Экспериментальная деятельность " Есть он или нет"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Лихтнер Татьяна Андреевна

Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все

живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от

космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

https://nsportal.ru/albom/2019/10/26/lihtner-tatya...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lihtner.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментированию с воздухом в

старшей группе

«Есть он или нет»

Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

1. Образовательные.

1) Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о

свойствах воздуха.

2) Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека,

животных, растений.

3) Активизировать речевую деятельность детей.

2. Развивающие.

1) Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи

на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

2) Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о

значении чистого воздуха для нашего здоровья, развивать экологическое сознание

детей;

3. Воспитательные.

1) Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в

окружающем мире.

2) Воспитывать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды

деятельности с детьми и взрослыми умение договариваться друг с другом,

прислушиваться к мнению друг друга.

3)воспитывать культуру общения

4) Воспитывать чувство ответственности за всё живое на Земле.

Ход НОД:

I. Вводная часть.

Воспитатель:

Ребята отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух. (Воспитатель показывает картинку с изображением

планеты Земля.)

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все

живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от

космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде

есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь

есть. И сейчас вместе с вами мы это проверим, как настоящие ученые исследователи.

-А вы хотите стать настоящими учеными и сделать свои открытия?

Давайте подойдем к столам. Итак, начнем наши опыты.

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»

В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам

поймать воздух и посмотреть какой он.

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он

тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что

произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он

полон воздуха.(ответы).

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно

проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы

чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Воздух в воде»

В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо

поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а

потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть

ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

В: - А давайте проверим!

В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо.

И посмотрим, что произойдёт.

В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода

была (ответы).

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку,

и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем

новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше

выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой

увидели воздух. А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

А теперь давайте продолжим наши исследования. Нас ждут новые открытия.

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под

баночек, или сдуть шарик.

Что вы слышите? Звук, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и

шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он

гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Физкультминутка. Дыхательная гимнастика

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит

дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта

выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от

загрязнений и поступает в легкие.

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»

Что это? Наверное, это волшебные баночки.

В: - Посмотрите, а в них что - нибудь есть? (ответы) .

В: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

В: - Действительно, пахнет апельсином.

В: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).

В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).

В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не

пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху,

перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха, но он может его переносить

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле

следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он

может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары,

выхлопные газы, пыль, дым сигарет)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха,

поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы;)

А как можно очистить воздух в группе (проветривать помещения, протирать

пыль)

III. Заключительная часть.

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось

проводить опыты (ответы детей). Скажите, что же нового вы узнали

о воздухе? (дети находят и прикрепляют знаки к мольберту)

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего? дети отвечают,

опираясь на графические изображения.

В: Что вы сегодня узнали нового? Наше занятие подошло к концу, вы все были

внимательными и активными.

Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы

расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут

рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в

энциклопедиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Экспериментальная деятельность «Почему же нельзя есть снег?»

Простые убеждения, что снег грязный, детей убедить не могут, и вот, тогда мы решили провести исследования: «Почему же нельзя есть снег?». Исследование является одним из ведущих видов деятельности ребе...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Конспект занятия в старшей группе по опытно экспериментальной деятельности. «Есть ли воздух или нет».

Конспект занятия в старшей группе по опытно экспериментальной деятельности.«Есть ли воздух или нет».В рамках проекта «Дни науки в детском саду» (эксперимент с воздухом) .Цель: ...

Экспериментальная деятельность «Почему же нельзя есть снег?»

Простые убеждения, что снег грязный, детей убедить не могут, и вот, тогда мы решили провести исследования: «Почему же нельзя есть снег?». Исследование является одним из ведущих видов деяте...