«Хороводные игры как средство приобщения старших до-школьников к истокам русской народной культуры»
консультация (старшая группа)
Ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в
различных видах деятельности –познавательной, игровой, художественной.
Хороводная игра как раз и является разновидностью художественно-игровой
деятельности детей, представляя собой уникальный синтез народной
традиции, творческой импровизации, художественной образности.
Хороводы являются ценнейшим поэтическим приобретением наших
предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon_dl_ped_horov_igry.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Хороводные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры»
МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»
Воспитатель Колесникова И.Ю.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности
человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются
первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
В настоящее время перед педагогами стоит задача наиболее тщательного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка.
Известно, что раскрытие внутренних возможностей человека осуществляется
в деятельности. Ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в
различных видах деятельности –познавательной, игровой, художественной.
Хороводная игра как раз и является разновидностью художественно-игровой
деятельности детей, представляя собой уникальный синтез народной
традиции, творческой импровизации, художественной образности.
Хороводы являются ценнейшим поэтическим приобретением наших
предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству.
Русская народная культура, чрезвычайно богата играми: скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с горы ,игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник сейчас хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание
с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры -
верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру, все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку,
самопожертвование ради других. Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. Хороводные игры в детском саду в наше время популярны среди всех дошкольников.
Хороводная игра – это не только «Каравай» и хождение вокруг елочки.
Это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку,
пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму.
Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно
переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков от медленного шага до бега.
Хороводные игры облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их, воспитывают детей действовать вместе, сотрудничать.
Знакомят детей с древними традициями и обычаями.
Хороводными называются игры пляски с песнями. Это самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.
Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его
участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и
разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и
органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь:
«Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы».
Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что
хоровод объединяет и собирает большое количество участников.
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы,
товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за
платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а
движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут
парами, тройками.
Хороводные игры в детском саду можно разделить по тематике.
На самом деле, под любую тему можно подобрать игру или придумать ее. Достаточно правильно подобрать музыку, придумать смысл игры, а слова
сами лягут на музыку или их подскажут дети.
В процессе хороводной игры одновременно формируются индивидуальные пространственные представления ребенка, и строятся его социальные отношения со сверстниками. Ребенок понимает, что каждый участник хоровода является частью целого, что без него самого цепочка разорвется.
При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
• Возраст играющих. Для детей(малышей) следует брать наиболее прстые
игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов в которых участие воспитателя обязательно
Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример
взрослого для них необходим.
• Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате,
просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его
необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
• Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое.
Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
Педагог объясняет детям элементы хороводной игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми(но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили.
В хороводе также очень важна роль ведущего (родителя, педагога),
который, является образцом для подражания. Взрослый берет на себя большую долю ответственности за создание хороводных фигур.
"Круг"
Фигура, чаще всего используемая в хороводах. Обычно это простой круг.
Часто в хороводах используют двойной круг, а иногда (когда участников
достаточно много) дети могут построить и тройной круг.
"Петля" и "Улитка"
В ходе перестроений хоровода часто используется фигура "петля".
Колонна участников образует петлю вместе с кругом, перестраиваясь,
например, в цепочку, двойной или тройной круг. Участники также могут
двигаться по раскручивающейся из центра спирали. Такая фигура носит
название "улитка".
Схожая со спиралью фигура называется "столбы". В древности она
символизировала продолжение рода. Участники составляют неподвижный
квадрат. Те, кто находится в нижней левой части (в конце квадрата), по
очереди (или по двое, по трое) делают шаг в сторону за пределы квадрата,
обходят остальных и встают в начале. Завершается фигура "столбы" тогда,
когда все участники обойдут круг и поменяют свое положение.
Линейное движение в хороводе нередко выполняется змейкой с постепенно уменьшающейся амплитудой.
Старое название этой фигуры -"вожжа". Первая пара участников образует "ворота", и каждый из последующих участников должен пройти под аркой,
образованной руками первой пары.
"Сторона на сторону"
Фигура "сторона на сторону" изображает сватовство. Она используется,
например, в старинной детской игре "Бояре, а мы к вам пришли...".
Участники хоровода выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу. В
процессе хоровода эти шеренги то расходятся, то вновь сближаются.
В ходе этого действа часто используют различные дополнительные атрибуты: платки, цветки и т. п. Одна сторона роняет эти предметы, а другая
поднимает.
"На четыре стороны"
В хороводах часто используют и более статичные фигуры. Такова
фигура "на четыре стороны". Называется она так потому, что все участники
встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они
"сеют просо". Эта хороводная фигура берет свое начало от древних обрядов.
Она носит символический характер и означает посев злаков. В современном
хороводе в этой фигуре часто используют и другие движения, которые теснее
связаны с текстом хороводной песни.
Рекомендации воспитателям по освоению хороводных игр с детьми.
Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру-хоровод, педагог
сам должен хорошо её освоить: разобраться в воспитательном значении, в
содержании игры, выучить песенный материал, проверить на себе движения.
На подготовительном этапе работы с детьми над игрой-хороводом
воспитатель должен заинтересовать детей образами. Затем разучивают
хороводную песню. Далее можно приступать к знакомству детей с
движениями и перестроениями игры-хоровода, стремясь к тому, чтобы дети
представляли её себе в целом. На протяжении работы над игрой-
хороводом не забывать поддерживать в детях радость и эмоциональный подъём от совместного творческого процесса.
В детском саду хороводы начинают осваивать рано. Уже в первой
младшей группе, в возрасте 2 лет дети учатся вставать в круг,
браться за руки и идти друг за другом. Для маленьких детей это довольно сложно. Малышам очень непросто двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону.
Для детей этого возраста подходит хороводная игра "Раздувайся, пузырь".
В второй младшей группе, дети 3-4 лет, работа над хороводами продолжается. Как и в младшей группе, поют хороводную песню, прежде всего, взрослые (родители, воспитатели, музыкальный руководитель). Дети концентрируют свое внимание на выполнении движений: ходьба по круг
у, в круг, движения по тексту хоровода.
Постепенно они начинают подпевать. Для освоения хоровода им желательно
заниматься не менее одного раза в день до тех пор, пока он не усвоен. В
зависимости от способностей и желания детей работа может занять и месяц,
и два. Воспитатель может организовать хороводную игру на прогулке, во
время физкультурных занятий и в другое удобное время. Главное, чтобы
детям это нравилось, чтобы они хотели водить хоровод, делали это не из-
под палки. Хоровод является не только средством приобщения детей к
хороводному искусству, но и инструментом, с помощью которого дети
учатся владеть своим телом, выстраивать совместные действия.
Систематические занятия хороводами приводят к тому, что в средней группе
дети начинают свободно ходить хороводным шагом с пением под
музыку, и делают это с большим удовольствием. В таком возрасте детям по
силам выучить не только движения, но и текст.
Слова песни лучше разучивать в первой половине дня, а в движении с пением лучше исполнять хоровод во второй половине дня. При разучивании хоровода с 4-5 летними детьми надо обращать внимание на соблюдение всеми ритма, синхронизации пения и движения. Будьте готовы к тому, что не у всех детей это будет получаться.
Некоторые малыши будут стремиться показать свое первенство в группе,
начнут торопиться с пением и движением. С такими детьми желательно
предварительно провести беседу о том, как важно и интересно петь всем
вместе. Возможно, потребуется разучивать с ними хоровод отдельно .
Очень результативной и интересной для детей формой разучивания хороводов является игра "Мы к вам в гости пришли". Старшие дети приходят к маленьким "в гости". Педагоги, предлагают старшим детям разучить (или повторить) с малышами хороводы, которые те уже знают.
Хороводы в старшей группе
Этапы освоения детьми нового хоровода:
-Знакомство с музыкой и текстом новой хороводной песни.
-Разучивание текста хороводной песни.
-Знакомство с движениями и ролями хороводной игры, отработкаэлементов.
-Репетиции и представление хоровода зрителям.
Дети старшего возраста очень быстро выучивают слова. Поэтому с ними
лучше начать с разучивания движений хоровода, а потом закрепить слова.
В качестве домашнего задания можно предложить детям и родителям
разучивать эти хороводы дома, чтобы вместе показать их на празднике в
детском саду.
Дети старшего дошкольного возраста поют и двигаются достаточно
уверенно, поэтому круговой хоровод проводится только вокруг Новогодней
елки. Остальные хороводы желательно исполнять с применением более
сложных фигур. Самым трудным для детей этого возраста является
неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при ориентировке в пространстве. Освоению этих умений в процессе разучивания хоровода требуется отводить достаточно много времени. В период активного освоения хороводы желательно разучивать два-три раза в течение дня, а затем повторять один-два раза в день, когда они уже неплохо исполняются.
Опыт показывает, что в течение одного года дети 2-3 лет с успехом
разучивают один хоровод, дети 3-4 лет два хоровода, дети 4-5 лет 4-5 хороводов, а старшим дошкольникам по силам освоение всех 10 хороводов.
Важно помнить, что осваиваемые хороводы должны нравиться детям. А
также они с удовольствием играют в хороводы, которые разучивали, когда
были еще маленькими. Для старших детей взрослые при желании могут
усложнить фигуры уже разученных хороводов, не меняя при этом музыку и
слова.
Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках,
досугах и развлечениях. Детям очень нравятся организованные для них
хороводные фестивали, а также игры-соревнования между группами. Они
любят водить хороводы у себя в группе между занятиями, на
физкультминутке. Воспитатели часто используют хоровод в качестве
разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...
Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Материал содержит систему работы в средней групппе по теме приобщения детей к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...
НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...
«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Фольклер в ДОУ...
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию. Формирование чувства любви к Родине, родной природе, во...
Педагогический проект на тему: «Фольклор как средство приобщения детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях»
Актуальность. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у детей высокой художественн...