знания о природе. Педагог в этой игре выполняет главную роль –заведующего фермой, экскурсовода и т.д.

Таким образом, мы пришли к выводу, что игра помогает формировать экологические знания, воспитывают экологическую культуру, которые являются формированием личности дошкольника.

Вывод:

В экологическом образовании дошкольников необходимы смена старой, традиционной антропоцентрической парадигмы на новую экоцентрическую, что делает необходимым отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность: природа – среда жизни всех существ, включая человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления.

Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту – это одна из важных задач детского учреждения. Задача взрослых - показать детям уникальность природы, ее красота и универсальность: природа – это среда жизни всех существ, в том числе и человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и лишь в последнюю очередь – это объект человеческого потребления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»

Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....

Проект - Опыт работы по взаимодействию с семьей «Детский сад и семья – вместе весело шагать.»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТААвтор проекта: воспитатель Файзуллина Наталья ПетровнаПродолжительность проекта: долгосрочный.Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, коллективный....

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании «образа семьи» у старших дошкольников.

 Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство. В...

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...