Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Наряды куклы Тани"
план-конспект занятия (старшая группа)

Усанова Галина Александровна

Конспект ООД с использованием графомоторных упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu_starshaya.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ООД по познавательному развитию в старшей группе «Наряды куклы Тани»

Задачи:

  1. закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка);
  2. показать свойства тканей (способность пропускать воздух (возможность стирать, гладить, мять),
  3. развивать координацию речи с движением, графомоторные умения при выполнении заданий на бумаге.

Материал: образцы тканей для каждого ребёнка: ситец, льняная и капроновая ткани, драп, болонья, шёлк, бумажная кукла, наряды для куклы из бумаги. Мультимедийная презентация (лён, поле хлопчатника, веточки хлопчатника с раскрытыми коробочками).

                                               Ход

Воспитатель

Дети

Сюрпризный момент – посылка.

Сегодня утром почтальон принёс нам посылку от детей из другого детского сада. Они прислали нам в подарок свою любимую куклу Таню и красивую одежду для неё.

Кукла Таня – модница. У неё много нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем Тане так много одежды?

Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того. Чтобы гулять на улице - зимой в шубе. А осенью в пальто.

Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему?

Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если иметь много не будешь носить одну и ту же вещь, и она долго сохраниться.

А зачем люди носят одежду?

Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.

Лаборатория.

Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду! Приглашаю вас в лабораторию, где мы будем беседовать о тканях, рассматривать их, проводить с ними опыты.

Дети проходят за столы.

Перед вами образцы тканей, найдите среди них льняную ткань.

Давайте посмотрим, как ее делают.

Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань.

Просмотр слайдов.

Скажите, ребята, а какая ещё особенность есть у льняных тканей?

У льняных тканей есть ещё одна особенность. Полотно из толстых льняных нитей называют холстом. На нём художники пишут свои картины масляными красками, а масло, на котором замешены краски, выжимают из семян льна.

Рассматривают, называют отличительные особенности – плотная, толстая, шершавая.

Скажите, что шьют из льняных тканей?

Скатерти, полотенца, постельное бельё, летнюю одежду.

Молодцы, правильно.

Теперь рассмотрим хлопчатобумажную ткань-ситец и сравним её с льняной тканью. Чем они отличаются?

Рассматривают ткань.

Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань.

Давайте посмотрим, как выращивают  хлопчатник.

Презентация. Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато - уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити.

Просмотр слайдов.

Что же шьют из хлопчатобумажной ткани?

Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты.

Правильно.

Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на этот коврик (показываю 2 бумажных коврика). Представьте, что это ткань. Полоски – это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит.

Теперь рассмотрим образец драпа. Какой он на ощупь?

Что можно сшить из драпа?

Послушайте стихотворение и вспомните, из чего делают тёплые ткани:

Нам мешок кудряшек

Подарил барашек

Вышла брату шубка,

вышла маме юбка

А носочки мне.

Толстый, мягкий.

Тёплую юбку, пальто, куртку.

Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.

Ребята, положите перед собой ситец, драп и лён. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями?

Если эти ткани посушить, что с ними произойдёт?

Теперь рассмотрим образец шёлка. Какой он?

Кто же даёт нам шёлковые нити?

Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеницаопутывае5 себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику.

Эти ткани промокли.

Они не изменятся, не расползутся как бумага, их можно стирать, гладить и они останутся такими же какими были.

Блестящий, гладкий.

Ответы детей.

Просмотр слайдов.

Сейчас немного отдохнём.

Динамическая пауза «Одежда для куклы»

Не плачь, куколка, моя (имитация укачивания)
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать (движения кулачками друг о друга)
Твои платья и носки (загибают пальцы поочередно)
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет,
Я налью воды чуток, (имитация налива воды)
В таз насыплю порошок. (имитация ладошкой)
Пену снежную взобью (круговые движения ладонями)
Постираю и пойду (движения кулачками, ходьба на месте)
Пока светит солнышко, (показ солнышка)
Натяну веревочку. (ладони в стороны)
К ней одежду прикреплю (движения пальцами)
Ветерком все просушу. (махи ладонями)
Утюгом туда — сюда (гладим правой рукой)
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем (хлопки вверх – вниз)
А теперь и отдохнем. (ладони под голову, «спим»).

Подойдите к моему столу.

Теперь рассмотрим ткань болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из болоньи?

 Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде?

Почему?

Куртки, штаны, сумки, зонты.

Плохо.

Она не намокает и её не продувает ветер.

Правильно, сейчас мы с вами в этом убедимся.

Опыт с зонтиком. Полейте воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт.

Давайте повторим новые слова: болонья, непромокаемая, воздухонепроницаемая.

А ткани из хлопка и льна – наоборот - водопроницаемые, они хорошо впитывают влагу.

Дети выполняют задания воспитателя.

Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи.

Повторяют новые слова за воспитателем.

Теперь давайте сравним бумагу и ткань. Сомните их, а теперь разгладьте. Что вы можете сказать?

 Теперь попробуйте порвать бумагу и ткань.

Намочите бумагу и ткань, выжмите и расправьте. Что вы видите?

Бумага сильно мнётся, плохо расправляется, а ткань, если прогладить утюгом, она станет такой же как и была.

Ткань прочная, а бумага нет.

Бумага размокает и рвётся, а мокрую ткань можно высушить.

Ребята, обратите внимание. Наряды у куклы Тани бумажные, можно ли носить такую одежду?

Что нужно сначала сделать с тканью, прежде чем сшить одежду?

 

Такую одежду носить нельзя, она не прочная, нужно шить одежду из ткани.

Раскроить, вырезать детали одежды, затем их сшить.

Давайте немного разомнем наши пальчики. 

Пальчиковая игра «Жили-были в домике»

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Токи, пики, лики,

Чики, микки.

(Загибаем пальчики, начиная с больших, на обеих руках одновременно.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разгибаем пальчики)

Стали гномики стирать

( Тереть кулачками друг о друга)

Токи- рубашки,

Пики- платочки,

Лики-штанишки,

Чики- носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил

(Загибаем пальчики, по пальчику на каждую строчку, начиная с больших на обеих руках одновременно)

Графическое задание. Давайте нарисуем кукле Тане красивую одежду.

Выберите и украсьте ее одежду красивыми узорами.

Дети выполняют задания на листах

«Дорисуй узор».

Рефлексия:

Молодцы, правильно! Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии?

Какие новые слова узнали?

Сравнивали ткани.

Болонья, водонепроницаемая, непромокаемая, ткани из хлопка и льна водопроницаемые, хорошо впитывают влагу.

Итог:

Вот видите, какие разные бывают ткани: одни гладкие, другие ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие. Но раз их называют одним именем – ткани, значит все они, доже самые не похожие друг на друга с виду, всё – таки чем – похожи. Из тканей шьют одежду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"

Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Конспект в области "Познавательное развитие" сюжетно – ролевой игры «Кукла Катя заболела»

Конспект сюжетно - ролевой игры разработан для совместной деятельности воспитателя с детьми в режимных моментах....

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) "День рождения куклы Кати"

Цель: учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «Сколько?», используя слова «один», «много». Продолжать учить срав...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...