Сообщение на педсовете на тему: «Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю»
материал

Кашина Елена Александровна

Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_dlya_pedsoveta_byliny.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

 Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются во многих детских учреждениях поверхностны.

Конспекты в программе даются в сжатом варианте, зачастую в шаблонной форме. Для воспитателя такой подход очень не удобен. Чтобы качественно подготовиться к тому или иному занятию и оставить какой-то след в душе ребёнка, он должен будет не один час провести над литературными и методическими источниками. Я нашла материал в интернете  и разработала свой вариант приобщения ребёнка-дошкольника к устному народному творчеству и истории России.

Цель данной методической разработки - донести до педагогов ценность былин, как источника народной мудрости, показать возможность использования былин в практике детского сада для формирования у детей интереса к устному народному творчеству и истории России.

Именно былины являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. С ними стоят рядом только сказки и песни, но если вспомнить, что былины одновременно и сказывались и пелись, то их своеобразие в фольклоре станет очевидным. Однако, и пелись и сказывались былины по-особому. От песен они отличаются торжественностью тона, а от сказок величавостью, грандиозностью рассказывания. Все эти качества передаются ёмким греческим словом "эпос": это и повествование, и речь, и стих.

Былинный эпос воплотил в себе кодекс героического поведения, явил образец для подражания, обладал влекущей силой примера. Даже враг представал могучим, чтобы подвиг героя становился ещё более значительным.

Русский эпос насчитывает десятки богатырей: это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алёша Попович, и Садко-купец  и многие другие герои. Как бы не отличались они происхождением, нравом, поведением, деянием, сословным положением - все они выражают собой единый комплекс народных исторических понятий и представлений о том, каким быть человеку и как вести себя в мирные дни и в годы бедствия.

Историки культуры находят в былинном эпосе многие достоверные черты старинного быта.

 Из былины можно узнать о свадебном чине и о правилах древнего благочестия, об устройстве городских стен и ворот, о росписи и украшениях в теремах, о воинском оружие, составе дружины, об игре на гуслях, об устройстве ладьи.

 Множество примет исчезнувшего древнерусского быта делают былины ценным источником историко-культурных знаний о жизни наших предков.

У каждой былины есть своя реальная жизненная основа, но эпическая песня соединяет её с вымыслом. Как памятник художественного творчества былина сохраняла своё значение в течение долгих веков, последовавших за эпохой Киевской и Новгородской Руси. Это своё значение они сохранят навсегда.

Всю работу с детьми по знакомству детей с былинным материалом предлагается вынести в блок совместной деятельности. В данной методической разработке совместная деятельность воспитателя с детьми осуществляется в три этапа:

  • Предварительная работа;
  • Сценарий совместной деятельности;
  • Итоговая совместная деятельность.

Предварительная работа предполагает погружение ребёнка в атмосферу русской народной былины, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории России ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.

В предварительную работу обязательно включается чтение былины с последующей беседой по её содержанию. В содержание этого раздела также могут входить следующие виды деятельности:

  • Разучивание русских народных подвижных игр;
  • Разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д.;
  • Театрализованная деятельность;
  • Дидактические и настольно-печатные игры;

Одним из компонентов предварительной работы может быть изобразительная деятельность, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.

После этапа предварительной работы проводить совместную деятельность по заранее разработанному сценарию. В предварительном этапе работы, в игровой форме учится пересказывать былины, достаточно объёмные по содержанию, закрепляет в разговорной речи старославянские слова и изречения, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.

Для подведения итога очередного этапа работы, после знакомства детей с тремя былинами, проводится итоговая совместная деятельность.

По результатам итоговой совместной деятельности педагог может определить сильные и слабые стороны своей деятельности, откорректировать методы и приёмы, используемые с детьми.

Работа с родителями.

Реализация поставленных задач  в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны должны направить свои усилия на познание возможностей развития каждого ребёнка, создание благоприятных условий.

Работу с родителями надо строить по хорошо себя зарекомендовавшей схеме:

 

Презентация изучаемой темы

Обучение родителей

Организация совместных дел

 

На этапе презентации важно убедить родителей в значимости темы, её актуальности, заручиться их помощью и поддержкой. Презентация темы может пройти через родительское собрание, наглядную информацию, зрелищные мероприятия.

При обучении родителей можно использовать как хорошо известные формы работы с семьёй (консультации, папки-передвижки, тренинги и т. д.), так и современные (игротеки, родительские газеты), которые дают не менее положительный результат.

На этапе организации совместных дел родители воспитанников выступают уже не только, как зрители и слушатели, но и как активные участники мероприятий в детском саду, а в некоторых случаях, как их организаторы.

  • Привлечение родителей к сбору иллюстративного и текстового материала;
  • Оснащение с помощью родителей Русской избы;
  • Организация фоторепортажа на тему "Путешествуем по Древней Руси";
  • Игры-викторины по типу "Что? Где? Когда?", "Колесо истории",
  • Проведение Дней открытых дверей;
  • Проведение фольклорных праздников, вечеров русских народных игр и забав.

Тематическое планирование.

Месяц

Темы

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

"Илья Муромец"

Ноябрь

"Ставр Годинович"

Декабрь

"Садко"

Январь

Итоговая совместная деятельность
Диагностика

Февраль

"Добрыня и Змей"

Март

"Вольга и Микула"

Апрель

"Вавила и скоморохи"

Май

Итоговая совместная деятельность

 

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и смешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов”. Так выразил своё отношение к устному народному творчеству русский писатель А.Н. Толстой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на родительское собрание на тему «Устное народное творчество в развитии речи детей»

Сообщение на родительское собрание на тему«Устное народное творчество в развитии речи детей»...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому о...

Консультация для родителей на тему:"Воспитание у детей любви к родному краю"

Консультация для родителей на тему:" Воспитание у детей любви к родному краю"...

"Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю"

Словесное творчество народа, являясь видом народного искус­ства, пред­ставляет одновременно материальную и духовную культуру, концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все форм...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к родному краю»

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой город славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу больш...

Консультация для родителей на тему : " Воспитание у детей любви к родному краю"

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут....

Консультация на тему: «Воспитание у детей любви к родному краю»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...