Наблюдения за осенью
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Наблюдение за наступлением осени. Листопад
Вьется в воздухе листва,
В желтых листьях улица.
У окошка мы сидим
И глядим наружу.
Шепчут листья:
— Улетим! —
И ныряют в лужу.
Ю. Коринец
В этом году осень не спеша вступала в свои права, постепенно раскрашивая листья деревьев. Только в середине октября наконец наступила золотая осень. Ребята младших групп смогли наблюдать за изменением окраски листьев на деревьях на своих участках: 1-я мл. группа за берёзой и клёном, 2-я мл. группа за рябиной и липой. Чтобы ребятам легче было познакомиться с разными деревьями и запомнить их названия, в группах мы читали книги про эти деревья, про саму осень и рассматривали иллюстрации. Дети познакомились с произведениями: В. Берестова «Октябрь», И. Демьянова «Осенняя песенка», В. Степанова «В лесу…», «Разноцветный ветер», А. Плещеева «Осень», И. Токмакова «Рябина», «Берёза», Н. Нехаева и Л. Слуцкая про клён, Ю. Насимович про липу. С детьми проводили беседы на тему «Осень» с показом презентаций по теме, разучивали загадки.
Много раз просматривали с ребятами альбомы, гербарии с листьями деревьев, проводили дидактические игры «Собери листочки», «У кого такой листок?», «Большие и маленькие листья», «Найди лишний листок», «Покажи листочек». Мы с ребятами учились рисовать с помощью трафаретов листья разных деревьев, учились обводить их, раскрашивать.
На своих участках собирали ягоды рябины, семена клёна и липы, а затем внимательно рассматривали их под лупой: какие они, цвет, форма? Малыши с удовольствием играли на прогулках с осенними листьями, наблюдали как они медленно падают, кружась. Дети впервые учились помогать убирать упавшую листву, с азартом работая граблями, сгребая листву в кучки, а затем загружая в игрушечные тачки. Во время прогулок на участках с детьми разучили подвижные и малоподвижные игры: «Ветер и листья», «Листопад».
И как итогом - стали осенние утренники, прошедшие в начале ноября во всех группах.
Свои наблюдения за деревьями мы заносили в таблицу:
Вид дерева Появление жёлтых Изменение окраски Осыпание Полный сброс
листьев всех листьев листьев
Липа 12.09. 27.09. 10.10. 26.10.
Рябина 15.09. 27.09. 03.10. 26.10
Наблюдение за птицами.
Знакомство с темой «Птицы» в младших группах мы начали с бесед, чтения художественной литературы, просмотром презентаций и мультфильмов о птицах. Ребята прослушали произведения В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина; рассказы из еженедельного журнала для детей «Животные леса». Познакомились с весёлыми стихами и потешками про птиц: «Сорока, сорока», «Гуси вы, гуси», «Вот совушка - сова», «Сел на ветку снегирёк»; прочитали с ними сказки «Ворона и рак», «Лиса и тетерев», «Лисичка и журавль», «Отчего галка чёрная», «Сорока». Просмотрели развивающие мультфильмы про перелётных птиц, «Чем важны птицы», «Зимующие птицы» (обучающее видео).
С ребятами мы много рассматривали иллюстрации детских энциклопедий о птицах. Малышам было, конечно очень интересно разглядывать яркие изображения птиц, но сложно запоминать их названия. Чтобы детям было легче это сделать мы в группе проводили такие дидактические игры, как «Домино», «Лото» (птицы, «Большие пазлы» (собери картинку) «Один – много», «Чей голос?», «Кто лишний?», «Летели кукушки».
Вели постоянные наблюдения за птицами, прилетающими на участок детского сада. Очень много в этом году мы наблюдали ворон, голубей и летающих над нами – чаек, реже к нам прилетали скворцы и дрозды.
Ребята учились узнавать птиц по внешнему виду, знакомились с теми, кто остаётся на зиму, зимует, а кто улетает (получали понятия о перелётных и зимующих птицах).
На прогулках разучили подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Птички и кошка», «Птички и птенчики».
Накануне акции «Всемирные дни наблюдения птиц» с ребятами были просмотрены альбомы про птиц, показаны презентации «Птицы Калининграда».
В самой акции приняло участие 6 групп, …. всего человек. Наблюдения проводились взрослыми совместно с детьми в выходные дни в разной местности Калининградской области. Большая часть наблюдений проводилась в самом городе Калининграде, во дворах и парках.
Творческая мастерская.
В младших группах прошли выставки рисунков детей «Осенние листочки». Накануне ребята учились рисовать листочки разными способами: примакиванием, тычком, ватными палочками и пальчиками. Работали с удовольствием, знакомились с основными цветами осени, закрепляли названия деревьев.
Во всех группах детского сада прошли выставки совместных работ родителей и детей на тему «Королева тыковка». Было представлено большое количество разнообразных поделок из тыкв, с использованием и другого природного материала. Можно было увидеть кареты, различных сказочных персонажей и зверюшек.
Дети делились своими впечатлениями, как они с мамой (папой) или бабушкой (дедушкой) трудились над поделкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сезонные наблюдения (ранняя осень). Рисование на тему: «Осень в лесу»
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Музыка», «Коммуникация». Виды...
Сезонное наблюдение (Ранняя осень). Рисование на тему "Осень в лесу"
«Познание» (формирования целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Коммуникация»...
Наблюдение за осенними цветами
Наблюдение за осенними цветами...
Конспект-ОД по познавательному развитию в старшей-подготовительной-группе-Тема-Осень..Осень.Наблюдение за Осенью
Тема: «Осень» Цель: способствовать формированию у воспитанников элементарных математических представлений....
Наблюдение за осенними цветами.
Наблюдение за осенними цветами.Задачи. Познакомить детей с названиями цветущих растений. Закрепить использование в речи понятий «высокий - низкий», «короткий - длинный»....
Методическая разработка наблюдений за природными объектами в средней группе «Наблюдение за осенними деревьями»
Задача методического пособия: приобщать детей к миру природы, обогащать представления детей о многообразии растений, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся ...
Наблюдение за осенью и осенней погодой»
Цель: развитие наблюдательности и внимания за изменениями, происходящими в природе во время осени...