Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
методическая разработка
Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве. Общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как заставить душу трудиться? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни? Мы должны найти пути решения задач музыкально-творческого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metraz_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_doshkolnikov_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx | 24.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкально-творческих способностей
детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка.
Актуальность развития творческих способностей вызвана потребностями окружающего мира и окружающей среды, так как творческий подход необходим во всех видах деятельности.
Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве. Общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как заставить душу трудиться? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни? Мы должны найти пути решения задач музыкально-творческого развития.
Гегель писал: «Человек должен родиться дважды, один раз естественно, а затем духовно».
В становлении личности ребёнка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой ребёнок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.
«Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.»(6)
«Для разных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребёнка. Примерами ранней музыкальной одарённости могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет! Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет.»(14)
Творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека, которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.
Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. «Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, художественное творчество и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.»(10)
Таким образом, всё выше перечисленное ещё раз доказывает необходимость развития музыкальных творческих способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сенситивным (чувствительный) и если не руководить развитием ребёнка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.
«Развитие музыкально-творческих способностей
детей дошкольного возраста»
На своих занятиях с дошкольниками я использую 4 основных вида музыкального творчества. Это пение, танец, драматизация и игра на музыкальных инструментах. У каждого из этих видов творчества существует множество форм выражения.
Меня всегда волнуют вопросы, как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать. Я постоянно ищу интересные, нетрадиционные пути в творческом взаимодействии с детьми.
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Изучение теоретического материала различных педагогов и мой практический опыт позволяет сделать вывод:
для того чтобы развитие творческих способностей ребёнка происходило успешно, нужна особая организация занятия, необходимо:
специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
на занятиях по слушанию использовать музыку других видов музыкальной деятельности;
«включения» в занятие синтеза искусств, прежде всего изобразительного искусства и художественного слова.
Критерии творчества:
оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры, танца, песни,
быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации,
гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта,
вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Условия для творчества:
Слушание инструментальных и вокальных произведений, беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров голосов, звучания инструментов, их выразительных возможностей — всё это необходимо детям для последующего творчества.
Развитие основных музыкальных способностей детей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
Обогащение жизненного опыта ребёнка яркими музыкальными и художественными впечатлениями, знаниями, умениями и навыками музыкальной деятельности. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления.
Использование на занятиях творческих заданий, упражнений, которые стимулируют потребность ребёнка в воплощении своих фантазий и замыслов.
Предоставление шанса каждому ребёнку для поиска и выявления, индивидуальных для него способов общения с музыкой.
Методически значимым моментом в организации музыкального творчества является подбор музыкальных произведений, составляющих основу для импровизаций. Произведение становится эмоциональным импульсом и эмоциональной канвой, основой для развёртывания игровых сюжетов и образов детской фантазии.
Важной составляющей моей педагогической работы является системное развитие разносторонней и творческой личности ребёнка дошкольного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам музыкальной деятельности через музыкальные игры и импровизации.
Принципы системности работы таковы:
1. Принцип целенаправленности.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип доступности.
4. Принцип наглядности обучения.
5. Принцип интегрированного подхода.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
7. Принцип адаптивности.
8. Принцип прочности.
Виды импровизаций, которые используются на музыкальных занятиях в нашем детском саду:
инструментальные (чаще всего ритмические),
творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий;
танцевальные (пластические этюды с эмоционально- окрашенными движениями),
осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений; такое овладение предполагает, прежде всего, понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение своё собственное или изображаемого персонажа;
вокальные (педагог начинает песню - дети придумывают концовку; певческие разговоры на заданную тему – один ребёнок поёт вопрос, другой – ответ, например: песенка про сытого кота и голодую кошечку; заранее обсуждается текст диалога, интонации – довольного кота и ослабевшей грустной кошечки). Сочиненные детьми мелодии так же кратки;
драматические (маленькие и лёгкие музыкальные сценки, великолепно развивающие не только музыкальность и двигательную сферу, но и воображение ребят). Удобно и даёт хороший результат использование в импровизациях знакомых сказочных персонажей и поэтических образов из детской литературы и фольклора, что позволяет опираться на образное восприятие ребёнком мира. Например: «Ленивый кот и хитрые мыши», «Мишка-сластёна и пчёлы».
Педагог может проявлять собственное творчество для организации игр-импровизаций с детьми. В дальнейшем это могут быть более свободные композиции или игры с сюжетами, придуманными самими детьми.
В творческой деятельности ребёнка выделяю три основных этапа:
Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная взрослым) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем старше ребёнок, тем большим запасом идей он владеет и проще воплощает изначальную задумку в реальность. Сочинение собственных музыкальных образов и целых композиций часто для старших дошкольников являются отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.
Реализация замысла. Она во многом зависит от приобретённых ранее ребёнком умений и навыков музыкальной деятельности. Уметь интонировать, знать способы игры на детских музыкальных инструментах, владеть танцевальными движениями, уметь выразить интонационно определённый текст и т.д.
Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Детям необходимо творить и переживать, чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо “пребывать в ней” - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия.
Анализ творческой работы. Исполнив творческий замысел, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников – следит за их реакцией. Спрашивает: «Тебе понравилось? » (моя песенка, мой танец, инсценировка….). это позволяет ребёнку почувствовать себя не только маленьким композитором, художником, поэтом, режиссером, но и творческой личностью, индивидуальностью.
Этапы моей работы, как педагога, в формировании творчества детей.
Например, я предлагаю детям инсценировать какую-то песню («Раз морозною зимой», «Ай-да бабушка Яга», «Два весёлых гуся» и т.д.).
Первый этап – ориентировка детей в новой для них деятельности. Объяснить, что у каждого своя роль, и каждый должен вжиться в роль. Ребята, изображающие, например лес, поют авторский текст. Персонажи (медведь, лиса, дятел, баба Яга, гуси, бабуся) передают движения, характер и пропевают свой текст. Особенно развивает детское воображение совпадение образного слова, музыки и движения.
Один из эффективных способов вовлечения детей в процесс придумывания - это музыкально-творческая игра: когда ребёнок вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Игровое действие помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить свойства музыки, а затем и действовать с ними. Действия должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае игра становится своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
Второй – усвоение детьми способов воплощения музыкально-художественного образа. Обсудить с детьми характеры героев, повадки, интонации. Как это изобразить с юмором. (Какой медведь – неуклюжий, невнимательный, как потом испугался; лиса – как она может кричать и возмущаться. Какая Баба Яга в начале – злая, потом добреет и зовёт всех в гости. Гуси шаловливые, бабуся заботливая и т.д.).
Третий этап – самостоятельное применение детьми усвоенных способов творчества. (Я, как педагог, полностью включаю своё внимание в действие: внимательно слежу и глазами, улыбкой, мимикой подбадриваю ребёнка, жестом, краткой подсказкой помогаю в его самостоятельной творческой работе).
Четвертый этап – проводим анализ самостоятельных творческих проявлений детей. (После исполнения – похвалить каждого, выслушать мнение зрителей, обсудить, что можно было бы добавить ещё в исполнение этого номера).
Показатель правильности системы в работе с дошкольниками – когда ребёнок точнее передаёт характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. При этом основными показателями творческой личности ребёнка является доминирование эмоций радости, интерес и увлечённость к фантазированию, способность быть самим собой, умение слушать своё «Я», преобладание образного восприятия мира, способность воплощать свои замыслы непосредственно в творчестве.
Само по себе творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребёнка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребёнка волевых усилий при осуществлении преднамеренных действий, активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, радость, будит творческое воображение.
Работая в этом направлении, и я сама проявляю свой художественный вкус, реализую собственный творческий потенциал, учусь ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, обретаю главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эфф...
Презентация опыта работы по теме "Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"....
Развитие творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста как основа успешного эстетического образования в начальной школе.
Выступление на региональной конференции по гуманной педагогике. Защита программы по творческому исполнительству....
Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста
Данная статья предназначена для воспитателей детских садов. Она раскрывает основные направления моей работы по формированию навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольно...
Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста ( приложения к статье)
Здесь представлены диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с народным декоративно - прикладным искусством на занятиях изобразительной деятельности , перспективное планиров...
Семинар – практикум с педагогами «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы,Оказываясь на более высоком умственномИ нравственном уровне с теми,Кто т...
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ...