Методическая разработка
методическая разработка (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davayte_zhit_druzhno.docx | 53.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Давайте жить дружно»: как научить ребёнка дружить
Настоящая дружба — чистое и бескорыстное чувство, основанное на общности интересов и жизненных принципов. Полное доверие и честность, готовность прощать недостатки товарища и стремление устранять ради него недостатки собственные — необходимые качества верного друга.
Интерес к ровесникам впервые появляется у детей около трёх лет — то есть в возрасте, когда они идут в детский сад.
Многим кажется, что дружба в коллективе возникает стихийно, без помощи взрослого. Увы, слишком маленькие дети не всегда способны на здоровые отношения: они легко могут перепутать дружбу с собственничеством либо с подчинением более сильным
Взрослые, знают, что такое нездоровые отношения. И, как правило, нормально относимся к тому, что некоторые люди предпочитают нам кого-то ещё. Родители могут контролировать круг общения своего ребёнка на детской площадке: подбираем ему компанию, держимся подальше от чужой агрессии. Воспитателю в детском саду сложнее: ему нужно объединить всех детей в группе
Сделать так, чтобы они хотя бы относились друг к другу дружелюбно, без манипуляций, травли и обид.
Особенность работы с дошкольниками состоит в том, что они ещё не в полной мере владеют искусством коммуникации: могут закатывать истерики, говорить гадости сверстникам и взрослым без угрызения совести, обижать товарищей. У маленьких детей ещё нет жизненного опыта для осмысления социальных норм. Часто они искренне хотят найти друзей, но не знают, как с ними общаться.
А ещё дети порой сильно привязываются к людям. И из-за этого могут попасть в токсичные отношения. Одни, чтобы понравиться и удержать друга, позволяют ему брать и даже ломать свои игрушки, другие используют чьё-то расположение для собственной выгоды («Если победишь в игре — ты мне не друг»). Так что же делать? Очевидно, говорить с ребёнком. Скоро дружба станет для него абсолютно естественной, но в наших силах уже сейчас помочь ему сделать первые шаги и не наломать дров.
У ребенка нет друзей-приятелей? Он предпочитает гордое одиночество коллективным занятиям? Чтобы понять, как исправить ситуацию, внимательно понаблюдайте за ребенком.
Для начала следует разобраться, есть ли у ребёнка желание играть с другими детьми. Отсутствие интереса к сверстникам может свидетельствовать о психологических проблемах, требующих коррекции. Насильно вводить такого ребенка в коллектив нельзя, а вот разобраться, почему он не стремится к совместным играм, необходимо.
Если ребенок с интересом наблюдает, как играют другие дети, но присоединиться к их забавам не решается, можно переходить к следующему этапу.
Стеснительному, нерешительному ребенку сложно сориентироваться, как вести себя в шумной, разношёрстной детской компании. Есть несколько способов облегчить такому ребёнку социальную адаптацию:
- Оставляйте ребенка в компании с младшими ребятишками.
- Порекомендовать родителям найдите семью с похожей ситуацией для совместных прогулок и приглашать в гости знакомых с детьми примерно того же возраста.
Когда ребёнок привыкнет к дружескому общению в «щадящих» условиях, можно переходить на следующую ступень.
Как помочь ребёнку стать хорошим другом
Умение дружить в детском возрасте, значит в первую очередь способность легко находить общий язык с другими малышами, умение играть и не ссориться, не обижать друзей, но и себя не давать в обиду. Вы можете помочь своему ребёнку стать хорошим другом, воспользовавшись нашими советами.
1.Развивайте уверенность ребёнка в себе
Здоровая самооценка — необходимое условие здоровых взаимоотношений с окружающим миром. Робкий, застенчивый, неуверенный малыш тяжело идёт на контакт, а столкнувшись с детской агрессией или несправедливостью в свой адрес, может ещё больше замкнуться в себе.
2. Даже друзья могут злиться друг на друга
Обида, возмущение, гнев — это нормальные эмоции, и если ты чувствуешь нечто подобное, то это не значит, что дружбе конец. Подобное происходит с людьми всю жизнь, и, сколько бы лет тебе ни было, важно обсуждать свои эмоции с товарищем. Не отворачиваться, не драться, не избегать, а объяснять, что тебя расстроило в его поведении и почему тебе это не нравится.
3. Друзья не обязаны играть только друг с другом
Преданность важна, но важно также объяснить ребёнку: и он, и его товарищи имеют полное право играть с кем-то ещё или вообще оставаться наедине с собой. На заметку воспитателю: наблюдайте за детьми во время совместной игры, меняйте их местами, вовлекайте в уже сложившиеся коллективы новых игроков, чтобы дети видели, как все играют со всеми (и понимали, почему это правильно и весело).
4. Друг не обязательно должен быть единственным
Все люди разные, кто-то другой не может заменить твоему другу тебя, потому что он совсем не такой, как ты. Однажды я привёл в группу к своим подопечным двух своих коллег и сказал, что оба они — мои друзья. А ещё — и это тоже важно — рассказал, что они дружат между собой. Обращайте внимание детей на такие примеры. Пусть они видят, как родители общаются с друзьями, а воспитатели — с коллегами: это поможет им понять, что можно не зацикливаться на одном человеке.
5. Замечания воспитателя — это тоже забота
Трудно совмещать твёрдость и эмпатию, но воспитатель должен владеть этой техникой безупречно. Трёхлетнему ребёнку может быть неприятно наблюдать и хулиганство товарища, и рассерженного из-за этого воспитателя. Задача педагога здесь — вовремя включиться в процесс, чтобы не превращать наказание одного расшалившегося ребёнка в публичную порку и повод для дальнейшей травли.
Если вы вынуждены наказать одного человека, помните — на вас сейчас смотрит вся группа. Важно не потерять авторитет в глазах детей, но и не напугать их.
Не нужно утешать, подкупать или, напротив, унижать ребёнка на глазах у всех. Дайте понять ему (и его товарищам), что вы верите в него
(«Пожалуйста, сядь сейчас вот здесь и передохни. Когда будешь чувствовать себя лучше, возвращайся к нам»). Но при этом вы действительно должны быть уверены — ребёнок в состоянии подумать над своим поведением и продолжить игру.
Подчеркните — вы делаете это для безопасности всей группы, потому что слишком беспокойное, неконтролируемое поведение может привести к неприятностям. Если у ребёнка проблемы в общении со сверстниками, дайте ему (и всем) понять, что вы сочувствуете и тоже переживаете по этому поводу. Если вы настроены не враждебно, то и остальным эта эмоция не передастся.
Чем больше усилий воспитатель приложит для того, чтобы подружить абсолютно всех ребят в коллективе, тем быстрее они начнут играть не парочками и отдельными компаниями, а все вместе. Хотя почему только играть? Работать над проектами, переживать, плакать и смеяться — всё это тоже важно для закрепления навыков общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....