Сенсорика
консультация

надежда былинкина

Ценность этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства: цвет, форму, величину, - но и в том, что, благодаря заложенному в играх элементу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorika.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие - предполагает  формирование   у ребёнка  процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и  явлениях окружающего мира. 

Сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно  формируются  эталонные представления о цвете, форме, величине , о признаках и свойствах различных предметов и  материалов, их положение в пространстве.

Занятия по сенсорике, направленны на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: 

-является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

 -совершенствует двигательные функции (развитие общей, ручной, моторики, формирование графомоторных  навыков);

- тактильно- двигательное восприятие,

-развитие слухового восприятия,

-развитие зрительного восприятия,

-восприятие формы, величины, цвета,

-восприятие особых свойств предметов  (вкус, запах, вес),

-восприятие пространства и времени;

-развивает наблюдательность; 
- готовит к реальной жизни; 
- позитивно влияет на эстетическое чувство; 
- является основой для развития воображения; 
- развивает внимание; 
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; 
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; 
- влияет на расширение словарного запаса ребенка; 
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора,самовыражение. 
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.

В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные и речевые умения- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова-названия величин и форм.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Игры, которые способствуют  усвоению сенсорных эталонов, развивают наблюдательность, внимание, влияют на развитие зрительной, слуховой, образной памяти.

«Собери матрёшку» Сначала возьмите 2 матрёшки и соберите их с ребёнком, обращая внимание малыша на размер игрушки, затем добавьте ещё 2 фигурки. Можно помогать ребёнку советом: « Возьми самую маленькую» и т.д. Если ребёнок справляется с заданием, добавьте ещё одну матрёшку.

« Подбери цвет» Приготовьте  по 5 кругов (листиков, грибков, рыбок и т.д.) двух цветов. Положите по одному предмету каждого цвета перед ребёнком и предложите разложить остальные на 2 группы по цвету. Сделайте первый выбор сами,  затем  действует ребёнок. После того, когда  задание выполнено можно,  предложить раскладывать предметы на 3-4 группы.

« Прятки» Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, овалов, треугольников, прямоугольников. Попросите ребёнка «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой , тогда маленькую фигуру не будет видно). Параллельно с понятиями «большой»-«маленький» можно отрабатывать понятие «такой же»: когда ребёнок пытается накрыть одну большую фигуру другой, обратите его внимание на то, что они одинаковые, такие же.

«Подбери образцы»  Приготовьте два мешочка, и в каждый положите образцы ткани различной фактуры. Предложите ребёнку, не глядя, достать образец из одного мешочка и затем искать такой же на ощупь в другом мешочке. Сначала  образцов должно быть 2-3, если же малыш справляется с заданием, количество можно увеличить до 6-7. Обсудите  с ребёнком, какие эти образцы на ощупь: гладкие, пушистые, шершавые и т.д.

«Найди такой же» Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»). 
Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую. 
Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые. 
При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги. 
Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

«Спаси мышку»

Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; упражнять в выделении заданного цвета из нескольких, закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый, зеленый цвета.

Оборудование: плоскостные домики-норки основных цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники «двери» аналогичных цветов.

Ход игры: детям раздаются домики с изображением мышки. У педагога «двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти.

«Сложи картинку»

Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контурную схему; развивать пространственное мышление, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

Оборудование: карточки с изображением игрушек, животных, предметов окружающего мира; детали изображений этих предметов таких же цветов.

Ход игры: дети рассматривают картинку и, ориентируясь на цвет, составляют такое же изображение из предложенных деталей.

«Угадай предмет по контуру и найди на ощупь»

Цель: Учить соотносить зрительный образ предмета с тактильно-дви-гательным.

Оборудование: Точечные изображения предметов, муляжи, «чудесный мешочек».

Ход игры: Перед ребенком карточки с точечным изображением предметов. У педагога «чудесный мешочек» с муляжами. Ребенок угадывает предмет по контуру, называет его, а затем на ощупь находит данный предмет в мешочке, достает его и прикладывает к точечному изображению.

«Найди предмет на ощупь и подбери схему»

Цель: Развивать зрительное восприятие, мышление, учить узнавать на ощупь знакомые предметы.

Оборудование: Карточки – схемы с изображением цвета и формы предметов – овощей или фруктов, муляжи, «чудесный мешочек».

Ход игры: Перед ребенком карточка – схема с изображением цвета и формы предметов. У педагога «чудесный мешочек». Ребенок на ощупь находит предмет, называет и достает его. Затем к предмету находит соответствующую карточку – схему.

«Найди картинку и собери»

Цель: Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.

Оборудование: Емкость с крупой, разрезная картинка.

Ход игры: Перед ребенком емкость с крупой, в крупе спрятаны части разрезной картинки. Ребенку предлагается найти разрезную картинку и собрать ее. При затруднении предлагается образец картинки.

«Слепи снеговика»

Цель: Развитие зрительного восприятия, мышления, мелкой моторики.

Оборудование: Детали снеговика на липучках.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку какое-либо задание. После правильно выполненного задания ребенок получает одну или несколько деталей снеговика (большой круг, маленький круг, морковка, ведро и т.д.). Ребенку предлагается «слепить» снеговика из предложенных деталей.

«Красивый узор»

Цель: Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

Оборудование: Карточки с образцами узоров из геометрических фигур, чистые карточки для детей, геометрические фигуры, тарелочки.

Ход игры: Перед ребенком карточка с образцом узора из геометрических фигур. Чистая карточка и геометрические фигуры на тарелочках. Ребенок выбирает необходимые геометрические фигуры и составляет узор на своей карточке по образцу.

«Разноцветный кубик»

Цель: Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.

Оборудование: Разноцветный кубик, картинки с изображением предметов красного, желтого, зеленого и синего цвета.

Ход игры: Перед ребенком картинки и кубик, грани которого раскрашены в красный, желтый, зеленый и синий цвета. Ребенок бросает кубик и находит (называет) картинку такого цвета, который выпал на кубике.

Ценность этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства: цвет, форму, величину, - но и в том, что, благодаря заложенному в играх элементу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по сенсорике в 1 младшей группе. Педагог Бойкова О.В.

Организованная образовательная деятельность с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие детей в процессе игры с "Волшебной картиной". Картина создана самим педагогом....

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Снеговики в гостях у ребят>>

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Cнеговики в гостях у ребят>>...

Конспект занятия по сенсорике в 1-й младшей группе

Занятие по ознакомлению детей с основными цветами (красный, желтый, синий) и различными предметами....

Венгер. Сенсорика. 2 мл гр.

Занятия программы "Развитие" по сенсорике....

Занятие по сенсорике

ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРИКЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей по сенсорике

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Проект по сенсорике "Веселая сенсорика"

Актуальность проекта. В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста.Сенсорная культура ре...