Перспективный план использования дидактических игр по развитию словаря в младшей группе
материал (младшая группа)
Перспективный план использования дидактических игр
по развитию словаря в младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_ispolzovaniya_didakticheskih_igr.docx | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план использования дидактических игр
по развитию словаря в младшей группе
Тема | Задачи | Дидактические игры по теме | |
Сентябрь | |||
1 неделя | Наши игрушки. Мячик | Активизировать в речи названия предметов быта, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Упражнять в употреблении различных частей речи. Активизировать в речи слова по теме (серенькая, пушистый, мягкий и др) | Д/и «Строим дом: развивать зрительное внимание, умение ориентироваться в пространстве. Формировать у детей навыки узнавать и называть детали строительного конструктора. Активизировать словарь по теме. Практическое употребление предлогов «в», «на». Д/и «Кто в домике живет?» Цель: закрепление умения употреблять уменьшительную форму существительных в единственном числе. Д/и «Подбери слова-признаки». Цель: активизировать прилагательные, закреплять согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. |
2 неделя | Наши игрушки. Лошадка | Активизировать в речи названия предметов быта, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Упражнять в употреблении различных частей речи. Активизировать в речи детей трудные формы слов: ляг, танцуй, скачки и др. | Д/и «Чудесный мешочек»: Упражнять в умении на ощупь определять игрушку, развивать тактильные ощущения, способствовать запоминанию названий предметов д/и «Подбери пару» Формировать у детей представления о форме предметов, учить различать круг и квадрат, выполнять элементарные задания, связанные с дифференциацией данных геометрических фигур Д/и «Сложи картинку-игрушку» Упражнять складывать из 2-4 частей картинку с изображением игрушки и называть получившиеся игрушки |
3 неделя | Машины на нашей улице | Продолжать знакомить детей с трудом взрослых (кто трудится в нашем детском саду) – развивать словарный запас детей существительными, обозначающими профессии, глаголами, характеризующими. Формировать умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы, не отклоняясь от их содержания. Активизировать в речи детей слова по теме (колесо, кабина, машинист, окно и др) | Д/и «Что кому нужно: профессии работников детского сада». Цель: закреплять в речи формы имен существительных в творительном падеже. Д/и «Путешественники». Цель: формировать умение детей ориентироваться в значении глаголов. Д/и «Назови как можно больше предметов». Цель: активизация словаря, развитие внимания. |
4 неделя | «Собираем урожай» | Закрепить знания об овощах, их особенностях. Формировать у детей умение выделять характерные признаки овощей (цвет, форма, вкус, поверхность). Знать обобщающее слово. Познакомить детей с трудом взрослых на селе. Воспитывать уважение к труду взрослых. | Д/и «Кто что работает». цель: уточнять и закреплять знания детей о сельскохозяйственном труде. Д/и «Огород». Цель: Закреплять обобщенное название слов. Активизировать словарь глаголов. Д/и «Измени слово». Цель: формировать у детей умение образовывать сравнительную степень имен прилагательных. |
Октябрь | |||
1 неделя | Яблоки на яблоне и в магазине | Закрепить знания об овощах и фруктах , их особенностях. Формировать у детей умение выделять характерные признаки овощей (цвет, форма, вкус, поверхность). Знать обобщающее слово. Познакомить детей с трудом взрослых на селе. Воспитывать уважение к труду взрослых. | Д/и «Кто что работает». цель: уточнять и закреплять знания детей о сельскохозяйственном труде. Д/и «Огород». Цель: Закреплять обобщенное название слов. Активизировать словарь глаголов. Д/и «Измени слово». Цель: формировать у детей умение образовывать сравнительную степень имен прилагательных. |
2 неделя | Где растет репка? | Уточнять представления детей о двух временах года – лете и осени. Расширять представления детей об осени, осеннем урожае.: Активизировать словарь по теме: капуста, морковь , лук и др | Д/и «Цветное лото». Цель: развивать умение различать оттенки одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков. Д/и «Собираемся в путешествие». Цель: уточнение значений слов, обозначающих сходные предметы Д/и «Кто больше?». Цель: расширение объема словаря прилагательных, уточнение представлений о признаках предметов. Д/и «Слушай дождик». Цель: развитие слухового внимания. Активизация словаря Д/и «Вершки и корешки». Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле). |
3 неделя | Кто любит зернышки? | Закреплять представление детей об осени. Обогащать речь прилагательными. Активизировать в речи детей слова по теме: зелёный, пучеглазый, большеротый и др | Д/и «Было- стало» Цель: Формировать у детей умение находить различия в рисунках с небольшим количеством изображенных предметов, называть знакомые предметы и явления, характерные для осени. Учить сравнивать, сопоставлять и развивать внимание. Д/и «Вверх-низ» Цель: Помочь детям понять значение слов вверх, вниз, научить отчётливо произносить их |
4 неделя | Дождик и зонтик | Совершенствовать монологическую речь, через составление описательных рассказов о сезонных изменения в природе. Обогащать словарь глаголами, обозначающими действия неживых предметов | Д/и «Что без чего». Цель: расширение объема словаря (обогащение наименованиями частей предметов), уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строении предметов. Д/и «Что бывает осенью» Цель: Закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме. Д/и «Нарядим куклу» Цель: Активизировать словарь по теме «Одежда». |
5 неделя | Белочкина кладовка | Продолжать знакомить детей с обитателями осеннего леса: где живут, чем питаются, как готовятся к зиме. Упражнять в узнавании предмета по описанию. | Д/и «Кто где живет?» Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Д/и «Кто как разговаривает?» Цель: расширять глагольный словарь детей. Д/и «Чей хвост?» Цель: закрепить знания детей по темам «Домашние и дикие животные»; создать условия для активизации словаря по данным темам, закрепить образование притяжательных прилагательных. |
Ноябрь | |||
1 неделя | «Где спрятался котенок» | Активизировать словарь словами о сезонных изменениях в природе, предметах ближайшего окружения, их назначении и использовании человеком (предметы мебели). Обогащать словарь прилагательными Активизировать словарь по теме: берлога, маленький, лохматый, шкаф, комод и др. | Д/и «Кому что подарим». Цель: активизировать словарь по теме; обобщение предметов в одно родовое понятие. Д/и «Говори наоборот». Цель: закрепит умение подбирать и называть антонимы-прилагательные. Д/и «Доскажи словечко». Цель: закрепит умение подбирать слова-предметы по определенным признакам; расширять словарь по теме. |
2 неделя | «Книжка-сказка» | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок, разучивание потешек. Формировать умение понимать образное содержание и идею сказки. Активизация словаря словами по теме: цыплёнок, ёжик, пеку, играю, сторожу и др.) | Д/и «Расколдуй сказку». Цель: помочь видеть целостный образ в отдельных частях, составлять его, используя зрительное соотнесение; активизировать словарь. Д/и «Домино. Сказки». Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку и сказочных персонажей. «Назови сказку» Цель: закрепит умение узнавать и называть сказки по характерным признакам. Развивать словарь признаков. |
3 неделя | «Холодный ветер-теплые рукавички» | Активизировать в речи названия предметов окружающего мира, их свойствах (на примере одежды). Обогащать словарь существительными - обозначающими профессии, прилагательными-характеризующими качества предметов. Активизировать словарь словами по теме: платье, свитер, капюшон, воротник, нарядная красивая, тёплая, удобная и др. | Д/и «Любознательный домовенок». Цель: объяснить детям происхождение некоторых слов. Д/и «Доскажи словечко». Закрепить употребление в речи предлогов, имен существительных в предложном падеже. Д/и «Назови нужное слово». Цель: закрепить умение подбирать антонимы. |
4 неделя | «Ботинки и сапожки» | Развивать словарный запас детей на основе знаний о предметах ближайшего окружения-обуви. Активизация словаря детей существительными, прилагательными ( боты, туфли, красивая, удобная, чистая, тёплая и др) | Д/и «Зеркало». Цель: активизация глагольного словаря детей. Д/и «Подбери пару» Цель: Формировать у детей представления о форме предметов, учить различать круг и квадрат, выполнять элементарные задания, связанные с дифференциацией данных геометрических фигур. Д/и «Раздели на группы» Цель: Упражнять детей составлять группы из однородных предметов, выделять из них отдельные предметы, различать понятия «по одному»- «ни одного». Находить один или несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке. |
Декабрь | |||
1 неделя | «Кроватка и сон» | Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к друзьям, взрослым. Понимать значение пословиц, воспитывать любовь и заботу о ближних. Формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Расширять активный словарь. | Д/и «Хвастуны». Цель: показать способы образования сравнительной степени прилагательных. Д/и «Назови ласково». Цель: закрепить умение образовывать слова с помощью суффиксов |
2 неделя | «Заснеженная улица». | Расширять и обогащать словарь детей на основе наблюдения за зимними явлениями в природе. Обогащать речь прилагательными. Активизировать словарь по теме: воздушные, холодные, пушистые, берлога, лежебока. | Д/и «Что лишнее». Цель: развивать умение группировать предметы по общему признаку. Д/и «Назови жилище». Цель: закрепить употребление в речи именительного падежа существительных Д/и «Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. |
3 неделя | «Наряжаем ёлочку» | Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены; закреплять знания о предметах, относящихся к зиме, Новому году, Деду Морозу. Активизировать словарь словами по теме: душистая, пушистая, барабан, новогоднее настроение и др. | Д/и «Что без чего». Цель: расширение объема словаря (обогащение наименованиями частей предметов), уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строении предметов. Д/и «Придумай загадку». Цель: уточнение представлений о признаках и свойствах предметов и живых существ. |
4 неделя | «Хоровод вокруг ёлки». | Активизировать и пополнять словарный запас на основе углубления знаний о предстоящем празднике. Развивать диалогическую форму речи, привлекать детей к участию в беседах, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Обогащать словарь детей новыми прилагательными по теме: суровый, заботливый, нарядный, красивый и др. | . Д/и «Скажи одним словом». Цель: закрепит умение детей классифицировать предметы по определенному признаку, активизация словаря по теме. Д/и «Он, она, они». Цель: закрепить умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и падежам. |
Январь | |||
2 неделя | «Конфеты и сладости» | Формировать навыки доброжелательного общения со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друг друга, поздравить. Расширить представления детей о здоровье человека. Формировать умение подбирать Обогащать словарь детей глаголами -действиями. Расширять и закреплять активный словарь ребенка, словами по теме: кружится, падает, ложится, укрывает землю. | Д/и «Жадина». Цель: закрепить употребление в речи употреблять в речи имена существительные единственного числа в винительном падеже (мороженое, пирожное, мармелад, шоколад, карамель, эскимо). Д/и «Здоровый малыш». Цель: знакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью. Формировать представления о полезных и вредных для здоровья ребенка действиях. Активизировать глагольный словарь по теме. Д/и «Вредная и полезная еда». Цель: развивать представления детей о значении правильного питания для здоровья человека. Активизировать словарь по теме Д/и «Накроем стол для кукол». Цель: Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Активизировать в речи вежливые слова. Д/и «Кто знает больше вежливых слов». Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, закрепление словаря по теме. |
3 неделя | «Санки и горки» | Обогащать активный словарный запас на основе наблюдения о сезонных изменениях в природе, зимних развлечениях. Обогащать речь наименованиями зимней одежды. (рукавички, шапка, куртка, варежки и др) | Д/и «Зимние забавы». Цель: закрепить умение употреблять в речи начальную форму глагола. Д/и «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». Цель: закрепить умение изменять глаголы по числам и лицам. «Угадай, чего не стало?» Цель: Расширять объем словаря. Формировать представления о предметах. Д/и «Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. |
4 неделя | «В гости к белому медвежонку» | Знакомить детей с образом жизни животных севера; расширить представления детей о внешнем виде животных; рассказать, чем питаются дикие животные. | Д/и «Что снаружи, что внутри». Цель: активизировать словарь по теме. Д/и «Найди себе пару». Цель: закреплять умение образовывать из существительных единственного числа образовывать форму множественного числа. |
Февраль | |||
1 неделя | «Где живет черепаха?» | Расширять знания детей о различных видах транспорта. Упражнять в назывании вида транспорта и функций транспорта. Обогащать представление детей о животных живущих в жарких странах (черепаха, лев) Активизировать словарь по теме: кабина, кузов, колесо и др | Д/и «Кто живет в Африке». Цель: закрепление правильного употребления окончаний имен существительных в косвенных падежах множественного числа. Д/и «Четвертый лишний». Цель: развивать умение анализировать и обобщать. Расширять словарь по теме. |
2 неделя | «Рыбки в аквариуме» | Расширить и обогатить словарный запас детей о живой и неживой природе. Познакомить с обитателями водной среды. Обогащать первоначальные представления о свойствах воды. Активизировать глаголы и прилагательные по теме- плавает, купается, чистая, ключевая, солёная | Д/и «Ты кто?» Цель: активизация словаря глаголов и прилагательных. Д/и «Помоги Буратино». Цель: закрепит умение правильно образовывать глаголы с различными приставками. |
3 неделя | «Поздравляем папу»» | Развивать словарный запас на основе углубления знаний по теме (обогащение словаря детей существительными, обозначающими профессии, глаголами, обозначающими трудовые действия). Показать смысл и содержание пословиц о солдатах, Родине. | Д/и Хорошо – плохо». Цель: закреплять навыки детей в анализе поступков. Развивать глагольный словарь. Д/и «Что нужно моряку, солдату, летчику». Цель: активизировать словарь по теме. Д/и «Когда это бывает» Цель: Учить детей использовать в игре свои знания о частях суток, их последовательности названии, характерных признаках, связанных с природными явлениями и деятельностью людей. |
4 неделя | «Приглашаем гостей» | Активизировать в речи названия предметов окружающего мира, их свойствах и использовании в быту. Упражнять в употреблении различных частей речи. Активизировать словарь наименованиями предметов посуды: самовар, чайник, чашки с блюдцами, вазочка, сахарница. | Д/и «Накроем стол для кукол». Цель: Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Активизировать в речи вежливые слова. Д/и «Кто знает больше вежливых слов». Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, закрепление словаря по теме. Д/и «Из чего что сделано». Цель: закрепит умение детей определять и правильно называть материал, из которого сделан предмет, активизировать прилагательные |
Март | |||
1 неделя | «Поздравляем маму» | Активизировать словарный запас на основе углубления знаний о семье. Познакомить с профессиями мам. Дать первоначальные представления о родственных отношениях. Обогащать словарь детей словами: красивая, ласковая, привлекательная, обаятельная и др | Д/и «Магазин цветов». Цель: активизировать словарь по теме. Д/и «Собери букет». Цель: формировать представления детей об особенностях внешнего вида и знание названий цветов. Д/и «Родственники». Цель: закрепит умение образовывать однокоренные слова. Д/и «Что сначала, что потом». Цель: расширять временных и количественных представлений через активизацию словаря |
2 неделя | «Теплое солнышко». | Активизировать и пополнять словарный запас на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Развивать диалогическую форму речи, привлекать детей к участию в беседах. | Д/и «Четвертый лишний». Цель: развивать логическое мышление, учить детей анализировать и обобщать. Расширять словарь по теме. Д/и «Найди по описанию» Цель: Упражнять находить по описанию игрушки, узнавать по описанию товарищей, формировать умение сравнивать, сопоставлять. |
3 неделя | «Кто как купается» | Обогащать и уточнять представления детей о воде (вода может быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном). Расширять словарь детей словами о сезонных изменениях в природе Активизировать словарь по теме: смелый, выносливый, грубый, сердитый, вежливый и др. | Д/и «Береги природу». Цель: закреплять знания детей об охране объектов природы. Активизировать предметный и глагольный словарь. Д/и «Все наоборот». Цель: закреплять умение образовывать глаголы-антонимы. Д/и «Чей малыш?» Цель Формировать умение называть детенышей животных, выбирать их изображения. Рассказать детям как животные заботятся о своих малышах. |
4 неделя | «Скворушка вернулся» | Развивать словарный запас на основе углубления знаний по теме (обогащение словаря детей прилагательными. Активизировать словарь словами по теме: умываюсь, вытираюсь, бултыхаюсь и др | Д/и «Подбери признак». Цель: активизировать словарь прилагательных. Д/и «Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. |
Апрель | |||
1неделя | «У кого какой дом». | Расширять и обогащать представления детей о домах людей и животных. Закрепить знания о светофоре и назначении его цветов. Активизировать словарь словами по теме: гогочет, хрюкает, пищит и др | «Мяч бросай и животных называй» Цель: расширять словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Д/и «Что бывает желтым (красным, зеленым ит.д)?» Цель: закрепить знание оттенков цветов, их название; развивать внимание, словарь. Д/и «Кто где живет?». Цель: уточнить и расширить знания детей о животных, местах их обитания; обогащение словаря по теме |
2 неделя | «Кто умеет летать» | Обогащать представление о воздушном транспорте и профессиях взрослых. Развивать умение высказываться на заданную тему, развивать образную речь детей. | Д/и «Кто летает?» Цель: закрепить умение классифицировать предметы по определенному признаку. Д/и «Угадай птицу». Цель: закреплять умение узнавать знакомых птиц по описанию. Активизировать словарь по теме Д/и «Что изменилось» Цель: Формировать у детей умение понимать суть задания, выполнять игровые действия, развивать наблюдательность, способность концентрировать внимание, передавать в речи суть изменений. Активизировать в речи глаголы |
3 неделя | «Зоопарк в городе» | Обогащать опыт содержательного внеситуативного общения. Расширять знания детей о животных живущих в зоопарке. Активизировать словарь: улей, зоопарк, бивни, хобот и др | Д/и «Кто это потерял?». Цель: активизация словаря по теме; учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Д/и «Что для чего?». Цель: развивать способы словообразования Д/и «Кто как голос подает?» Цель: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме Д/и «Цирк». Цель: продолжать закреплять умение образовывать глаголы с приставками. |
4 неделя | «Что из семечка выросло» | Закрепить знания детей растительном мире, насекомых временах года и природных явлениях; Знакомить детей с новыми профессиями. Активизировать словарь словами: садовник, сад, огород, почка, зернышко и др) | Д/и «Подбери нужное слово». Цель: закончить предложение, точно подбирая слово, необходимое по содержанию и в нужной грамматической форме (существительное в творительном падеже единственного числа). Д/и «Волшебный мешочек» Цель: Предложить детям на ощупь узнать знакомые игрушки, учить называть различные качества предметов, отвечать на вопросы воспитателя. Обогащать словарный запас детей прилагательными, учить согласовывать слова в предложениях, развивать тактильные возможности |
Май | |||
1 неделя | «Кто пасётся на лугу» | Обогащение и расширение представлений о домашних животных и их детёнышей. Знакомство с новыми профессиями. Активизация в словаре детей слов- фермер, телёнок, жеребёнок и др. | Д/и «Кто как голос подает?» Цель: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме. Д/и «Рыба, птица, зверь». Цель: активизировать словарь, закрепит умение переключать внимания с одного предмета на другой. |
2 неделя | «Праздники и выходные» | Рассказывать о впечатлениях и событиях из личного опыта. Закреплять умение образовывать наименование детёнышей животных. Активизировать словарь по теме: лягушонок, утёнок, головастик, малёк и др. | Д/и «Кто как голос подает?» Цель: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме. «Найди по описанию». Цель: Формировать умение определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. «Чья мама?» Цель: Формировать умение узнавать и называть детенышей домашних животных. Обогащать словарный запас, развивать связную речь. |
3 неделя | «В деревне и на даче» | Обогащать представления детей о жизни за городом, на даче или деревне. | Д/и «Кто летает?» Цель: закрепить умение классифицировать предметы по определенному признаку. Д/и «Опасные предметы». Цель: развивать предметный и глагольный словарный запас по теме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию словаря в младшей группе
Перспективный план для воспитателей младших групп и групп с ОНР...
Перспективный план дидактических игр по развитию словаря в средней группе
План рассчитан для групп среднего возраста с общим недоразвитием речи...
Использование дидактических игр в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...
Использование дидактических игр в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...
Перспективный план использования дидактических игр в режимных моментах в познавательно-речевом развитии детей старшей группы
Систематизировать знания детей с помощью дидактических игр....
Перспективный план использования дидактических игр в режимных моментах в познавательно-речевом развитии детей средней группы
картотека на учебный год...
Перспективный план работы по «Социально-коммуникативному развитию детей в младшей группе 2022-2023 учебный год
Перспективный план работы по «Социально-коммуникативному развитиюдетей в младшей группе 2022-2023 учебный год...