Детская литература в программе ДОУ.
статья
Детская литература в программе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_detskoy_literature.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская литература в программе ДОУ.
Есть книги, которые необходимо прочесть в детстве, потом будет поздно. В «Балладе о борьбе» В.Высоцкого есть хорошая мысль: если ты стал настоящим человеком, «значит, нужные книги ты в детстве читал». Раньше практически в каждой семье хорошие книги занимали почётное место. Но времена меняются. Сегодня, в эпоху засилья телевидения, активно вытесняющего книгу из жизни людей, в эпоху повального увлечения компьютерными играми, от которых не оторвёшь ребёнка, нужно спасать детей и делать изучение лучших образцов детской литературы обязательным. Нужно спешить вложить основы, заронить зерно интереса к чтению.
Проблема отбора произведений для детского чтения – одна из важнейших проблем педагогики. Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Поэтому правильный отбор книг оказывает благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка.
Несомненно, в программу по развитию речи ДОУ необходимо включать как можно больше народных и литературных сказок. Именно они, в первую очередь, дают детям систему нравственных ориентиров в сложном, многообразном мире. Неизменным успехом у детей дошкольного возраста пользуются русские народные сказки, сказки Пушкина, Андерсена, Братьев Гримм. Литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, являются, помимо народных сказок ,и другие произведения устного народного творчества во всём его многообразии: потешки, загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки и др.
Давно замечено, что в возрасте 3-7 лет ребёнок особенно тянется к живой природе, любит ухаживать за домашними животными, много и с удовольствием читает книги о животных. Вот почему именно в этом возрасте следует знакомить детей с прозой М.Пришвина, К.Паустовского, Ю.Яковлева. Такие произведения дети слушают с огромным интересом. Они будят эмоции и работают над развитием воображения.
Пристрастие к поэзии – черта читателя-дошкольника. Так, К.И.Чуковский считал каждого человека от 2 до 5 лет – поэтом. Чуковский отмечал свойственную этому возрасту готовность ребёнка пропрыгать, проскакать, легко запомнить и прокричать понравившиеся ему стихи. Поэтому именно стихами предпочитали писать для детей К.Чуковский и С.Маршак, С.Михалков и А.Барто, и многие другие мастера художественного слова. Произведения этих поэтов достаточно легки для детского восприятия. Их нетрудно поставить на сцене дошкольного учреждения. Это замечательный материал для детского театра.
Принцип жанрового и тематического разнообразия книг позволяет раскрывать детям тайны мира, в котором они живут. В детскую литературу вошли, стали её неотъемлемой частью познавательные книги о труде, о вещах, о технике, о космосе и др. Они интересны современному ребёнку, потому что в доступной форме показывают ему сущность явлений, формируют его мышление, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить, охранять и понимать окружающий мир.
В программе ДОУ обязательно должны найти место юмористические произведения для детей. Они помогают строить отношения с окружающими, жить в гармонии с самим собой и другими людьми. Весёлая книга отвечает потребностям ребёнка в радости, душевном оптимизме, уверенности в том, что мир вокруг него прекрасен. Она воспитывает ценные качества – умение шутить и смеяться, с чувством юмора принимать жизнь со всеми её хорошими и плохими сторонами. Неизменным успехом у детей пользуются произведения Н.Носова, В.Сутеева, В.Драгунского, Э.Успенского и др.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план по введению в художественную литературу по программе "Детский сад 2100" в младшей группе в соответствии с ФГТ
Произведения подобраны с учетом тематического планирования.Сами произведения также прилагаются....
Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....
Эссе на тему: «Почему детскую литературу называют своеобразной областью общей литературы?»
Эссе На тему: «Почему детскую литературу называют своеобразной областью общей литературы?»...
Муниципальный этап конкурса среди образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, по пропаганде чтения-восприятия детской литературы «Читающая мама-читающая страна в 2020 году» Номинация: «Библиотеки для детей и родителей»
Муниципальный этап конкурса среди образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, по пропаганде чтения-восприятия детской литературы«Читающая мама-читающая стра...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С АВТОРСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Для детей дошкольного возраста «Ханты ясанг путрэт»
Программа для ознакомления с литературой народов ханты и манси. Рассчитана для возраста 5-7 лет....
Сообщение из опыта работы: «ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».
laquo;Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом работы по ознакомлению детей средней группы (4-5 лет) ...
Чтение художественной литературы, принципы, подбор детской литературы, место для чтения в режиме дня.
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение ре...