Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет
консультация (средняя группа)

Дорохова Татьяна Витальевна

Возраст от 4 до5 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, заклички, потешки, прибаутки, скороговорки, поговорки, считалки). Устное народное творчество служит действенным и могучим средством умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx14.31 КБ

Предварительный просмотр:

      Консультация для

            родителей.

                                                     Подготовила:

                                                     Воспитатель: Дорохова Т.В.

                                            Санкт-Петербург

                                                        2018

        

Влияние устного народного творчества на развитие      

                          речи детей 4-5 лет


Возраст от 4 до5 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, заклички, потешки, прибаутки, скороговорки, поговорки, считалки). Устное народное творчество служит действенным и могучим средством умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей.

Особенностью фольклорных произведений является глубокая человечность, мягкий юмор, образность языка, ненавязчивый дидактизм и знакомые жизненные ситуации. Только в народных произведениях идеально сочетаются труднопроизносимые звуки, продуманные по расположению и звучанию слов (скороговорки, потешки).

Народные сказки дают образцы ритмичной речи, знакомят с образностью и красочностью родного языка. Дети быстро и легко запоминают такие образы как коза- дереза, зайчик- побегайчик, лягушка - поскакушка, волчок- серый бочок. Повторение песенок в народных сказках, имён героев закрепляются в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребёнка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. 

Запоминание стихов и сказок устного народного творчества оказывает большое влияние на развитие активного словаря детей, так как именно из них дети узнают об окружающем мире. При этом запоминается и усваивается смысл каждого слова.

При высказывании ребёнок учится правильно подбирать нужные слова. При этом ему помогают различные заклички, потешки, песенки. В закличках и сказках используют такие средства выразительности как образные слова, сравнение, эпитеты. Ребёнок легко запомнит и будет использовать в своей речи, например: «светлые берёзы», «золотое солнышко». Это заложит основы дальнейшего развития поэтического слова.

Устное народное творчество – это неоценимое богатство каждого народа, выработанный столетиями взгляд на жизнь, природу, общество, показатель его таланта и способностей. Через устное народное творчество ребёнок осваивает красоту родного языка, его лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Заучивание стихов, считалок, потешек вырабатывает правильное речевое дыхание, совершенствует речевой слух. Большую роль народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей отчетливо чётко произносить звуки и слова. Этому способствуют скороговорки, чистоговорки. Считалки и песенки оказывают влияние на грамматический строй речи: правильное употребление падежных форм, использование в речи различных форм глаголов, местоимений, предлогов.

Также устное народное творчество оказывает влияние на формирование связной речи. Дети учатся самостоятельно придумывать стихотворения, сказки, последовательно излагать свои мысли, используя различные виды предложений, в беседе со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает положительное влияние на развитие ребёнка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.             Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...