Самообразование по теме: "Сказки в системе патриотического воспитания детей во второй младшей группе".
учебно-методический материал (младшая группа)

Галковская Галина Михайловна

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

     Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.

     Прежде всего, необходимо разобраться, что же такое патриотизм.  Из словаря С.И. Ожегова узнаем, что патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Отсюда возникает вопрос: - Что такое патриотизм?

     «Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». (Философский словарь).

     «Патриотизм - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизм как природное чувство соединяется  с его нравственным значением». (Педагогический энциклопедический словарь).

      Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

     Как же воспитать человека преданного, любящего свое Отечество и свой народ? Воспитание гражданина – патриота в личности подрастающего поколения - это создание такой атмосферы в семье и детском саду, в которой поддерживается позиция активного отношения подрастающего поколения к социально - полезным делам. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества. Патриотизм - это сложное чувство. И подобно любому другому чувству, переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

     Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитанного процесса, предполагает гармоничное развитие ребенка, начиная с младенческого возраста: моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство.

     Система работы по патриотическому воспитании дошкольников определяется целями дошкольного образования Российской Федерации и соответствует Закону «Об образовании в Российской Федерации».

 

 

 

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

     Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитанного процесса, предполагает гармоничное развитие ребенка, начиная с младенческого возраста: гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство.

     Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.

Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима.

 

     Цель: создание условий для воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками.

Задачи:

  1. Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей младшего дошкольного возраста через сказки.
  2. Воспитание патриотизма, любви к родине в процессе организации творческой, продуктивной и игровой деятельности детей дошкольного возраста.
  3. Воспитывать привязанность к семье через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
  4. Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей младшего дошкольного возраста через потенциал русских народных сказок.
  5. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
  6. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

 

 

 

 

Сказки в системе патриотического воспитания детей во второй младшей группе.

 

Что такое патриотическое воспитание?

     Родина, Отечество… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, родители, те кто дает жизнь новому существу. Язык в данном случае, как и всегда, отражает самое важное в сознании народа.

     «Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».

     Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

     Еще 25 лет тому назад в воспитании ребенка дошкольного возраста было ярко представлено формирование уважения к труду, к учению старшим, приоритета доброты и честности перед материальным достатком; интересы и потребности других людей учили ставить выше собственных. Установки, которые ребенок получал в детском саду, совпадали с установками семьи и с тем, что транслировали средства массовой информации, детская литература. Высшей ценностью признавалось общественное благо, благо других людей. Это благо обосновало для индивидуального сознания героизм-военный и трудовой, ценность высоких профессиональных качеств и достижений, нравственные качества-доброту, отзывчивость, внимание к другим людям.

     Современные родители растят ребенка «для него самого». Они хотят, чтобы он был успешен, смог «чего добиться в жизни сам». Ребенок привыкает рассматривать все явления жизни с позиций того, что емунравится или не нравится полезно или нужно. Однако индивидуализм иногда мешает научиться строить гармоничные отношения с другими людьми.

больше стало детей, которые любят играть одни тех, которых не принимают в игры другие дети тех, которые умеют общаться только со взрослыми. Воспитанный «для себя» ребенок остается сам собой и страдает от этого.

     Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным?

      Средства массовой информации прежде постоянно показывали труд людей в самых разных сферах: сельском хозяйстве, производстве, науке искусстве. Героями газет и экрана были космонавты, хлеборобы, шахтеры, ученые. Сейчас герои прессы и телеэкрана-политики, бизнесмены и представители шоу-бизнеса. сложно их рассматривать их как пример, на который ребенок может ориентироваться в построении образа будущего жизненного пути и моделей социального поведения.

      Маленький ребенок хочет, когда вырастет, жить хорошо. Но что это значит в современном мире? Дети говорят, что став взрослым, они хотят быть президентом, директором банка, «звездой». На вопрос, что они будут делать, отвечают: ездить на большой красивой машине, жить в большом красивом доме, носить красивые платья… 20 лет назад на вопрос, кем они хотят быть, когда вырастут, дети отвечали перечислением различных профессий: парикмахером, космонавтом, врачом, учителем, ветеринаром, пожарными понимали, что они будут соответственно делать людям красивые прически, полетят в космос, будут лечить или учить людей и животных, героически тушить пожары. Как ребенок играл во взрослого? Надевал мамины туфли, подкрашивал губки, брал под мышку сумочку и… шел «на работу».

     Образ взрослого будущего у современного ребенка - это образ сферы его потребления, а не сфера его деятельности. Это проблема, поскольку, как отмечал Эрих Фромм в своей работе «Иметь ли быть?», потребление принципиально неограниченно и удовлетворение от него всегда временно. Задача педагога – содействовать в этой ситуации тому, чтобы ребенок снова и снова задумывался о том, что он хочет делать, в каких сферах деятельности предполагает самореализоваться.

      Особенность дошкольного возраста заключается в том, что в этот период закладывается основы, стержень личности человека. Эти основы должны быть четко определены, исключать двойственность толкований и отношений. конечно такого «безусловного» содержания не может много.

     Система образования несет ответственность за формирование основ душевного здоровья у нового поколения. Мы надеемся, что, открывая для себя прописные истины в детских сказках вместе с нашими детьми и через них, мы сами вернемся к простым и вечным подлинным человеческим ценностям и обретем свое единство как народ.

     После всего сказанного, можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

 

Актуальность

     Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитанного процесса, предполагает гармоничное развитие ребенка, начиная с младенческого возраста: гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство.

     Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.

Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима.

 

     Цель: создание условий для воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками.

Задачи:

  1. Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей младшего дошкольного возраста через сказки.
  2. Воспитание патриотизма, любви к родине в процессе организации творческой, продуктивной и игровой деятельности детей дошкольного возраста.
  3. Воспитывать привязанность к семье через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
  4. Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей младшего дошкольного возраста через потенциал русских народных сказок.
  5. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
  6. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

 

 

Встречаем малышей в «Сказке».

 

     Чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

      Большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает для этого педагогических знаний и опыта. Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу.

     Поэтому моя задача – успокоить прежде всего взрослых: приглашаю их осмотреть групповые помещения, показываю шкафчик, кровать, игрушки; рассказываю, чем будет заниматься, во что играть; знакомлю с режимом дня; все обсуждаем, как облегчить период адаптации.

      Практически любой ребенок в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни - они слишком большие, не так как дома.

      Предлагаю родителям принести из дома любимую игрушку ребенка, с которой он привык играть и засыпать. Для создания ощущения психологического комфорта, защищенности, придания спальне более уютного вида помогут пижама, фитоподушечка, сделанные мамой.

      В группе есть альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Ребенок в любой момент увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома. Также в группе имеется мягкая мебель диванчик где ребенок может побыть один, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть понравившуюся игрушку или просто отдохнуть.

     В нашем детском саду существуют правило: мамы и папы могут прийти в группу в любое время и находиться в ней столько, сколько найдут нужным. Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

       В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения ипожелания.

      Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

      Я, как воспитатель, объясняю родителям, как развивать у детей потребность в общении.Родители должны вовлекать ребенка в контакты со взрослыми и детьми, не являющимися членами семьи, учить, как обратиться  к взрослому, что сказать, как вежливо попросить о чем – нибудь и т.п.

      На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками. Игра с ними все больше и больше привлекает ребенка. И здесь я объясняю родителям, что они должны показать ему пример общения, научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его и т.п.

     Чтобы ребенок мог общаться с окружающими взрослыми и детьми, он должен иметь некоторую речевую подготовку, игровые умения. Правила взаимоотношения усваиваются труднее, чем бытовые, и поэтому я прошу родителей обратить на это особое внимание.

      Использование представленной педагогической технологии по адаптации ребенка к ДОУ приводит к адекватному, почти безболезненному приспособлению детей к условиям дошкольного учреждения: они быстрее входят в жизнь группы, проявляют самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Театрализованная деятельность в детском саду.

 

 

      Художественно – эстетическое развитие детей – одно из ведущих направлений работы нашего детского сада. Занятия театрализованной деятельностью в нашем детском саду проводятся для детей всех дошкольных групп, начиная со второй младшей группы.

      Любое занятие мы начинаем с гимнастики для глаз, пальчикивой или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме с использованием речитатива. Такое начало занятия помогает дошкольникам сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятия. Затем начинаем активизировать мышцы языка, губ, подготавливать артикуляционный аппарат детей, выполняя такие упражнения, как «Лошадки», «Грибок», и др.

     Следующий этап занятия – шутки, потешки, небольшие стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным, разнообразным, поэтому такой материал используется нами на каждом занятии.

     Для развития памяти, воображения, мимики, основных эмоций предлагаем детям этюдные тренажи.

      Во второй младшей группе организуем занятия таким образом, чтобы детям самим приходилось воспроизводить текст. Читаем детям текст 2 – 3 раза, что способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельных игр. Чтобы создать повод для возникновения игры, раздаем детям игрушки, предметы. Важно также научить детей некоторым способам игровых действий по образцу, поэтому используем показ действий самим педагогом. Дети второй младшей группы стараются проявить себя в играх – драматизациях «Репка», и «Рукавичка», «Колобок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание театрализованной деятельности в детском саду.

 

     Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.

     Начиная со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развивать внимание и восприятие; прививать навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

Сказки дают детям эталонные представления о добре зле, «Что такое хорошо, что такое плохо». В русских сказках это –

  • сострадание к ближнему и к слабому;
  • уважение к старшим;
  • уважение к природе, растениям и животным;
  • отсутствие корыстности и жадности;
  • умение простить, незлопамятность и неспособность к мести – для юношей;
  • терпение, трудолюбие.

      Особую группу составляют поэтические исторические произведения, с которыми можно знакомить детей младшего дошкольного возраста. В первую очередь это былины. Они создают образ богатыря – носителя идеала мужества и смелости, преданного и бескорыстного служения своей Родине прежде всего через защиту ее «на поле брани» в суровые времена воин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы на учебный 2015-2016 год

 

месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

сентябрь

 

 

 

 

октябрь

 

 

 

 

ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

декабрь

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями).

Цель: учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения.

«Моя семья».

Цель: закрепить знания: детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг-другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

«Как Мишутка и Зайка узнали, что детский сад – второй наш дом».

Цель: показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть

взрослые, они заботятся о детях

 «Что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский).

Цель: формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

январь

Развитие артистических способностей детей в театрализованной деятельности.

Цель: последовательное знакомство детей с различными видами театра.

Знакомство со сказкой «Репка».

Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками и фольклором; формировать интерес к книгам.

 

Сказка «Теремок». Е. Чарушина

Цель: познакомить детей с новым вариантом сказки. Учить следить за развитием действия.

Воспитывать интерес к русским сказкам.

Презентация «О малой Родине».

Цель:

воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

февраль

Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки с родителями «Репка».Цель: поделитсясо своим опытом работы с родителями.

 

 

Чтение русских народных сказок о подвигах русских богатырей.

 

 

«Наша армия» с продуктивной деятельностью «Галстук для папы».

 

На прогулку с колобком.

Цель: воспитывать доброту, уважительное отношение к пожилым людям.

 

март

Праздник, посвященный Женскому дню.

Игры- забавы. Чтение стихов о празднике.

Цель: познакомить с короткими литературными произведениями, вызвать эмоциональный отклик на них. Развивать память. воспитывать любовь к маме.

«Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

Цель: знакомство детей с русской народной сказкой “Маша и медведь”.

 

Знакомство со сказкой

"Теремок".

Цель: воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.

Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки: «Гуси - Лебеди».

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, понимать содержание.

 

апрель

"У страха глаза велики".

Цель: воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту

«Рассказывание русской народной сказки Рукавичка».

Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Рукавичка».

Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Теремок».

май

Рассматривание иллюстраций: «День Победы».

Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют».

«Наша Родина». Цель:

развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста.

 

«Россия – Родина моя».

Цель: воспитывать патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.

 

Развлечение Цель: побуждать  родителей заниматься с детьми, пробуждая  в них интерес  к занятиям  музыкой и рисованием; Привлекать родителей к освоению материала, предлагаемого на занятиях, и активному использованию  его дома.

 

  

 

     После всего сказанного, можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

 

 

 

Театрализованная сказка с родителями «Репка».

 

Зал оформлен в русском народном стиле. В центре зала – изба. на переднем плане – огород.

Звучит русская народная мелодия.

СКАЗОЧНИЦА. В одной деревне жила семья: дед, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка. Жили они дружно, беззаботно. А вот и дед с бабкой.

Звучит русская народная мелодия, появляются дед с бабкой.

Бабка держит под ручку деда. обходят огород, присаживаются на завалинку около дома.

 

БАБКА.

Дед, сходи на огород и посади что – нибудь на грядке.

СКАЗОЧНИЦА.

(слова ее дублируется действиями деда).

Так дед и сделал. Взял лопату, лейку, семена и пошел на огород. Пришел, раскопал ямку, посадил семечко, полил водичкой, закопал ямку и говорит…

ДЕД.

Расти, расти, репка!

Любим тебя крепко.

Расти, расти, вырастай –

Нам веселья прибавляй!

СКАЗОЧНИЦА.

 Сказал дед свои слова и пошел к бабке, на завалинку. Дала бабка ему семечек (имитируя щелканье семечек), пощелкали, мусор выбросили. (Сопровождает жестами.) Решили спеть песенку про своего голосистого петушка.

БАБКА, ДЕД (ПОЮТ).

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Громко песни поешь,

Деткам спать не даешь?

Ку – ка – ре – ку!

СКАЗОЧНИЦА. Пока дед с бабкой пели, на огороде произошло что – то необычное.

На огороде выросла огромная репка.

И тут бабка говорит деду…

БАБКА.

Иди, дед, посмотри, что у тебя на огороде выросло?

СКАЗОЧНИЦА.

Так дед и сделал. Пришел на огород, увидел репку и ахнул.

ДЕД.

Вот это репка! Побегу бабке расскажу. (бежит к бабке.)

Бабка, бабка на огороде репка выросла!

сначала как мышка была,

Потом как кулак,

Потом как два кулака,

Потом как моя голова,

Пришло время, нечего ждать –

Надо нам репку рвать.

БАБКА.

Ну что сидишь? Иди рви свою репку.

СКАЗОЧНИЦА.

Пошел дед на огород. И содной стороны посмотрел на репку, и с другой стороны – и говорит…

ДЕД.

Ах, ты репка крепкая,

Не играй ты в прятки,

Вылезай ты, репка,

Из родимой грядки.

Тянем потянем –

Вытянуть не можем.

Ах, какая репка выросла за ночь!

Бабка, выходи помочь!

БАБКА.

Бегу, бегу,

Чем смогу – помогу.

(Бежит в огород, удивляется.)

Вот это репка!

Ах, ты репка крепкая,

Не играй ты в прятки,

Вылезай ты, репка,

Из родимой грядки.

Тянем потянем –

Вытянуть не можем.

ДЕД С БАБКОЙ (кричат).

Внучка, иди репку тянуть!

ВНУЧКА.

Бегу, бегу, подскачу,

Помочь всем вам хочу.

(Бежит в огород, удивляется.)

Вот это репка!

Ах, ты репка крепкая,

Не играй ты в прятки,

Вылезай ты, репка,

Из родимой грядки.

Тянем потянем –

Вытянуть не можем.

                       

ДЕД, БАБКА, ВНУЧКА. (кричат).

Жучка, иди репку тянуть!

ЖУЧКА.

Гав – гав,

Чем смогу – помогу.

(Бежит в огород, удивляется.)

Вот это репка!

Ах, ты репка крепкая,

Не играй ты в прятки,

Вылезай ты, репка,

Из родимой грядки.

Тянем потянем –

Вытянуть не можем.

        

ДЕД, БАБКА, ВНУЧКА, ЖУЧКА.

(кричат).

Кошка, иди репку тянуть!

КОШКА. (важна).

Терпеть репку не могу,

А работать помогу

(Бежит в огород, удивляется.)

Вот это репка!

Ах, ты репка крепкая,

Не играй ты в прятки,

Вылезай ты, репка,

Из родимой грядки.

Тянем потянем –

Вытянуть не можем.

ДЕД, БАБКА, ВНУЧКА, ЖУЧКА, КОШКА(кричат).

Мышка, иди репку тянуть.

МЫШКА

Я, мышонок – силачонок,

Репку вытяну спросонок.

(Бежит в огород, удивляется.)

Вот это репка!

Ах, ты репка крепкая,

Не играй ты в прятки,

Вылезай ты, репка,

Из родимой грядки.

Тянем потянем –

Вытянули репку.

Все хлопают в ладоши, радуются.

 

СКАЗОЧНИЦА.

Из репки бабушка испечет вкусные оладушки, а мы про них споем песенку.

ВСЕ ГЕРОИ

(исполняют песенку имитируя движения)

Ладушки, ладушки!

- Где были?

-  У бабушки.

Испекла нам бабушка

Сладкие оладушки,

Маслом поливала,

Деткам давала:

Артуру – два, Оле – два,

Ване – два, Тане – два

Всем дала. (хлопают).

Вот и сказочке конец,

А кто слушал – молодец!

 

 

 

 

 

План  работы с родителями

 

     

Месяц

НОД

Работа с родителями

Ответственные

сентябрь

 

Подбор и изучение литературы по теме;

Воспитатель

октябрь

Изготовление атрибутов

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом.

Развивать аккуратность, старательность.

Воспитатель

ноябрь

«Социально-коммуникативное развитие детей через

театрализованную деятельность».

 

Подбор материала для работы с детьми и родителями.

 

Воспитатель

декабрь

Изготовление картотеки

 

 

 

"Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм"

 

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.

 

Консультация для родителей

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

Воспитатель

январь

«Колобок».

 

 

 

 

Чтение детям русских сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

 

 

Воспитатель и родители

 

 

 

февраль

Папка передвижка

 

 

 

 

Воспитание патриотических чувств младших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

«Моя любимая сказка».

 

«Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам».

 

 

Консультация для родителей

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей.

 

Воспитатель и родители

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

март

Русская народная сказка «Репка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание в ДОУ «Патриотическое воспитание дошкольников». 

 

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото).

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки».

 

 

 

Формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.

Изготовление памяток на тему собрания

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

апрель

Сказка «Репка».

 

 

 

 

Викторина

 

 

Как много мы узнали

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры - драматизации).

 

 

«Наши любимые сказки».

 

 

Вспомнить прочитанные произведения. Развивать умение высказать свое мнение. Активизировать память, речь. Вызвать положительные эмоции. 

Воспитатель

 

 

 

 

Воспитатель

 

 

Воспитатель

май

Самоанализ плана по самообразованию

 

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

                               

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.

2. Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.

3.  Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика – синтез, 2013.

4. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., 2004.

5. Маханёва М. Д Нравственном - патриотическое воспитание дошкольников. – Сфера, 2009.

6. Википедия (свободная энциклопедия) http://ru.wikipedia.org

7. Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum/dpi.html

8. Научно – методический журнал «Детский сад все для воспитателя!» №6/2013.http://prudnikov.ucoz.ru/publ/patrioticheskie_stik...

9. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2003. – 200с.

10. Наследие. И быль, и сказка… : пособие по нравств. – патриот. воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возроста на основе традиц.отечеств.культуры / Е.В. Соловьева, Л.И.Царенко – М.:Обруч, 2011. – 144 с.

11. Журнал «Воспитатель» ДОУ №4/2009

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.28 КБ
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx14.51 КБ
Файл otchet.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

"Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм"

Консультация для родителей

     Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

     На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

     Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

     Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

     Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

     Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

     Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать, что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

     Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

     Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

     Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей.

  1. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
  2. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  3. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  4. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д.
  5. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  6. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  7. Расширяйте собственный кругозор.
  8. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  9. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  10. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.



Предварительный просмотр:

Отчет о проделанной работе воспитателя 2 мл.гр. № 2

за учебный год 2016 год

Галковская Г.М.

Тема: «Сказки в системе патриотического воспитания детей во второй младшей групп».

   Целью самообразования являлось повышение профессиональной компетентности по теме.

Прежде, чем начать работу по теме, мною были изучены следующие программы и пособия:

- программа М.Д.Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду»

-«Психогимнастика в детском саду» Алябьевой Е.А.

     В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: с помощью театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения.

Этапы работы по самообразованию:

  1. Теоретический:
  • Изучила нормативные документы по проблеме «Что должны знать о ФГТ, каждый педагог ДОУ».
  • Изучила методическую литературу: «Развитие» программа Л.Венгера, программа М. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», «Психогимнастика» Е.Алябьевой, «Социо – игровые подходы к педагогике» А.Ершовой, «Театрализованные игры» Л.И.Бараева, «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А.Антипина, «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» Э.Г.Чурилова, «Логопедическая ритмика» Е.С.Анищенко.
  • Интернет – ресурсы.

2. Практический:

- участие в конкурсах, проводимых в ДОУ;

- посещение занятий в ДОУ– театральные сценки;

- проведены консультации для родителей: «Воспитание патриотических чувств младших дошкольников», «Дидактическая игра в жизни вашего ребенка», «Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

- проведено родительское собрание «Воспитание патриотических чувств младших дошкольников», отчет о работе по программе за год;

- участие в конкурсных мероприятиях ДОУ: «Моя Любимая сказка»,  русская народная сказка «Репка», огород «У бабушки в деревне», «Мой папа самый лучший» (благодарственные письма родителям:Гришанович Е.В., Тибичи А.П., Сэротэтто И.М., Окотэтто В.П., Сэротэтто А.К., Ильясовой З.Т.,фотогазеты, газета «Мой папа самый лучший», «Именины».

- участие родителей и тетей в городском конкурсе СЮН «Акция Ель» (благодарственное письмо); в городском конкурсе чтецов в центре «Лад» (приз Беловой М.);

- участвовала профессиональном конкурсе «Ступени мастерства 2016 г.» .

3. Заключительный:

     Воспитательная работа проводилась в течение 6 месяцев по следующим направлениям:

- физическое;

- социально – личностное;

- познавательно – речевое;

- художественно – эстетическое.

Для реализации поставленных задач были реализованы следующие условия:

- материально – техническое обеспечение образовательного процесса - построение образовательной среды;

- пополнение и обновление театрального центра: маски, набор кукол, театральные атрибуты, настольный театр;

- учет возрастных особенностей детей;

- игра-ведущий вид деятельности – обучаемся, играя и подражая;

-индивидуальный подход к личности в любой образовательной области и непосредственно- образовательной области.

Использованы методические приемы:

- психогимнастика;

- арт-терапия;

- музо-терапия;

- игры драматизации;

- индивидуальный подход;

- выразительные движения;

- жесты;

- развивающие игры;

- ситуация успеха.

Вывод:

     Изучение выбранной темы помогло мне составить перспективное планирование по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью в течении дня.

      Я старалась внести новшество во все образовательные области, использую нетрадиционные формы работы- арт-терапия, психогимнастика, организацию непосредственно образовательной деятельности. Этим я смогла заинтересовать детей, у них появился интерес к театрализованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе.

Конспект  занятия по патриотическому воспитанию детейво второй младшей группе.       Тема: «Хорошо у нас в детском саду».      Про...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе.

Тема: «Хорошо у нас в детском саду».      Программные задачи: продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей, младших воспитателей; учить...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе «Моя семья, мой дом». для детей 3-4 лет.

Данный материал представлен в помощь педагогам по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-4 лет....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе Тема:«Мой дом, моя семья, моя Родина»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группеТема:«Мой дом, моя семья, моя Родина»    Пояснительная записка:...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе "Маленький патриот"

Проект направлен на патриотическое воспитаниедетей младшего и среднего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у детей формируется чувства привязанности, гордость за свою Родину , любовь к...

Перспективный план работы по самообразованию по теме: «Сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» во второй младшей группе.

Перспективный план работы по развитию детей второй младшей группы в соответствии содержанием образовательного процесса группы основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ...