Стили общения педагогов с детьми
методическая разработка
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу. Так как именно он является профессионалом и официальным представителем Образовательного учреждения. Дается человеку от природы умение общаться? Или ему необходимо учиться?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stil_obshcheniya_s_detmi_seminar.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Стили общения
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу. Так как именно он является профессионалом и официальным представителем Образовательного учреждения. Дается человеку от природы умение общаться? Или ему необходимо учиться? Что такое общение?( дать определение).
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции.
Первая функция – « Открытие ребенка на общение» - призвана создавать комфортные условия на занятиях ( в состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными)
Вторая функция – « соучастие» ребенку в педагогическом общении» - проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Реализуя данную функцию общения ,педагог помогает ребенку справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути « восхождения к культуре человечества»
Третья функция – « возвышение» ребенка в педагогическом общении – понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.
Проблема стилей руководства. Стилей общения педагога с детьми была поставлена за рубежом в 30 г. американским психологом К.Левиным. Выделяют три стиля профессионального общения: демократический, авторитарный, либеральный ( педагоги характеризуют каждый из видов).
Теория и практика педагогической деятельности рассматривают общение как специфическое взаимодействие « лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств ( речевых, мимических, пантономических) Оно может быть как включенным в другую деятельность так и проявляться самостоятельно
Предлагают следующие характеристики профессиональной позиции педагога ( стили общения)
Первая позиция – дистанционная –определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основные признака: «далеко, « близко», «рядом». «Далеко» - отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное исполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко» - «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы
Дистанция «Рядом» предполагает уважительное отношениек своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, прнятие их интересов и чаяний.
Вторая позиция – уровневая - характеризует иерархическую связь педагогов и воспитанников в их взаимодействии, т.е. это расположенность субьектов друг к другу по вертикали: «на», «под», «наравне».Для положение «над» характерно административное давление на ребенка, т.к. « он мал, неопытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребенка; чаще всего такой педагог « обслуживающий персонал», потакающий любому капризу ребенка. Положение « наравне» - это признание Человека в ребенке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон.Только в исключительных случаях педагог позволяет занять себе позицию « над». ( в каких?)
Третья позиция – кинетическая ( движение) – положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели: « Впереди», « сзади», « вместе». Позиция « Впереди» - выражает авангардную роль педагога. Он ведет за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается в характеристики « сзади». « Вместе» - оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения цели. Какая позиция наиболее оптимальна? Думается, однозначного выбора здесь быть не может. В главном – педагог «впереди», в мелочах – « сзади», в целом « вместе» с детьми он идет по жизни, преодолевая с ними ее препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой выбор. Позиция эта динамична. Составьте эталонную позицию педагога( учитывая все 3). Эталонной можносчитать позицию: « рядом», « наравне», «вместе» , но чуть «Впереди» .
В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. « Высокая техника педагогического общения – не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства. Именно поэтому отработка навыков общения становится первоочередной задачей педагога, стремящегося к эффективному взаимодействию с коллегами. С детьми и их родителями. В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнеров по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия – является знание структуры общения. Выделяют три стороны общения: интерактивное, перцептивное, коммуникативное.
Перцептивная сторона общения - восприятие человека человеком в процессе общения.
Коммуникативная сторона – процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями. – это то, что мы говорим.
Интерактивная сторона – организация совместной деятельности, взаимодействия в разговоре.
Традиционно все средства общения делятся на вербальные, невербальные, паралингвистические. К вербальным – относим слова, к невербальным – жесты, мимика, дистанция , к паралингвистическим – тембр, темп, интонация, паузы.
Благодаря наблюдению за невербальными средствами общения нам удается подчерпнуть огромный запас информации о партнере.
Упражнение « Памятка коллеге»
Перед Вами список некоторых образцов проявления мимики и демонстрации поз, жестов. Которые используют педагоги в процессе общения с родителями. Прочтите, пожалуйста. Внимательно этот список и решите, полный ли он. Если нет – добавьте, пожалуйста. Несколько своих примеров невербального общения.
ВЗГЛЯД:
- Постоянная легкая улыбка на лице
- взгляд сверху вниз
- Взгляд « глаза в глаза»
- Взгляд в сторону
- «Бегающий взгляд»
- Пристальный взгляд в лицо собеседника
- Пристальное разглядывание деталей одежды собеседника
ПОЗЫ, СИДЯ ЗА СТОЛОМ:
- Одна рука лежит на столе, другая – подпирает щеку
- Руки лежат на столе. Пальцы легонько постукивают по поверхности стола
- Руки на столе, жест «пирамида»
- Машинальное рисование
ПОЗЫ, СИДЯ В КРЕСЛЕ ИЛИ НА СТУЛЕ:
- Легкий наклон туловища вперед или по направлению к собеседнику.
- Поза «Нога на ногу»
- Корпус откинут назад, тело полностью расслаблено
- Корпус откинут назад, нога на ногу, руки за головой
ПОЗЫ ,СИДЯ ИЛИ СТОЯ:
- Руки скрещены на груди
- Руки за спину
- Педагог держит журнал, книгу или другой предмет перед собой двумя руками
- 4. Неоднократное использование жеста « указующий перст»
- Педагог постоянно посматривает на часы
- Постоянные вздохи
- Застывшая поза
А теперь оцените, пожалуйста, все жесты с точки зрения целесообразности их использования в общении « педагог-родитель» по следующим критериям:
«+» - жесты, поза и мимик, способствующие созданию доброжелательной атмосферы.
«-» - жесты, не способствующие созданию доброжелательной атмосферы
«Н» - нейтральные жесты, позы, мимика.
В каждой подгруппе смоделируйте ситуацию с применением указанных жестов ( по выбору)
Игра « Перебежки»
Участники игры разбиваются на пары В круг ставят стулья по количеству пар участников. Один сидит на стуле, а другой стоит у него за спиной , опустив руки. Сидящие в кругу делают друг другу определенные знаки, например подмигивание, притопывание и т.д., что означает « Давай меняться местами!».Задача каждого стоящего во внешнем круге вовремя понять намерения партнера и положить ему руки на плечи. Удерживать партнера силой нельзя Затем игроки меняются ролями.
Упражнение « Памятка коллеге»
Перед Вами список некоторых образцов проявления мимики и демонстрации поз, жестов. Которые используют педагоги в процессе общения с родителями. Прочтите, пожалуйста. Внимательно этот список и решите, полный ли он. Если нет – добавьте, пожалуйста. Несколько своих примеров невербального общения.
ВЗГЛЯД:
- Постоянная легкая улыбка на лице
- взгляд сверху вниз
- Взгляд « глаза в глаза»
- Взгляд в сторону
- «Бегающий взгляд»
- Пристальный взгляд в лицо собеседника
- Пристальное разглядывание деталей одежды собеседника
ПОЗЫ, СИДЯ ЗА СТОЛОМ:
- Одна рука лежит на столе, другая – подпирает щеку
- Руки лежат на столе. Пальцы легонько постукивают по поверхности стола
- Руки на столе, жест «пирамида»
- Машинальное рисование
ПОЗЫ, СИДЯ В КРЕСЛЕ ИЛИ НА СТУЛЕ:
- Легкий наклон туловища вперед или по направлению к собеседнику.
- Поза «Нога на ногу»
- Корпус откинут назад, тело полностью расслаблено
- Корпус откинут назад, нога на ногу, руки за головой
ПОЗЫ ,СИДЯ ИЛИ СТОЯ:
- Руки скрещены на груди
- Руки за спину
- Педагог держит журнал, книгу или другой предмет перед собой двумя руками
- 4. Неоднократное использование жеста « указующий перст»
- Педагог постоянно посматривает на часы
- Постоянные вздохи
- Застывшая поза
А теперь оцените, пожалуйста, все жесты с точки зрения целесообразности их использования в общении « педагог-родитель» по следующим критериям:
«+» - жесты, поза и мимик, способствующие созданию доброжелательной атмосферы.
«-» - жесты, не способствующие созданию доброжелательной атмосферы
«Н» - нейтральные жесты, позы, мимика.
В каждой подгруппе смоделируйте ситуацию с применением указанных жестов ( по выбору
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Стиль общения педагога с ребёнком"
Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной раб...
Оценка эффективности стиля педагогического общения педагога с детьми
Прочитайте утверждения и соотнесите их с собственным опытом работы, оцените. Итоговое число свидетельствует об уровне эффективности Вашего педагогического общения....
Здоровьесберегающий стиль общения педагога с детьми, коллегами и родителями как необходимое условие сохранения всех субъектов педагогического взаимодействия
СодержаниеСущность общения и факторы, его ………………………………….………………….3 Здоровьесберегающее сопровождение ребенка…………………………………...……5 Типы сигналов тела……………………………………………………………………..7 Типы манип...
Консультация для воспитателей "Стиль общения педагога с детьми"
Профессиональная деятельность педагога – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательного...
Партнерский стиль общения педагога с детьми
По требованию ФГОС ДО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр....
Стили общения педагога с детьми.
Раскрытие понятия педагогического общения. Стили и возможные варианты взаимодействия с детьми дошкольного и школьного возраста, направленные на обеспечение эффективности обучения, на установление гума...
Консультация для педагогов "Стиль общения педагога с детьми"
Консультация для педагогов "Стиль общения педагога с детьми"...