Планирование воспитательно-образовательного процесса
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Волкова Елена Николаевна

Образовательный процесс организую на основе комплексно-тематического планирования и событийного формата с учетом интересов детей. Выбор средств развития, воспитания и подачи информации обусловлен уровнем развития детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса

Тема: Здравствуй осень золотая.    2 неделя: «Витамины на грядке и на дереве».

Комплекс утренней гимнастики  с малым мячом.

Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки на поясе. Легкий бег.

1. «Переложи мяч».  И.П. О.С. мяч в правой руке

В.1. поднять руки в стороны

    2. руки вверх, переложить мяч в левую руку

    3. руки в стороны

    4. И.П.

2. «Прокати мяч».  И.П. ноги на ширине плеч, мяч в правой руке

В.1. наклон вперед, прокатить мяч от правой (левой)  ноги к левой (правой)

    2. И.П.

3. «Повороты».  И.П. сидя, ноги скрестно, мяч в правой (левой) руке

В.1. поворот вправо (влево), отвести руку в сторону

    2. И.П.

4. «Рыбка».  И.П. лежа на животе, мяч в двух руках перед собой

В.1. прогнуться, вынести мяч вперед-вверх

    2. И.П.

5. «Приседания».  И.П. ноги на ширине ступни, мяч в правой (левой) руке

В.1. присесть, положить (взять) мяч на пол

    2. И.П.

6. «Прыгунки».  И.П. ноги на ширине ступни, мяч в правой руке

В.1. прыжки на двух ногах на месте

7. Упражнение на дыхание

Комплекс пальчиковой гимнастики №1

«Краски осени»

Осень, осень – листопад

плавным движением поднимают руки вверх

Листья желтые летят

постепенно опускают руки вниз

Ветер дует, задувает

руки от груди разводят в стороны, одновременно дуют, имитируя звуки ветра

Туча солнце закрывает

закрывают глаза руками

Дождик капает с утра

показывают пальчиками, как капает дождик

Осень -  грустная пора

разводят руки в стороны с выражением грусти на лице

«Рябиновые бусы»

Кисти рябины сияют на солнце

Кисти рук расслабить и держать их кончиками пальцев вниз.

Ветки, качаясь,

Изобразить деревья обеими руками и слегка ими покачивать.

Стучатся в оконце.

Изобразить окошко: сложить ладони домиком, кончики больших пальцев соединить, заглянуть в «окошко».

Ягодки бережно с кисти снимаю

Тремя пальцами снимать ягодку.

Крепкую нитку в иголку вдеваю.

Поднять вверх левой руки указательный палец – это «иголка», а правый указательный палец будет имитировать нитку, вдеваемую в иголку.

Ягодку к ягодке я насажу,

яркие бусы друзьям покажу

Левой рукой делаем «колечко», поочередно соединяя указательный палец со всеми остальными, а правый указательным пальцем «нанизывать» колечки на «нитку».

«Ветер»

Ветер по лесу летает,

Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считает: Вот дубовый,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

 Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Спокойно укладывают ладони на колени.

Физминутки:

Овощи.

В огород пойдем,                                           (шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем                                 («таскают»)

И картошки накопаем.                                   («копают»)

Срежем мы кочан капусты,                           («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный,                (показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко                              («рвут»)

И вернемся по дорожке.                                  (шаги на месте)

 

 *     *     *

Ах, какой же урожай,                                 (дети стоят лицом в круг)

Побыстрее собирай.                                   (правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)

Выкопай картошку с грядки,                    (имитация копания огорода)

Чтобы было всё в порядке.

Огурцы сорви быстрей,                             (наклониться, правой рукой)

Чтобы съесть их поскорей.                       («сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)

Срежь капусту, посоли,                           (правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)

Маму с папой угости.                                (отвести поочерёдно руки вправо – влево)

Выдерни морковь, редиску,                        (имитация выдёргивания овощей)

Поклонись им в пояс низко.                       (выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)

Ай, какой же урожай,                                    (руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)

Ты в корзину загружай.                                (руки развести в стороны, направив их движение к себе)

«На огороде»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе.                                  (потягивания—руки в стороны)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт.                          (правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.                                  (приседания)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.                        (потягивания — руки в стороны)

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного.                             (потягивания — руки вперёд)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.                              (дети садятся)

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

07  октября - понедельник

Утро:

Утренняя гимнастика

Пальчиковая, артикуляционная гимнастика

Беседа: «Выходной день с мамой и папой».

Цель: способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми; речевой активности.

Д/И «Назови форму предмета»:  закреплять знания о строительных деталях и их формах

-

Повторение слов песни «Осень».

Цель: учить детей четко проговаривать слова, произносить слова быстро, чтобы попасть в темп песни.

Организация РППС для коммуникативной деятельности:

иллюстрации с обсуждением по теме  «Осень. Витамины на грядке и на дереве»

Рекомендации родителям «Учим стихи к предстоящем событии «Именины группы»и «Осеннина».

НОД

8:30-9:40        Время свободных игр

9:40-10:00      ИЗО\/Конструирование №4

10:10-10:30    ИЗО\/Конструирование  №4

11:30-11:50     Школа игры

15:00-15:20    ОБЖ:   «В мире опасных предметов». Рассмотреть  с детьми предметные картинки, отобрать какие из этих предметов опасны для детей. Закрепить с детьми правила обращения с этими предметами, какие нельзя брать детям вообще. Воспитывать у детей осторожность при обращении с незнакомыми предметами.

Прогулка:

Прогулка: Наблюдение за птицами на участке

 «Перелёт птиц».
Цель: развивать реакцию на словесные сигналы.

Трудовая деятельность: убрать игрушки на места. Цель: продолжать воспитывать у детей стремление к труду.

КГН: совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать вещи. одежду.

ЧХЛ: Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова 

продолжать работу по формированию пониманию того, что из книги можно узнать много интересного; учить учувствовать в беседе

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» - составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.

Состояние почвы в зависимости от температуры.

Цель: выявить зависимости почвы от погодных условий.

Ход опыта: в солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками.

Вывод: от холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Самостоятельная  игровая деятельность детей с выносным материалом.

Цель: поощрять инициативу детей действовать самостоятельно, привлечь внимание к различным предметам, которые могут быть применены в игре в качестве заместителей.

Вечер:

Динамическая гимнастика

С/И  «Шофер»  

Цель: формировать умение гибко менять ролевое поведение в ответ на изменившуюся роль партнера («смысловые кусты»)

                        пассажир

Шофёр           матрос

                        кок

Д/И «Налево-направо»

развитие пространственных представлений о направлениях пространства, употребление наречий «направо-налево»

-

Игровая деятельность:

продолжать упражнять детей в совместных играх с правилами; ориентировать на использование правила очередности при организации игры; поощрять самостоятельную игру по правилам 2-3 детей.

для двигательной активности в Физкультурном уголке:

игры с физ.оборудованием

(соблюдение правил безопасного передвижения)

Прогулка:

Наблюдение за небом.

Прогулка: П\И «Мышеловка».
Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость.

Трудовая деятельность Сбор мусора на территории. Цель: приучать выполнять поручения

прыжки на двух ногах  вперед.  

-

формировать простейшие навыки поведения во время процесса одевания на прогулку: взаимопомощь, умение договариваться, благодарить за помощь.

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом:  машины, мячи.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

08 октября  - вторник

Утро:

Утренняя гимнастика

Пальчиковая, артикуляционная гимнастика

Беседа  «Давай договоримся».  Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: помощь детям в освоении правил (правило компромисса)

КГН:  воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом пред едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом

Д/И «Для тебя посылка»

освоение действий использования условных обозначений отдельных свойств (цвет, форма, величина) при анализе различных предметов

Обсуждение «Что ты видел по пути в детский сад» (установка на сезонные изменения)

 Цель: Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Игры в уголке театрализованной деятельности: маски, элементы костюмов по сказк «Пых».

Образная игра «Котята»

Беседа: «Возможные опасные ситуации для ребенка дома»

(знакомить родителей со способами моделирования таких ситуаций через игрушки и предметы – заменители)

НОД

Прогулка     9:00-10:10

10:20-10:40      МУЗО

10:50-11:10      Бассейн

11:20-11:40      Бассейн

15:00-15:20      Художественное конструирование № 5

Время свободных игр

Прогулка:

Прогулка: Наблюдение за одеждой людей

Игровая деятельность: П/И «К названному дереву беги». Цель: учить ориентироваться в пространстве; тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Трудовая деятельность: уборка участка от листьев, веток.  Цель: учить пользоваться инвентарем, закреплять умение трудиться в коллективе.

ЧХЛ   Е.Благинина «Улетают, улетели…»

Майков «Осень»

Дидактическая игра: «Назови больше». Подбор прилагательных к существительному  «небо».

-

Тяжелый – легкий.

Цель: выявить зависимость тяжести песка от погодных условий.

Вывод: от влаги песок становится тяжелее сухого.

Самостоятельная двигательная активность. Игры с выносным спортивным инвентарём.

Вечер:

Динамическая гимнастика

КГН: формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Беседа: «Наши правила»

Цель: развивать у детей понимание значения о необходимости соблюдения правил поведения в группе.

Д/И «Полукуб»:  продолжать знакомить детей с трафаретами, прорези которых соответствуют размерам сторон деталей; показать способы их применения для узнавания деталей и их изображения на бумаге

С/И  «Больница»  

Цель: формировать умение гибко менять ролевое поведение в ответ на изменившуюся роль партнера («смысловые кусты»)

                       ПАЦИЕНТ

ДОКТОР

                             МЕДСЕСТРА

Маски и игровое оборудование для хороводной игры «Собираем урожай»

Прогулка:

Наблюдение за автомобилями.

П/И «Замри»

Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.

Трудовая деятельность.  Предложить детям убрать игрушки на места.

упражнять в прыжках с продвижением вперед:  с

Трудовая деятельность: приучать детей  самостоятельно поддерживать порядок на участке: убирать игрушки и оборудование на место.

Игры с выносным материалом:  пластмассовые шарики – для метания, кольцеброс, вожжи для игры в лошадки.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

09 октября  - среда

Утро:

Утренняя гимнастика

Пальчиковая, артикуляционная гимнастика

Беседа: «Хорошо и плохо»

Цель: развивать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

Создавать условия для формирования у детей умения соблюдать в процессе игры правила поведения, умения договориться.

Закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь.

Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила (договориться).

Для игровой деятельности: игры с напольным строительным материалом, предложить мелкие игрушки для обыгрывания.

Создать условия для режиссерской игры.

Обсуждение с родительским комитетом группы предстоящего события «Именины группы» и «Праздник Осени».

НОД

8:50-9:10        ФИЗО

9:20-9:40       Обучение грамоте №4

15:00-15:20   Кружок №5

Время свободных игр

Прогулка:

Наблюдения за ветром.  

Игровая деятельность: П/И «С кочки на кочку».

Цель: способствовать развитию равновесия и внимания.

Трудовая деятельность: учить выполнять различные трудовые поручения, подбирать нужный инвентарь для деятельности

Возвращение с прогулки: ЧХЛ Заучивание стихотворения В. Мирович «Листопад»

Цель: учить интонационно, выразительно рассказывать наизусть стихотворение.

«Пройди по дорожке» Цель: учить ходьбе по ограниченной поверхности, приставляя пятку к носку.

Песчаный конус.

Цель: показать свойство песка – сыпучесть.

Ход опыта: предложить детям взять горсть песка и выпустить его на одно место.

Вывод: движение песка похоже на течение. Свойство песка – сыпучесть.

Вынести «ветрячки» (наблюдение за ветром).

С/Игра:  игры с любимыми игрушками по желанию

Вечер:

Динамическая гимнастика

Д/И «Осенние приметы». Цель: закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.

Д /игра «Назови сказку» - закреплять название сказок, умение рассказывать их по иллюстрациям.

С/И  «Овощной магазин».  

Цель: формировать умение гибко менять ролевое поведение в ответ на изменившуюся роль партнера.

Продавец      покупатель, директор, грузчик 

Предложить бумагу, обводки, раскраски  и разные виды карандашей и фломастеров  по желанию детей в уголке ИЗО для рисования на тему «Осень», «Овощи, фрукты»

Прогулка:

Наблюдение за дождем

Прогулка: П/И «Замри»   Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека

Трудовая деятельность  Подмести в домиках.

Цель: приучать доводить начатое дело до конца.

«Кидай дальше» развивать умение бросать предметы (шишки, мячи) в определенном направлении одной рукой (правой или левой)

Приучать соблюдать правила поведения в раздевалке:

- не сорить,

- помогать товарищам,

- не мешать другим.

Игры с выносным материалом:  пластмассовые шарики – для метания, кольцеброс, вожжи для игры в лошадки.


День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

10 октября  - четверг

Утро:

Утренняя гимнастика

Пальчиковая, артикуляционная гимнастика

Беседа: «Быть здоровым – это здорово».

Цель: способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми; речевой активности.

Дидактическое упражнение: «Подбери признаки»: дождь – сильный, мелкий, моросящий, холодный, проливной, затяжной, бесконечный.

Осень - …

Беседа о витаминах -  развивать связную речь, дать

знания о витаминах, об их пользе для здоровья, формировать потребность заботиться о своем здоровье и употреблять овощи и фрукты.

Игры с персонажами-игрушками в уголке С/И

Для двигательной деятельности: игры с физ.оборудованием (побуждать соблюдать правила) в Физкультурном уголке.

Консультация  у муз.руководителя по предстоящему событию.

НОД

8:30-9:20        Время свободных игр

9:20-9:40       МУЗО

9:50-10:10     Бассейн /  ОХЛ №3

10:20-10:40   Бассейн /  ОХЛ №3

15:00-16:00    Час интересных дел

Прогулка:

Наблюдение за солнцем

Труд: : подмести на веранде, убрать крупные сухие веточки.

Цель: учить правильно держать веник, содержать веранду в чистоте, воспитывать желание помогать взрослым.

Игровая деятельность: игры      «Подбрось — поймай», «Найди, где спрятано».                                                 Цели: упражнять в бросании и ловле мяча; учить ориентировке в пространстве.

Возвращение с прогулки: ЧХЛ.   А.Пушкин «Унылая пора»,  «Осень» Е. Благинина

Цель: продолжать работу по формированию интереса к художественному слову.

Ходьба по извилистым дорожкам (развивать координацию движение)  

Д/И «Когда это бывает?». Цель: закрепить умение различать времена года по признакам.

«Обследование камней: размер, вес, цвет».

Цель: рассказать детям о камнях, учить определять их свойства.

Самостоятельная двигательная активность. Игры с выносным спортивным инвентарём.

Вечер:

Динамическая гимнастика

Игра-ситуация «Осенний концерт»

Цель: продолжать развивать интерес к театрализованной игре; активизировать слуховое восприятие; учить ребят слушать своих товарищей.

Д/И  «Магазин игрушек»

Цель: обеспечить развитие умений описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

С/И «Поездка на автобусе».

 Цель: формировать умение гибко менять ролевое поведение в ответ на изменившуюся роль партнера                    

                         Пассажиры

Шофер             Кондуктор    

Самостоятельная деятельность в театральном уголке. Игры с использованием кукольного театра

Прогулка:

Наблюдение за ветром.

П\И «Мышеловка».   Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость.

Трудовая деятельность:  Подметание дорожек. Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым

Ходьба с перешагиванием через препятствия

совершенствовать умение  самостоятельно одеваться и раздеваться, приучать аккуратно складывать и вешать одежду.

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом:  машинки, шарики, ветрячки, обруч, мячи.


День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

11 октября - пятница

Утро:

Утренняя гимнастика

Пальчиковая, артикуляционная гимнастика

Формировать культурно – гигиенические навыки, учить детей правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, не разговаривать во время еды.

Дидактическая игра «Четвертый лишний». Цель: развивать внимание, связную речь, закреплять обобщающие понятие овощи, фрукты.

Рассказать детям о пользе фруктов. Ситуативный разговор о том, что надо хорошо кушать, чтобы не болеть.

Материалы для художественной деятельности: раскраски, карандаши, мелки.

Создать условия для возникновения образной игры: маски, костюмы, атрибуты.

Индивидуальные беседы по запросу родителей.

НОД

8:50-9:10    ОПО № 5

9:20-9:40    ОПО № 5

9:50-10:10    ФИЗО

Время свободных игр

Прогулка:

Наблюдение за птицами на участке

Цель: выявить особенности приспособления птиц к сезону; установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к  погодным условиям.

Игровая деятельность: П/И «Перелёт птиц».
Цель: развивать реакцию на словесные сигналы

Возвращение с прогулки: Отгадывание загадок о природных явлениях:
Цель: уметь выделять в загадке характерные признаки осени,  логически мыслить; объяснять, как отгадал загадку

Самообслуживание: совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду в свою кабинку.

рассмотреть хвоинки и  шишки  хвойных деревьев: ели, сосны и лиственницы, сравнить их между собой, отогнуть чешуйки шишек и рассмотреть семена.

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом:  машинки, шарики, ветрячки, обруч, мячи.

Вечер:

Динамическая гимнастика

Развитие КГН. Продолжать учить детей приводить свою внешность в порядок после сна, умываться и расчёсываться, просить о помощи.

Д/И «Налево-направо»

Цель: развитие пространственных представлений о направлениях пространства, употребление наречий «направо-налево»

Игровая деятельность: игры по желанию. Цель: продолжать упражнять детей в совместных играх с правилами; ориентировать на использование правила очередности при организации игры; поощрять самостоятельную игру по правилам 2-3 детей.

Обогащение атрибутами игры «Поликлиника».

Дид. упр-е «Попроси куклу показать горлышко», «Измерь температуру зайчику».

Прогулка:

Наблюдение за небом

П/И «Лохматый пес», «Гуси»

Цель: учить бегать по всей площадке, выполняя команды по сигналу воспитателя.

Трудовая деятельность Сгребание опавших листьев граблями. Цель: приучать доводить начатое дело до конца.

Прыжки в длину через шнуры, приземляясь на полусогнутые ноги. 

Д/игра: «Кто что оденет?». Цель:  активизация речи, закрепить обобщающее понятие « одежда».

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

В настоящее время проблемой для дошкольных учреждений является оптимальный выбор программ из большого количества разнообразных вариативных программ и технологий....

Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов

Планирование на каждый день период: с 1 сентября по 30 сентября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 10,5 ч. пребыванием....

Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в октябре

Планирование на каждый день период: с 3 октября по 31 октября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 12 ч. пребыванием....

Планирование воспитательно-образовательного процесса - Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность в ходе режимных процессов в ноябре

Планирование на каждый день период: с 1 ноября по 30 ноября выполнено в соответствии с режимом дня средней группы с 12 ч. пребыванием....