Инновационный проект "Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Материал для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_rabota.docx | 164.68 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditele.docx | 40.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Д/с «Теремок» комбинированного вида
г. Ардатов
Тема: «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Наумова Н.Е.
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний»
К.Д.Ушинский
Часто приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается к взрослому уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет», или как разгорается конфликт между детьми только из-за того, что играющие не смогли договориться друг с другом? Действительно, в наше время подрастающему поколению нужна особая способность, помогающая жить в современном мире. Такой способностью является коммуникативность.
В последнее время нас педагогов беспокоит то, что:
- многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками;
- дети все меньше и меньше пользуются словом, как средством общения;
- они не могут поддержать и развить установившийся контакт;
- не умеют по собственной инициативе обратится к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо;
- дети не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в себе.
Поэтому, формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к обучению в школе.
Актуальность вопроса и обусловила выбор мной инновационного проекта на тему:»Развитие коммуникативных способностей у детей старшего возраста в образовательной области «Коммуникация»
В основу моей системы работы легли следующие цели и задачи:
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Эти задачи и определили мой подход к организации воспитательно-образовательной работы по этому направлению.
Непременным условием развития коммуникативных способностей у дошкольников является предметно-развивающая среда. Поэтому, я свою работу начала с создания предметно-развивающей среды в своей группе. Я старалась создать в группе естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную речевую деятельность всех детей группы.
Исходила из того, чтобы у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
Развитие коммуникативных способностей детей осуществляю в течении всего времени пребывания детей в детском саду. Коммуникативная деятельность детей организуется: при проведении непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в ходе совместной деятельности детей и педагогов, как самостоятельная деятельность детей и отражается в календарном планировании воспитателя.
Наиболее интенсивно развитие речи формируется у детей на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Это чтение литературных тестов и их пересказов, а также заучивание стихотворений и малых фольклорных форм.
Чтение художественных произведений привлекает детей не только содержание, но и образной формой. Поэтому все произведения прочитываю выразительно. Обязательно чтение сопровождаю разнообразным наглядным материалом: это иллюстрации, расстановка силуэтов, игрушек. Учу детей строить простые и сложные предложения, пользоваться выразительными средствами(сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами), которые были использованы в тексте
. Это все ведет к овладению пересказа, к углублению и уточнению художественного восприятия литературных произведений. При заучивании стихов, малых фольклорных форм, особое внимание уделяю интонации, выразительности чтения. Это способствует смысловой законченности стихотворения, чистоговорок, потешек и развитию образной речи.
Формирование лексической стороны речи происходит на занятиях по ознакомлению с окружающей действительностью, оно занимает одно из важных мест в работе по развитию речи. На этих занятиях дети усваивают словесные обозначения - это названия предметов, материалов. Знакомя детей с окружающей действительностью: лесом, полем, садом, понятием об овощах и фруктах, о съедобных несъедобных грибах, транспортом, семьей, свойствами материалов (металл, дерево, пластмасса), профессиями и т.д., стараюсь пополнить словарный запас. Учу детей образовывать слова в роде, числе и падеже; называть родственные слова, определять и называть признаки предметов, а так же уметь объяснять многозначность слов. Например дерево: ствол-ветви-хвоя-листья-зеленое-пушистое-растет-стареет и т.д или слово игла: нить-вышивать-острая-тупая-тонкая-мелаллическая-длинная-узор-шить-платье-одежда. На этих занятиях стремлюсь к тому, чтобы речь детей приобретала такие качества, как точность, правильность, выразительность.
Изучая методическую литературу, анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть.
В своей работе с детьми я использую различные игры, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В играх приходится выбирать ведущего, используя считалки, а подвижные игры стараюсь провести с детьми такие, где есть проговаривание текста: игра «Мышеловка» - (ах, как мыши надоели, все прогрызли, все поели..), «Окошечки» -(вокруг домика хожу и в окошечки гляжу…),»Дед Мазай»(здравтвуй дедушка Мазай, из корзинки вылезай), «Золотые ворота»-(тра-та-та, тра-та-та открываем ворота..), «Бояре»-(бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли…). Предлагаю детям поиграть в сюжетно-ролевые игры:» Путешественники», «Дочки-матери», «Больница» и при этом, объясняя не только содержание игры, но и привлекая внимание детей к объяснению содержания, обращая внимание на то , что одну и ту же мысль можно выразить по разному, используя предложения разного типа. Например, игра «Светофор». В соответствии с игровой ситуацией на светофоре» загорится» красный свет и машины остановятся, можно произнести следующие фразы: «На светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился», или «когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился», или «автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре загорелся красный свет». Дети проговаривают эти предложения. Новый эпизод игры (на светофоре-зеленый свет, машины двинулись). Спрашиваю детей: «О чем и как вы скажете?» Дет высказываются, строят предложения по той же схеме. И так меняя эпизоды игры, нацеливаю на новые высказывания. Активно использую дидактические игры.
«Потерялся поясок»- упражнение детей в различии большого количества оттенков цвета, совершенствуется навык описания предметов одежды.
«Кто как двигается» - расширяем словарь детей, используем в речи глаголы, учим соотносить название глагола движения с действием животного.
«У кого сколько?» - упражнение детей в согласовании числительных с существительными и т.д.
Развитие речи детей происходит и в повседневной жизни: это общение детей друг с другом и с взрослыми. Это сопряжено с развитие двух форм речи- диалогической и монологической.
При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию умения у детей строить монолог(спрашивать, отвечать, объяснять…), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого использую беседы на разнообразные темы: «Любимая детская передача», «Твоя семья», «Как ты провел выходной», «Твой лучший друг» и т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от ситуации. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи.
В процессе развития коммуникативных способностей ребенка использую следующие формы организации детей: беседы, дидактическая игра, игра-драматизация, ситуативный разговор с детьми, наблюдения на прогулке, разучивание стихов, потешек, чтение художественных произведений, все виды самостоятельной детской деятельности, предполагающие общение со сверстниками.
Таким образом, развивая речь ребенка я стараюсь:
- Создать условия для развития устному речи детей в общении с взрослыми и сверстниками.
- Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребенок излагает свои мысли.
- Задавать детям образцы правильной литературной речи: речь должна быть четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета
- Обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
- Наблюдать за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправлять их.
- Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учить правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами, учить формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
- Развивать у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей, поощрять детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания, организовывать диалоги между детьми и с взрослыми.
- Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.
Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи детей. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.
Работу по этому направлению провожу в тесном контакте с родителями. В уголке для родителей помещаю информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие конкретные знания и рекомендации. Вместе с родителями направляю свои усилия на создание благоприятных развивающих речь условий для детей в группе. Приглашаю на открытые занятия, чтобы они видели успехи своих детей. В индивидуальных доверительных беседах с родителями информирую их о результатах обследования детей, делая акцент на положительные моменты. Рекомендую родителям организовывать совместные с детьми словесные игры, постепенно создавать домашнюю библиотеку.
Я работаю над этой проблемой в течение трех лет,т.е со 2-младшей группы и можно уже говорить о некоторых положительных результатах. Если во второй младшей группе уровень речевого развития детей в начале года был 18%, то к концу года повысился до 57%. А в средней группе уровень речевого развития воспитанников в начале года составлял 32%, в конце года 79%.
Построенная таким образом работа позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширяет знания дошкольника об окружающем мире. Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм.
Предварительный просмотр:
МБДОУ Д/с «Теремок» комбинированного вида
г. Ардатов
Консультация для родителей: «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях»
Воспитатель: Наумова Н.Е.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов детской деятельности. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследователь-скую деятельность.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.) , неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы, таблицы и т. п.)
Несложные опыты и эксперименты можно организовать в домашних условиях. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста.
«Что плавает а, что тонет?»
Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.
Материалы: жидкость, предметы из различных материалов.
Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.
Вывод: Предметы из дерева не тонут.
«Что происходит с солью и сахаром?»
Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.
Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.
Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?
Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.
Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.
«Какого цвета вода?»
Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.
Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).
Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.
Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получиться зеленая вода.
Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.
Так же можно смешивать и сами краски.
Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.
«Куда девалась вода?»
Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.
Материалы: Прозрачная ёмкость с водой, губка или ткань.
Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.
Вывод: Ткань впитывает воду и сама становится мокрой.
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Камни можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка). Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.
Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины.
Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.
В процессе исследовательской деятельности ребёнка идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Если ребенок-исследователь найдет поддержку у родителей – дома, у педагога- в детском саду, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Чем больше вы с ребенком будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Данный мастер-класс был представлен на городской августовской педагогической конференции , с использованием мультимедийной презентации, получил положительные отклики педагогической общественност...
Слайдовая презентация «Реализация элементов технологии проблемного обучения в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.В проблеме имеются неизвестные,...
«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».
Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную - жизнь. При выборе критериев результативности до...
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Педагогический проект...
Развиваем речь и коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста.
, Брусова С.Ю., воспитательРазвиваем речь и коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста. Задачи воспитания и развития детей: Развитие свободног...
МАСТЕР-КЛАСС Тема: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Мастер-класс для воспитателей из опыта работы по игровым подходам в развитии коммуникативных способностей....
Направленное воздействие подвижных игр на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Перезентация для педсовета на тему: "Направленное воздействие подвижных игр на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста"....