Рабочая программа образовательной деятельности в первой младшей группе.
рабочая программа (младшая группа)
Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_ml_gr.doc | 865.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
обособленное подразделение
«Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
Рабочая программа
образовательной деятельности
в первой младшей группе
общеразвивающей направленности
на 2017 - 2018 учебный год
Составители: Алексеева Н.В., воспитатель
Михеева Н.В., воспитатель
Ковылкино, 2018г.
Содержание образовательной программы
№ | Наименование | Страницы |
I | Целевой раздел. | 2 |
1.1. | Пояснительная записка. | 2 |
1.2. | Система оценки результатов освоения программы (целевые ориентиры и педагогическая диагно- стика). | 6 |
II. | Содержательный раздел | 7 |
2.1. | Учебный план. | 7 |
2.2. | Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в первой младшей группе. | 8 |
2.3. | Формы, способы, методы и средства реализации программы. | 13 |
2.4. | Взаимодействие педагога с родителями детей первой младшей группы. План работы с родителями. | 16 |
2.5. | Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ. Планирование работы с детьми в группе - приложение 1 - Годовое планирование - Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность) | 21 |
2.6. | Особенности организации совместной деятель- нос ти воспитателя с воспитанниками (климати- ческие, демографические, национально - куль- турные и другие) | 22 |
III. | Организационный раздел. | 24 |
3.1. | Оформление предметно-пространственной сре- ды. | 24 |
3.2. | Режим дня, структура образовательной деятель- ности (холодный и теплый период, расписание занятий, двигательный режим, схема закалива- ния детей) – приложения 2 - 8 | 27 |
3.3. | Перечень методических пособий. | 39 |
I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-
индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами,
определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Программа направлена на
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа учитывает
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Цели реализации программы
- обеспечивать развитие личности детей 1-й младшей группы в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей
- создать условия развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
- творческий подход в решении различных жизненных
ситуаций;
- уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы поставлены задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических
- других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 2 – 3 лет
Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерныхвозрастных особенностях.
- возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер.
Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.
На третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Иногда дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно - своевременно усложните требования к нему. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать "маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала только ему.
Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис 3 лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.
Без умения договориться с ребенком, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера. Ребенок со сломленным "я", возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но в пределах разумного.
Активно развивается речь ребенка. Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.
- этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию.
Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, - поверхностен и он будет. Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет,
обобщает, запоминает.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу,
жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Среди мыслительных операций важнейшими являются:
называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый),
выделение величины (большой, поменьше, маленький),
называние формы (круг, квадрат, треугольник),
расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко,
низко, спереди, сзади);
сравнение по цвету, форме, размеру;
координация движений рук и зрения;
формирование понятий «много», «мало», «один».
Система оценки результатов освоения Программы
- соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведение промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития
детей,
в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
- оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников.
Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования.
Периодичность проведения мониторинга 2 раза в год (сентябрь, май).
Данные планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам и представлены подробно в педагогической диагностике и программе мониторинга, в соответствии с разработанным в ОП Положением о системе внутреннего мониторинга качества освоения.
II.Содержательный раздел:
2.1. Учебный план.
Направления развития | Виды детской | Формы | Продолжительность и |
деятельности | образовательной | количество в неделю | |
деятельности | |||
Физическое развитие | Двигательная | Утренняя гимнастика | 3 – 5 мин |
ежедневно | |||
Физкультминутки | до 3 мин | ||
ежедневно | |||
НООД | 10 мин | ||
3 раза в неделю | |||
Игры и | 5-7 мин | ||
физические | ежедневно | ||
упражнения на | |||
прогулке | |||
Закаливающие | ежедневно после сна | ||
процедуры | |||
Дыхательная | |||
гимнастика | 10 мин | ||
Ритмическая | 1 раз в неделю | ||
гимнастика | ежедневно | ||
Самостоятельная | |||
двигательная | 1 раз в квартал | ||
деятельность детей | 1 раз в квартал | ||
Физкультурные | |||
досуги и развлечения | |||
Дни Здоровья | |||
Социально – | Игровая деятельность | Индивидуальные | ежедневно |
коммуникативное | игры с детьми (С/р. | ||
развитие | игры, игры | ||
драматизации, | |||
строительно – | |||
конструктивные | |||
игры) | |||
Совместная игра | 2 раза в неделю | ||
воспитателя и детей | |||
(С/р. игры, игры | |||
драматизации, | |||
строительно – | |||
конструктивные | |||
игры) | |||
Досуг здоровья и | 2 раза в неделю | ||
подвижных игр | 1 раз в 2 неделе | ||
Режиссерские игры | 1 раз в 2 неделе |
Игровые | 1 раз в 2 неделе | ||
импровизации | |||
Речевое развитие | Коммуникативная | НООД | 10 мин. |
1 раз в неделю | |||
Беседы и разговоры с | ежедневно | ||
детьми по их | |||
интересам | |||
Ситуация общения | ежедневно | ||
воспитателя с детьми | |||
и накопление | |||
положительного | |||
социально – | |||
эмоционального | |||
опыта | |||
-чтение | НООД | ||
художественной | 10 мин. | ||
литературы | 1 раз в неделю | ||
Художественно- | Конструирование и | НООД | 10 мин. |
эстетическое развитие | изобразительная | 1 раз в 2 недели | |
- лепка | деятельность | ||
- аппликация | |||
- рисование | |||
-конструирование | |||
-музыка | |||
Музыкальная | НООД | 10 мин. | |
деятельность | 2 раза в неделю | ||
Музыкально – | 1 раз в 2 недели | ||
театральная гостиная | |||
Познавательное | Познавательно- | НООД | 10 мин 1 раз в 2 |
развитие | исследовательская | недели | |
- мир природы | Опыты, | 1 раз в 2 недели | |
эксперименты, | |||
наблюдения | |||
Наблюдение за | ежедневно | ||
природой на | |||
прогулке | |||
Игра- | ежедневно | ||
экспериментирование | |||
Игры с песком и | ежедневно | ||
снегом. | |||
Игры с водой и | ежедневно | ||
мыльной пеной | |||
Игры с бумагой. | ежедневно | ||
Игры с тенью. | ежедневно | ||
- ФЭМП | 10 мин 1 раз в 2 | ||
неделип | |||
- сенсорика | 10 мин 1 раз в 2 | ||
недели |
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию
образовательной деятельности в первой младшей группе.
Направление | формы реализации | Название | Дидактическое | |||||
развития | программы | программы, | обеспечение (раб. | |||||
(совместная | методического | Тетради, фонотека, | ||||||
деятельность, | пособия, автор | сюжетные | ||||||
самостоятельная | (если раздел в | картинки, дид. | ||||||
деятельность) | комплексной, | игры, | ||||||
название радела, | оборудования, | |||||||
страницы) | подборка | |||||||
худ.произведений и | ||||||||
т.д.) | ||||||||
Физическое | Индивидуальная | Примерная основная | Уголок физической | |||||
развитие | работа | воспитателя. | общеобразовательная | культуры: | ||||
Утренняя | программа | Стандартное и | ||||||
дошкольного | нестандартное | |||||||
гимнастика: | - | |||||||
образования | физкультурное | |||||||
игровая; | ||||||||
«Детство» Санкт- | оборудование; | |||||||
- | музыкально- | Петербург | - иллюстрации о | |||||
Детство-Пресс 2014 г. | спорте; | |||||||
ритмическая. | ||||||||
Образовательная | - сюжетные картинки | |||||||
Подражательные | ||||||||
область | с | |||||||
движения. | Игровые | |||||||
«Физическая | изображением людей, | |||||||
(подводящие | ||||||||
культура». Растим | занимающихся | |||||||
упражнения) | ||||||||
детей активными, | различными | |||||||
Дидактические игры. | ||||||||
ловкими, | видами спорта; | |||||||
Прогулка. | ||||||||
жизнерадостными.стр. | - подборка | |||||||
Подвижная | игра | |||||||
31 | художественных | |||||||
большой, | малой | |||||||
- Л.Д.Глазырина | произведений, | |||||||
подвижности. | ||||||||
"Физическая | побуждающих | |||||||
Индивидуальная | ||||||||
культура - | детей к занятиям | |||||||
работа. | ||||||||
дошкольникам" | спортом, | |||||||
Подражательные | ||||||||
М.2002 | физической | |||||||
движения. | Вечер, | |||||||
- «Улыбка» по | культурой; | |||||||
вторая | прогулка | |||||||
гигиене ротовой | -фонотека; | |||||||
Бодрящая гимнастика | ||||||||
полости) с 2001г | - тематические | |||||||
после дневного сна | ||||||||
- Программа | альбомы; | |||||||
«Здоровье» | - Дидактические | |||||||
В.Г.Алямовская | игры по | |||||||
- «Как воспитать | формированию | |||||||
здорового | культуры здоровья; | |||||||
ребенка» | - наборы картин по | |||||||
В.Г.Алямовская | здоровому | |||||||
Москва,1993 | образу жизни; | |||||||
- | тематические | |||||||
альбомы | ||||||||
Социально | – | Индивидуальная | Примерная основная | Уголок социального | ||||
коммуникативное | работа | во | время | общеобразовательная | развития: | |||
развитие | утреннего | приема | программа | семейные альбомы, | ||||
(беседы), культурно- | дошкольного | фотография | ||||||
гигиенические | образования | группы, | ||||||
процедуры | «Детство» Санкт- | иллюстрации; |
(напоминание), | Петербург | - уголок сюжетно- | |
игровая деятельность | Детство-Пресс 2014 г. | ролевых игр: | |
во время прогулки | Дидактические игры и | атрибуты для | |
(напоминание), | занятия с | развертывания | |
организованная | детьми раннего | сюжета; | |
деятельность, | возраста //Е.И. | - строительный | |
тематические досуги; | Радиной, М.И. | уголок: | |
ситуативный | Поповой. Пособие | конструкторы, | |
разговор с детьми. | для воспитателей д/с. | игрушки для | |
М., | обыгрывания; | ||
«Просвещение», 1972 | - уголок | ||
Куцакова Л.В. | эмоционального | ||
Нравственно – | развития: Схемы | ||
трудовое воспитание | эмоций, | ||
ребенка» | альбомы с | ||
//для дошкольных | изображением | ||
учреждений.- | разных | ||
М.: ВЛАДОС, 2004 | эмоциональных | ||
Степаненкова Э. Я, | состояний | ||
Дошкольникам о | людей, животных, | ||
правилах | природы, | ||
дорожного движения. | фонотека, альбом с | ||
– М.: 1979 | изображением | ||
Хрестоматия для | природных явлений; | ||
детей | -различные виды | ||
младшего | театров; | ||
дошкольного | - макеты, атрибуты | ||
возраста /Ильчук | для | ||
Н.П., Гербова | режиссерских игр | ||
В.В., Елисеева Л.Н., | - Предметы и | ||
Бабурова | картинки о | ||
Н.П. АСТ,1998 | предметном мире и | ||
трудовой | |||
деятельности | |||
взрослых; | |||
- оборудование для | |||
экспериментирования | |||
(песок, | |||
глина, разные виды | |||
бумаги, | |||
ткань). | |||
- дидактические игры | |||
«Чудесный | |||
мешочек», | |||
«Магазин», «Гости | |||
пришли», «Помоги | |||
Андрюшке». | |||
- фартуки и шапочки | |||
для | |||
дежурства; | |||
- инвентарь для | |||
дежурства; |
-подборка | |||
произведений по | |||
теме | |||
в соответствии с | |||
возрастной | |||
группой: | |||
-стихи, потешки, | |||
побуждающие | |||
детей к | |||
самообслуживанию; | |||
- бумага, природный | |||
и бросовый | |||
материал; | |||
- различные виды | |||
крупных | |||
конструкторов, | |||
ножницы. | |||
Уголок безопасности: | |||
- Макет улицы по | |||
ПДД | |||
- демонстрационный | |||
материал; | |||
- картинки, | |||
иллюстрации; | |||
-художественная | |||
литература; | |||
-дидактические игры; | |||
-макеты улиц города; | |||
- Произведения | |||
русского | |||
народного | |||
творчества; | |||
- фольклор народов | |||
мира; произведения | |||
русской | |||
классической | |||
литературы; | |||
- произведения | |||
современной | |||
литературы; | |||
- различные виды | |||
театров; | |||
- игры для развития | |||
эмоций | |||
Речевое развитие | Речевое | Ушакова О.С. | -набор картинок на |
стимулирование | Занятия по развитию | классификацию | |
(повторение, | речи в детском саду. | животные дикие, | |
объяснение, | Фомичева М.Ф. | домашние, фрукты, | |
обсуждение, | Воспитание у | овощи, | |
побуждение, | детей правильного | птицы, посуда, | |
напоминание, | произношения» М.: | транспорт, | |
уточнение). Беседа с | Просвещение, 1998 | игрушки, мебель, |
опорой на зрительное | Хрестоматия для | растения, | |||||
восприятие | и | без | детей | профессии и т. д; | |||
опоры | на | него. | младшего | - д/игры, | |||
Хороводные | игры, | дошкольного | направленные на | ||||
пальчиковые | игры. | возраста /Ильчук | развитие речи | ||||
Поддержание | Н.П., Гербова | ||||||
социального | В.В., Елисеева Л.Н., | ||||||
контакта. | Работа | в | Бабурова | ||||
театральном | уголке. | Н.П. АСТ,1998 | |||||
Кукольные спектакли | Хрестоматия для | ||||||
маленьких / | |||||||
Елисеева Л.Н., 1994 . | |||||||
Художественно- | Наблюдение. | Программа | - детские | ||||
эстетическое | Рассматривание | «Ладушки» / | музыкальные | ||||
развитие | эстетически | Каплунова И.М., | инструменты; | ||||
привлекательных | Новоскольцева | - дидактические | |||||
объектов | природы, | И А. «Композитор» | игры, | ||||
быта, произведений | С-П., | направленные на | |||||
искусства. | Игра. | 2007г | развитие | ||||
Игровое упражнение. | Ветлугина Н.А. | музыкально- | |||||
Конструирование | из | Музыкальное | художественной | ||||
песка, | природного | воспитание в детском | деятельности; | ||||
материала. | Лепка, | саду.- М.: | приобщение к | ||||
рисование. | Просвещение , 1998 | музыкальному | |||||
Использование | Детство: Программа | искусству; | |||||
пения: | - | на | развития и | - подборка | |||
музыкальных | воспитания детей в | классических, | |||||
занятиях; - во время | детском саду | современных | |||||
прогулки | в | теплую | / В.И. Логинова, Т.И. | музыкальных | |||
погоду; - в сюжетно- | Бабаева, | произведений | |||||
ролевых играх; - на | Н.А. Ноткина и др.; | - уголок | |||||
праздниках, | Под. Ред. | художественного | |||||
развлечениях | и | Т.И. Бабаевой, З.А. | творчества с | ||||
театрализованной | Михайловой, | Л.М. | разнообразным | ||||
деятельности. | Гурович: изд. 3-е, | традиционным и | |||||
244с.- СПб.: «Детство | нетрадиционным | ||||||
– Пресс», | оборудование | ||||||
2006гРаздел. 8.2. | для детского | ||||||
Изобразительное | творчества; | ||||||
искусство и | - наборы | ||||||
художественная | иллюстраций | ||||||
деятельность. | художников; | ||||||
Стр. 64 | - схемы, | ||||||
Лыкова И.А. | технологические | ||||||
Программа | карты; - | ||||||
художественного | художественные | ||||||
воспитания, | картины; | ||||||
обучения и развития | - скульптура малых | ||||||
2-7 лет | форм; | ||||||
«Цветные ладошки.»- | - дидактические | ||||||
М: | плакаты для | ||||||
«Карапуз-Дидактика», | развития формы, |
2007 | цвета композиции; | ||||
Лыкова И.А. | -образцы различных | ||||
Изобразительная | росписей | ||||
деятельность в | |||||
детском саду: | |||||
планирование, | |||||
конспекты | |||||
занятий, | |||||
методические | |||||
рекомендации. - М: | |||||
«Карапуз- | |||||
Дидактика», 2008 | |||||
Познавательное | сюжетно-ролевая | Бондаренко Т.М. | - Уголок | ||
развитие | игра | - | Комплексные | краеведения: | |
рассматривание | - | занятия в младшей | Фотографии | ||
наблюдение - чтение | группе д/с _ Воронеж: | микрорайона, | |||
- | игра- | ТЦ , 2003. | гербарии | ||
экспериментирование | - Детство: | - Уголок | |||
- | конструирование | - | Воронкевич О.А. | экспериментирования | |
исследовательская | Добро | - Уголок сенсорного | |||
деятельность - беседа | пожаловать в | развития и | |||
- | проектная | экологию. | развивающих игр: | ||
деятельность | Методическое | дидактические | |||
Проблемная ситуация | пособие для | игры, пособия, | |||
педагогов ДОУ-С- | игрушки | ||||
П: "Детство-Пресс", | - Уголок экологии | ||||
2010. Часть 1 и 2. | - Уголок | ||||
Венгер Л.А. Игры и | развивающих игр | ||||
упражнения | - Уголок книги | ||||
по развитию | |||||
умственных | |||||
способностей у детей | |||||
дошкольного возраста | |||||
/ Л.А. | |||||
Венгер, О.М. | |||||
Дьяченко - М.: | |||||
Просвещение, 1989г | |||||
методическое пособие | |||||
для | |||||
воспитателей д/с / | |||||
сост. Михайлова З.А., | |||||
Иоффе Э.Н |
2.3.Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Направление | Формы реализации программы | ||||
развития | Совместная | Самостоятельная | Взаимодействие с | ||
деятельность взрослого и детей | деятельность детей | семьѐй | |||
Образовательная | Образовательная | ||||
деятельность (ОД) | деятельность, | ||||
осуществляемая | в |
ходе | режимных | |||||||||||||||
моментов | ||||||||||||||||
Социально- | НООД, | Индивидуальная | Игры-эксперименты, | наблюдение, | чтение | |||||||||||
коммуникативн | -сюжетно-ролевая | работа | во | время | сюжетные | худ.литературы, | ||||||||||
ое развитие | игра | - | утреннего | приема | самодеятельные игры | праздники, | ||||||||||
рассматривание | - | (беседы), | (с | собственными | конструирование, | |||||||||||
наблюдение | - | культурно- | знаниями | детей | на | бытовая | ||||||||||
чтение | -игра- | гигиенические | основе | их | опыта), | деятельность, | ||||||||||
экспериментирован | процедуры | внеигровые | формы: | развлечения | чтение | |||||||||||
ие | - | (напоминание), | изобразительная | худ. | литературы, | |||||||||||
конструирование | - | игровая | деятельность, | праздники, просмотр | ||||||||||||
исследовательская | деятельность | во | конструирование, | видеофильмов, игры; | ||||||||||||
деятельность | - | время | прогулки | бытовая деятельность, | личный | пример, | ||||||||||
беседа - | проектная | (напоминание), | наблюдения. | Беседы, | напоминание, | |||||||||||
деятельность. | организованная | чтение | объяснение, | запреты, | ||||||||||||
Проблемная | деятельность, | худ.литературы, | ситуативное | |||||||||||||
ситуация. | тематические | праздники, | просмотр | обучение. | ||||||||||||
досуги; | видеофильмов, | |||||||||||||||
ситуативный | решение | задач. | ||||||||||||||
разговор с детьми. | Игровая | деятельность | ||||||||||||||
(игры в парах, игры с | ||||||||||||||||
правилами, | сюжетно- | |||||||||||||||
ролевые | игры). | |||||||||||||||
Рассматривание | ||||||||||||||||
иллюстраций, | ||||||||||||||||
настольно- | печатные | |||||||||||||||
игры. | ||||||||||||||||
Познавательное | НООД, | сюжетно-ролевая | Во | всех | видах | Во | всех | видах | ||||||||
развитие | наблюдение, | игра | - | самостоятельной | совместной | |||||||||||
чтение | рассматривание | - | детской деятельности. | деятельности детей с | ||||||||||||
художественной | наблюдение | - | семьей. | |||||||||||||
литературы, | чтение | - | игра- | |||||||||||||
видеоинформация, | экспериментирован | |||||||||||||||
досуги, | праздники, | ие | - | |||||||||||||
народные, | конструирование | - | ||||||||||||||
дидактические | исследовательская | |||||||||||||||
игры. | Беседы, | деятельность | - | |||||||||||||
проблемные | беседа - | проектная | ||||||||||||||
ситуации, | деятельность | |||||||||||||||
поисково- | Проблемная | |||||||||||||||
творческие | ситуация | |||||||||||||||
задания, | мини- | |||||||||||||||
занятия; | обучение, | |||||||||||||||
объяснение, | ||||||||||||||||
напоминание, | ||||||||||||||||
рассказ. | ||||||||||||||||
Речевое | НООД, | Речевое | Содержательное | Эмоционально- | ||||||||||||
развитие | эмоционально- | стимулирование | игровое | практическое | ||||||||||||
практическое | (повторение, | взаимодействие детей | взаимодействие | |||||||||||||
взаимодействие | объяснение, | (совместные | игры | с | (игры | с предметами | ||||||||||
(игры с предметами | обсуждение, | использованием | и | сюжетными | ||||||||||||
и | сюжетными | побуждение, | предметов | и | игрушками, |
игрушками). | напоминание, | игрушек), | Совместная | продуктивная | ||||||||||||
Обучающие игры с | уточнение). | Беседа | предметная | и | деятельность). Игры | |||||||||||
использованием | с | опорой | на | продуктивная | парами. | Беседы. | ||||||||||
предметов | и | зрительное | деятельность | детей | Пример | взрослого. | ||||||||||
игрушек. | восприятие | и без | (коллективный | Чтение | справочной | |||||||||||
Коммуникативные | опоры | на | него. | монолог). Игры в | литературы, | |||||||||||
игры с включением | Хороводные | игры, | парах | и | совместные | рассматривание | ||||||||||
малых | пальчиковые | игры. | игры. | Игра- | иллюстраций. | |||||||||||
фольклорных форм | Поддержание | импровизация | по | Досуги, | праздники. | |||||||||||
(потешки, | социального | мотивам | сказок. | Посещение | театра, | |||||||||||
прибаутки, | контакта. | Работа | в | Театрализованные | прослушивание | |||||||||||
колыбельные). | театральном | игры. | Продуктивная | аудиозаписей. | ||||||||||||
Сюжетно-ролевая | уголке. | Кукольные | деятельность. | |||||||||||||
игра. | Игра- | спектакли | Настольно-печатные | |||||||||||||
драматизация. | игры. | |||||||||||||||
Чтение | ||||||||||||||||
художественной и | ||||||||||||||||
познавательной | ||||||||||||||||
литературы, подбор | ||||||||||||||||
загадок, | пословиц, | |||||||||||||||
поговорок, | ||||||||||||||||
заучивание | ||||||||||||||||
стихотворений, | ||||||||||||||||
рассматривание | ||||||||||||||||
иллюстраций | ||||||||||||||||
(беседа). | ||||||||||||||||
Художественно- | НООД (рисование, | Наблюдение. | Игры (дидактические, | Создание | ||||||||||||
эстетическое | конструирование, | Рассматривание | строительные, | соответствующей | ||||||||||||
развитие | лепка). | эстетически | сюжетно-ролевые). | предметно- | ||||||||||||
Экспериментирова | привлекательных | Экспериментирование | музыкальной, | |||||||||||||
ние. | объектов | природы, | . | Рассматривание | развивающей | среды. | ||||||||||
Рассматривание | быта, произведений | эстетически | Проектная | |||||||||||||
эстетически | искусства. | Игра. | привлекательных | деятельность. | ||||||||||||
привлекательных | Игровое | объектов | природы, | Прогулки. | ||||||||||||
объектов | природы, | упражнение. | быта, | произведений | Совместное | |||||||||||
быта, произведений | Конструирование | искусства. | творчество | |||||||||||||
искусства. | Игры | из | песка, | Самостоятельная | (рисование, | |||||||||||
(дидактические, | природного | изобразительная | конструирование и | |||||||||||||
строительные, | материала. | Лепка, | деятельность, | лепка. | др.) | Совместные | ||||||||||
сюжетно- ролевые). | рисование. | Создание условий для | праздники, | |||||||||||||
Выставки | работ | Использование | самостоятельной | развлечения в ДОУ. | ||||||||||||
репродукций | пения: | - | на | музыкальной | Театрализованная | |||||||||||
произведений | музыкальных | деятельности | в | деятельность. | ||||||||||||
живописи. | занятиях; | - | во | группе. Музыкально- | ||||||||||||
Проектная | время | прогулки | в | дидактические игры. | ||||||||||||
деятельность. | теплую погоду; - в | |||||||||||||||
Музыка | в | сюжетно-ролевых | ||||||||||||||
повседневной | играх; | - | на | |||||||||||||
жизни: | - | праздниках, | ||||||||||||||
театрализованная | развлечениях | и | ||||||||||||||
деятельность; | - | театрализованной | ||||||||||||||
пение | знакомых | деятельности. |
песен во время игр, | ||||||||
прогулок в теплую | ||||||||
погоду. | ||||||||
Физическое | НООД | по | Индивидуальная | Подражательные | Беседа. | |||
развитие | физическому | работа воспитателя. | движения. | Консультация. | ||||
воспитанию: | - | Утренняя | Игровые упражнения | Совместныеигры. | ||||
сюжетно-игровые; | гимнастика: | - | Физкультурный | |||||
Тематические; | - | игровая; | досуг. | |||||
классические. | - | музыкально- | Консультативные | |||||
Подвижная | игра | ритмическая. | встречи. | |||||
большой, | малой | Подражательные | ||||||
подвижности. | движения. Игровые | |||||||
Сюжетный | (подводящие | |||||||
комплекс. | упражнения) | |||||||
Подражательный | Дидактические | |||||||
комплекс. | игры. | Прогулка. | ||||||
Комплекс | с | Подвижная | игра | |||||
предметами. | большой, | малой | ||||||
Физкультурные | подвижности. | |||||||
минутки. | Индивидуальная | |||||||
Динамические | работа. | |||||||
паузы. | Подражательные | |||||||
Тематические | движения. | Вечер, | ||||||
физкультурные | вторая | прогулка | ||||||
занятия. | Игровые | Бодрящая | ||||||
(подводящие | гимнастика | после | ||||||
упражнения) | дневного сна |
2.4. Взаимодействие педагога с родителями детей 1-й младшей группы.
Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников.
- Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям ДОУ.
- Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно- гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
- Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально- личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями
развивать доброжелательное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
- Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
Формы работы с родителями
- Анкетирование родителей
- Консультации
- Приобщение родителей к совместной деятельности (помощь в изготовлении стендов, атрибутов)
- Проведение музыкальных, спортивных досугов, утренников с участием родителей.
- Оформление фотоальбомов о жизни детей в детском саду
- Организация выставок
- Творческие вечера (музыкальная гостиная)
План работы с родителями
Цель: Повысить педагогическую компетентность по вопросам дошкольного воспитания.
Сентябрь
Совместная подготовка к учебному году.
Наглядная информация: «Режим дня», «Интересные
занятия», «Памятка родителям», «Учите и читайте вместе с нами», «Меры профилактики заболеваемости в детском саду», «Что должно быть в шкафчике?», «Наши именинники», «Объявления!».
Цель: нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году.
Индивидуальная работа: беседы по подготовке детей к учебному году.
Обновление группового инвентаря, участка.
Ответственный: воспитатели, старший воспитатель, специалисты
- Наглядная информация: «Режим дня», «Организованная образовательная деятельность», «Правила посещения детского сада».
- Консультации: «Адаптация – что это такое?», «Первый раз в детский сад».
Цель: нацелить родителей к активной совместной работе по проведению адаптации детей к детскому саду, воспитателю.
- Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей:
знакомство родителей с основными документами ДОУ, получение первоначальных сведений о семье.
Цель: заключение родительских договоров, оформление выплатного
дела.
- Родительское собрание: «Особенности развития детей 2 - 3 года жизни. О задачах работы на год».
Цель: познакомить родителей с результатами адаптации детей
- группе, программой, задачами развития и воспитания на год. Выборы родительского комитета.
- Выставка «Осенний вернисаж»: выставка букетов цветов и овощных поделок.
Цель: привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить начатое дело до конца и видеть свой результат на выставке.
- Папка – передвижка: «Осенняя палитра».
Цель: дать родителям практические советы по проведению наблюдений в осеннее время года.
Октябрь
- День открытых дверей: полная информация о работе группы младшего возраста.
Цель: познакомить родителей с деятельностью детского сада.
- Консультации: «Если ваш ребѐнок кусается», «Привычки».
Цель: нацелить родителей на совместную работу по
устранению «вредных привычек».
- Выставка игр: по ПДД «Дорога и мы».
- Тестирование родителей: «Грамотный пешеход».
Цель: привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения, повышение их ответственности за формирование у детей знаний ПДД.
Ноябрь
- Выставка портретов: «Мамочка любимая».
Цель: привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.
- Консультация: «Кризис трѐхлеток. Что это такое?»
Цель: повышение уровня педагогических знаний родителей.
Реализация единого подхода в воспитании детей трѐхлетнего возраста.
- Папка – передвижка: «Игры для непосед»
Цель: обогащение педагогических умений родителей в воспитании гиперактивных детей.
Декабрь
- Консультация: «Воспитание культурно – гигиенических навыков». Цель: настроить родителей на совместную работу по привитию детям культурно – гигиенических навыков.
- Выставка поделок: «Мастерская Деда Мороза».
Цель: развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
- Рекомендация: «Что подарит Дед Мороз? Как дарить новогодние подарки».
Цель: знакомство родителей с интересными вариантами оформления
и вручения новогодних подарков. Обогащение отношений детей
- родителей опытом эмоционального общения.
- Папка- передвижка: «Прогулка с детьми в зимний период».
Цель: дать родителям практические советы по проведению наблюдений в зимнее время года.
Январь
- Фотовыставка снежных скульптур: «Папины руки не знают скуки». Цель: развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
- Консультации: «Игры и упражнения для развития речи детей», «Роль дидактической игры в семье».
Цель: активизация взаимодействия родителей с ребѐнком с целью развития речи.
- Родительское собрание: «Пальцы помогают говорить».
Цель: показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей. Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.
Февраль
- Консультация: «Как провести выходной день с детьми».
Цель: повышение педагогической культуры родителей.
- Выставка рисунков: «Мой папа самый лучший».
Цель: развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
- Физкультурный праздник: «Дружная семейка».
Цель: способствовать приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни. Осуществлять преемственность в физическом воспитании детей между дошкольным учреждением и семьѐй.
Март
- Консультации: «Какие сказки читать детям», «Как правильно общаться с детьми».
Цель: обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребѐнка в семье и детском саду. Побуждать к чтению дома художественной литературы.
- Выставка поделок: «Фоторамочка для портрета мамочки».
Цель: развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
- Праздник: «Мамины помощники».
Цель: получить эмоции от праздника.
- Папка – передвижка: «Этикет для малышей».
Цель: привлечение внимания родителей к вопросам воспитания культуры поведения. Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания.
- Рекомендация: «Ребѐнок на прогулке весной».
Цель: дать родителям практические
советы
по
проведению
наблюдений с детьми в весенний период.
Апрель
1. Консультации: «Игры для сенсорного развития
детей младшего дошкольного возраста», «Учить цвета просто и весело».
- Нетрадиционное родительское собрание: игротека «Путешествие в страну Сенсорика».
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
- Беседа: «Ребѐнок на улице».
Цель: предупреждение детского травматизма.
4. Трудовой десант: «Пришла весна, прилетели
птицы». (Изготовление скворечников)
Цель: привлечение внимания родителей к воспитанию у детей
заботливого отношения к птицам.
Май
- Фотовыставка: «Победа прадеда – моя победа».
Цель: привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания.
- Консультации: «Наказание и поощрение», «Согласие между родителями – это важно!»
Цель: Воспитывать желание мирным путѐм находить выход из разных проблемных ситуаций в группе.
- Выставка поделок: «Звезда памяти».
Цель: привлечь родителей к участию в мероприятии, посвящѐнному 73-летию Победы в Великой Отечественной войне, творческому изготовлению звезды памяти из любого материала.
- День открытых дверей: «Игры детей в детском саду».
Цель: познакомить родителей с подвижными и настольными играми.
- Родительское собрание: «Чему мы научились за год».
Цель: подвести итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год.
2.5. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ
речиРазвитие | литератураХудожественная | ,миракартины целостнойФормирование | представленийматематическихэлементарныхФормирование | деятельностьИгровая | самообслуживаниянавыковэлементарныхФормирование,взрослых | трудомзаНаблюдения | жизнедеятельностибезопаснойосновФормирование | Музыка | конструирование | лепка,Аппликация | Рисование | мероприятияоздоровительные,закаливание ,КГНФормирование | Физическая культура | |
РАЗВМТИЕРЕЧЕВОЕ | РАЗВИТИЕ | ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ | КОММУНИКАТИВНОЕ | -СОЦИАЛЬНО | ЭСТЕТИЧЕСКОЕ | -ХУДОЖЕСТВЕННО | РАЗВИТИЕФИЗИЧЕСКОЕ | |||||||
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
2.6. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные).
1.Климатические особенности:
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Республика Мордовия – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.
Основными чертами климата являются: умеренно холодная зима и умеренно жаркое лето. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
- холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
- летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.
2.Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей выявил, что в первой младшей группе воспитываются дети из полных 20 семей, неполных 1 семьи; многодетные семьи - 3. Семей с одним ребенком – 10; семей с двумя детьми – 11, с тремя и более - 3 Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим и средне-специальным образованием.
3. Национально – культурные особенности:
Этнический состав воспитанников группы ДОУ разнообразен (русские, мордва, татары, и другие), но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке (в соответствии с Уставом ДОУ)
В связи с тем, что основной контингент воспитанников проживает в условиях города, своеобразие социокультурной среды проявляется:
- в доступности разнообразных видов культурно-просветительских учреждений (детская библиотека, музей, выставочный зал, музыкальная школа, центр детского творчества и т.д.), что определяет возможность осуществления многопланового и содержательного социального партнѐрства;
- в возможности становления гражданственности у детей дошкольного возраста благодаря существованию учреждений, деятельность которых связана с возрождением национально-культурных традиций, патриотического воспитания подрастающего поколения.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города Саранска (произведения искусства, художественное слово, минералы, музыка, знакомство с историей республики, азами местной культуры и быта). Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится
осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время, приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького патриота.
III. Организационный раздел
3.1. Оформление предметно-пространственной среды. Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда
становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Кроме того, в ФГОС ДО сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников; - создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; - обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию Программы; учѐт национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учѐт возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарѐм.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство
должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства МДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
-реализацию различных образовательных программ;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность; -учет возрастных особенностей детей.
Развивающая среда построена на следующих принципах:
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей
и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
-развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель,
ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
В группе создаются различные центры активности:
— центр познания обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
— центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
— игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
— литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников; — спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.
Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.
- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
- Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен.
- Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
- Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций
- других продуктов создается детьми в течение дня.
- Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении
(первая младшая группа)
Материалы и | Общие принципы размещения материалов в групповом помещении | |
оборудование | ||
Игровая | Наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены типы | |
деятельность | сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, | |
маркеры пространства). | ||
В пространстве группового помещения имеются: 1) игровой комплекс | ||
«Кухня»; 2) игровой комплекс «Спальня», диванчик, на котором могут |
Материалы и | Общие принципы размещения материалов в групповом помещении | ||||
оборудование | |||||
сидеть и куклы, и дети;3) ширма для театрализации; 4) игровой | |||||
комплекс «магазин игрушек»; 5) игровой комплекс «Больница»; 6) | |||||
игровой комплекс «Парикмахерская». | |||||
Стеллажи, передвижные ящики, пластмассовые емкости, | |||||
вдвигающиеся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, | |||||
доступны детям. | |||||
Продуктивная | Напольный строительный материал размещается на низко | ||||
деятельность | расположенных навесных полках и рядом с ковром | ||||
Мелкий строительный материал насыпан в контейнеры. | |||||
Контейнеры размещаются на столах в открытых коробках и деревянных | |||||
ящиках. | |||||
Познавательно- | Тематический комплекс «Уголок природы» с оборудованием для | ||||
исследовательская | экспериментирования . | ||||
деятельность | |||||
Двигательная | Физкультурные пособия размещены таким образом, что они | ||||
активность | способствовали проявлению двигательной активности детей. | ||||
Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах | |||||
используется секционная мебель с выдвижными ящиками или ящики на | |||||
колесиках«Физкультурный | уголок». | Мелкое | физкультурное | ||
оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) | |||||
содержатся в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы | |||||
дети могли им свободно пользоваться. |
3.2 Режим дня, структура образовательной деятельности (холодный и теплый
период, расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей, список детей и др. - Приложения 2- 8
Планирование работы с детьми в группе: - Приложение 1
- Годовое планирование
- Календарно-тематическое планирование (НОД
и совместная деятельность)
Приложение №
к рабочей программе группы №
РЕЖИМ ДНЯ
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
ОП «ЦРР – д/с «Росинка»
на осенне-зимний период на 2018 -2019 уч. г.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение №
к рабочей программе группы №
РЕЖИМ ДНЯ
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
ОП «ЦРР – д/с «Росинка»
теплый период года на 2018-2019 уч. г.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение №
к рабочей программе группы №
Расписание НОД
в обособленном подразделении «ЦРР – д/с «Росинка»
на 2018-2019 учебный год
в 1 младшей группе № 13
Возраст детей: 2 - 3 года
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение №
к рабочей программе группы №
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
обособленного подразделения
«Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»,
на 2018-2019 учебный год
Организация двигательного режима
№ | Содержание | Периодичность | Ответственные |
выполнения | |||
1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно 4-5 | Воспитатель |
минут | |||
2 | Физкультурные занятия | 2 раза в неделю | Воспитатель |
3 | Гимнастика после дневного сна | 1 раз в день | Воспитатель |
4 | Подвижные игры, игровые | Ежедневно на | Воспитатель |
упражнения, хороводные игры (на | прогулке и в | ||
прогулке и в помещении) | течении свободного | ||
времени | |||
5 | Индивидуальные физ. упражнения | Ежедневно | Воспитатель |
(прогулки, | |||
свободное | |||
время) | |||
6 | Физ. минутки (на занятиях) | На каждом занятии | Воспитатель |
7 | Физкультурный и оздоровительный | 1 раз в месяц | Воспитатель |
досуг | |||
8 | Праздник физкультуры | 2 раза в год | Воспитатель |
9 | День здоровья | 1 раз в квартал | Воспитатель |
10 | Коррекционная гимнастика: | 3-4 раза в день во | Воспитатель |
Гимнастика для глаз | время физ. | ||
Профилактика плоскостопия | минуток | ||
Нарушение осанки | 2-3 раза в день | ||
Пальчиковая гимнастика | 2-3 раза в день | ||
3-4 раза в день во время физ. | 3-4 раза в день | ||
минуток | |||
2-3 раза в день | |||
2-3 раза в день | |||
3-4 раза в день | |||
11 | Дыхательная гимнастика | Ежедневно 3 раза в | Воспитатель |
день | |||
(утренняя | |||
гимнастика, | |||
физкультурное | |||
занятие, после | |||
сна) | |||
12 | Упражнения на релаксацию: | Ежедневно, | Воспитатель |
Минутки тишины | несколько раз в день | ||
Музыкальные паузы | |||
Психогимнастика | |||
13 | Самостоятельная двигательная | Ежедневно | Воспитатель |
деятельность на улице и в | |||
помещении |
Схема закаливания детей
Форма закаливания | Закаливающее | Длительность (мин. в |
воздействие | день) | |
Утренняя гимнастика | Сочетание воздушной ванны | До 5 минут |
(в теплую погоду – на | с физическими | |
улице) | упражнениями | |
Пребывание ребенка в | Воздушная ванна | Индивидуально |
облегченной одежде | ||
при комфортной | ||
температуре в помещении | ||
Подвижные, спортивные | Сочетание воздушной ванны | От 3 до 10 минут |
игры, физические | с физическими | |
упражнения и другие виды | упражнениями; | |
двигательной | босохождениес | |
активности в помещении) | использованием ребристой | |
доски, | ||
массажных ковриков, каната | ||
и т.п. | ||
Подвижные, спортивные | Сочетание световоздушной | От 3 до 10 минут |
игры, физические | ванны с | |
упражнения и другие виды | физическими упражнениями | |
двигательной | ||
активности | ||
(на улице) | ||
Прогулка в первой и второй | Сочетание световоздушной | 2 раза в день по 1 часа |
половине дня | ванны с | с учетом погодных условий |
физическими упражнениями | ||
Полоскание горла (рта) | Закаливание водой в | 2-5минут. Подготовка и |
после обеда | повседневной жизни | сама |
процедура | ||
Дневной сон | Воздушная ванна с учетом | В соответствии с |
без маек | сезона года, | действующим |
региональных | СанПиН | |
климатических | ||
особенностей | ||
и индивидуальных | ||
особенностей ребенка | ||
Физические упражнения | Сочетание воздушной ванны | 5-7 минут |
после дневного сна | с физическими | |
упражнениями | ||
(контрастная воздушная | ||
ванна) | ||
Закаливание после дневного | Воздушная ванна и водные | 5 – 7 минут |
сна. | процедуры | |
«расширенное» умывание, | ||
обтирание или | ||
обливание стоп и голеней и | ||
др.) |
3.3. Перечень методических пособий.
Программы, | «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования | ||||
технологии и пособия по | «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой. А.Г. Гогоберидзе, О.В. | ||||
Солнцевой, | |||||
образовательной области | «Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста» (Л. И. | ||||
«Физическое развитие» | Пензулаева). | ||||
«Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ»(Н. С. Голицина). | |||||
«Сценарии спортивных праздников»(М. Ю. Картушина). «Физическая | |||||
культура – дошкольникам»(Л. А. Глазырина). | |||||
Точечный массаж по системе А. Уманской. Дыхательные упражнения | |||||
по методике А.Н. Стрельниковой. Игровой массаж по методике | |||||
спецзакаливания детей А.Уманской и К. Дайнеки. | |||||
Программы, | «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования | ||||
технологии и пособия по | «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой. А.Г. Гогоберидзе, О.В. | ||||
Солнцевой | |||||
образовательной области | |||||
Авдеева, Безопасность: учебное пособие по основам безопасности | |||||
«Социально- | |||||
коммуникативное развитие» жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, Изд.ДЕТСТВО-ПРЕСС,2002год Демонстрационный материал «Не играй с огнѐм» Демонстрационный материал «Дорожная азбука» - ситуативная игра с элементами изучения правил поведения на дороге и
- автотранспорте. Е.А. Позднякова, Гражданское воспитание в ДОУ, Изд. «Учитель», 2008год Технологии по игровой деятельности: Развивающие игры для детей. Смирнова Е.О., Богуславская З.М.– М.: Просвещение, 1991. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. – М.: Сфера, 2008. Как играть с ребенком? Михайленко И.Я., Короткова Н.А.– М.: Сфера, 2008. Пособия по игровой деятельности: Предметно-пространственная сфера: ее роль в развитии личности. Артамонова О. // Дошкольное воспитание.
– 1995. - № 4. – С. 37.
Программы,
технологии и пособия по образовательной области «Речевое развитие».
Серия «Рассказы по картинкам» Времена года: Наглядно-
дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. Зима: Наглядно-
дидактическое пособие. — М.: Мозаика- Синтез, 2009 Осень: Наглядно-
дидактическое пособие. — М.: Мозаика- Синтез, 2009 Весна: Наглядно-
дидактическое пособие. — М.: Мозаика- Синтез, 2009 Лето: Наглядно-
дидактическое пособие. — М.: Мозаика- Синтез, 2009 Колобок:
Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика- Синтез, 2009
Курочка Ряба Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-
Синтез, 2009 Репка: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-
Синтез, 2009 Теремок: Наглядно-дидактическое пособие. — М.:
Мозаика- Синтез, 2009 Зимние виды спорта: Наглядно-дидактическое
пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2009 Распорядок дня: Наглядно-
дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2009 Кем быть
Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика- Синтез, 2011.
Профессии: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез,
2010. Мой дом: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-
Синтез, 2009. Родная природа: Наглядно-дидактическое пособие. — М.:
Мозаика-Синтез, 2009. Буквы: Плакат. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Программы,
технологии и пособияпо
образовательной области
«Познавательное развитие»
Программы,
технологии и пособия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
«Здравствуй, мир!» окружающий мир для дошкольников (для детей 2-7
лет), А.А. Вахрушев, Москва, БАЛАСС, 2011год
«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
«Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой. А.Г. Гогоберидзе, О.В.
Солнцевой,
«Добро пожаловать в экологию» О.В. Воронцова.
«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
«Детсиво» под редакцией Т.И. Бабаевой. А.Г. Гогоберидзе, О.В.
Солнцевой
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Лыкова И.А. - М.: Карапуз- дидактика, 2007. Увлекательное рисование методом тычка, Утробина К.К., Г.Ф.Утробин, Москва,2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной деятельности в первой младшей группы общеобразовательной направленности, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» г. Лихославль на 2016 – 2017 учебный год.
Рабочая программа образовательной деятельности в первой младшей группы общеобразовательной направленности, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад ...
Рабочая программа образовательной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности
Ведущие цели Программы – обеспечение своевременного, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности
Ведущие цели Программы – обеспечение своевременного, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год
Цель рабочей программы — создать каждому ребенку в группе возможность для развития его способностей, доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, активного практикования в разны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год
Цель рабочей программы — создать каждому ребенку в группе возможность для развития его способностей, доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, активного практикования в разны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ...
Рабочая программа образовательной деятельности в первой младшей группе комбинированной направленности на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа образовательной деятельности в первой младшей группе комбинированной направленности на 2021-2022 учебный год....