Сообщение на педсовете на тему: «Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю»
материал
Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_dlya_pedsoveta_byliny.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются во многих детских учреждениях поверхностны.
Конспекты в программе даются в сжатом варианте, зачастую в шаблонной форме. Для воспитателя такой подход очень не удобен. Чтобы качественно подготовиться к тому или иному занятию и оставить какой-то след в душе ребёнка, он должен будет не один час провести над литературными и методическими источниками. Я нашла материал в интернете и разработала свой вариант приобщения ребёнка-дошкольника к устному народному творчеству и истории России.
Цель данной методической разработки - донести до педагогов ценность былин, как источника народной мудрости, показать возможность использования былин в практике детского сада для формирования у детей интереса к устному народному творчеству и истории России.
Именно былины являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. С ними стоят рядом только сказки и песни, но если вспомнить, что былины одновременно и сказывались и пелись, то их своеобразие в фольклоре станет очевидным. Однако, и пелись и сказывались былины по-особому. От песен они отличаются торжественностью тона, а от сказок величавостью, грандиозностью рассказывания. Все эти качества передаются ёмким греческим словом "эпос": это и повествование, и речь, и стих.
Былинный эпос воплотил в себе кодекс героического поведения, явил образец для подражания, обладал влекущей силой примера. Даже враг представал могучим, чтобы подвиг героя становился ещё более значительным.
Русский эпос насчитывает десятки богатырей: это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алёша Попович, и Садко-купец и многие другие герои. Как бы не отличались они происхождением, нравом, поведением, деянием, сословным положением - все они выражают собой единый комплекс народных исторических понятий и представлений о том, каким быть человеку и как вести себя в мирные дни и в годы бедствия.
Историки культуры находят в былинном эпосе многие достоверные черты старинного быта.
Из былины можно узнать о свадебном чине и о правилах древнего благочестия, об устройстве городских стен и ворот, о росписи и украшениях в теремах, о воинском оружие, составе дружины, об игре на гуслях, об устройстве ладьи.
Множество примет исчезнувшего древнерусского быта делают былины ценным источником историко-культурных знаний о жизни наших предков.
У каждой былины есть своя реальная жизненная основа, но эпическая песня соединяет её с вымыслом. Как памятник художественного творчества былина сохраняла своё значение в течение долгих веков, последовавших за эпохой Киевской и Новгородской Руси. Это своё значение они сохранят навсегда.
Всю работу с детьми по знакомству детей с былинным материалом предлагается вынести в блок совместной деятельности. В данной методической разработке совместная деятельность воспитателя с детьми осуществляется в три этапа:
- Предварительная работа;
- Сценарий совместной деятельности;
- Итоговая совместная деятельность.
Предварительная работа предполагает погружение ребёнка в атмосферу русской народной былины, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории России ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.
В предварительную работу обязательно включается чтение былины с последующей беседой по её содержанию. В содержание этого раздела также могут входить следующие виды деятельности:
- Разучивание русских народных подвижных игр;
- Разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д.;
- Театрализованная деятельность;
- Дидактические и настольно-печатные игры;
Одним из компонентов предварительной работы может быть изобразительная деятельность, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.
После этапа предварительной работы проводить совместную деятельность по заранее разработанному сценарию. В предварительном этапе работы, в игровой форме учится пересказывать былины, достаточно объёмные по содержанию, закрепляет в разговорной речи старославянские слова и изречения, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.
Для подведения итога очередного этапа работы, после знакомства детей с тремя былинами, проводится итоговая совместная деятельность.
По результатам итоговой совместной деятельности педагог может определить сильные и слабые стороны своей деятельности, откорректировать методы и приёмы, используемые с детьми.
Работа с родителями.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны должны направить свои усилия на познание возможностей развития каждого ребёнка, создание благоприятных условий.
Работу с родителями надо строить по хорошо себя зарекомендовавшей схеме:
Презентация изучаемой темы |
Обучение родителей |
Организация совместных дел |
На этапе презентации важно убедить родителей в значимости темы, её актуальности, заручиться их помощью и поддержкой. Презентация темы может пройти через родительское собрание, наглядную информацию, зрелищные мероприятия.
При обучении родителей можно использовать как хорошо известные формы работы с семьёй (консультации, папки-передвижки, тренинги и т. д.), так и современные (игротеки, родительские газеты), которые дают не менее положительный результат.
На этапе организации совместных дел родители воспитанников выступают уже не только, как зрители и слушатели, но и как активные участники мероприятий в детском саду, а в некоторых случаях, как их организаторы.
- Привлечение родителей к сбору иллюстративного и текстового материала;
- Оснащение с помощью родителей Русской избы;
- Организация фоторепортажа на тему "Путешествуем по Древней Руси";
- Игры-викторины по типу "Что? Где? Когда?", "Колесо истории",
- Проведение Дней открытых дверей;
- Проведение фольклорных праздников, вечеров русских народных игр и забав.
Тематическое планирование.
Месяц | Темы |
Сентябрь | Диагностика |
Октябрь | "Илья Муромец" |
Ноябрь | "Ставр Годинович" |
Декабрь | "Садко" |
Январь | Итоговая совместная деятельность |
Февраль | "Добрыня и Змей" |
Март | "Вольга и Микула" |
Апрель | "Вавила и скоморохи" |
Май | Итоговая совместная деятельность |
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и смешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов”. Так выразил своё отношение к устному народному творчеству русский писатель А.Н. Толстой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на родительское собрание на тему «Устное народное творчество в развитии речи детей»
Сообщение на родительское собрание на тему«Устное народное творчество в развитии речи детей»...
Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому о...
Консультация для родителей на тему:"Воспитание у детей любви к родному краю"
Консультация для родителей на тему:" Воспитание у детей любви к родному краю"...
"Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю"
Словесное творчество народа, являясь видом народного искусства, представляет одновременно материальную и духовную культуру, концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все форм...
Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к родному краю»
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой город славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу больш...
Консультация для родителей на тему : " Воспитание у детей любви к родному краю"
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут....
Консультация на тему: «Воспитание у детей любви к родному краю»
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...