Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников (для самообразования )
материал (младшая группа)
Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_syuzhetno.docx | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников
Дошкольное детство — это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. С помощью игры закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребёнка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и др.
Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно - ролевая игра. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого «Я - космонавт», «Я - доктор», но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Ребёнок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.
Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы, работе воспитателя, врача, шофёра и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нём участие.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами – заместителями, ребёнок начинает действовать в условном пространстве. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений.
Сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Ролевая игра представляет собой сложное образование, которое заключает в себе как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования действий. Играя со сверстниками, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра может сделать ленивого - трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Она помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других.
Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно-ролевую игру ребёнок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребёнок получает навыки коллективного мышления.
Сюжетно-ролевая игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог формирует личность ребёнка, её духовную и общественную направленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников"
Цель мероприятия: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при организаци сюжетно-ролевых игр...
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников»
Тема мероприятия: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников»Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при организации сюжетно-ролевых игр....
Консультация для родителей «Влияние сюжетно-ролевой игры на социальное развитие дошкольников»
личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного ...
Выводы по технологии "Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольника"
Выводы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольника»Работая по данной технологии, можно сделать вывод, что дошкольное детство – возрастной этап в решающей степени оп...
Значение сюжетно-ролевых игр для интеллектуального развития ребёнка
Интеллектуальное развитие начинается в семье: с простой игры, с элементарного общения со взрослыми, со сказок, рассказанных бабушкой....
Консультация для родителей «Значение сюжетно – ролевой игры в жизни ребёнка дошкольника»
laquo;Значение сюжетно – ролевой игры в жизни ребёнка дошкольника»...
Значение сюжетно-ролевой игры в процессе развития речевых навыков детей дошкольного возраста
Значение сюжетно-ролевой игрв в процессе развития речевых навыков детей дошкольного возраста...