проект
проект (старшая группа)
Цель проекта - создание усорвий для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о Российской Армии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zashchit.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта.
Тема проекта: «Защитники Отечества».
Возрастная группа: старшая.
Цель: - создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о Российской Армии, формирования основ военно-патриотического сознания.
Задачи:
Образовательные задачи.
- познакомить воспитанников с различными родами войск, военной техникой и военными профессиями;
- рассказать детям об истории возникновения разных видов военной техники.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к людям, чьи профессии связаны с зашитой Родины;
- формировать высокие нравственные личностные качества: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность.
- воспитывать у детей убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.
Коррекционно-развивающие задачи:
- уточнить, обогатить, активизировать словарь детей по теме: «Защитники Отечества», развивать лексико-грамматические средства языка и связную речь воспитанников;
- развивать память, творческое воображение, логическое мышление воспитанников;
- развивать творческие способности детей в разных видах деятельности;
- развивать тонкие движения рук при работе с бумагой, красками, карандашами, природным материалом, с иголкой и ниткой при вышивании.
Тип проекта по доминирующей деятельности: информационно – творческий.
Продолжительность проекта: средней продолжительности. Срок реализации проекта: в течение двух недель.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети, учитель-логопед, музыкальный руководитель, студенты ЛГПУ, работники библиотеки.
Участники проекта | Содержание проектной деятельности | Сроки выполнения | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 этап - подготовительный | |||
Воспитатели Учитель-логопед | Изучение методической, художественной, энциклопедической литературы. Подбор и изготовление наглядного и стимульного материала. | 1 неделя | Разработка плана деятельности по проекту «Защитники Отечества». |
Воспитатели | Изготовление атрибутов для игр «Моряки», «Пограничники», оформление мини-музея военной техники. Индивидуальные беседы с родителями «Что дети знают об армии?» | 1 неделя | Использование атрибутов при проведении игр. |
Воспитатели | Подбор и изготовление обучающего материала для проведения опытов: «Что прочнее?», «Сколько весит танк?», «Ветер по морю гуляет…».
| 1 неделя | Использование материала для проведения опытно-экспериментальной деятельности |
Родители | Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, беседы с детьми о том, где служили папы, дедушки, рассматривание армейских альбомов, организация экскурсий на площадь Героев, к памятнику танкистам, авиаторам. Изготовление макетов военной техники в домашних условиях. | 1 неделя | Участие родителей в предстоящем проекте. |
2 этап - основной | |||
Формы работы | |||
Воспитатели | Образовательная деятельность. Социально-коммуникативное развитие. Тема: «Российская армия». Речевое развитие. Тема: «Защитники Отечества». Познавательное развитие. ФЭМП. Тема: «Состав числа 7»». Художественно-эстетическое развитие. Ручной труд. «Военный вертолёт» Аппликация. «По морям, по волнам» | 2 неделя | Уточнение, обогащение и активизация словаря детей, развитие коммуникативных навыков. Количественный и порядковый счёт, составление числа 7 из двух меньших чисел. Развитие логического и творческого мышления. Изготовление поделки из природного материала. Создание корабликов из бумаги. Самостоятельное комбинирование приёмов аппликации. Развитие творческих способностей детей. |
Физическое развитие. «Сильные, ловкие, смелые». | 2 неделя | Развитие двигательной активности детей, ловкости, силы, быстроты, выносливости. | |
Наблюдение. Наблюдение за направлением пролетающих самолётов. | 2 неделя | Развитие внимания, ориентировки в пространстве. | |
Беседы: «С чего начинается Родина?», «Что такое Отечество?», «Наша армия», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Беседа о мужестве и храбрости», «Родственники, служащие в Армии». «Что держит в воздухе многотонную машину? (самолет)». ОБЖ. «Вредные привычки», «Опасные предметы». | 2 неделя | Развитие кругозора детей, речевых и коммуникативных навыков. Формирование представлений об опасных для человека предметах, ситуациях и способов поведения в них. | |
Опытно-экспериментальная деятельность. Проведения опытов: «Что прочнее?», «Сколько весит танк?», «Ветер по морю гуляет…».
| 2 неделя | Формирование у детей элементарных научных знаний. Прочность постройки моста. Тождественность в весе разных предметов. Зависимость скорости движения кораблика от силы ветра. | |
Ознакомление с художественной и энциклопедической литературой. Изучение статей в энциклопедии «Наш мир от А до Я», Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов родителей, родственников детей, служивших в армии. Показ иллюстраций рвов, частоколов, крепостей, откидных мостов. Беседа о том, как человек защищал себя в древности. Чтение художественной литературы: Митяев «Наша армия родная», А. Барто «На заставе», С. Маршак «Пограничники, Л. Кассиль «Твои защитники». Б. Жидков «Помощь идёт». | 2 неделя | Развитие кругозора детей, чувства гордости за героев, защитников Отечества, родственников, служивших в армии. Формирование представления о способах защиты жизни человека в древности. Развитие кругозора детей, интереса к художественному слову, воспитание чувств сопереживания, гордости за поступки героев книг. | |
Игровая деятельность. Словесные игры: «Добавь словечко», «Бывает – не бывает», «Угадай по описанию», «Один – много», «Короткое слово», «Исправь ошибку», «Запомни только военные профессии», «Запомни, повтори и добавь слово». Настольные, развивающие и дидактические игры: «Выложить военную технику из геометрических фигур», «Построить солдат по росту», «Ориентировка по плану», «Выложить фигуру из палочек». Сюжетно-ролевые: «Военная база», «По морям, по волнам…», «Пограничная застава». Математические игры: «Определи тень военной техники», «Ориентировка по плану», «Посчитай и сравни», «Посчитай-ка» (количественный и порядковый счёт). Строительные игры: «Судостроительный завод», «Военный полигон», «Построим пограничную заставу» (из снега на прогулке). «Военная база» (из настольного и напольного конструктора). Подвижные игры: «Попади в цель», «Кто быстрее?», «Быстрый, ловкий, смелый», «Кто вперёд», «Преодолей препятствие», «Перетяни канат». | 2 неделя | Развитие лексико-грамматических средств языка, коммуникативных навыков, логического мышления, развитие объёма памяти. Развитие зрительного внимания и памяти, логического мышления, воображения. Развитие коммуникативных навыков. Развитие коммуникативных навыков, воображения, творчества. Развитие логического мышления, ориентировки на листе бумаги, в пространстве. Развитие образного мышления, конструктивных способностей детей. Развитие двигательной активности детей, меткости, силы, ловкости. | |
Трудовая деятельность: Уборка снега с участка для заготовки строительства пограничной заставы. | 1 неделя | Участие детей в строительной игре «Строительство пограничной заставы». | |
Межпредметные связи | |||
Учитель-логопед | Проведение занятия: «Защитники Отечества», с использованием игр на обогащение и активизацию словаря детей, развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи. Презентация и защита продуктов проекта («Составление описательных рассказов о военной технике»). | 2 неделя | Участие детей в играх: «Один - много», «Каждой военной технике– своё место», «Боевая тревога», «Составь предложение». |
Музыкальный руководитель | Проведение занятий со слушанием музыки, пением, музыкально-ритмическим музицированием, играми разного характера, разучиванием музыкально-ритмических движений, выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью. | 1, 2 неделя | Формирование у детей эмоциональной отзывчивости на разнохарактерные марши. Развитие чувства ритма, умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. Развитие образного мышления, творческих способностей, чувства патриотического долга. |
Работа с социумом | |||
Родители | Чтение детям литературы, рассматривание иллюстраций, экскурсии: к памятникам авиаторам, танкистам, на площадь Героев, просмотр цикла телепередач, подбор книг по тематике проекта, сбор природного, бросового материала для изготовления макета военной техники. Изготовление дома макета военной техники. | 2 неделя | Расширение кругозора детей, конструктивного мышления, развитие мелкой моторики рук. Выставка макетов военной техники. |
Работники библиотеки | Оформление выставки и обзор книг военной тематики, выставки детских поделок военной техники совместно с родителями, проведение литературной игры «Аты-баты шли солдаты». | 2 неделя | Расширение кругозора детей, развитие интереса к книгам, формирование патриотических чувств. |
Студенты ЛГПУ | Подготовка атрибутов к праздничному мероприятию «Сильные, ловкие, смелые», подбор подвижных игр. | 2 неделя | Участие в праздничном мероприятии «Сильные, ловкие, смелые». |
3 этап - заключительный | |||
Учитель-логопед Воспитатели
Музыкальный руководитель Воспитатели | Пригласить дедушку на презентацию проекта. Приглашение пап воспитанников на совместное тематическое мероприятие с подготовительной к школе группой «Сильные, ловкие, смелые». Проведение тематического праздника с подготовительной к школе группой «Сильные, ловкие, смелые». Оформление выставки детских работ. | 2 неделя | Рассказ дедушки о службе в армии, показ фотографий. Участие в презентации и защите проекта. Активное участие пап в проведении праздника, составе жюри. Развитие творческих способностей, двигательной активности детей, смелости, чувства патриотического долга. Подведение итога проекта. |
Дети | Изготовление макетов военной техники совместно с родителями в домашних условиях. | 2 неделя | Защита продукта проекта – макета военной техники (составление описательного рассказа по схеме). Развитие мелкой моторики, речевых и коммуникативных навыков. |
Литература:
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» УЦ «Перспектива», Москва, 2008.
- Вагина О.А. «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи», Липецк, 2007.
- Коробейникова Т.В., Овчинникова А.Ф. «Планирование занятий для воспитателей логопедических групп», Липецк, 1997.
- Кондрыкинская Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества», Методическое пособие по патриотическому воспитанию В ДОУ, «Творческий центр», Москва, 2005.
- Коротовских Л.Н. «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста», -СПб: «Детство-пресс», 2013.
- Лаврова Л.Н., Чеботарёва И.В. «Проектная деятельность с дошкольниками по краеведению», Учебно-методическое пособие, Липецк, 2014.
Военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОНР в рамках проекта «Защитники Отечества».
Проект (греч.) «путь исследования» - это метод педагогически организованного исследования ребёнком окружающего мира в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Опыт работы самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, Проектный метод позволяет выявить задатки и природные способности детей, почувствовать свою успешность, что очень важно для детей с речевой патологией, способствует эмоциональной близости с родителями. Это эффективный метод развития детей, учитывающий их психологические особенности: любознательность, исследовательский интерес, активность и инициативность.
Рассмотрим классификацию типов проектов:
- по доминирующей деятельности:
1) Исследовательские – формирование представлений у детей об окружающем мире с использованием познавательно-исследовательской деятельности на основе опытов, проблемных ситуаций или вопросов познавательного характера («Волшебник-невидимка», «Путешествие капельки» и т. д.)
2) Информационные – получение информации о каком-либо объекте, явлении, событии, истории их возникновения («Что такое вулканы?», «История возникновения машины» и т. д.)
3) Творческие – развитие творческих способностей детей с преобладанием творческих видов деятельности (игровой, конструктивной, художественно-речевой, музыкальной). Продукт – изготовление поделки или игрушки, выставка, спектакль, концерт, драматизация.
4) Практико-ориентированные - получение конкретного, социально-значимого результата («Ярмарка игрушек», «Домик для птиц»).
5) Игровые (ролевые) - направлены на игровую деятельность и получение результата в виде творческих игр («Путешествие в сказку», «Поездка в форест-парк»).
В чистом виде проекты используются редко. Чаще – информационно-творческие, исследовательско-творческие, информационно-игровые и т. д.
- по количеству участников проекты бывают:
1) индивидуальные
2) парные
3) групповые
4) фронтальные.
- по продолжительности:
1) мини-проекты (менее одного дня)
2) краткосрочные (1-2 дня)
3) недельные (5 дней)
4) средней продолжительности (2 недели – 1 месяц)
5) продолжительные (1 месяц – 3 месяца)
6) долгосрочные (9 месяцев – 1 год) (Большая временная отдалённость результата).
Продолжительность проекта зависит от возраста детей и выбранной темы.
Особый интерес для педагогов нашей группы представила интеграция по единому проекту, в основе которого заложена определенная проблема, для решения которой необходимо было спланировать поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Реализация проекта предполагала определение технологических шагов, которые включали: 1. выбор темы, 2. составление паспорта проекта, 3. планирование работы в центрах, 4. распределение работы в календарном плане.
1. Выбор темы. На групповом сборе мы с детьми выбрали тему проекта – «Защитники Отечества». С помощью приема «Модель 3-х вопросов» (Что мы знаем? Что хотели бы узнать? Что сделать, чтобы узнать?) мы определили объем знаний воспитанников об армии, родах войск и зафиксировали. Что мы знаем? Надо сказать, что знания детей о людях военных профессий были весьма скудны (называли лётчиков, танкистов, моряков). Многим детям не было знакомо слово Отечество. Что хотели бы узнать? Детям интересно было узнать о том, когда появился первый военный самолёт. Где строят военную технику, как она выглядела раньше. Что сделать, чтобы узнать? Спросить у взрослых, прочитать в книгах, энциклопедиях, посмотреть в Интернете.
Слайд № 1 Проект «Защитники Отечества»
Слайд № 2
Актуальность темы: в последнее десятилетие в нашей жизни произошли сложные и противоречивые события, неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней, наблюдаются случаи отказа юношей призывного возраста от службы в вооружённых силах. Всё это формирует мировоззрение людей, накладывает отпечаток на вопросы воспитания дошкольников и обязывает нас, педагогов с особой серьёзностью и ответственностью подойти к вопросам патриотического воспитания, к отбору содержания знаний, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, защитникам Отечества.
2. Составление паспорта проекта.
1) выбор темы
2) определение цели слайд № 3
3) задач проекта слайды № 4, 5, 6
4) типа
5) продолжительности
6) участников проекта
7) разработка плана мероприятий
8) работа над содержанием проекта (сбор информации, разработка конспектов мероприятий)
9) планирование итогового мероприятия (продукта) проектной деятельности
10) определение предполагаемого результата
11) оборудование центров предметно-пространственной среды
12) литература
Планирование коррекционно-развивающего процесса разделили на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный (слайд № 7).
В содержание подготовительного этапа входило: (слайд № 8).
- изучение методической, художественной, энциклопедической литературы. - - подбор и изготовление наглядного, раздаточного и стимульного материала. - изготовление атрибутов для игр «Моряки», «Пограничники»,
- оформление мини-музея военной техники (слайд № 9)
- индивидуальные беседы с родителями «Что дети знают об армии?»
- подбор и изготовление обучающего материала для проведения опытов:
«Что прочнее?», «Сколько весит танк?», «Ветер по морю гуляет…».
Большая роль отводилась работе с родителями, которые принимали активное участие в создании мотивации для более глубокого изучения детьми проблемы проекта: читалась детям литература, рассматривались иллюстрации, просматривался цикл телепередач, подбирались книги по тематике проекта, осуществлялся сбор природного, бросового материала для организации конструктивной деятельности и изготовления атрибутов, костюмов. Родителям было дано домашнее задание – изготовить совместно с детьми макет любого вида военной техники и защитить его.
В содержание основного этапа входило: (слайд № 10)
- планирование образовательной деятельности воспитателями, (слайд № 11, 12) интегрированных занятий учителя-логопеда (слайд № 13, 14), музыкального руководителя (слайд №15)
- наблюдение;
- беседы;
- экскурсии.
3. Работа в центрах развития (слайд № 16) включала подбор различных игр, упражнений:
центр математики «Сосчитай-ка»: (слайд № 17, 18) «Определи тень военной техники», «Ориентировка по плану», «Посчитай и сравни», «Посчитай-ка» (количественный и порядковый счёт), «Выложи фигуру по образцу», «Выложи фигуру из треугольников»,
развития речи «Речецветик»: «Добавь словечко», «Бывает – не бывает», «Угадай по описанию», «Один – много», «Короткое слово», «Исправь ошибку», «Запомни только военные профессии», «Запомни, повтори и добавь слово».
центр книги и науки «Хочу все знать»: изучение статей в энциклопедиях «Наш мир от А до Я», Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов родителей, родственников детей, служивших в армии. »: (слайд № 19, 20) Показ иллюстраций рвов, частоколов, крепостей, откидных мотов. Беседа о том, как человек защищал себя в древности.
центр игры «Играй-ка»: организация сюжетно-ролевых игр «Военная база», «По морям, по волнам…», «Пограничная застава»; (слайд № 21)
центр искусства «Мастерилкин»: подготовить материалы (пластилин, природный, бросовый материалы, бумага, карандаши, краски, картон для изготовления различных поделок, изготовить парусник из бумаги, обведение, штриховка, раскраска трафаретов, копирование с использованием кальки, работа в тетрадях, рисование военной техники по схеме; (слайд № 22)
центр движения «Здоровей-ка»: провести физподготовку в школе молодого бойца. (слайд № 23)
опытно-экспериментальный «Ухтыш-ка»: провести опыты: «Что прочнее?», «Сколько весит танк?», «Ветер по морю гуляет…». (слайд № 24)
центр строительства «Самоделкин»: построить из снега на площадке пограничную заставу, военную базу (из настольного и напольного конструктора), корабль из напольного конструктора. (слайд № 25)
4. С целью организации системного подхода к реализации проекта мы с воспитателями разработали календарное планирование, в котором были учтены все формы работы с детьми, их родителями.
Третий (заключительный) этап – презентация проекта: (слайд № 26)
- оформление выставки детских работ по теме проекта (слайд № 27)
- защита индивидуальных продуктов проекта детьми – макетов различных видов военной техники;
- встреча с дедушкой, служившим в армии; (слайд № 28)
- проведение тематического мероприятия с подготовительной к школе группой «Сильные, ловкие, смелые».
(слайд № ). Выводы (слайд № 29).
В последние дни заключительного этапа мы провели итоговые мероприятия, которыми стали: встреча с дедушкой, служившим в армии, защита макетов разных видов военной техники, которые были изготовлены из разных материалов (природного, бросового, пластилина), организация выставки детских работ, Кульминацией всего проекта стало проведение тематического мероприятия «Сильные, ловкие, смелые», в ходе проведения которого дети продемонстрировали все свои знания, умения, волевые качества и желание служить в армии, продолжать традиции отцов и дедов.
Этот проект позволил повысить эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании и обучении своего ребенка. За неделю, участвуя в различных видах деятельности, воспитанники обрели новые знания и повысили уровень речевого развития, расширили свой кругозор.
Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу, что проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, позволяет целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей, личностные качества, самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...