Новые подходы в обучении дошкольников декоративному рисованию
методическая разработка
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. В данной работе мною показаны новые подходы в обучении детей декоративному рисованию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетеное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга
текст к презентации
«Новые подходы в обучении дошкольников декоративному рисованию»
работу выполнила:
Патракеева Надежда Иосифовна
воспитатель ГБДОУ № 29 Курортного района
Санкт-Петербург 2019
Титульный лист с названием и автором презентации
(слайд 2)
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.
(слайд 3)
Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы.
(слайд 4)
Задачи декоративного рисования.
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведение народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей, народностей нашей страны, педагог должен воспитывать у детей чувство любви к Родине, уважение к труду людей, создающих эти произведения искусства.
Декоративное рисование решает следующие задачи:
- развивать чувство композиции, в связи с построением узора на различных формах;
- развивать чувство цвета;
- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использование их отдельных элементов в своем творчестве;
- совершенствование технических навыков в рисовании кистью и карандашами.
(слайд 5)
Принципы обучения дошкольников декоративному рисованию.
(Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина)
1. Обучение должно строиться по мотивам НДПИ (народного декоративно-прикладного искусства), т.е. на основе высокохудожественных образцов, достойных подражания.
2. Первоначальное обучение должно осуществляться на материале близкого (краевого, регионального) народного искусства; затем знакомить с различными промыслами нашей страны и орнаментами других стран.
3. Соблюдать принцип усложнения элементов, орнаментов, форм, на которых создается узор и т. д.
4. Принцип индивидуального подхода, учета индивидуальных предпочтений, склонностей дошкольников.
5. Принцип интеграции не только художественных видов деятельности: изобразительной (лепка, аппликация, рисование), музыкальной, театрализованной, - но и игровой, речевой, экологической, трудовой и т. д.
6. Принцип активного вовлечения детей в разнообразную художественно-творческую деятельность;
7. Принцип включения выполненных детьми работ в жизнь детского сада: создание эстетической среды, оформление и проведение праздников и досугов.
(слайд 6)
Существует несколько разновидностей декоративного рисования:
- Создание произвольных узоров
(на геометрических формах (полосе, круге, квадрате, розетке и т.д.), на силуэтах (фартучек, варежка, шапочка и т.п.).
В первом случае дошкольников знакомят с принципами композиционного размещения узора (чередование, симметрия, ритм, подчинение узора форме предмета и др.) и учат располагать орнамент на различных формах.
2. Рисование по мотивам народных росписей ( с использованием разнообразных орнаментов (геометрического (Дымка и др.), растительного (Хохлома, Городец, Полхов-Майдан и др.) как на геометрических формах и силуэтах, так и на объемных формах.
Второй вид занятий осуществляется циклами, по нескольким этапам:
1. Подготовительный (идет ознакомление с промыслом, его историей, основными предметами, их функциональным назначением, материалом и особенностями изготовления, колоритом, характерными элементами росписи).
2. Этап копирования элементов росписи(то есть идет целенаправленное обучение способам рисования).
3. Этап подражания ( детей учат составлять характерный для того или иного промысла узор из уже усвоенных элементов.)
4.Творческое использование элементов в самостоятельной декоративной композиции. Дошкольники рисуют по собственному замыслу. Рисунки с предыдущих занятий могут служить эскизами.
3. Декоративно-оформительское рисование.
· Подарки мамам и другим родным;
· Украшение помещений к праздникам;
· Создание костюмов и атрибутов к праздникам и досугам
(слайд 7)
Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:
- знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;
- углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;
- творческое использование полученных знаний, умений, навыков.
(слайд 8)
Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволить усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование.
Затем, возможна такая последовательность: составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек, и, наконец, по возможности - украшение объемных форм.
Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.
(слайд 9)
В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.
И нельзя забывать также о правильном положении руки при рисовании и используемой кисти (её №) для получения чёткости изображения. Так для получения тонких линий или штрихов кисть желательно держать перпендикулярно листу бумаги и использовать кисти № 2,3. Если нужно затонировать рисунок или рисовать мазками, лучше использовать кисти № 4,5,8 и держать кисть под наклоном к листу бумаги, поворачивая кисть в нужном направлении.
В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами.
(слайд 10)
Большую роль в этом играют тематические выставки.
Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
(слайд 11)
В каждой группе имеется полочка красоты; где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства , размещены материалы и оборудование для самостоятельной продуктивной деятельности детей, оформлена выставка детских работ.
Беседа о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.
«Полочка красоты» не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним.
(слайд 12)
Мультимедийные, интерактивные занятия - это время уже не будущего, это время настоящего. На этом очень хорошо строить демонстрационную базу для детей. Использование видеопрезентаций на занятиях по ИЗО создает эмоциональный настрой, а это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.
(слайд 13)
Для закрепления навыков построения композиции узора, для различения элементов росписей в декоративном рисовании используют моделирование .
В обучении дошкольников используются:
Предметные модели, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.
(слайд 14)
Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки, технологические карты с описанием последовательности работ. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы сверяться с данными карты.
(слайд 15)
Для решения поставленных задач помимо сенсорных моделей и моделей логического содержания так же используется метод художественного моделирования - это искусство «сочинять» окружающие предметы материального мира доступные детскому воображению и восприятию (предметы одежды. интерьера, быта; различные украшения, игрушки).
(слайд 16)
Художественное моделирование по сути является чистым творчеством, опирающимся на ранее полученные знания.
(слайд 17) Алгоритм
(слайд 18) Морфологическая дорожка
(слайд 19 )
Также в работе по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством используются дидактические игры
В соответствии с задачами по декоративному искусству дидактические игры распределяются на группы:
- Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с народными промыслами.
К этой группе можно отнести дидактические игры:
Декоративное домино
“Составь свой узор” ;
- “Укрась сам” ;
- С какой росписи птица
- Помоги Незнайке
- Расписные барышни
В этих играх дети закрепляют знания о элементах росписи по народным промыслам, самостоятельно создавая узор. У детей развивается творчество, активизируется и обогащается речь.
- Игры, направленные на развитие воображения. (воссоздающее и творческое).
Цель этих игр - развивать интеллектуальные операции, учить детей находить закономерности следования орнамента, учить составлять упорядоченные ряды, развивать воссоздающее воображение.
Например: игра “Продолжи узор”.
Игровая задача: собрать бусы; продолжить дорожку; расставить вагоны; отремонтировать заборчик; помочь заштопать коврик и т.д. (игра имеет много вариантов).
3. Дидактические игры, направленные на развитие ручной умелости.
Цель - способствовать становлению формообразующих движений руки, развивать координацию глаза и руки.
В младшей и средних группах: игра “Помоги довезти игрушки”.
Цель - учить рисовать прямые, волнистые, ломаные линии, круги и т.д.
Игровая задача: помочь довезти игрушки до дома, кисточка или карандаш показывают дорогу. (Игра имеет много вариантов). Усложнением для малышей могут служить не только усложнение формы, но и использование более узких дорожек.
В старших группах - рекомендуются аналогичные игры, но более сложные варианты:
“Проплыть между препятствиями”;
“Пройти по лабиринту”;
“Найти клад”;
- Игры, развивающие чувство ритма, умение составлять ритмическую композицию.
Ритм - это чередование одинаковых элементов с одинаковыми интервалами. Ритм должен быть понятным и чётким. Например, игра “Собери дорожку”.
Игровая задача:
для малышей - помочь игровому персонажу выложить дорожку по заданному алгоритму (круги одного цвета, одного размера);
для средних - выложить дорожку из элементов одной формы, но разного размера (чередуя);
для старших - выложить узор на полосе из элементов разных по цвету и по форме (с элементом соревнования “Кто быстрее”.
- Дидактические игры, помогающие сформировать представления о симметрии (центральной, осевой)
Цель этих дидактических игр – формировать элементарные представления о симметрии; развивать воссоздающее и творческое воображение, совершенствовать изобразительные навыки.
Примеры:
- Игра “Разбитый сервиз”, “
- Симметричные предметы
(слайд 20)
Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством можно проводить практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных мастеров дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские игрушки , матрешки), придумывать сказки. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.
Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это и является основой гармоничного развития ребенка.
(слайд 21)
Я полностью согласна с педагогом Асей Андреевной Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской, Городецкой или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барыню, почувствовать радость творчества»
(слайд 22)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новые подходы в обучении детей 3-5 лет рассказыванию»
Выступление на коор...
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМ В ДОУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМВ ДОУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН...
«Знакомим детей с народной декоративной росписью. Проблемы в обучении детей декоративному рисованию»
Рекомендации по обучению детей декоративному рисованию в старших группах детского сада....
Обучение дошкольников Декоративному рисованию
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство...
Методика обучения младших дошкольников декоративному рисованию.
Методика обучения младших дошкольников декоративному рисованию....
Обучение дошкольников декоративному рисованию
Устное, музыкальное, прикладное народное творчество в народной педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмо...
Новые подходы к обучению дошкольников метанию
Новые подходы к обучению дошкольников метаниюИз всех основных движений самым сложным является метание, которое относится к ациклическим физическим упражнениям. Не случайно многие исследователи отмечаю...