Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в поликультурном пространстве
статья

Поликультурное образование рассматривается как особый способ формирования определенных социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, что позволяет осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям.

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним.

Задача современного образования – подготовить детей к интеркультурной коммуникации, развивать этнокультурную компетентность, терпимость и  такт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Мареш Светлана Владимировна,

Педагог-психолог МБУ д/с № 43 «Гнёздышко»

Поликультурное образование рассматривается как особый способ формирования определенных социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, что позволяет осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям.

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним.

Толерантность – это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям.

Для формирования толерантности должна быть поликультурная среда, среда, владеющая не только отечественными культурными ценностями, но и ценностями, принадлежащими всему человечеству.

Кроме того, это особый подуровень существования педагогической деятельности, на котором образовательное учреждение предстает как часть конкретной общественной структуры города, обеспечивающая педагогическую поддержку адаптации ребенка в поликультурной среде.

Понимание и признание культуры другого народа – важнейший шаг по развитию у подрастающего поколения политолерантного сознания, что является показателем восприятия и принятия многообразия мира.

Этническая толерантность понимается не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе.

Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи, детского сада, школы и т.д. Соответственно, необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.

Г. Олпорт впервые проанализировал личность в континууме толерантность-интолерантность. В своей книге «Природа предубеждения» он описал толерантную личность по ряду параметров. Так, для толерантного человека характерно:

1) знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках, и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

 2) защищенность (ощущение безопасности и  убежденность, что с угрозой можно справиться);

3) ответственность (развитое чувство ответственности, не перекладывает ответственность на других);

4) меньшая потребность в определенности (толерантный человек не делит мир на черное и белое, а признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и  чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

5) отсутствие склонности обвинять во всех бедах окружающих;

6) способность к эмпатии (социально чувствителен и способен давать более адекватные суждения о людях);

7) чувство юмора (способен посмеяться не только над другими, но и над собой).

Задача современного образования – подготовить детей к интеркультурной коммуникации, развивать этнокультурную компетентность, терпимость и  такт.

Выстраивая работу по психолого-педагогическому сопровождению развития детей в поликультурном пространстве, в нашем дошкольном учреждении были выбраны следующие направления:

  • Разработка системы социопсихологического мониторинга по данному направлению. В мониторинг входят диагностические методики, направленные на диагностику уровня  осведомленности о нормах и ценностях, принятых в обществе; изучение общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми; изучение уровня социальной адаптации детей различных культур в социуме детского сада; методики диагностики уровня сформированности толерантности (для взрослых: педагоги, родители).
  • Разработка рекомендаций педагога-психолога для воспитателей дошкольного учреждения, направленные на учет индивидуальных особенностей, выявленных в ходе диагностических исследований.
  • Анкетирование родителей и педагогов с целью определения уровня этнической толерантности.
  • Разработка и реализация тренинга для родителей и педагогов «Мир один для всех». Основной целью которого является: формирование этнической толерантности,  повышение уровня эмпатии и принятия.
  • Включение детей, нуждающихся в психологической поддержке в групповую работу по программе по арт-терапии «Мой красочный мир». Цель программы: формирование эмоционального благополучия ребенка, как важной составляющей  психологического здоровья, через использование арт-терапевтических техник.

Таким образом, целостная система по психолого-педагогическому сопровождению процесса социализации детей в поликультурном пространстве позволяет не только более успешно формировать представление о региональных особенностях и  культурных различиях, но и  сформировать такие личностные качества как: толерантность, эмпатия, умение безоценочно взаимодействовать с представителями других культур.

Литература:

  1. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов н/Д: РГПУ, 2003. 510 с.
  2. Джуринский А.Н. Педагогика в многонациональном мире: учеб. пособие для вузов / А. Н. Джуринский. – М.: Владос, 2010. – 240 с.
  3. Комарова И.А, Прокофьева О.О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. Вектор науки ТГУ, 2011.
  4. Толерантность в межкультурном диалоге/ под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко.-М.: Изд-во РУДН, 2002. – 447 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...

Модель взаимодействия педагогов в психолого-педагогическим сопровождении развития ребенка с ОВЗ

В материале описаны этапы психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Взаимодействие специалистов на каждом этапе по сопровождению ребенка....

Психолого-педагогические средства физического развития ребенка

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. В этом возрасте интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма. Ребенок продолжает прибавля...

Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"

Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка....