Проект «Мы мальчики, мы девочки»
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ «Детский сад № 14»
Проект «Мы мальчики, мы девочки»
Подготовили: воспитатель Исачко Гюнай Заидовна
воспитатель Нефёдова Екатерина Валерьевна
Новокузнецк, 2019 г
Название работы: Проект «Мы мальчики, мы девочки»
Цель проекта: Создание условий для социально – личностного развития воспитанников с учетом гендерных особенностей, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире посредством игровой деятельности..
Задачи:
-воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к себе через игры;
- сформировать представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины и характерных для определенного пола внешних и внутренних чертах;
-формировать в ребенке «внутренний взгляд» на себя как на объект познания и переживания;
-закладывать основы для становления способности осознавать свои особенности, то, как они воспринимаются другими;
-учить строить свое поведение с учетом возможных реакций других людей;
-углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин;
-содействовать половой идентификации детей через игру,
-компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов в игре;
-формировать здоровое отношение детей к половым отличиям отношениям лиц обоих полов, к факту рождения ребенка с отличительными особенностями;
- прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и продуктивной деятельности;
-создать условия в группе для гендерной социализации личности ребенка-дошкольника, обеспечивающие активное усвоение детьми младшего дошкольного возраста гендерной роли через игровую деятельность;
-организовать процесс взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающий полноценную социализацию личности ребенка-дошкольника.
В основу проекта на основе гендерного подхода положены принципы ФГОС дошкольного образования:
- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничества с семьёй;
- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Актуальность проекта. Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.). Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смещение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики принимают женский тип поведения. Внедрение гендерного воспитания детей в социальную жизнь детского сада поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые могут иметь место при безнравственном подходе к будущему. Оно обеспечит овладение детьми культурой поведения в сфере взаимоотношений полов, правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от того, как мы воспитываем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить с учетом гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети, родители, педагоги группы.
Срок реализации: долгосрочны (2019-2020 учебный год.)
Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя, свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.), ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Этапы проекта:
- Подготовительный.
2. Организационно - практический. Внедренческий.
3. Заключительный.
Направления работы: работа над данной темой включила в себя:
1.Создание предметно-развивающей среды.
2. Работа с детьми и родителями поделена по блокам:
Блок 1. «Кто я: мальчик/девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?»
Цель: формировать представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Познакомить с основными качествами мужественности/женственности. Формировать представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола.
Блок 2. «Мужчина и женщина в семье и обществе».
Цель: уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Женщины выбирают профессии, позволяющие проявлять отзывчивость, доброту, заботу, умение видеть и создавать красоту.
Блок 3. «Я сегодня и в будущем».
Цель: расширять представления о настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылки мужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола.
1. Создание предметно-развивающей среды.
Цель: моделирование предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознании: создание вариативной предметной среды, которая удовлетворяет общие и отличительные интересы и предпочтения, обеспечение в достаточном количестве «мальчишескими» и «девчачьими» игрушкам, создание полонейтральной среды; обращение внимания на то, что в приобретении первичной идентичности играют роль половые стереотипы, которые направляют детей на элитарные или традиционные гендерные отношения; создание условий для выполнения гендерных ролей детьми, осуществляемых с позиций духовно — нравственного становления личности; привлечение родителей к созданию условий в группе детского сада по вопросам гендерного воспитания детей.
ПРС в группе:
1.Центр игр для мальчиков.
2.Строительный центр.
3.Центр игр девочек – «Жилая комната».
Блок 1. (Сентябрь – ноябрь)
«Кто я: мальчик/девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?»
СЕНТЯБРЬ
1 неделя. Тема: «Кто – я? (Мальчик/Девочка)»
Цель: способствовать самораскрытию, развивать уверенность в себе, позитивное принятие себя и других.
Стимулировать естественный интерес к своей личности, посредством познания тайны своего имени.
Работа с детьми | Беседа «Давайте познакомимся» Игровое упражнение «Назови ласково». Игра «Имена мальчиков и девочек». Беседа по картинкам «Мальчик и девочка – такие разные и такие похожие». Внести иллюстрации с изображением детей. Цель: способствовать проявлению интереса к сверстникам и самому себе. Игра «Познакомимся получше». Игра «Я загадаю — вы отгадайте». Игра «Угадай, кто позвал». Создание коллективной работы, изготовление коллажа «Мальчики и девочки». |
Работа с родителями | Родительское собрание: «Что такое «Гендерное воспитание»?» Цель: формировать представления у родителей о гендерном подходе в воспитании детей. |
2 неделя. Тема «Мы заботимся друг о друге»
Цель: расширять знания о том, как заботятся члены семьи о детях, как дети могут позаботиться о членах своей семьи, закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины или женщины, развивать логическое мышление.
Работа с детьми | Игровое моделирование ситуаций «Я и моя семья» («Стирка», «Ждем гостей», «Дочка заболела»). Дид. игры: «Сварим обед», «Кем я хочу стать? » Составление мини-рассказов по картинкам «Как я помогаю маме (папе)» Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Гуси-лебеди». Игра «Мы такие разные». Игра «Кому что нужно?» Игры-упражнения «Как поступить», «Заболел друг». Дидактическая игра «Найдём волшебные слова» Цель: формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Подвижная игра «Кого хочешь выбирай» Цель: упражнять в умении строиться хоровод, соблюдать правила игры. |
Работа с родителями | Папка-передвижка: «Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?». Анкетирование родителей. Памятки для родителей «Советы по воспитанию мальчиков и девочек». Цель: содействовать пониманию о психологических особенностях в воспитании детей разного пола. |
3 неделя. Тема «Моё я?»
Цель: формировать представления мальчиков и девочек о своем Я и позитивное отношение к нему.
Работа с детьми | Беседа: «Мы-мальчики, мы-девочки!» Игра: «Имена», Игра: «Кто что носит» Игра-беседа: «Кто мы?» Чтение С. Маршака «О девочках и мальчиках» Внесения альбома «Чем увлекаются мальчики (девочки)» Цель: развивать познавательный интерес, познавательную активность; продолжать обогащать детей новыми впечатлениями. Игра: «Одень Машу (Мишу) на прогулку. Хороводная игра: «Кто у нас хороший» Цель: поддерживать положительное эмоциональное настроение детей. Подвижная игра «Кто пришёл?» Цель: упражнять в умении выполнять движения в соответствии с изображаемым, выполнять правила игры. |
Работа с родителями | Памятки для родителей: «Словесные поощрения мальчиков и девочек» Цель: формировать умение родителей изъявлять поощрения детей в соответствии с полом ребёнка. |
ОКТЯБРЬ.
1 неделя. Тема: «Кто я такой?».
Цель: стимулировать интерес к своей личности, дать знания о различии полов.
Работа с детьми | Внесение иллюстраций для последующего рассматривания. Цель: способствовать проявлению интереса к сверстникам и себе. Игра: «Женские и мужские имена». Беседа: «Чистота-лучшая красота». Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Чтение А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая». Создание пособия для игровых упражнений Круги Луллия «Что любят девочки/мальчики» Цель: способствовать гендерному развитию детей, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу, воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. Дид. Игра: «Игры и игрушки для мальчика и девочки». Сюжетно-ролевая игра: «В семье родился мальчик (девочка), «Сестричка заболела», «Купание малыша», День рождение сына». Хороводная игра: «В колокольчик позвони – своё имя назови». Цель: способствовать сближению детей, идентифицировать себя с женским, мужским именем. Игра: «Чтобы глазки не болели» Цель: закреплять знания об органах зрения, о правилах, которые помогут сохранить глаза и зрение. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». |
Работа с родителями | Консультация для родителей: «Об опрятности и аккуратности». |
2 неделя. Тема: «Разные эмоциональные состояния».
Цель: формировать представление о том, что люди испытывают разные эмоциональные состояния.
Работа с детьми | Беседа «Мы иногда грустим» Цель: развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние; формирование способности понимать эмоциональное состояние другого. Игра: «Домик эмоций». Игра на эмоции под муз. композицию: «Смайлик». Рассматривание карточек с изображением ситуаций нравственно-эстетического характера. Цель: закреплять умения детей отвечать на поисковые вопросы, развивать умение высказывать предположения, выбирать правильное решение. |
Работа с родителями | Консультация: «Секреты эмоционального здоровья» Цель: оказание психологической помощи родителям в воспитании и развитии детей. |
3 неделя. Тема: «Учимся общаться друг с другом».
Цель: способствовать зарождению добрых чувств друг к другу, умение проявлять заботу и внимание.
Работа с детьми | Игра: «Хорошо – плохо». Настольно-печатная игра «Правильно – неправильно» (для девочек и для мальчиков). Дид.игра «Сказочные друзья» Цель: формировать умение объединять в группы сказочных героев по характеру и по поступкам. Просмотр мульфильма «Малышарики», беседа по содержанию. |
Работа с родителями | Создание коллажа «Радость» Цель: создавать позитивный настрой на совместную работу с родителями, учить передавать радостное выражение в рисунке. |
4 неделя. Тема: «От чего портится настроение».
Цель: помочь детям в определении своего состояния, а также других детей
Работа с детьми. | Прослушивание песни «Из чего же?» М. Пляцковского Развивающие игры «Скажи мне почему?», «Хорошо – плохо», «Что было бы, если…» Игра «У кого какое настроение». Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек». Цель: развитие игровых действий, формировать умения общаться в игре, договариваться о распределении ролей, умение вести ролевые действия в соответствии с сюжетом игры, развивать сюжет. Подвижная игра: «Весёлый хоровод» Цель: активизация двигательной активности, воспитание положительных взаимоотношений. Внести музыкальный центр. Предложить детям двигаться под музыку разных жанров. Цель: способствовать эстетическому развитию детей. |
Работа с родителями | Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка». |
НОЯБРЬ
1 неделя. Тема: «Здоровье».
Цель: дать знания о методах поддержания и сохранения здоровья.
Работа с детьми | Спортивная игра «Будьте здоровы». Комплекс упражнений. «Зарядка для Богатырей» Упражнение «Покажи фигуру» Подвижная игра «Бегите ко мне» Подвижная игра «Кто скорее до флажка» Цель: упражнять в беге по сигналу. |
Работа с родителями | Организация работы «Почтового ящика»: «Спрашивайте-отвечаем» Цель: активизация общения с родителями по проблеме гендерной социализации, оказание помощи в данных вопросах. |
2 неделя. Тема: «Мальчики и девочки».
Цель: познакомить с правилами ролевого поведения, о различии игр мальчиков и девочек, повысить мотивацию к совместным играм.
Работа с детьми | «Путешествие в страну мальчиков и девочек» Цель: формировать у детей представление о себе как представителе определённого пола, о взаимодействии полов в обществе, в жизни. Анализ житейских ситуаций. Игра «Попроси игрушку». Игра «Угадай, кто позвал» Цель: развивать слуховое внимание. Внести альбомы для рассматривания: «Мир красоты», «Военная техника», «Маленькие принцессы», «Мир техники: машины» Цель: развивать познавательные интересы в соответствии с гендерной принадлежностью. Показ фотопрезентаци «Наша дружная группа» (фото с праздников, прогулок, значимых мероприятий, повседневной жизни) Цель: формировать чувство общности группы, активное проявление положительных эмоций к сверстникам. |
Работа с родителями | Консультация «Что читать мальчикам и девочкам» Цель: формировать понятия родителей о том, какие произведения наиболее целесообразно использовать при показе детям особенностей взаимоотношения полов, при воспитании у них полоролевого поведения. |
3 неделя. Тема: «Человек растёт и изменяется».
Цель: формировать представление о ходе возрастного развития человека, упражнять в соотнесении предметов деятельности человека в соответствии с его возрастом.
Работа с детьми | Игра «Что сначала, что потом» Дидактические игры «подбери одежду (игрушку)». Подвижная игра «Кто больше соберёт» Цель: упражнять в умении собирать по одному предмету по сигналу. |
Работа с родителями | Советы по воспитанию дочери: «Как воспитывать девочку». |
4 неделя. Тема: «Хорошо – плохо».
Цель: помочь в осмысливании детьми своих качеств «мужественности», «женственности», развивать положительный образ Я-мальчик, Я-девочка.
Работа с детьми | Упражнение «Я хорошая девочка (хороший мальчик)». В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Игра-состязание: «Хорошо-плохо». Символические игры: «Мой любимый герой мульфильма». Игра «Добрый – злой сказочный герой». Просмотр мультфильма про чебурашку. Подвижная игра «Быстрей по местам» Цель: упражнять в умении строить круг по сигналу, в беге в ограниченном пространстве. |
Работа с родителями | Семинар-практикум «Искусство понимания» Цель: показать важность понимания и принятия ребёнка для успешного детского развития; осознать то, что мешает слушать и понимать наших детей. |
Блок 2. (декабрь – февраль)
«Мужчина и женщина в семье и в обществе».
ДЕКАБРЬ.
1 неделя. Тема: «Мужчины и женщины в семье».
Цель: продолжать закреплять представления детей о том, что такое семья, воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь.
Работа с детьми | Развивающая игра «Дом добрых дел» Цель: формировать представления детей об обязанностях членов семьи, воспитывать желание оказывать помощь членам семьи. Упражнение: «Если мама устала? Если папа устал?». Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Поездка на дачу», «Уезжаем отдыхать». Цель: формирование умений отображать в игре полученные знания о составе семьи, социальных ролях всех членов семья, характерных особенностях, взаимоотношениях. |
Работа с родителями | Наглядная информация «Советы мамам и папам» Цель: дать конкретные советы по воспитанию мужественности в мальчиках и женственности в девочках (с опорой на высказывания известных психологов и педагогов) |
2 неделя. Тема: «Правила поведения для мужчин и женщин».
Цель: познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе, воспитывать уважительное отношение к противоположному полу, стремление оказывать им посильную помощь.
Работа с детьми | Сюжетно-ролевая игра «Делаем ремонт». Игра-состязание «Моя семья» Цель: подобрать как можно больше добрых, красивых слов о папе, маме. Подвижная игра «Утка и утята» Цель: создать атмосферу общности, воспитывать чувства ответственности, у девочек развивать способность и желание заботиться о малышах. |
Работа с родителями | Советы родителям по воспитанию сыновей: «Психологическое развитие мальчиков». |
4неделя. Тема: «Домашние обязанности мальчика и девочки».
Цель: воспитывать желание ребёнка оказывать посильную помощь в семейных делах, расширять представления о возможной помощи.
Работа с детьми | Беседа «Мальчики и девочки в совместной деятельности». Игра «Маленькая хозяйка». Алгоритм «Наведём порядок дома» Рассматривание картинок «Помощь детей взрослым» Игра-драматизация «Маша и медведь» Цель: формировать умение передавать в образе героя обязанности девочек и мальчиков. Игра «Что умеют делать мамины руки (папины руки)» Цель: развитие у детей личностных качеств: трудолюбие, заботливости, внимания. Игра «Кто как трудится в нашей семье» Цель: познакомить с обязанностями, которые выполняют члены семьи дома. |
Работа с родителями | Папка – передвижка «Особенности соблюдения прав ребёнка» Цель: познакомить родителей с Конвенцией прав ребёнка. |
ЯНВАРЬ
2 неделя. Тема: «Мама дома, на работе, в свободное время».
Цель: формировать представление о многообразии социальных ролей, выполняемых мамой, тёплое к ней отношение, желание делать для неё приятное. Воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье, обогащать знания детей о позитивных примерах женственного поведения.
Работа с детьми | Беседа «Может ли семья обойтись без мамы?». Беседа «Девочки – маленькие хранительницы и утешительницы». Игровое упражнение «Мама устала» Имитационная игра «Любящие родители» Сюжетно-ролевая игра «День рождение мамы». Игра «Отгадай профессию» Цель: продолжить формировать знания о профессиях, умение классифицировать на «женские» и «мужские» профессии. Дидактическая игра «Мама» Цель: развивать представление об обязанностях мамы в семье и на работе. |
Работа с родителями | Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию |
2 неделя. Тема: «Мамы разные важны».
Цель: продолжать формировать уважительное отношение к старшим, тёплое отношение к маме, желание делать для неё приятное.
Работа с детьми | Беседа «Самый дорогой на свете человек». Игровое упражнение «Мама устала» Игра «Я хочу быть похожим на…». Игра «Кто составит рассказ о маме» по картинкам. Цель: стимулировать познавательную активность. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». |
Работа с родителями | Мотивировать мам побеседовать со своими детьми о их работе и обязанностях. |
3неделя. Тема: «Наши папы».
Цель: обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного поведения, формировать представления о специфической деятельности мужчин.
Работа с детьми | Анализ житейских ситуаций. Составление рассказа «Мой папа (дедушка) – самый сильный и смелый». Беседа «Мужская профессия». Дидактическая игра «Кому что нужно». Сюжетно-ролевая игра «У папы выходной», «МЧС тушит пожар». Строительно-конструктивная игра «Путешествие на корабле» Подвижная игра «Попрыгунчики» Цель: упражнять в перепрыгивании через черту обеими ногами, соблюдать правила игры. |
Работа с родителями | Мотивировать пап побеседовать со своими детьми о их работе и обязанностях. |
4 неделя. Тема: «Русские богатыри».
Цель: познакомить детей с героями былин и героических сказок, обсудить примеры мужества, героизма, смелости.
Работа с детьми | Рассказ воспитателя «Героические профессии отважных мужчин» Цель: формировать представления о «мужских» профессиях, понятие о том, почему именно мужчинам свойственно проявление смелости, отваги. Беседа «Мальчики – защитники слабых» Игра «Собери картинку». Предложить детям атрибуты для выполнения физических упражнений: гантели, ленты, гимнастические палки, скакалки. Цель: обращать внимание девочек на пластичность, осанку, выразительность движений мальчиков, качество выполнения, силовую сторону. Подвижная игра «Перетягивание каната» Цель: упражнять в умении перетягивать канат, действовать по сигналу. |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Будущий мужчина или как правильно воспитывать мальчика». |
ФЕВРАЛЬ
1 неделя. Тема: «Взрослые и дети».
Цель: формировать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослыми и детьми. Воспитывать доброе отношение ко взрослым.
Работа с детьми | Игра «Мой папа лучший (мама, бабушка, дедушка)». Изготовление подарков папам. Игровая ситуация «Что умеют делать папины (мамины, наши) руки». Игра-состязание: сказать больше добрых, красивых слов о маме, папе. Подвижная игра «Медведь и дети» Цель: упражнять в беге по сигналу, соблюдение правил игры. |
Работа с родителями | Памятка родителям: «Подвижные игры для родителей с детьми»: «Котик к печке подошёл», «Весёлый мячик», «Завернись в ленту», «Удочка». Цель: доставить радость своему ребёнку, играя с ним, а проведённые вместе приятные минуты помогут сделать совместную жизнь добрее и веселее. |
2 неделя. Тема: «Семейные заботы».
Цель: формировать представления детей о ведении домашнего хозяйства. Уточнить знания о конкретных трудовых процессах.
Работа с детьми | Беседа «Мальчики – юные мастера. Девочки – маленькие хозяюшки» Цель: закрепить знания о характерных полоролевых связях, особенностях деятельности, нравственных качествах. Моделирование ситуаций «Я и моя семья» Цель: развивать умение проектировать возможную ситуацию (дома) и способ поведения. Сюжетно-ролевая игра «Дочки- матери» Цель: овладение способами мужского и женского поведения в семье. |
Работа с родителями | Папка-передвижка: «Простейшие подходы к воспитанию послушания у детей». |
3 неделя. Тема: «Профессии моей семьи».
Цель: продолжать формировать представления детей о профессиях взрослых, их дифференциации от полового признака.
Работа с детьми | Создание коллекций «Ткани», «Монеты», «Пуговицы» Рассматривание коллекций тканей, пуговиц, марок. Беседа «Все профессии важны». Игра «Отгадай, какую профессию я загадала». Подвижная игра «Шофёры». Сюжетно-ролевая игра «строительство дачи» - игра мальчиков с усилением мужского начала. Предложить детям материалы для продуктивной деятельности, альбомы с женскими причёсками, нарядами для девочек, моделями машин, самолётов. Цель: развитие творческих способностей, гендерное воспитание. Игра «Кто как трудится в нашей семье» Цель: систематизировать и углублять знания о семье. Подвижная игра «Лётчики» Цель: упражнять в быстром беге, умение действовать по сигналу. |
Работа с родителями | Памятка: «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях» |
4 неделя. Тема: «Расскажи о своей семье».
Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рассказать о членах своей семьи по генеалогическому дереву.
Работа с детьми | Развлечение «Моя дружная семья» Цель: формировать представление о семье и её членах, доброжелательных отношениях родных людей. Игра «Положи в сундучок своё ласковое имя». Игра «Когда я буду взрослым» Рассматривание альбома «Моя весёлая семейка». Подвижная игра «Пожарные на учениях» Цель: упражнять в умении взбираться по гимнастической стенке и слезать с неё, действовать по сигналу. |
Работа с родителями | Семинар-практикум «Психологические истории и сказки» Цель: учит находить психологические уроки в знакомых сказках, познакомить с принципами сочинения психологических сказок для детей. |
Блок 3. (март - май).
«Я сегодня и в будущем».
МАРТ
1 неделя. Тема: «Девочки – маленькие хозяюшки».
Цель: осознание и понимание того, что девочки – создательницы красоты, уюта, хранительницы домашнего очага.
Работа с детьми | Беседа «Девочки – маленькие хранительницы и утешительницы». Игра-состязание «Кто составит небольшой рассказ о маме (бабушке)» Совместная трудовая деятельность: «Стирка кукольной одежды» (мальчики носят воду, девочки стирают и т.д.) Дидактическая игра «Мама» Цель: развивать представление об обязанностях мамы в семье. Подвижная игра «Стоп» Цель: упражнять в умении действовать по сигналу, соблюдать правила игры. |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Цель: познакомить родителей в чём должен заключаться истинный авторитет родителей. |
2 неделя. Тема: «Мальчики – будущие мужчины».
Цель: способствовать пониманию ребёнком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитание мужского характера.
Работа с детьми | Беседа «Мальчики – будущие папы». Символическая игра «Мой любимый герой» Цель: раскрыть словесно суть сказочного героя. Моделирование ситуации «Прими решение» Цель: формировать умение самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталон мужского и женского поведения, принятый в обществе. Рассматривание альбома «Модели машин», «Чем увлекаются наши мальчики» Цель: развивать познавательные интересы в соответствии с гендерной принадлежностью. Дидактическая игра «Кто что носит» Цель: учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Игра-состязание «Добрые слова о папе». |
Работа с родителями | Оказание помощи воспитателям в подборе иллюстрационного материала и изготовлении альбомов для детей «Мир техники» Цель: продолжать повышать уровень знаний родителей по проблеме гендерного воспитания детей, приобщать к совместной деятельности. |
3 неделя. Тема: «Девочки – будущие мамы».
Понимание ребёнком роли матери, бабушки, продолжать формировать в поведении способы заботливого отношения к старшим в семье.
Работа с детьми | Игра-состязание «Назови предмет, которые могут принадлежать только маме». Беседа с девочками «Девочки – будущие мамы». Составление рассказов «Очень я люблю маму милую свою». Сюжетно-ролевая игра «Дети заболели». Кукла Маша в гостях у девочек: «Как девочке стать привлекательной» Игра «Кто я» Цель: упражнять в умении описывать себя. |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Будущая женщина или как правильно воспитывать девочку» |
4 неделя. Тема: «Мальчики – маленькие рыцари».
Цель: дать представление мальчикам о том, что они обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с девочками. Находясь в окружении девочек, мальчики берут на себя роль защитника.
Работа с детьми | Упражнение «Настоящий рыцарь спешит на помощь». Беседа «Мальчики – маленькие рыцари». Игра «Рыцарский турнир» Цель: упражнять мальчиков в сноровке, ловкости, силе, смекалке, остроумии. |
Работа с родителями |
АПРЕЛЬ
1 неделя. Тема: «Моя сказка».
Цель: продолжать учить составлять связные мини-рассказы на тему «Я – будущий (-ая) папа(мама)».
Работа с детьми | Игра Согласны – не согласны». Беседа «Мальчик и девочка – будущая семья». Игра «Мой папа лучший (мама, бабушка, дедушка)». Игра «Угадай-ка». Игра «Я умею». Сюжетно-ролевая игра «Переезжаем на новую квартиру» Цель: овладение полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье. Моделирование ситуаций «Я и моя семья». |
Работа с родителями | Мастер – класс для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Цель: демонстрация интерактивной технологии (коммуникативный бой). |
2 неделя. Тема: «Я хочу, могу, умею».
Цель: развивать у ребёнка осознание своих достоинств, желаний, предпочтений, интересов, положительное принятия себя и других детей своего и противоположного пола.
Работа с детьми | Игра: «Я умею лучше всех». Обсуждение темы «Какие профессии называют мужскими, а какие женскими». Игра «Что умеют наши руки». Беседа «Кем я стану, когда вырасту?». В гостях у Петрушки «Что должен уметь каждый мальчик?». Составление мини-рассказаов «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома». Игра «Кому что нужно?». Игра «Разные профессии». |
Работа с родителями | Сотворчество детей с родителями: рисование плаката «Встреча гостей». «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду». |
3 неделя. Тема: «Люди разных профессий».
Цель: продолжать формировать знания детей о содержании разных профессий.
Работа с детьми | Игра «Разные профессии». Рассматривание репродукций, иллюстраций. Игра-состязание «Кто знает больше мужских (женских) профессий». Игра «Кто что носит?». Дидактическая игра «Узнай по описанию». Сюжетно-ролевая игра «Показ модной одежды», «Автомойка». Дидактическая игра «Угадай, кем я работаю?» Цель: закреплять знания о профессиях |
Работа с родителями | Журнал для родителей «Сюжетно-ролевые игры как средство гендерного воспитания дошкольников» |
4 неделя. Тема: «Кем я хочу стать в обществе?»
Цель: выявлять и обогащать знания детей об их будущих ролях в обществе, об их будущих профессиях, воспитывать желание принять данную роль.
Работа с детьми | Игра-состязание «Назови смелую профессию». Игра «Собери картинку». Сюжетно-ролевая игра «Автомойка», «Пожарные», «Кафе». Дидактические игры: «Сварим обед», «Какой суп сварили?», Рассматривание коллекций «Ткани», «Обёртки конфет/шоколадок», «Марки». |
Работа с родителями | Мотивировать родителей пополнять коллекции ткани, марок…. |
МАЙ
1 неделя. Тема: «Мы – воспитанные дети».
Цель: закреплять представления о правилах поведения в общении со взрослыми.
Работа с детьми | Игра «Что такое хорошо и что такое плохо». Моделирование жизненно значимой ситуации: «Дети вышли на прогулку». Имитационная игра «Разъярённая медведица» Цель: формировать умение выражать гнев, объяснять его причину у людей, животных; способов выхода из этого состояния. Игра «Исправь ошибку». Цель: формировать знания о правилах этикетного поведения мальчиков и девочек. «Подарок для друга» аппликация Цель: развивать дружеские взаимоотношения между членами группы. Подвижная игра «Смелые ребята» Цель: упражнять в беге в рассыпную. |
Работа с родителями | «Родительский дневничок» для родителей «Ребёнок с характером» Цель: помочь родителям лучше понять ребёнка, предложить приёмы и стратегии работы над характером. |
2 неделя. Тема: «Игрушки моей семьи».
Цель: вызвать желание поделиться историей своей семьи со сверстниками.
Работа с детьми | Игра «Я загадаю – вы отгадайте» Беседа «Игрушки моей мамы/моего папы» Театральная деятельность «Моя семья» (пальчиковый театр) Игра «Собери картинку» Изготовление подарка-игрушки для брата/сестры (соленое тесто). Игровая ситуация «Новая кукла» Цель: воспитывать заботливое и бережное отношение к игрушкам. |
Работа с родителями | Участие в создании выставки «Игрушки моей семьи» Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик у детей от совместной деятельности с родителями. |
3 неделя. Тема: «Мои увлечения»
Цель: вызвать желание рассказывать о своих увлечениях, формировать дружеские и доброжелательные отношения между детьми.
Работа с детьми | Беседа «Расскажи, что вы делали всей семьёй» «Кем я хочу стать? Как буду работать?» Цель: формировать умения делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии. Беседа «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?» Конструирование из природного материала. Подвижная игра «Чудесный шарик» Цель: формировать умение соблюдать правила игры. Игры с конструктором «Лего» Игра «Собери бусы» |
Работа с родителями | Родительское собрание «Родителям о воспитании девочек и мальчиков» Анкета по гендерному воспитанию для родителей. |
4 неделя. Тема «Я, ты, он, она».
Цель: учить составлять свой словесный портрет, портрет подруги и друга, внимательно и заботливо относиться к друзьям противоположного пола.
Работа с детьми | Развлечение «Путешествие в Страну мальчиков и девочек» Цель: способствовать формированию положительных эмоций при общении друг с другом. Анализ житейских ситуаций. Упражнение «На какого сказочного героя я похож». Чтение стихотворения А. Барто «Как Вовка бабушек выручил» Игра «Угадай, кто позвал» Цель: развивать слуховое внимание. |
Работа с родителями | Семинар-практикум: «Сложные детские вопросы» Цель: обсудить конкретные сложные вопросы ребёнка, с которыми сталкиваются родители и продумать, что делает подобные вопросы такими «сложными». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я-мальчик, я-девочка"
Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социал...
Проект "Я мальчик, я - девочка"
Проект по гендерному воспитанию....
Проект "Я мальчик, я девочка"
Данный материал поможет педагогам ДОУ определить гендерное направление в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ....
ПРОЕКТ «Играют мальчики… играют девочки…»
Проект направлен на организацию работы по созданию оптимальных условий для гендерной социализации личности ребёнка-дошкольника по средством сюжетно-ролевой игры в условиях ДОУ....
Конспект занятия в рамках проекта «Я-мальчик, я — девочка»
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. В реальной жизни ребенок, развиваясь, осознает себя как представ...
Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации проект «О мальчиках и девочках»
Проект «О мальчиках и девочках» направлен на создание условии образования мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у н...
Проект "Дружат мальчики и девочки"
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики...