Проект творчески - познавательный «Дерево четырёх дел – берёзка»
проект (старшая группа)

Светлана Германовна Спиридонова

Творчески - познавательный проект для детей старшей группы. Целью проекта  является воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству,обычаям. Возрождение семейных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevo_chetyryoh_del-_beryozka_starshaya_gr.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Дерево четырёх дел – берёзка»

Тип проекта: творчески - познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Количество участников: групповой (старшая группа).

Цель проекта: Воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ. Развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, по средствам народного творчества и народных традиций. Содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

  1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа.
  1. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
  2. Формирование и обогащение словаря.
  3. Развитие художественно-творческих способностей.
  4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
  5. Сформировать представления у детей о жизни березы, как живого существа, символе страны, формировать проектно – исследовательские умения старших дошкольников, приучать самостоятельно искать решения, анализировать результат своей деятельности.

Актуальность: проблема интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм детей дошкольного возраста является одной из важных для нашего общества.

Предполагаемый результат:

Реализация данного проекта научит  дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети смогут приобрести новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассмотрят увядание березы, узнают роль как лекарственного сырья и  чудодейственного  влияния листьев на здоровье человека. Данный проект будет способствовать развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Этапы проекта.

1 этап подготовительный:

  • введение в проект;
  • актуальность темы проекта;
  • постановка цели и задач;
  • работа с методическим материалом, литературой по данной теме

2 этап основной:

  • реализация проекта

3 этап заключительный:

Планируемые результаты

  • Расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям
  • Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
  • Знание правил народных игр, умение в них играть.

Подготовительный: 

  1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Береза живая или нет?», « Для чего сажают деревья в городе?» « Почему так много берез в России?»

  2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Медицинское применение берёзы», «Народные приметы о берёзе», «Почему береза называется березой?»

  3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр – упражнений, дидактических игр, комплекса утренней «Поход в березовую рощу».

Реализация проекта

Образовательные области

познавательное развитие

речевое развитие

социально-коммуникативное развитие

художественно – эстетическое развитие

физическое развитие

взаимодействие с родителями

понедельник

-Беседа «Главные символы России» цель: обогащать знания детей о русской народной культуре, закрепить знания детей о символах России, воспитывать бережное отношение к природе (смотри приложение). выбор березки на территории детского сада;
- наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы

-Чтение художественной литературы

К. Паустовский «Подарок»;
Л. И. Горошкина «Березка»;

разучивание пословиц и поговорок;

разгадывание загадок

Дидактические игры: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «С кем дружит береза?»,

Рисование свечой и акварелью «Берёзовая роща» с 71 «Нетрадиционные техники рисования»

 цель: учить детей рисовать хозяйственной свечой и акварелью,

формировать эстетический вкус.

слушание «Ах ты, береза» Раухвергера;», «Люблю березу русскую» А.Прокофьев;

утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу»;

 подвижные игры: «Кто быстрее соберет березовые почки», «Бабка-ёжка», «Прыжки через костёр»

продолжаем  оформление уголка «Береза – первый символ России».

вторник

-беседа «Берёзка русская» с 114 «Энциклопедия для малышей» Т.Д.Нуждина;

наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы

В. А. Злоказова «Росла Березка у дороги на Силач…»;
В. А. Трусов «Секреты горы Трех Братьев»; заучивание стихотворений о березе:
С. Есенин «Белая береза»

«Что сначала, что потом», «Что где растёт»;  «Почемучка»; «Деревья»;  «Про растения»; развивающая игра «Отгадай дерево»;

Пластилинография с элементами  рисования  ватной палочкой  «Красавица береза» Е.А.Ульева «Времена года, весна» цель: закреплять умение рисовать ватной палочкой, использовать в рисунке элементы пластилинографии.

пение «Песня о Родине» слова Е. Карасевой, музыка В. Елинек.

утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу»;

п/ и  «Бегите к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков»,

консультация с родителями, «Воспитание экологической культуры»

среда

беседа «Народные приметы о березе» смотри приложение;

- беседа «Медицинское применение березы» смотри приложение;

наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы

Н. И. Птухина «Ода березке»;
Л. М. Смирнова «Березка голову склоня…»;
Г. Н. Рахимов «Три березки под окном»;

Наша Родина – Россия», «Деревья и кустарники» с 15, «Назови части целого»( ствол, ветки, крона, корни, листья) ;

коллективное конструирование из фтулок «Берёзовая роща».

 хороводы: «В золоте березонька» слова и музыка Г. Вихаревой, «Ай, да березка» Музыка Т. Потатенко;

утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу»;

п/и

«Карусель», «Прыжки через костёр»

четверг

1 июня – День защиты детей

опыт «Что выделяют растения» с22 «Планирование познавательной деятельности»;

наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы

авторская сказка «Сказка о берёзовом листочке» с76, 112 «Краеведение»;

-чтение авторской экологической сказки «Как человек приручил растения» Л.Ф.Воротникова, чтение пословиц и поговорок, «Угадай загадку»

«Назови части целого»( ствол, ветки, крона, корни, листья) ;

- игровая ситуация  «Письмо от берёзового листочка»;

- сюжетно – ролевая игра «Семья», «Ярмарка»;

- пальчиковая гимнастика «Берёзка»,

-игра «Я знаю 5названий».

 Рисование «Береза» (использование различных техник цель:)цель закреплять умение рисовать берёзу используя различные техники

пение без сопровождения «Во поле березонька стояла» русская народная мелодия;

утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу»;

п/и «Карусель», «Бегите к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» из берёзы «Бабка Ёжка».

пятница

заключительная беседа с детьми «Дерево четырёх дел» рассматривание картин И.Левитан «Берёзовая роща», И.Остроухова «Берёзы».

Разучивание стихотворения П.Воронько «Берёза» цель: закреплять умение рассказывать стихотворение громко, чётко, выразительно

-дидактическая игра «Отгадай дерево»( Бе-рёза, оси-на…);

свободное рисование по мотивам русских народных песен;

утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу»; «Бегите к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков»,

Приложение

Беседа «Главные символы  России»

 Здравствуйте ребята! Скажите, в какой стране мы с Вами живем? Наша страна – Россия большая, красивая и многонациональная. Россия страна с долгой и богатой историей, с многовековыми традициями и обрядами. 
Через годы, через столетия сохранила Россия свой особый жизненный уклад   и национальную культуру. С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело – мир освещать; второе – крик утешать; третье – больных исцелять; четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и  свет и является главным символом России
. Весной берёза одна из первых пробуждается в лесу: ещё лежит снег, а около неё уже проталинки, на дереве набухли оранжевые серёжки. А осенью берёзка в числе первых спешит надеть красивый золотой убор. Берёза широко используется во многих отраслях народного хозяйства. Из неё делают паркет, фанеру, домашнюю утварь и другие изделия. Берёза очищает воздух, от пыли она применяется в озеленении. Берёза любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой-невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. Мила берёзка каждому русскому сердцу!

А теперь отгадайте загадку -
Ствол белеет, 
Шапочка зеленеет, 
Стоит в белой одёжке, 
Свесив серёжки. (Берёза)

Вы наверно уже поняли, что первым символом России является Берёза. Чтобы узнать, что является вторым символом надо отгадать загадку
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука 
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская ……… ( Матрёшка)

Матрёшка (названа в честь старинного русского имени Матрёна) — это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол от трех и более штук. Состоят они из двух частей — верхней и нижней. Матрёшка - это русская красавица покорила сердца любителей народных сувениров по всему миру. Она - хранительница исконной русской культуры. Она драгоценный сувенир для туристов - памятная кукла. Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась на свет в начале 1890-х годов. Выточил первую русскую матрёшку токарь-игрушечник Василий Звёздочкин.

Третий символ России – это музыкальный инструмент. 
Загадка:
Деревяшка, три струны,
Натянутых и тонких.
Вы узнать её должны!
Поёт ну, очень звонко.
Поскорее угадай-ка.
Что же это? – ( Балалайка)

Также в России  символами являются:  самовар, кокошник,  тройка лошадей, шкатулка, платок, валенки, колокол, лапти.

Вопросы к детям

1.Какое дерево называют красавицей русских лесов?

2.Какие четыре дела выполняет берёза?

3.Какое дерево пробуждается весной – одним из первых?

4.Чем ещё полезна берёза?

5.Что является вторым символом России?

6.Кто выточил первую русскую матрёшку?

7.Что является третьим символом России?

8.Какие вы ещё запомнили символы?

Медицинское применение.

  • Березу традиционно использовали в лечебных целях: настои из березовых почек и листьев – как мочегонное, бактерицидное и ранозаживляющее средство, а масляную вытяжку из березовых почек – как дерматологическое средство.
  • Из эфирного масла березы вишневой (путем перегонки коры и побегов с водным паром) получают метилсалицилат.
  • Березовый деготь – традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство.
  • Березовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.
  • Считалось, что запах березы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля очищают кровь.
  • В северных широтах березовая пыльца иногда является аллергеном, ответственным за проявления сезонной сенной лихорадки у людей с повышенной чувствительностью

Народные приметы.

  • Из березы весной течет много сока – к дождливому лету.
  • Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.
  • Коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха – мокрого.
  • Если на березках много серег – к урожаю гороха.
  • Если весною на березе много почек – просо будет обильное.
  • Если березовая шишка натрое весною – то овес хорошо родится.
  • Если березовые почки распускаются снизу, то хлеба ядреные (хорошие зерном) родятся.
  • Весною на осине и березе хорошая мочка – будет хлеб ядреный.
  • Если листья на березе густы и темно – зелены (при обилии летней влаги) – к урожаю и рослому хлебу.
  • Когда на березе появится желтый лист пятнами с лошадиную голову, пора сеять озимый хлеб.
  • Если веточки березы через три дня свежие – ожидай мокрого сенокоса.


Стихи о березе.
«Печальная береза…»
Печальная береза у моего окна,
И прихотью мороза разубрана она.
Как гроздья винограда, ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы, я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы стряхнут красу ветвей.

А. А. Фет
«Гимн березе».
Если мне воспеть березу свыше дан наказ,
Я ее святые слезы воспою для Вас.
Я печальный облик в рифму облеку,
Шепот листьев, птичий окрик. Раны на веку…
Как светло то на просторе. Дивный свет струит;
На высоком косогоре милая, стоит…
Подойду я и, любуясь косоньки ветвей
Соберу я в прядь тугую… Вей же ветер, вей!
Не сломить березу в бурю, коль душа алмаз.
Даже средь осенней хмури радуешь ты глаз.

О. Герасимова.
«Береза».
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

С. Есенин.
«Березка».
У красы – березки платье серебрится.
У красы березки – зелены косицы.
Со двора к березке выскочили козы.
Стали грызть березку, а березка – в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса – березка выросла большою.

И. Воробьева.
«Березонька.
Береза моя, березонька, береза моя, белая.
Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки; на тебе, березонька,
Листья зеленые; под тобой, березонька,
Листья зеленые ; под тобой, березонька,
Красные девушки венки вьют, плетут.
Тонкая березка, ростом невеличка,
Словно у подростка, у нее косички!
Деревце на славу за год подросло!
До чего ж кудряво, до чего ж бело.
Береза моя, березонька,
Березонька – красавица!
На тебе березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.

Пальчиковая гимнастика  «Березка»
Падали листочки осенью с берёзки
(сжимаем кулачок).
Зимушка снежинки вешала на ветки
(смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т.д.).
А весною почки лопались на ветках
(хлопаем в ладоши).
Угощала соком белая берёзка
(ручки в горсть — «пьём»).
Летом зеленели листья на берёзе,
Укрывая деток от летнего зноя.
(закрывают ладонями голову)

Загадки:

  • Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
  • Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит над горой.
  • Русская красавица стоит на поляне, в зеленой косынке, в белом сарафане.
  • На поляне девчонки в белых рубашонках, зеленых полушалках.
  • Стоят в поле сестрицы, платьица белые, шапочки зеленые.
  • Стоят столбы белые, на них шапки зелены, летом мохнатые, осенью желтоватые.
  • Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, зеленый сарафан.


Пословицы и поговорки:

  • Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве – четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям – колодец, третье – от зимы свет, четвертое – дряхлямпеленалье.
  • Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
  • Для врага и береза – угроза.
  • Сок березовый с мякотью.
  • Бела береста – да деготь черен.
  • Березовые почки – берегите для примочки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-информационный, творческий проект "Русская берёзка"

Воспитание любви к природе родного края через ознакомление с березой, как одним из главных символов нашей Родины - России...

Мастер-класс по созданию декорации дерево "Берёзка"

изготовление  берёзки для  оформления музыкального зала к семинару «Дружба народов Поволжья»...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Сохраним берёзку русскую».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по овладению детьми основами экологической культуры в подготовительной группе на тему "Сохраним березку русскую"...

Познавательно-исследовательский проект "Люблю берёзку русскую"

Проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста. Цель проекта:формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (о берёзе), о малой родине, отечественных традициях и праздни...

Социальная экологическая акция « Чудо – дерево книгами ты пополняй, берёзку и ёлочку этим спасай!» (Развивая, движение Буккроссинга в детском саду, спасаем природу)

Дети приносят прочитанные книги, и оставляет её  на полках «Чудо – дерева», тем самым помогают развивать движение БУККРОССИНГа в детском саду.  Каждый ребенок понимает, что...

Познавательно-творческий проект: «Красавица - берёзка».

Цель: формировать представления детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, воспитывать бережное отношение к деревьям.Задачи:1. Обогатить представления детей о берёзе как о живом существе (с...

Познавательно-творческий проект «Русская берёзка»

В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть...