Консультация для родителей "Почему дошкольник ворует?"
консультация

Туренко Ольга Алексеевна

Консультация для родителей  "Почему дошкольник ворует?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему дошкольник ворует?

Причин, которые толкают ребенка к воровству, немало. Попробуем структурировать их и обозначим самые основные посылы.

1. Воровство, как побочный эффект дефицита внимания. Ребенку часто бывает одиноко, ему не хватает общения с мамой. Он крадет, потому что после данного инцидента получает максимум внимания. Все члены семьи бросают свои занятия и начинают совместные поиски пропажи. Режиссер всего этого спектакля – ребенок, который отчаянно нуждается в общении.

2. Воровство, как подражание авторитетным родителям. Мама и папа не могут совершать неправильных поступков, уверены малыши. Их действия всегда правильные и рассудительные. Поэтому, если ребенок часто видит, как родители приносят в дом «плохо лежавшую вещь», скорее всего, он решит, что в краже чужих вещей нет ничего предосудительного.

3. Воровство, как способ  удовлетворения своих потребностей. Это наиболее тяжелая форма детского воровства, свойственная маленьким избалованным эгоистам, часто единственным детям в семье. Зависть к игрушкам  товарища, которых у ребенка нет, рано или поздно толкнет его на путь воровства.

4. Воровство, как развлечение. Такая форма характерна для подростков, которым во что бы то ни стало хочется продемонстрировать свою крутость ровесникам. Но иногда крадут для удовольствия и 3-4-летние малыши.

Дети 5-6 лет уже отдают отчет, что вещь принадлежит другому человеку. Однако сдерживать естественный порыв обладать понравившимся предметом у них не всегда получается.

В 5 лет детям свойственен эгоизм. Часто их даже не интересует, кому принадлежит вещь, приглянувшаяся им. Они просто ее берут себе и все. Задача родителей: объяснить, что у каждой игрушки есть хозяин и трогать вещь без разрешения нельзя.

Еще одна группа мотивов характерных для детей старшего дошкольного возраста на границе с младшим школьным. Эти мотивы, хоть и с отрицательной окраской, можно отнести к социальным. В 6-7 лет детям уже небезразлично их место в группе сверстников, и они способны целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого доступные способы. Это же касается и желания отомстить кому-нибудь, что может проявляться как во вредительстве (т. е. украсть у того, кто обидел), так и в желании доставить неприятности близким. Во втором случае ребенок уже хорошо понимает, на что он идет и для чего он это делает.

Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства. "Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?" - удивляются они. Но они забывают, что дети-дошкольники обладают такими психологическими особенностями, которые, с точки зрения взрослых, и толкают детей на нелогичные поступки. Таковыми особенностями являются:

- импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;
- неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;
- узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;
- осознание своего существования "здесь-и-сейчас", непонимание временных перспектив.

Учет этих особенностей возраста необходим при организации работы с дошкольниками. Тем не менее, важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные.

Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:

- отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой - "закрыть глаза" на проступок, и за угрозой наказания не следует;

- несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку; такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается и в семьях только с папой и мамой, которые
не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребенка оценивается по-разному;

- "двойная мораль", когда действия родителей расходятся с делом;

- вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитания в стиле "кумир семьи", подмены общения материальным обеспечением;

- тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.

Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали. Непоследовательность родителей в воспитании стимулирует ребенка к приспособленчеству, развивает зависимость от настроения окружающих. Ребенок учится манипулированию мнением взрослых, зная их слабые места. Это же касается и отсутствия согласованности в требованиях, предъявляемых ребенку. Нежелание или неумение взрослых договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют как их непосредственных участников, так и невольных, каковыми чаще всего являются дети. В таких семьях часто дети вообще перестают слушать кого бы то ни было из взрослых.

Следуя желанию соблюсти внешние приличия, некоторые родители демонстративно внушают детям, что "брать чужое нельзя", одновременно принося с работы то, что плохо лежит. Ребенок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он делает то же, что и папа с мамой.

Неумение или нежелание родителей пресекать негативные проявления личности или характера стимулирует развитие вседозволенности, когда ребенок не умеет или не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не желают общаться, они становятся причиной ссор и конфликтов. Они искренне не понимают, почему нельзя брать то, что им хочется, даже если эта игрушка принадлежит другому. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-чадо".

Еще одна крайность - желание родителей контролировать каждый шаг своего ребенка - влияет на развитие личности не менее пагубно. Одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по каждому поводу. А другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми действия, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания. Это способствует развитию лживости, двойной морали.


Что можно порекомендовать родителям?

Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (подчеркнем, действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребенок. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми. Если обобщить, то формула "воровать нельзя, воровство - это плохо" должна быть хорошо понята и принята ребенком.

Но перед началом беседы родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои отрицательные эмоции.

Общая стратегия поведения родителей будет зависеть от причин, которые должен помочь выявить специалист.
Но в любом случае появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о нехватке ребенку ласки и внимания со стороны родителей. Если же после проведенной работы ребенок продолжает беспричинное и постоянное воровство, есть необходимость обратиться к психоневрологу.

Чего точно нельзя делать родителям, даже если случаи, казалось бы, невинных краж участились? Не угрожайте и не кричите на ребенка. Такое поведение вряд ли отвернет малыша от привычки брать чужое без спросу. Однако он поймет, что от мамы и папы этот факт лучше скрыть, чтобы они не ругались. Не называйте его малолетним вором. Оскорбление личности еще ни разу не принесло положительного результата. Помните старую присказку «если ребенка называть дураком, в конечном итоге он станет им»? В случае с воровством эффект будет аналогичным.  Откажитесь от сравнения малыша с другими, более послушными детьми. Не нужно стремиться пристыдить ребенка за этот проступок.

Наконец, запомните главное педагогическое правило: «ругай – наедине, хвали – при всех». Не нужно устраивать публичную «порку» ребенку, который уносит чужие вещи. Поговорите с ним дома без свидетелей.

Эксперты обращают внимание, что воровство может быть симптомом неблагополучия внутри семьи. Поэтому, если ребенок все чаще носит чужие игрушки, не спешите рубить с плеча. Возможно, стоит заняться укреплением семейных уз, формированием традиций, налаживанием благоприятного микроклимата.

Памятка для родителей

Внимание любой ценой

Но, случается, ребенок (как правило, это уже ребенок, вышедший из младенческого возраста), кладя себе в карман без спроса чужую вещь, осознает, что он делает что-то плохое. Главное, что нужно предпринять родителям, это постараться понять причины происшедшего и действовать в соответствии с понятым. Ведь психология детского "воровства" проста: таким образом ребенок компенсирует себе недостаток чего-то. А вот чего именно, и предстоит выяснить родителям.

Вы вместе!

И вот вы вне себя, вы в панике - ребенок взял чужое!

Прежде чем начать разбираться, вспомните, пожалуйста, что перед вами не вор-рецидивист, а ваш сын или дочь. Значит, вам нужно быть предельно осторожными в словах, в чем бы вы его ни подозревали! Психологи считают, что родители должны всегда исходить из железного правила - никогда не обвинять ребенка в воровстве, даже если, кроме него, "украсть" было больше некому. Исключение, как пишет психолог Марина Кравцова, составляют случаи, когда вы застали его на месте преступления, но и в этом случае надо выбирать выражения, ведь иногда даже одного излишне жесткого разговора на эту тему достаточно, чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.

Но и в этом случае не стоит раздувать случившееся до масштабов катастрофы, равно как и делать вид, что ничего не произошло.

Да, вы расстроены, рассержены, но все-таки старайтесь держаться спокойно. Обвинения, а тем более рукоприкладство никогда не решат проблему (равно, как и вопрос: "Почему ты это сделал?", не получит внятного ответа), а ребенок будет и дальше заниматься своим делом, а вас обманывать, чтобы избегать наказания. После должной оценки происшедшего поговорите с ним спокойно и доверительно.

Маленький человек редко задумывается о последствиях воровства. Постарайтесь поставить его на место жертвы, пусть вспомнит, как ему было обидно, когда без спросу брали его вещи. Ребенка постарше можно спросить: "Представь, ты обнаружил, что из твоего кошелька украли деньги. Что бы ты сказал этому человеку?" Со школьниками одного разговора о честности, боюсь, будет уже недостаточно. Скажите им о таких последствиях их поступка, как потеря друзей, дурная репутация и возможные в будущем приводы в полицию.

Что касается возврата "украденного", то некоторые психологи советуют родителям настаивать на том, чтобы ребенок делал это сам и открыто: извинения, разбирательства с возможным участием родителей потерпевшего, -все эти неприятные процедуры ему запомнятся и предупредят повторение происшедшего. Я за менее шоковую терапию: стоит попробовать незаметно (оказавшись в тех же гостях) положить вещь на место или пойти возвращать ее вместе с ребенком и помочь ему в объяснениях: родители "вора", я считаю, должны делить с ним ответственность за случившееся. Ребенок оценит это, уверяю вас!

И вообще поменьше теории, поменьше нравоучений. Случилось ЧП, разбирайтесь в нем, вы - родитель и должны быть со своим ребенком вместе, и душой, и мыслями! Причем не только в моменты катарсисов, а постоянно, катарсисы предупреждая. Ребенка, не получающего в семье навыка доверительного, любящего общения, вряд ли ждет благополучная судьба.

Любовь против воровства

Тенденция к воровству у детей НЕ ИЗЛЕЧИВАЕТСЯ с помощью наказания. Это верно, что общество учит уважать законы, прибегая к суровым мерам. Но также верно, что ни одна из них не применима к ребенку дошкольного возраста: согласно закону он еще не способен отвечать за свои поступки. И родители поступят правильно, если займут такую же позицию. И будут считать проявления воровства у ребенка поступком БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМ. Воровство "излечивается" не только внушением и оценкой поведения малыша. Важно еще так повести разговор, чтобы он захотел вас понять и согласиться с вашим мнением.

Только в том случае, когда ребенок почувствует, что родители любят его и он по-настоящему любит их, только тогда он хочет быть таким, как они, и подражать им. Никакие призывы к ограничению желаний не воздействуют на него. Вот почему так важно, чтобы он был хорошего мнения о родителях.

Возвратим владельцу то, что ребенок унес, постараемся выяснить, чего ребенку недостает дома, сделаем все возможное, чтобы дать ему то, чего ему не хватает. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности.

Источники:

http://ourkidsfamily.ru/articles/5055-ne-ukradi-instrukciya-dlya-roditeley.html

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/09/19/vorovstvo-v-doshkolnom-vozraste


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?» (Консультация для родителей)

Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»(Консультация для родителей) Сказка устно создавалась и передавалась из поколения в  поколение. Сказка...

Консультация для родителей «Почему дошкольнику так важно соблюдать режим дня»

Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.Бодрое, жизнерадостное и ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Почему родители не обращаются за помощью к психологу?

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ.    Почему  родители  не  обращаются за  помощью  к  психологу?...

Консультация для родителей «Почему экспериментальная деятельность важна в жизни дошкольника»

Консультация для родителей «Почему экспериментальная деятельность важна в жизни дошкольника»...

Консультация для родителей «Почему родители перестали играть с детьми?»

К сожалению, многие современные родители считают нормальным, когда ребенок дошкольного возраста основную часть времени проводит за планшетом, компьютером или телевизором. Любимые занятия их детей - пр...

Консультация для родителей «Почему родители должны соблюдать ПДД?»

Консультация для родителей "Почему родители должны соблюдать ПДД?"...