Жанры устного народного творчества в воспитании любви к природе
консультация
Данный материал содержит некоторые формы работы с детьми дошкольного возраста по формированию любви к природе по средствам устного народного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Жанры устного народного творчества в воспитании
любви к природе
Жизнь всякого народа проявляется в своих ей одной свойственных формах, подчеркивая этим своеобразие национальных условий, в которых протекает жизнь каждого народа. Существенным содержанием русской культуры является народное творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поколение за поколением питалось из этой могучей речи. Даже гений Пушкина нуждался в русских народных сказках. Глинка, Чайковский, Мусоргский, идя от народной песни, подняли русскую музыкальную культуру до мировых вершин. На протяжении долгого времени особое место в приобщении к народной культуре, любви к природе занимают произведения устного народного творчества. Ведь именно в них дошкольникам открывается сокровищница богатейшего русского языка, посредством которого и формируется представление об окружающем мире. Совершенные образцы устного народного творчества – пословицы, загадки, сказки – ребенок не только слышит, но повторяет и усваивает их. А вот сильнее их влияние там, где эти произведения органически вплетены в живой разговорный язык. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицы, и прибаутку, и загадку; ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять.
В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в новой разговорной речи, проникают из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например: конь вороной, коровушка-буренушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звезды, светлый месяц, травушка-муравушка и многие другие слова и выражения, связанные с национальными образами, с явлениями родной природы. В народном языке эти выражения насыщены определенным содержанием. Вороной конь – это черный, блестящий, цвета воронова крыла. Если внимательно посмотреть на крыло ворона, то в глаза бросается его иссиня-черный цвет с отливом. Если это слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребенка при употреблении народных выражений вне их содержания.
Существует, как известно, множество жанров устного народного творчества. И в каждом из них прослеживается любовь к природе. Припевками и приговорками издавна пользуются в воспитании детей, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить. Такие процессы в жизни ребенка, как одевание, купание, требуют сопровождения словами. И здесь русское народное творчество незаменимо. И все же нужно оно не столько ребенку, сколько маме или воспитателю. Это своеобразная форма обращения к ребенку, какое-то эмоциональное настроение, источник необходимой информации. Например: приди котик ночевать, мою доченьку качать; ты собаченька не лай, белолапа не скули; утка шла по бережку, сера по крутому и т.д.
Еще один жанр – это пословицы и поговорки – короткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям 5-6 лет. Сложились они на основе огромного жизненного опыта. Употреблять их правильнее в тот момент, когда на лицо есть иллюстрирующие ее факты, обстоятельства. (В нашей работе хорошо использовать в наблюдении на прогулке, как часть занятия).
Загадки – как форма словесного народного творчества, образной народной речи также получили свое признание в работе ДОУ. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Детям 5-6 лет могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Ведь дело не просто в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответа. Если в жизненном опыте нет такого содержания, о котором говорится в загадке, нужен будет большой труд, притом совершенно бесцельный. Чтобы подвести ребенка к тому смыслу, который скрыт в той или иной загадке. Например, для того, чтобы отгадать такую загадку: «И зимой, и летом все одним цветом», нужно накопить наблюдения о деревьях лиственных и хвойных. Только при этом условии загадывание загадки будет падать на благоприятную почву. Народные загадки, несомненно, раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Они помогают ребенку познать окружающий мир, показывают такие стороны явлений, которые часто остаются неизменными.
Заучивание и произношение скороговорок составляет едва ли не самое интересное занятие для детей. Воспитывая любовь к природе, мы часто пользуемся этим жанром. Например, «коси, коса, пока роса», «на дворе трава, на траве дрова» и другие.
Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. В сказках перед ребенком возникают образы родной природы, люди с характерами и нравственными чертами, быт. Образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, косолапого медведя, густой чащи леса и т.д. входят в жизнь детей, раскрывая перед ними в доступной для понимания форме. Сказки вводят ребенка в мир животных. Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры.
Итак, употребление жанров устного народного творчества в работе с детьми несет огромное воспитательное значение. Кроме того, является большим подспорьем в ознакомлении дошкольников с родной природой и привития любви ко всему живому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/18/picture-92852.jpg)
Статья "Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста"
В данной статье описаны методы и приемы работы, которые использовал педагог в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста над произведениями устного народного творчества....
Малые жанры устного народного творчества в режиме дня дошкольника.
Особую педагогическую ценность имеет детский фольклор, который отражает традиционную русскую народную культуру. Произведения устного народного творчества помогают формировать любовь...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-341395-1384189664.jpg)
Особенности волшебной сказки как жанра устного народного творчества
Народное поэтическое творчество (фольклор) представляет собой искусство устного слова и является предметом коллективного творчества. В фольклоре существуют три рода произведений: эпос, лирика и ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-352173-1385238772.jpg)
Конспект НОД в младшей группе «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)»
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчест...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-126931-1590516837.jpg)
"Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю"
Словесное творчество народа, являясь видом народного искусства, представляет одновременно материальную и духовную культуру, концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все форм...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/24/picture-1026976-1574609295.jpg)
Сообщение на педсовете на тему: «Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю»
Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова....
Педагогические условия использования малых жанров устного народного творчества в процессе воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
Понятие о фольклорной сказке и какие условия необходимы для малых жанров устного народного творчества....