Проект "Свой край люби и знай"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА ЕНБАЕВА

Паспорт проекта

Проблема

Формирование экологически грамотного и всесторонне развитого человека невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.

Полное название

 

Педагогический проект «Свой край люби и знай» для детей дошкольного возраста

Тип проекта

Долгосрочный

Цель проекта

Обогащение эколого- развивающей среды в ДОУ посредством создания экологической комнаты

Период проекта

8 месяцев

Ожидаемые результаты проекта

1.  Создание экологической предметно- развивающей среды, обеспечивающей выработку экологических знаний у дошкольников;

2. Приобщение родителей к жизнедеятельности ДОУ, их активное участие в мероприятиях различной направленности (познавательной, оздоровительной, исследовательской и др.);

3. Ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и комнате экологии);

4. Воспитание любви к Родине, родному краю, уважение к родителям и их труду, бережное отношение к природе.

Участники проекта

  • Старший воспитатель
  • Воспитатели групп
  • Родители

Презентация проекта

Познавательный досуг с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_svoy_kray_lyubi_i_znay.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Педагогический проект
«Свой край люби и знай»

для детей дошкольного возраста

Енбаева Ольга Сергеевна,

старший воспитатель,

2018 г.

Паспорт проекта

Проблема

Формирование экологически грамотного и всесторонне развитого человека невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.

Полное название

Педагогический проект «Свой край люби и знай» для детей дошкольного возраста

Тип проекта

Долгосрочный

Цель проекта

Обогащение эколого- развивающей среды в ДОУ посредством создания экологической комнаты

Период проекта

8 месяцев

Ожидаемые результаты проекта

1.  Создание экологической предметно- развивающей среды, обеспечивающей выработку экологических знаний у дошкольников;

2. Приобщение родителей к жизнедеятельности ДОУ, их активное участие в мероприятиях различной направленности (познавательной, оздоровительной, исследовательской и др.);

3. Ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и комнате экологии);

4. Воспитание любви к Родине, родному краю, уважение к родителям и их труду, бережное отношение к природе.

Участники проекта

  • Старший воспитатель
  • Воспитатели групп
  • Родители

Презентация проекта

Познавательный досуг с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Охранять природу- значит охранять Родину.

М.Пришвин

Пояснительная записка

Природа- наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М.Пришвин, В.Бианки, К.Паустовский.

Экологическое образование и воспитание дошкольников стало в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии- главные задачи экологической работы в ДОУ. При проведении занятий экологического цикла педагоги формируют у детей элементарную экологическую культуру, общую эрудицию, воспитывают нравственные идеалы как основы поведения ребенка.

Для педагогов первостепенными являются задачи:

-формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

-воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;

-формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе;

-воспитание патриотических и эстетических чувств;

-укрепление дружеских отношений между детьми.

Одним из важнейших условий решения данных задач экологического образования является организация развивающей предметно- пространственной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Чтобы предметный материал, который дается детям, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

В детском саду «Ромашка» (Молодежная, 35) экологическая развивающая среда до настоящего проекта была организована традиционно- это Уголок природы в каждой возрастной группе с минимальным набором материалов и оборудования. Условия в группах детского сада и СаНПин не позволяют оформить уголки природы в полном объеме.

Педагоги детского сада проявили творческую инициативу и решили преобразовать традиционные уголки и расширить экологическую образовательную среду путем создания экологической комнаты. Главная особенность такой комнаты – непосредственная близость ее объектов к детям, что позволяет воспитателю организовать различные виды деятельности на протяжении всего учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения за растениями и  животными, общение с ними, уход и выращивание.

Наряду с живыми объектами размещаются в экологической комнате и другие компоненты: мини – лаборатория, экологические макеты «Времена года», элементы музея, собрана большая коллекция природных материалов, гербарий, что способствует уточнению и закреплению знаний о природе.

Кроме постоянных растений и животных в комнате  находятся временные объекты природы, это мини-огород – где воспитанники садят лук, фасоль, кукурузу, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.

Для более глубокого изучения родного края, его истории и географического положения, климата, животного и растительного мира, народов, проживающих на территории Югры- в экологической комнате оформлено декоративное панно во всю стену. Данное панно  предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями  ХМАО-Югры: птицы и животные нашего края, рыбы и растительность, местный житель и его жилище, промысел.

   С помощью панно педагоги всех возрастных групп планируют экологические занятия, уроки доброты, составление экологических карт, коллекционирование, экологические выставки, праздники и фестивали, игры- путешествия, чтение и сочинение сказок и многое другое.

  Экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции у детей и сотрудников, помогает расслабиться, отдохнуть.

Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.

Актуальность

Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования экология  является основой формирования нового образа жизни. Природа оставляет в душе ребенка глубокий след, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Общепризнанно, что убеждения человека формируются с детства. Поэтому одна из главных нравственных задач, стоящая перед педагогами нашего детского сада, - воспитать любовь к Родине, родному краю, а значит и бережное отношение к природе.

Основной целью данного проекта является обогащение эколого- развивающей среды в ДОУ посредством создания экологической комнаты.

Педагоги поставили следующие задачи:

1. Создать экологическую комнату в ДОУ;

2. Приобщить родителей к жизнедеятельности ДОУ посредством включения их в работу по сбору коллекции природных материалов, гербария;

3. Формировать у воспитанников всех возрастных групп элементарную экологическую культуру;

4. Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.

Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели групп, родители (законные представители).

Срок реализации: 6 месяцев

Ожидаемые результаты:

1.  Создание экологической предметно- развивающей среды, обеспечивающей выработку экологических знаний у дошкольников;

2. Приобщение родителей к жизнедеятельности ДОУ, их активное участие в мероприятиях различной направленности (познавательной, оздоровительной, исследовательской и др.);

3. Ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и комнате экологии);

4. Воспитание любови к Родине, родному краю, уважение к родителям и их труду, бережное отношение к природе.

Проект построен в три этапа: подготовительный, основной (непосредственная реализация проекта), подведение итогов проекта.

I этап: Подготовительный.

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

1

Провести анализ условий в ДОУ, изучить требования  к организации РППС в соответствии с ФГОС ДО, определить место для реализации проекта.

Старший воспитатель, воспитатели

2

Разработать проект

3

Составить эскизы комнаты

4

Организовать консультацию с художником -оформителем по изготовлению фигур птиц, рыб, животных и человека из подручного материала;

5

Закупить

-материалы: материя, пенопласт, краски, горшки, земля, контейнеры;

-оборудование: канцелярские ножи, набор по уходу за комнатными растениями, оборудование для аквариума.

II этап: Основной.

Комната экологии достаточно условно разделена на зоны, ибо все предусмотренные мероприятия решают задачи обучения и воспитания дошкольников и направлены на формирование у них основ экологической культуры: «Комнатные растения», «Живой уголок», «Коллекции», «Мини-лаборатория», «Краеведение», «Мини- огород». Планируются зоны: «Астрономия», «Человек и природа», «Явления природы», «Полезные ископаемые».

При изготовлении декоративного панно педагоги своими силами из подручного материала (пенопласта и поролона) вырезают птиц, животных, человека, шьют чум. Небо, землю и воду оформляют из материи- капрон, т.к. это легкий, воздушный материал, который легко передает объем и движение.

При подборе растений педагоги  учитывают следующие аспекты: экологический– представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые и т. д., растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы); систематический – представлены растения различных систематических групп (папоротники, хвойные, цветковые). Для ухода за комнатными растениями и для мини-огорода подобрано безопасное оборудование: лейка, грабли, лопатки.

Формировать «живой» уголок начали с аквариума. Заселили его живыми обитателями: неприхотливые рыбы, растения и улитки. С помощью аквариума можно не только организовать наблюдение, но и провести познавательно-исследовательские занятия по темам: «кислород», «живые микроорганизмы», «свет и тепло», «растения», «улитки» и др.

Гербарий и коллекцию из природных материалов   помогают собрать родители. Листья, веточки и корни деревьев, трава, кора, древесная стружка, срезы деревьев, шишки, желуди, каштаны, орехи, семена, косточки, тополиный пух, мох, камни, ракушки, песок, галька, перья,   солома разложены в отдельные     контейнеры.

В мини- музей  собрали  поделки сделанные  своими руками на тему «Быт народов ханты и манси»: глиняные игрушки,  вышивка, изделия из бересты, украшения из бисера и фетра.

Макеты представляют 4 времени года: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», которые можно брать при проведении  занятий в группах. В изготовлении макетов принимают участие все группы детского сада.

В «Мини-лабораторию» подобрано оборудование для проведения детского экспериментирования: прозрачные емкости разного объема, увеличительные стекла, цветные стекла, микроскоп, магниты, безмен, воронки, тканевые и бумажные фильтры.

В таблице 1 представлен график оформления экологической комнаты по зонам.

Сроки

Мероприятия

Цель

Ответственные

Ноябрь-

Декабрь

Оформление зон «Коллекции из природного материала и уголок экспериментирования», «Комнатные растения», «Живой уголок»

  • Ознакомление детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков;
  • Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности;
  • Воспитание у детей гуманного отношения к животному миру и  накопление эмоционально-чувственного опыта от общения с ними;

Старший воспитатель, воспитатели, родители

Декабрь – март

Оформление зоны «Краеведения»

  • приобщение к истории возникновения родного города, округа;    
  • формирование представлений о достопримечательностях родного города (района); его государственных символах.
  • воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
  • формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе, округе.
  • формирование представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Советского района.

Старший воспитатель, воспитатели

Март

Оформление зоны «Мини- огород»

  • развитие у детей основ экологической культуры, воспитание любви к живому, формирование сознания того, что человек – часть природы. 

Старший воспитатель, воспитатели

III этап: Подведение итогов проекта.

Итог проекта-  это познавательные досуги  для детей всех возрастных групп (Приложение 1). В проведении досугов участие принимают специалисты детского сада.

Приложение 1

Познавательный досуг о природе родного края

в старшей группе на тему

«Загадочное путешествие по ХМАО»

Цель: Знакомство с комнатой экологии.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять представления детей о природе родного края, о его богатствах.
  2. Пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность и вызвать желание к дальнейшему ее изучению.
  3. Формировать приемы умственной деятельности, обобщения, анализа и синтеза, сравнения, классификации.
  4. Создать условия для развития памяти, восприятия, внимания и мышления.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к живой и неживой природе.
  2. Развивать мышление, воображение, внимание, память.

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях бережное отношение к природе, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток; чтение легенд, стихотворений, загадывание загадок; собирание пазлов, рассказывание по картинкам.

Материалы к занятию:  комната краеведения, тоннель, дорожка из камешков, аудио – письмо, тетрадные листочки, простой карандаш.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, в наш дет сад пришло необычное письмо, посмотрите вот оно:

Здравствуйте, ребята! Со мной приключилась беда. Снежная королева заковала в ледяные оковы и пригрозила, что не расколдует до тех пор, пока на помощь не придут отважные, решительные, смелые и дружные дети. Помогите. Я очень жду вашей помощи.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от кого это письмо? (ответы детей). А помогать мы ему будем?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда в путь!

(звучит голос Снежной королевы) :

Ха – ха – ха! Я так и знала, что северный олень обратится именно к вам. Но, что вы можете? Вы же дети! И вам это будет не под силу: - так как нужно иметь не только желание, но и сноровку, взаимовыручку и знания! А с вас что возьмешь! Да и дорогу вы к нему не найдете. Ха – ха – ха!

Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Как дорогу к  Северному оленю  найти? Кто нам поможет? (Ребята пожимают плечами, и вдруг обращают внимание на поникшее дерево).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что могло случиться с ним?

(Дети отвечают на вопрос)

Как мы можем помочь ему? (ответы детей)

(дети помогают дереву, и дерево поворачивается к ним)

Ему немало сотен лет

В тулуп зелёный он одет

Хотя в глухой тайге растёт

Ему всегда большой почёт

Ведь и для взрослых и ребят

Он очень шишками богат

А в шишках что ни говори

Орешки вкусные внутри.

Ребята как же зовётся это дерево?

Спасибо, Вам ребята. Вы спасли меня от засухи, залечили мои раны и вернули меня к жизни.

Значит, вы природу любите, и все про нее знаете –

Вы мои загадки все быстро разгадаете!

1. Под землею мы живем,

Влагу дереву даем! (корни) .

2. Под водой на дне лежали,

Рыбкам плавать не мешали. (камни) .

3. На пенечке мы расселись,

В юбки тонкие оделись,

Дружные ребята. Кто это? (опята) .

Молодцы, справились вы с моим заданием!

А куда это вы отправились? (ответы детей) .

А дорогу – то вы к нему знаете? (Ответы детей)

Хорошо, за вашу помощь я ее вам покажу (достает план – карту и отдает ее детям)

Воспитатель: Ребята, что это такое? Здесь что–то написано.

Ага, догадалась, слушайте внимательно. (Читаю, дети выполняют задания) .

Полоса препятствий: -

1. «Пройди, не оступись».

Вед: Ну, вот прошли мы через речку, и теперь куда?

(Голос Снежной королевы):

Ага. Думаете, обхитрили вы меня? Но, кажется, у вас ни чего не вышло. А помочь ой как хочется, правда? Ну, хорошо, тогда вам вот какое испытание, если выполните его, подумаю, что с вами делать. Ищите «Черный ящик» с заданиями, в нем лежит следующее задание.

Воспитатель: Ребята, а здесь что – то лежит. (дети рассматривают задание, графический диктант «Ключ» собрать пазлы с изображением животных растений и раб Хмао)  ) .

(голос Снежной королевы) :

Молодцы, ребята! А я и не думала, что вы такие смышленые, дружные и добрые. Придется, мне вам открыть дорогу. Дорога находится в этом ключе, который вы только, что нарисовали. Да, да его нужно повернуть и сказать волшебные слова:

Ключик, ключик помоги,

Нам дорогу покажи.

Дети заходят в комнату краеведения.

Дети внимательно рассматривают комнату.

1. Что вы видите на стене?

2.Расскажите,  где живет северный олень? Чем он питается?

3. Расскажите, какие легенды об северном олене вы знаете.

4. Назовите коренных жителей ХМАО.

5. Чем они занимаются?

7. Какие рыбы водятся в ХМАО?

8. Какая река протекает по территории ХМАО?

9. Каких птиц вы здесь видите?

10. Какое животное вы не назвали, которое здесь находится?

Воспитатель: Ну, вот ребята, кажется, все испытания мы прошли. Что же теперь нам с вами делать?

(Звучит голос северного оленя)

Олень: Здравствуйте, ребята! Спасибо вам за помощь, вы очень добрые, и дружные. Снежная королева отпустила меня. А мои  друзья  смогут жить без деревьев, болот и пищи?  Почему? Ребята вы молодцы. В этой комнате есть еще много интересного. Проходите дальше.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, что это?  (воспитатель показывает на макеты времена года). Назовите признаки зимы (весны, лета, осени).

Воспитатель: Молодцы, все вы знаете. Ну что пойдем дальше.

Воспитатель: Посмотрите, как много здесь растений. Как можно их назвать одним словом? Назовите названия этих комнатных растений. Как за ними надо ухаживать?

Дети рассказывают об уходе за  комнатными растениями.

Воспитатель: Вот послушайте загадку:

Есть у нас стеклянный дом,
Поселились рыбки в нем.
Даже рыбка золотая
В нем живет, забот не зная.

Дети: аквариум.

Место жительства рыбок – это обычно прозрачный небольшой сосуд в виде вазы или ванны. Разным рыбкам требуется разное количество места и объем воды, даже форма аквариума должна быть грамотно подобрана. Самым маленьким рыбкам достаточно и пол литра воды, а некоторым требуется столько, что содержать их в домашних условиях не получится. В таком случае можно увидеть этих рыб в зоопарках, в некоторых их которых аквариумы настолько огромные, что там даже плавают акулы.

-Ребята, а каких аквариумных рыбок знаем мы?

Дети отвечают ( гуппи, скалярии, меченосцы).

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: Посмотрите ребята, вот на столе мини-музей о ХМАО.

Дети рассматривают и называют предметы, которые здесь находятся.

Воспитатель: Ребята вы сегодня помогли оленю, разгадывали загадки и путешествовали по родному краю. Что вам больше всего понравилось?

Работая над данным проектом весь коллектив пришел к выводу, что данная работа не может на этом закончиться, т.к. появились новые идеи, которые реально воплотить в жизнь, сотрудниками всего детского сада.  Решили  продолжить проект еще на 3 года. Педагоги готовы продолжить работу по обогащению экологической развивающей среды в детском саду на участках детского сада и прилегающей территории, создавая при этом подпроэкты.

Познавательный досуг «Наша Родина – Югра»

для детей младшего возраста

Программное содержание:

  • Расширять знания детей о природе родного края, коренном населении Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, художественное восприятие и воображение детей.
  • Воспитывать бережное отношение к природе; уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни.
  • Расширить представления детей о родном крае, воспитывать любовь к малой Родине.
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма.

Словарь: коренное население, ханты, манси, орнамент.

Материалы и оборудование: настенное панно,  клей, кисточки, шаблоны, салфетки, музыка народов ханты;

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций и слайдов о жизни и быте коренных народов, чтение хантыйских народных сказок, прослушивание мелодий на народных инструментах.

Ход ННОД:

Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в гостях у коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа – ханты и манси.

- Ребята, как вы думаете, почему наш округ называется Ханты – Мансийским? (Коренное население ханты и манси.)

- Да, верно. Самыми древними людьми или, как мы их называем – коренными жителями, являются ханты и манси. Это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни.

- В древности народы ханты и манси называли обские угры. УГ – это река, РА – народ, что означает люди, живущие на реке. И землю, где они жили стали называть Угрой. Позже эту территорию переименовали в более звучное, красивое название Югра. И теперь наш Ханты-Мансийский округ называется Югра.

Югорский край – заветный край России.

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Всем сердцем и душой мы влюблены!

Ребята, закройте глаза и послушайте (звенят колокольчики).

Мы словно в сказке очутились в таежной стране, где живут коренные народы – ханты и манси. Ханты и манси – народы очень трудолюбивы, очень любят свой край.

- Мужчины народов ханты и манси издревле занимались охотой. Охота –один из видов промысла коренных народов.

(Охотой.)

- На кого и для чего они охотятся?

(На дичь, чтобы прокормиться, на пушных зверей, для пошива теплых вещей.)

- Почему ханты и манси шьют одежду из меха?

(Суровая, холодная зима. А мех теплый.)

- Молодцы!

- А теперь, ребята, я вам предлагаю отгадать загадку:

От рогов ветвистых, стройных

На снега упала тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это - …северный олень.

Важным промыслом для ханты и манси является оленеводство. Люди приручили оленей, заботятся о них. Олени – это самый главный помощник коренных народов.

- Что вы можете рассказать об оленях.

- олени очень красивые, гордые и выносливые.

Их используют как транспорт. Для этого их запрягают в сани (нарты). В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Олень может долго бежать и не устает. Его тонкие ноги не проваливаются в снег из-за широкого раздвоенного копыта. Мех оленя используют для пошива одежды, из него строят дома – чумы.

- Кто же управляет оленьей упряжкой? (Каюр.)

- Ребята, я вам предлагаю поиграть в оленей и каюров. Мы отправиться в путешествие по бескрайним просторам земли ханты и манси.

(Надеваются маски оленей, за упряжки берется каюр.

Дети делают условный круг у под музыку «Увезу тебя я в тундру».)

- А еще, каким промыслом занимаются мужчины коренных народов?

(Рыболовством.)

- Каких рыб, обитающих в реках и озерах нашего края, вы знаете?

(Нельма, муксун, щука, окунь…)

- При помощи чего люди ловят рыбу? (Сетями)

- Правильно. Молодцы!

Выходит хантыйка в национальном костюме. Здоровается.)

Воспитатель. – Ребята, поздоровайтесь.

Хантыйка: – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Окся. Я вам расскажу о нашей жизни. Мужчины у нас занимаются рыбалкой и охотой, а женщины ведут хозяйство, воспитывают детей. Наши женщины настоящие рукодельницы. Выделываем шкуры, шьем одежду, обувь, изготавливаем предметы быта. У народов ханты и манси свои национальные костюмы из меха, шкуры оленей. Малицы, кисы, бурки очень теплые. Все изделия мы украшаем бисером, лоскутками ткани, различными, причудливыми орнаментами.

Народы ханты и манси знамениты не только своими промыслами, но и своим творчеством. У них много писателей, поэтов. Очень любят петь и танцевать. В танце они отражают свою жизнедеятельность. Я вас приглашаю со мною исполнить один небольшой такой танец…

(Дети танцуют с хантыйкой.)

Хантыйка – мы с вами в танце изобразили «солнце». Это еще один хантыйский орнамент. Народами ханты и манси солнце воспринимается как надежный источник тепла, света. Пока есть солнце, есть жизнь.

- На память о нашей встрече я даю вам рукавички, которые Вы сможете украсить хантыйским орнаментом.

Воспитатель – Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с Оксей. До свидания!

(Окся уходит.)

Давайте закроем глазки (звенит колокольчик) Мы с вами снова в детском саду!

(Приглашаю в музыкальный зал за столы.)

Воспитатель - Ребята, сейчас я предлагаю украсить рукавички хантыйским орнаментом. Усаживайтесь за столы. Мы будем делать аппликацию. Перед вами трафареты с орнаментом «солнце». Накладываем трафарет на рукавицу, губкой набираем клей, и через трафарет, нанесем клей на рукавицу на прорези узора. Затем, осторожно снимаем трафарет и кладем на разнос. Берем из чашки манную крупу и посыпаем на места, намазанные клеем. Остатки крупы осторожно ссыпаем на разнос.

Самостоятельная работа детей.

Рассматривание работ детьми.

Подведение итога:

  • С чем вы познакомились сегодня?
  • Что больше запомнилось?

Рефлексия: Кто справился со всеми заданиями, и если, вам было интересно возьмите солнце; у кого возникли затруднения – покажите солнышко за тучкой.

Познавательный досуг «В гости к хантам»

для детей первой младшей группы

Цель: 

Пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю.

Задачи:

Расширять и обогащать представления детей о родном крае: Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра, — хантах.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края;

Воспитывать экологическую грамотность детей.

Воспитывать любознательность.

Развивать познавательный интерес к природным объектам,  умение замечать красоту.

Развивать речь, расширять словарный запас.

Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой и общей моторики. 

Ход занятия.

В.: Сегодня по дороге в детский сад я нашла маленького олененка. (Демонстрируется мягкая игрушка) Он дрожал и плакал. Мне стало, жаль олененка, и я взяла его с собой, а то он пропадет один в нашем городе.

В.: И откуда в нашем городе появился олененок? Как вы думаете, ребята?

(Возможные ответы детей).

В нашем северном крае живет народ ханты, который разводит оленей. Наверное, этот олененок заблудился и, пытаясь найти дорогу к своему стойбищу, оказался в нашем городе Советском.

А как же нам помочь олененку, в его беде? (Возможные ответы детей).

А разве можно его одного отправлять в лес? (Возможные ответы детей).

Почему? (Возможные ответы детей).

И как же нам тогда ребята быть, раз олененка нельзя одного отпускать? (Возможные ответы детей).

Ребята, а в кого бы нам превратиться, чтобы быстро домчаться до тайги? А в какое именно животное мы превратимся, вы узнаете из загадки:

Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень, это — северный … (олень)

(Отгадав загадку про оленя, дети бегут, высоко поднимая колени, руки держат скрещенными над головой, изображая «рожки»).

Ой, смотрите, впереди аквариум с рыбками.

Физминутка

Как в аквариуме нашем рыбки золотые пляшут

Они весело резвятся в чистой тёпленькой воде. (танцуют, кто как может)

То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке. (сжимаются, приседают)

То помашут плавниками,(встают, руки в стороны.Машут руками)

То заплавают кругами. (кружатся)

Подвожу детей к уголку природы.

-Ребята посмотрите сколько у нас здесь растений? Это комнатные растения.

- Ребята, а какие растения вы знаете? (дети перечисляют названия растений).

- Ребята а что надо делать, что бы растения были красивые, цвели?

-Правильно надо поливать, протирать листья тряпочкой, рыхлить землю, а у которых листья маленькие их сбрызгивать. Тогда они не будут болеть, будут цвести и радовать нас.

Звучит музыка – голоса птиц.

В.: Слышите, кто это так красиво поет в? (Возможные ответы детей).

В.: Очень много разных птиц живет в наших лесах.

Посмотрите, вам знакомы эти птицы?

(Подходим к деревьям рассматриваем и называем птиц.)

Д/и «Назови птицу»

В.: Смотрите! Здесь какие-то следы. (На полу лежат изображения следов оленя и собаки).

И кто это мог их здесь оставить? (предположение детей)

Это следы оленя и собаки, значит, где то неподалеку находиться жилище хантов. Только наступать на них надо осторожно, в сторону не отходите, а то можно провалиться глубоко в снег.

(Включается запись хантыйской песни).

В.: Вы слышите, кто-то поет? Значит, волшебные следы нам помогли, и мы уже пришли.

Выходит девочка, одетая в национальную хантыйскую одежде.

Идэ: Здравствуйте! Меня зовут Идэ.

В.: Не ваш ли это олененок?

Д.: Как?! Вы его нашли? А я так переживала! (гладит олененка). Иди домой, малыш.

Идэ: Спасибо вам за помощь, ребята! Заходите в мой дом и погрейтесь.

(Дети  рассматривают последовательно панно на стене.)

В.-Ой, ребята, слышите, колокольчик звенит, этот нам пора возвращаться в детский сад

В. Идэ, мы и тебя приглашаем погостить у нас в детском саду, познакомиться с другими ребятами.

В.:. А домой мы поедем на оленях.

Оленей запрягаем, нарты снаряжаем.

«Были мы ребятами, стали оленятами».

Воспитатель «запрягает оленей» (делает из гимнастического обруча упряжку), становиться в середине обруча, дети держатся за обруч.

Воспитатель:

Олени, ветер, тундра,
Кругом такой простор!
Бегут олешки шустро -
Веселье и задор!

(Физкультминутка «Олени».)

-Но вот мы и приехали в детский сад, были мы оленятами стали мы ребятами.

-Вам понравилось наше путешествие?

-А у какого коренного народа мы с вами побывали в гостях?

-А что больше всего понравилось и запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

познавательное занятие "Свой край люби и знай"

Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....