Диагностика коммуникативной компетентности по Дыбиной ОВ.
картотека

Голованова Елена Александровна

Методические рекомендации к процедуре диагностирования.  Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 6—7 лет.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика коммуникативной компетентности по Дыбиной ОВ.

Методические рекомендации к процедуре диагностирования Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 6—7 лет  группы «Почемучки» осуществлась по следующим параметрам:

1.Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

2.Умение получать необходимую информацию в общении.

3.Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

4.Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

5.Умение спокойно отстаивать свое мнение.

6.Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

7.Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).

8.Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9.Умение принимать и оказывать помощь.

10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

По каждому параметру выделялись уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (оценивается в 3 балла) — ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.

Средний уровень (оценивается в 2 балла) — ребенок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.

Низкий уровень (оценивается в 1 балл) — ребенок понимает смысл

предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.

Методический материал по диагностике.

Диагностическое задание 1.

«Отражение чувств»

Цель. Выявить умение детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать о них.

Содержание. Исследование проводились индивидуально. Детям предлагалось рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях, и ответить на вопросы:

—Кто изображен на картинке?

—Что они делают?

—Как они себя чувствуют? Какое у них настроение?

—Как ты догадался(ась) об этом?

—Как ты думаешь, что произойдет дальше?

Оценка результатов:

3 балла—ребенок самостоятельно правильно определял эмоциональное состояния сверстников и взрослых, объяснял их причину и делает прогнозы дальнейшего развития ситуации;

2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;

1 балл — ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не может объяснить их причину и предположить дальнейшее развитие ситуации.

Диагностическое задание 2.

«Не поделили игрушку»

Цель. Выявить умение детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим.

Материал. Коробка, игрушки (по количеству детей), среди которых есть новая привлекательная игрушка.

Содержание. Обращаю внимание детей на коробку с игрушками, предлагаю каждому ребенку выбрать игрушку и поиграть. Если возникала конфликтная ситуация из-за новой игрушки, я, после непродолжительного наблюдения за поведением детей вмешиваюсь и предлагаю всем вместе разобраться в сложившейся ситуации. Можно предложить для обсуждения следующие варианты разрешения конфликта:

—отдать игрушку тому, кто взял ее первым;

—никому не давать новую игрушку, чтобы не было обидно;

—играть всем вместе;

—посчитаться;

—играть по очереди;

— отдать игрушку ребенку, у которого сегодня плохое настроение.

Выслушиваю предложения каждого ребенка.

Дети должны соотнести свое решение с решением других детей и выбрать верное.

Варианты возможных конфликтных ситуаций.

Ситуация «Карандаш»: двоим ребятам предлагается закончить изображение на большом листе бумаги. В коробке карандашей находился один карандаш, привлекающий своей новизной (механический), необходимый обоим детям. Обычный карандаш такого же цвета также находился в коробке.

Ситуация «Коробка без дна»: двоим ребятам предлагается поиграть в строительный конструктор, создать совместную постройку.

 

Я говорю: «Здесь вам будет неудобно строить; возьмите коробку и располагайтесь на коврике». Когда кто-то из детей берет коробку, неплотно прикрепленное дно коробки падает, детали конструктора рассыпаются.

Оценка результатов:

3 балла — ребенок не провоцирует конфликт, в сложившейся ситуации старается найти справедливое решение либо обращается к взрослому;

2 балла — ребенок не провоцирует конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляет: идет на уступки, не отстаивая свое мнение; свои желания подчиняет интересам других детей;

1 балл — ребенок провоцирует конфликт, не учитывает интересы других детей, не способен спокойно высказать свое мнение, к помощи взрослого не прибегает.

По ходу диагностики социально-коммуникативной компетентности детей заполнялась сводная таблица.

Уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности оценивается в соответствии с набранными баллами:

высокий уровень — от 24 до 30 баллов;

 средний уровень — от 16 до 23 баллов; 

низкий уровень — от 10 до 15 баллов.

Качественная характеристика уровней сформированности социально-коммуникативной компетентности

Высокий уровень (24—30 баллов)

Дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; предлагают тему, распределяют работу, роли и т. п., проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия.

Легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, способны заинтересовать перспективами участия в игре, труде; проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей.

Активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам.

В конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.

 Средний уровень (10—15 баллов)

Дети легко контактируют со сверстниками, стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т. е. межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение со взрослым опосредуется совместной деятельностью, отмечаются трудности при вступлении в контакт с незнакомыми взрослыми.

Активность в общении недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).

Знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывают интересы собеседников), замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.

В конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения, свои устремления подчиняют интересам других людей.

Низкий уровень (6—9 баллов)

Дети не вступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально. Не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на своем. Не способны высказать свою точку зрения, в результате провоцируют конфликт.

Не знают нормы организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.

[1]


[1] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика социально-коммуникативной компетентности

Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 5—7 лет осуществляется по следующим параметрам:1.Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, расс...

Презентация: "Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры"

Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры....

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....

"Коммуникативная компетентность воспитателя как условия позитивного социально-коммуникативного развития дошкольников"

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению. Благодаря коммуникативной компетен...

Коммуникативная компетентность воспитателя ДОО как условия позитивного социально коммуникативного развития дошкольников

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению. Благодаря коммуникативной компетентности...

Методика диагностики: игра, как средство развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста осуществляется по следующим параметрам:1.Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустны...

Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника

Диагностическая направленность: изучение представлений о сверстнике (его социальных и личностных качествах), степень дифференцированности и эмоциональное отношение к сверстнику....