Особенности гендерного воспитания детей 3-4 лет
статья (младшая группа)

Фадина Анна Андреевна

Актуальность проблемы гендерного воспитани сейчас как никогда остро стоит в обществе. Детский сад- очень важный этап в становлении гендетного представления у ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fadina_a.a._statya.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности гендерного воспитания

детей 3-4 лет

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей.

 Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения

 мужа и жены, отца и матери (В.А.Сухомлинский)

Мы живет в ХХI веке и тема гендерного воспитания детей, на мой взгляд, является одной и самых актуальных в дошкольном возрасте. В современном обществе часто стираются границы полов, особенно это заметно в странах Европы. Россия придерживается четкой позиции в том вопросе, раньше в нашей стране существовали мужские и женские школы, т.е. мальчиков и девочек воспитывали отдельно. Прививали мальчикам такие качества как мужественность, смелость, умения постоять за себя. В девочках же воспитывали женственность и нежность. Женские и мужские школ давно уже закончили своё существование, на их место пришли современные школы где мальчии и девочки учатся вместе. Однако проблема гендерного воспитания стала намного острее. Увы, статистика в нашей стране неутешительна: существует  очень много неполных  семей в которых есть только один родитель. Воспитанием мальчика  занимается только мама. Или семья полная, но папа редко бывает дома и мама заменяет ребенку родителей обоих полов.

Именно из-за такой актуальности я и взяла эту тему, чтобы эта проблема начала решаться уже с младшего дошкольного возраста. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.

Возраст 3-4 лет многие называют нежным. Возможно, это связано с тем, что малыши этого возраста очень внешне привлекательны. Взрослые, очарованные ими, не могут не восхищаться открытым взглядом, живой мимикой, забавными действиями и непосредственными поступками. Смотреть бы только на них и радоваться!

Вместе с тем, именно в этом возрасте у воспитателей и родителей при общении с детьми начинают появляться проблемы: требует постоянного присутствия матери, не слушается взрослых, не может сам себя занять, проявляет агрессию по отношению к взрослым и детям и т.п.

Это объясняется проявлением кризиса трех лет, т.е. тем, что между взрослыми и ребенком возникает кризис социальных отношений, в процессе которого происходит отделение ребенка от взрослого, появляется желание проявить свое «Я», в результате чего возникают и приобретают определенную динамику желания и стремления ребенка действовать самому, как взрослые люди: в играх мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Значит, к 3-4  годам дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка.

На мой взгляд,  именно с этого возраста необходимо приучать детей к чёткому знанию своей половой принадлежности. Мальчики на прогулку должны строиться с девочкой, приучать уступать девочкам место. Даже наклейки на шкафчиках уже должны говорить за себя: у девочек- куклы, цветы, у мальчиков – машинки, солдатики и т.д.

Воспитателями ДОУ реализуются различные формы работы с детьми по формированию гендерного воспитания: сюжетно- ролевые игры («Семья», «Шофёры» и т.д) беседы, консультации для родителей, чтение произведений художественной литературы, организация предметно-пространственной среды в группе для мальчиком и для девочек. Все вышеуказанные формы работы можно удачно сочетать.

Очень часто группы детского сада оформлены преимущественно для девочек (кукольный уголок, настольные игры и т.д.). Поэтому в нашей группе огромное внимание уделяется подбору игрового материала и для мальчиков и для девочек.     Мальчики активно занимаются постройками гаражей для машин в уголке для конструирования, чинят машины игрушечными инструментами, играют в настольные игры «Лото для мальчиков», «Домино для мальчиков»…. В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Педагогам важно дать знания о технике и мальчикам, и девочкам. В дошкольном возрасте технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию. Игра в машинки дает представление: о правилах дорожного движения и основах водительской этики; о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей. Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор, нет никаких патологий, это этап, который может оказаться полезным для формирования определенных черт - заботливости  у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки.

Мальчик и девочка – два разных мира. Я считаю, что если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Величие небольших различий. Особенности гендерного воспитания.

Предлагаю материал общего родительского собрания по вопросам гендерного воспитания.  Материал содержит презентацию, констпект собрания и памятку для родителей...

Особенности гендерного воспитания в процессе музыкальной деятельности.

Данный материал содержит наблюдения и рекомендации музыкального руководителя по вопросу гендерного воспитания детей в процессе музыкальной деятельности....

Учет гендерных особенностей в воспитании детей в контексте ФГОС дошкольного образования

Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Методика работы по особенностям гендерного воспитания детей.

Данный материал поможет в работе по гендерному воспитанию, поможет понять почему мальчики и девочки воспринимают по - разному?...

Памятка для родителей « Психологические особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста»

В памятке дана краткая информация о том, как воспитывать мальчиков и девочек, учитывая их психологические особенности...

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ И СЕМЬЕ

Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим...