Развитие инициативы детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа)
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в общих положениях прописаны основные принципы дошкольного образования, одним из которых является принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. А одной из задач Стандарта является задача по развитию, среди прочих качеств личности, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие инициативы детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: инициативность, инициатива, самостоятельность, познавательная активность
В исследованиях развития личности инициативу детей рассматривают как врожденное качество, данное природой, которое развивается в специально созданных условиях. В детском возрасте инициатива связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.
Инициативность детей старшего дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Формируется инициативность ребенка активнее всего в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», а наиболее благоприятный период – это возраст от 3 до 5 лет. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность и самостоятельность.
Если в этом возрасте ребенка постоянно критиковать, наказывать его за ошибки, указывать на свою правоту, то у дошкольника будет развиваться не инициативность, а постоянное чувство вины за свои действия, страх попробовать воплотить свои идеи.
В старшем дошкольном возрасте инициативность активно развивается и достигает определенного уровня развития в познании, в игре, в обучении. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных видах деятельности.
Для инициативного дошкольника характерны следующие проявления: произвольность поведения, самостоятельность, развитая эмоционально волевая сфера. Такой ребенок проявляет инициативу в различных видах деятельности. Он стремится к самореализации, проявляет творческий подход к деятельности, имеет высокий уровень умственных способностей, проявляет познавательную активность, любознательность.
В качестве факторов, влияющих на формирование инициативности ребенка можно выделить потребность в новых впечатлениях, общение, общий уровень развития активности.
Большая ответственность в формировании детской инициативы возложена на родителей, ближайших родственников, а также педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Положительные результаты в развитии инициативы детей старшего дошкольного возраста можно достигнуть при следующих условиях:
– готовность педагогов к развитию инициативы детей старшего дошкольного возраста через личностно-ориентированное взаимодействие;
– опора при планировании и организации образовательного процесса на формы и методы организации образовательной деятельности, обеспечивающие активизацию и накопление личностного опыта проживания себя как субъекта образовательной деятельности;
– сотрудничество педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного развития инициативы дошкольников;
– своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного, познавательного и игрового опыта детей.
Список литературы
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Санкт-Петербург : Союз, 2004. - 202 с.
Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова. – М.: Линка–Пресс, 2015. – 208с.
Модель Н. А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества: в 3 ч. Ч. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2016.- 128 с.
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: Учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования. М.: «Академия».– 2013.– 208 с.
Модель Н. А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества: в 3 ч. Ч. 3. – М.: ТЦ Сфера, 2016.- 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи дошкольников....
Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО...
Развитие социального интеллекта и инициативы детей дошкольного возраста.
Развитие социального интеллекта и инициативы детей дошкольного возраста....
Развитие инициативы детей дошкольного возраста в рамках реализации проектной деятельности
Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения – достаточно актуальная тема. ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу развития социально - акт...
ГМО Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность.
laquo;Проектная технология. Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством реализации познавательно-исследовательского проекта «Мы веселые Матрешки»....
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Развитие инициативы детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности.
Под познавательной инициативой понимают – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавлив...