Конспект занятия ООД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада
план-конспект занятия

Ахмадиева Оксана Николаевна

Конспект занятия ООД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия ООД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада

Тема: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве и порядковому счету в пределах 5».

Программные задачи.

Образовательные:

- II младшая группа:

- совершенствовать умение ориентироваться в расположении частей своего тела, различать правую и левую руки;

- учить различать пространственные направления от себя (вверху – внизу, впереди (спереди) – позади (сзади));

- учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять умение работать по образцу;

- старшая группа:

- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;

- учить работать с планом заданного маршрута: «читать» условные обозначения, «двигаться» в соответствии со стрелками-указателями;

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны, углы и середину листа;

- учить определять местоположение окружающих предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, позади, слева, справа;

- развивать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу;

- обучать порядковому счету в пределах 5;

- правильно пользуясь порядковыми числительными, отвечать на вопрос «Который (какой) по счету?

Развивающие: вести работу по формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний, умения доводить начатое дело до конца.

Воспитывающие: формировать умение работать в коллективе, умение сопереживать, оказывать помощь попавшему в трудную ситуацию.

Оборудование и материалы: план «маршрута» (лист бумаги с условными обозначениями), игрушки зайчихи и зайчат, белые листы для ориентирования на плоскости, плоские геометрические фигуры (картон), предметные картинки игрушек, ежей и грибков, бумажные листы с цифрами и множествами предметов, коробка для зайчат, 5 объемных елочек, клад в виде сундучка.

Ход занятия

II младшая

старшая

I. Мотивационно – ориентировочный этап.

1. Введение в игровую ситуацию. Целеполагание.

- Ребята, сегодня к нам, в детский сад из сказочного леса пришла мама Зайчиха. У нее случилось несчастье: злой Волк украл и спрятал ее зайчат. Мама Зайчиха просит нас помочь отыскать ее малышей.

- Как вы думаете, справимся ли мы с этим непростым заданием? Сумеем ли освободить бедных зайчат? Давайте попробуем!

II. Практический этап.

1. Знакомство с планом маршрута. «Движение» по плану.

- Посмотрите, ребята, мама Зайчиха принесла с собой план, который поможет нам отыскать спрятанных зайчат и не заблудиться в лесу. Дорога наша будет трудной, так как на пути нам встретиться множество препятствий. Их нужно будет преодолеть, чтобы достичь цели нашего поиска (план вывешивается на магнитной доске). Итак, в путь!

2. Ориентировка на листе бумаги.

(Дети рассматривают план, проговаривают направление движения до первого задания)

- Ребята, давайте проговорим, в каком направлении мы начнем свой маршрут: как пойдем сначала и куда свернем потом. Мимо каких ориентиров (условных знаков) пройдет наш путь.

- И вот на пути у нас первое препятствие. Чтобы его преодолеть, придется выполнить первое задание. Перед вами стоят в ряд елочки.

В письме написано, что под четвертой елочкой спрятан один зайчонок. Настя, найди его.

Настя считает, но делает это справа налево.

- Почему Настя не нашла клад? Давайте ей поможем. Считаем елочки слева направо: первая, вторая, третья, четвертая (дети находят зайчонка).

А давайте посчитаем, сколько всего елочек: одна, две, три, четыре, пять. (Делаем обобщающий жест) всего пять елочек.

Ребята, мы видим, что когда мы хотим узнать, сколько всего предметов, то считать можно в любом направлении, а для того, чтобы узнать место предмета, то важно знать направление счета.

Давайте попробуем узнать место какой-либо елочки, считая в разных направлениях.

(Воспитатель убирает одну елочку)

Воспитатель: Которая елочка пропала? Что изменилось?

А теперь переходим к следующему заданию.

Займите свои места за столами и приготовьтесь внимательно слушать.

2.1. Самостоятельная работа: раскладывание предметных картинок по образцу воспитателя.

2.1. Раскладывание геометрических фигур на плоскости листа по заданию воспитателя.

- Расположи эти картинки на листе бумаги так, как они лежат у меня.

- У тебя на столе множество знакомых геометрических фигур. Они разного цвета и размера. Будь внимателен, слушая мое задание, и клади нужную фигуру на определенную часть листа.

- Возьми большой красный круг и положи в верхний правый угол своего листа.

- Возьми маленький зеленый треугольник и положи в нижний левый угол.

- Теперь желтый прямоугольник расположи в правом нижнем углу.

- Синий квадрат нужно положить в левый верхний угол листа.

- Размести овал посередине.

Дополнительно:

- По верхнему краю листа положи 5 фигур с тремя углами. Как называются такие фигуры?

- По нижнему краю листа расположи фигуры с четырьмя углами и равными сторонами. Но так, чтобы их было меньше, чем треугольников на 1. Сколько и какие фигуры ты выбрал?

- Слева от овала положи 2 фигуры с четырьмя углами, у которых противоположные стороны равны. Какие это фигуры?

- Справа от овала найди место для фигуры без углов. Назови ее.

3. Дидактическая игра «Выполни движение»

- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Можем двигаться дальше.

- Посмотрим, куда поведет нас дорога? Встречаем следующее испытание.

- Я предлагаю вам поиграть!

- Точно выполняйте мои указания, будьте внимательны. Не ошибитесь!

- Поднимите правую руку вверх. Опустите. Теперь левую вытяните вперед. Опустите. Правую ногу поставьте на носок. Левую – на пятку. Левую руку положите на правое колено. А правую руку – на левое. Правой рукой возьмитесь за левое ухо. А левой рукой – за правое.

4. Совместная деятельность ребенка и помощника воспитателя. Аппликация «Угощение для зайчат»

_______________________________

- На тарелочку наклей для зайчат морковки, а к ним – хвостики. Чтобы получилось настоящее угощение! И не забудь угостить морковью маму Зайчиху.

5. Отгадывание загадок. Определение местоположения предметов в комнате.

__________________________________

- Отгадай мои загадки и определи, в каких частях нашей комнаты «поселились» лесные зверюшки.

- Чье дупло полно орехов?

Шубка чья с красивым мехом?

Глубоко дупло, не мелко.

Кто живет в нем? Это…(белка)

- В шар свернулся под ногами,

На спине с тремя грибами,

Не споткнись – вдруг упадешь!

Это же колючий…(еж)

- Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мед,

У зимой сосет он лапу. (медведь)

- Одурачит ловко

Рыжая плутовка,

Длинным хвостиком махнет,

Зубки хитро облизнет,

Не успеешь оглянуться –

Вокруг пальца обведет! (лиса)

- Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

Он стоит среди травы –

Уши больше головы! (еж)

5. Упражнение в ориентировании в пространстве. Игра «Не ошибись!»

- Сейчас ты должен будешь выполнить определенное количество шагов, чтобы добраться до коробки с зайчатами. Слушай внимательно, выполняй правильно!

- Сделай 3 шага вперед. Теперь 2 шага влево. Вперед продвинься на один шаг. Сделай направо 4 шага. Пройди вперед на 2 шага. Повернись направо. Мы пришли к месту, где спрятаны наши зайчата. Откроем коробку, освободим бедных малышей!

- Вот и встретились зайчата со своей мамой! Они счастливы. А у нас как раз уже готово специальное угощение для наших героев. Посадим их за стол. А Инна может предложить счастливой лесной семье свое «блюдо».

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Подведение итогов занятия.

- Мама Зайчиха рада. Говорит вам «большое спасибо» за помощь. Теперь она вместе со своими зайчатами.

- Ребята, получается, мы выполнили свое обещание найти зайчат? Справились с этой нелегкой задачей?

- Что сегодня в нашем путешествии вам особенно понравилось? Что было интересным? Может быть, какое-то препятствие, испытание вызвало у вас затруднение? А что выполнили без особых усилий?

- Молодцы! Вы, ребята, справились, потому что были сегодня внимательными, слушали ответы своих товарищей, правильно и точно выполняли все мои задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Тема « Детский звуковой журнал» Воспитатель: Е.В.Васильченко

Цель:  Закрепить понятие « журнал», познакомить детей с особенностями звукового журнала, активизировать детские творческие способности по созданию звукового журнала.Материал:различные детские жур...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА

Организация жизни и деятельности детейв разновозрастной группе малокомплектного детского сада...

Сценарий Новогоднего праздника для воспитанников младшей группы малокомплектного детского сада

Методическая разработка "Сценарий Новогоднего праздника "Новогодние чудеса" предназначен для использования в детском саду. Лучше всего данный сценарий подходит для подготовки и проведения в младшей гр...

Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада по теме: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»

Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского садаТема: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»Программные задачи.Образовательные: I...

Планирование образовательной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада

В настоящее время, по-прежнему актуальна тема планирования в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации. Планирование в разновозрастной группе имеет свои особенности. Воспитатель, р...

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме (круглый стол) в старшей группе №10 детского сада №44 Выборгского района СПб

Тема: Развитие самостоятельности и инициативности дошкольниковЦель: повышение компетентности родителей в области  развития самостоятельности и инициативности дошкольника.Задачи:Повысить инте...