«Хороводные игры как средство приобщения старших до-школьников к истокам русской народной культуры»
консультация (старшая группа)

Ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в

различных видах деятельности –познавательной, игровой, художественной.

Хороводная игра как раз и является разновидностью художественно-игровой

деятельности  детей,  представляя  собой  уникальный  синтез  народной

традиции, творческой импровизации, художественной образности.

Хороводы  являются  ценнейшим  поэтическим  приобретением  наших

предков  и  важнейшим  средством  обучения  подрастающего  поколения поэтическому и танцевальному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_dl_ped_horov_igry.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

 «Хороводные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры»

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Воспитатель Колесникова И.Ю.

Дошкольное  детство – важнейший  период  становления  личности

человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются

первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

В настоящее время перед педагогами стоит задача наиболее тщательного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка.

Известно, что раскрытие внутренних возможностей человека осуществляется

в деятельности. Ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в

различных видах деятельности –познавательной, игровой, художественной.

Хороводная игра как раз и является разновидностью художественно-игровой

деятельности  детей,  представляя  собой  уникальный  синтез  народной

традиции, творческой импровизации, художественной образности.

Хороводы  являются  ценнейшим  поэтическим  приобретением  наших

предков  и  важнейшим  средством  обучения  подрастающего  поколения поэтическому и танцевальному искусству.

Русская   народная культура, чрезвычайно богата играми:  скоморохов,  гусляров, петушиные  бои,  кукольный Петрушка,  медвежья  травля,  лошадиные  бега, хороводы,  кулачные  бои, состязания  на  кнутах,  подвижные  забавы  и  есть  универсальная  форма поведения  человека.  Поэтому народные  игры в детском саду являются неотъемлемой частью  поликультурного, физического, эстетического воспитания детей.

Русские   народные игры имеют многовековую  историю,  они  сохранились  до  наших  дней  из  глубокой старины,  передаваясь  из  поколения  в  поколение,  вбирая  в  себя  лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы,  пели  песни,  играли  в  горелки,  салочки,  состязались  в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с  горы ,игры  в  снежки,  на  лошадях  катались  по  деревням  с  песнями  и плясками. Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник сейчас хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание

с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры -

верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру, все  дети  сразу  сбегаются,  забываются  обиды,  ссоры.  Хороводная  игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои  лучшие  качества:  доброту,  благородство,  взаимовыручку,

самопожертвование ради других. Воспитательное  значение  народных игр  трудно  переоценить,  вот почему  педагог  должен  уметь  использовать  их  в воспитательно-образовательном  процессе.  Хороводные игры в детском саду в наше время популярны среди всех дошкольников.

Хороводная игра – это не только «Каравай» и хождение вокруг елочки.

Это  целый  комплекс  игровых  упражнений,  включающих  в  себя  музыку,

пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму.

Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно

переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют  совершенствованию  двигательных  навыков  от медленного шага до бега.

Хороводные игры облегчают  процесс  адаптации:  располагают  детей  друг  к  другу, раскрепощают их, воспитывают детей действовать вместе, сотрудничать.

Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

Хороводными  называются  игры пляски  с  песнями.  Это самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода круг, его круговая композиция и движение по  ходу  солнца,  хождение  за  солнцем,  берут  свое  начало  из  старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.

Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его

участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и

разыгрывают  действие.  Танец,  игра  и  песня  в  хороводе  неразрывно  и

органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь:

«Песня,  игра  и  пляска  в  хороводе  неразлучны,  как  крылья  у  птицы».

Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что

хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

В  хороводе  всегда  проявляется  чувство  единения,  дружбы,

товарищества.  Участники  его,  как  правило,  держатся  за  руки,  иногда  за

платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а

движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут

парами, тройками.

Хороводные игры в детском саду можно разделить по тематике.

 На самом  деле,  под  любую  тему можно  подобрать  игру  или  придумать  ее. Достаточно правильно подобрать музыку, придумать смысл игры, а слова

сами лягут на музыку или их подскажут дети.

В  процессе хороводной игры одновременно  формируются индивидуальные пространственные представления ребенка, и строятся его социальные отношения со сверстниками. Ребенок понимает, что каждый  участник хоровода является частью целого, что без него самого цепочка разорвется.

При  организации  и  выборе  игр  необходимо учитывать многие факторы:

•  Возраст  играющих.  Для  детей(малышей) следует  брать  наиболее прстые

игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов  в  которых  участие воспитателя  обязательно

 Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример

взрослого для них необходим.

• Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате,

просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его

необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

• Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со  всей  группой,  особенно  если  помещение  небольшое.

  Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

Педагог объясняет детям элементы хороводной игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми(но  не  в  центре  круга,  чтобы  ни  к  кому  не  стоять  спиной). Объяснение воспитателя должно  быть  кратким  и  понятным.  Его  следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно   быть   повторено   всеми   или   несколькими   детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили.

В хороводе также очень важна роль ведущего (родителя, педагога),

который, является образцом для подражания. Взрослый берет на себя большую долю ответственности за создание хороводных фигур.

"Круг"

Фигура, чаще всего используемая в хороводах. Обычно это простой круг.

Часто в хороводах используют двойной круг, а иногда (когда участников

достаточно много) дети могут построить и тройной круг.

"Петля" и "Улитка"

В ходе перестроений хоровода часто используется фигура "петля".

Колонна участников образует петлю вместе с кругом, перестраиваясь,

например, в цепочку, двойной или тройной круг. Участники также могут

двигаться по раскручивающейся из центра спирали. Такая фигура носит

название "улитка".

Схожая со спиралью фигура называется "столбы". В древности она

символизировала продолжение рода. Участники составляют неподвижный

квадрат. Те, кто находится в нижней левой части (в конце квадрата), по

очереди (или по двое, по трое) делают шаг в сторону за пределы квадрата,

обходят остальных и встают в начале. Завершается фигура "столбы" тогда,

когда все участники обойдут круг и поменяют свое положение.

Линейное движение в хороводе нередко выполняется змейкой с постепенно уменьшающейся амплитудой.

Старое название этой фигуры -"вожжа". Первая пара участников образует "ворота", и каждый из последующих участников должен пройти под аркой,

образованной руками первой пары.

"Сторона на сторону"

Фигура "сторона на сторону" изображает сватовство. Она используется,

например, в старинной детской игре "Бояре, а мы к вам пришли...".

Участники хоровода выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу. В

процессе хоровода эти шеренги то расходятся, то вновь сближаются.

В ходе этого действа часто используют различные дополнительные атрибуты: платки, цветки и т. п. Одна сторона роняет эти предметы, а другая

поднимает.

"На четыре стороны"

В хороводах часто используют и более статичные фигуры. Такова

фигура "на четыре стороны". Называется она так потому, что все участники

встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они

"сеют просо". Эта хороводная фигура берет свое начало от древних обрядов.

Она носит символический характер и означает посев злаков. В современном

хороводе в этой фигуре часто используют и другие движения, которые теснее

связаны с текстом хороводной песни.

Рекомендации воспитателям по освоению хороводных игр с детьми.

Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру-хоровод, педагог

сам должен хорошо её освоить: разобраться в воспитательном значении, в

содержании игры, выучить песенный материал, проверить на себе движения.

На  подготовительном  этапе  работы  с  детьми  над игрой-хороводом

воспитатель  должен  заинтересовать  детей  образами.  Затем  разучивают

хороводную  песню.  Далее  можно  приступать  к  знакомству  детей  с

движениями и перестроениями игры-хоровода, стремясь к тому, чтобы дети

представляли её себе в целом. На протяжении работы над игрой-

хороводом не  забывать  поддерживать  в  детях  радость  и  эмоциональный  подъём  от совместного творческого процесса.

В детском саду  хороводы  начинают осваивать рано. Уже в первой

младшей группе, в возрасте 2 лет дети учатся вставать в круг,

браться за руки и идти друг за другом. Для маленьких детей это довольно сложно. Малышам очень непросто двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону.

Для детей этого возраста подходит хороводная игра "Раздувайся, пузырь".

В  второй  младшей  группе, дети  3-4  лет,  работа  над хороводами  продолжается.  Как  и  в  младшей  группе,  поют  хороводную песню,  прежде  всего,  взрослые  (родители,  воспитатели,  музыкальный руководитель).  Дети  концентрируют  свое  внимание  на  выполнении движений:  ходьба  по  круг

у,  в  круг,  движения  по  тексту  хоровода.

Постепенно они начинают подпевать. Для освоения хоровода им желательно

заниматься не менее одного раза в день до тех пор, пока он не усвоен. В

зависимости от способностей и желания детей работа может занять и месяц,

и два. Воспитатель может организовать хороводную игру на прогулке, во

время физкультурных занятий и в другое удобное время. Главное, чтобы

детям это нравилось, чтобы они хотели водить хоровод, делали это не из-

под палки. Хоровод  является  не  только  средством  приобщения  детей  к

хороводному  искусству,  но  и  инструментом,  с  помощью  которого  дети

учатся  владеть  своим  телом,  выстраивать  совместные  действия.

Систематические занятия хороводами приводят к тому, что в средней группе

 дети начинают свободно ходить хороводным шагом с пением под

музыку, и делают это с большим удовольствием. В таком возрасте детям по

силам   выучить   не   только   движения,   но   и   текст.

Слова песни лучше разучивать в первой половине дня, а в движении с пением лучше исполнять хоровод во второй половине дня. При разучивании хоровода с 4-5 летними детьми надо обращать внимание на соблюдение всеми ритма, синхронизации пения и движения. Будьте готовы к тому, что не у всех детей это будет получаться.

Некоторые малыши будут стремиться показать свое первенство в группе,

начнут  торопиться с пением и движением. С такими детьми желательно

предварительно провести беседу о том, как важно и интересно петь всем

вместе.  Возможно,  потребуется  разучивать  с  ними  хоровод  отдельно .

 Очень результативной  и  интересной  для  детей  формой  разучивания  хороводов является  игра  "Мы  к  вам  в  гости  пришли".  Старшие  дети  приходят  к маленьким "в гости". Педагоги, предлагают старшим детям разучить (или повторить) с малышами хороводы, которые те уже знают.

Хороводы в старшей группе

Этапы освоения детьми нового хоровода:

-Знакомство с музыкой и текстом новой хороводной песни.

-Разучивание текста хороводной песни.

-Знакомство с движениями и ролями хороводной игры, отработкаэлементов.

-Репетиции и представление хоровода зрителям.

Дети старшего возраста очень быстро выучивают слова. Поэтому с ними

лучше начать с разучивания движений хоровода, а потом закрепить слова.

В  качестве  домашнего  задания  можно  предложить  детям  и  родителям

разучивать эти хороводы дома, чтобы вместе показать их на празднике в

детском саду.

Дети старшего дошкольного возраста поют и двигаются достаточно

уверенно, поэтому круговой хоровод проводится только вокруг Новогодней

елки.  Остальные  хороводы  желательно  исполнять  с  применением  более

сложных  фигур.  Самым  трудным  для  детей  этого  возраста  является

неспешность,  неторопливость,  пружинная  ходьба  и  точность  при ориентировке  в  пространстве.  Освоению  этих  умений  в  процессе разучивания  хоровода  требуется  отводить  достаточно  много  времени.  В период активного освоения хороводы желательно разучивать два-три раза в течение дня, а затем повторять один-два раза в день, когда они уже неплохо исполняются.

Опыт показывает, что в течение одного года дети 2-3 лет с успехом

разучивают один хоровод, дети 3-4 лет два хоровода, дети 4-5 лет 4-5 хороводов, а старшим дошкольникам по силам освоение всех 10 хороводов.

Важно  помнить,  что  осваиваемые  хороводы  должны  нравиться  детям.  А

также они с удовольствием играют в хороводы, которые разучивали, когда

были еще маленькими. Для старших детей взрослые при желании могут

усложнить фигуры уже разученных хороводов, не меняя при этом музыку и

слова.

Хороводы  пользуются  большим  успехом  на  детских  праздниках,

досугах  и  развлечениях.  Детям  очень  нравятся  организованные  для  них

хороводные фестивали, а также игры-соревнования между группами. Они

любят  водить  хороводы  у  себя  в  группе  между  занятиями,  на

физкультминутке.  Воспитатели  часто  используют  хоровод  в  качестве

разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Цель проекта:        Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию.  Формирование чувства любви к Родине, родной природе, во...

Педагогический проект на тему: «Фольклор как средство приобщения детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях»

Актуальность. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у детей высокой художественн...