Формы работы с родителями
консультация
Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нем родителей, приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит живо, интересно, результативно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_roditelyami.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллективные формы работы с родителями
Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нем родителей, приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит живо, интересно, результативно. При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:
- Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
- Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.
- Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
- Подготовка конкурсов, выставок.
- Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
- Приглашение на собрание сказочного героя.
- Подготовка плакатов по теме собрания.
- Проведение заседания родительского комитета.
Повышает активность мам и пап на собраниях участие детей. Это может быть проведение какого-либо развлечения, драматизация сказки, показ худо жественной самодеятельности. Во время беседы воспитателя с родителями на собрании необходимо соблюдать некоторые требования:
- Не следует упрекать и поучать родителей.
- Чаще нужно использовать в качестве примеров момент из жизни группы.
- Рассказывая о нежелательных поступках детей, не следует называть их фамилии.
- Беседу лучше вести при мягком освещении.
- Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
- Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.
Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющих ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передается опыт семейного воспитания.
Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность ее в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Темы могут обсуждаться самые разные: мо ральное воспитание ребенка, подготовка к школе, ответственность родителей за воспитание своих детей и т.д. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, учителя, психологи — все, кто работает в системе образования. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности.
Дни открытых дверей — это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.
Цель создания клубов отцов, бабушек, дедушек — увеличение круга взаимодействия семьи и детского сада. Их можно проводить в форме лектория для молодых родителей, чтобы дать молодым папам и мамам не только теоретические знания, но и научить их применять эти знания на практике. Темы таких лекто риев могут быть самые разнообразные, например: «Как успокоить ребенка, если он капризничает?», «Как и чем накормить ребенка, как приготовить вкусную и богатую витаминами пищу?», «Как привить малышу культурно-гигиенические навыки?». Здесь могут также проводиться конкурсы, выставки, лекции и т.д. Можно привлечь к участию и бабушек, которые иногда большую часть времени проводят со своими внуками и в то же время остаются за рамками совместной работы детского сада и семьи.
На совместных встречах в родительском клубе, за «круглым столом», во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать свое мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.
Родительские тренинги (тренинговые игровые упражнения и задания) помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Например, невозможно испытывать чувства злости и гнева на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; сея в душе ребенка негативные эмоции, нельзя получать взамен его улыбку и любовь.
Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов — вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей. Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке роди тели задействованы практически во всех мероприятиях:
- обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- помощи в разработке сценария;
- разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
- помощи в оформлении помещения;
- пошиве праздничных костюмов;
- подготовке отдельных номеров;
- изготовлении сюрпризов и подарков;
- подготовке праздничного стола.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Еще праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребенку в игре.
Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь до школьных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через нее — к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация для родителей "Формы работы с родителями детей, не посещающих ДОО (работа консультационного центра)"
Информация для родителей детей не посещающих ДОО...
Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями.Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.
Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)
В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)
Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....