ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
статья
Целью статьи является рассмотрение теоретических основ синкретического воспитания детей, результат которого направлен на формирование духовного и физического совершенства личности. Большое значение приобретает подготовка квалифицированных специалистов, призванных осуществлять процесс синкретического воспитания детей, распространять высокохудожественные образцы музыкального искусства, прививать детям интерес и любовь к музыке, которая способствует пробуждению здоровых механизмов защиты организма и дает оздоровительный и воспитательный эффект.
Одним из вариантов использования потенциала музыкального искусства в синкретическом воспитании является фоновая музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях. Фоновая музыка может влиять на процесс учебы, запоминание и вспоминание, на производительность во время решения контрольных задач и на внимание в задачах когнитивного наблюдения. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия: она создает благоприятный эмоциональный фон, способствует устранению нервного напряжения; развивает воображение, повышает творческую активность; активизирует мыслительную деятельность, улучшает качество усвоения знаний;
Как цитировать статью: Лабинцева Л. П. Потенциал музыкального искусства в воспитании детей // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 1 (46). С. 32-43.
предупреждает усталость, утомляемость. Предложены такие методы и формы влияния музыки на здоровье детей:
— во внеурочной деятельности — содружество любителей музыки; фольклорное объединение; хоровая студия; оркестр шумовых инструментов;
— на учебных занятиях — использование фоновой музыки (при изложении нового материала); физкультминутки; флэшмоб; пение правил, предложений на уроках гуманитарного цикла; создание личных альбомов детей (музыка здоровья, музыка настроения, музыка интеллекта); создание синкретической комнаты (цветомузыка, музыкальные подборки с определенным воздействием музыки на организм, настроение, интеллект, общение, релаксацию).
Расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведут к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой синкретического воспитания детей.
Ключевые слова: музыка, синкретическое воспитание, здоровье детей, калокагатия, методы, формы, фоновая музыка.
Актуальным вопросом системы образования и воспитания становится обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей. На сегодняшний день в стране приняты государственные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни; создана сеть центров здоровья, функционируют разнообразные спортивные клубы, но значительных положительных сдвигов в улучшении физического, духовного, психического, социального здоровья детей не происходит. На фоне этих проблем в педагогической науке идут серьезные поиски путей совершенствования воспитания детей.
Системный анализ философской, социально-педагогической, психологической, медицинской, валеологической литературы доказывает, что сегодня продолжается новый этап в научном исследовании феномена здоровья. Проблема здоровья активно разрабатывалась известными философами, культурологами, психологами, педагогами: В. П. Казначеевым, В. И. Климовой, В. А. Скуминым, В. Ф. Фроловым, Т. Т. Ротерс, В. Л. Леви и др.
Весомым фактором улучшения психического состояния и физического здоровья детей является широкое использование в процессе воспитания средств музыкального искусства. Развитие слуховой чувствительности способствует пробуждению здоровых механизмов защиты организма и дает оздоровительный и воспитательный эффект.
В исследованиях Н. А. Фудина, О. П. Тараканова, С. Я. Классик дока-
зано положительное влияние музыки на повышение тонуса головного мозга в состоянии стресса, . Исследования И. В. Темкина показывают изменения вегетативных реакций организма в зависимости от характера музыки. Н. Н. Захарова, В. М. Авдеева указывают на функциональные изменения в центральной нервной системе при восприятии музыки, а В. А. Бианки и П. А. Шарапова отмечают усиление эмоционального возбуждения, внимания, увеличение работоспособности.
Однако большинство диссертационных работ и научных трудов сосредоточено на решении тех или иных аспектов проблемы, что не оказывает должного влияния на реализацию воспитательных задач, всех компонентов многоуровневой системы воспитания школьников. Учитывая вышесказанное, мы предлагаем разработать пути синкретического воспитания детей, результатом которого мы видим личность, которая сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту, интеллект, интеллигентность и физическое совершенство.
В связи с этим целью статьи является рассмотрение теоретических основ синкретического воспитания детей.
Раскроем значение понятия «синкретическое воспитание». Непосредственно «синкретический — от греч. 8упкгеЙ8шо8 — соединение, объединение». Среди многочисленных определений в философии, лингвистике, религии, психологии мы за основу взяли искусствоведческое объяснение этого понятия, а именно: синкретизм — сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов; означает согласованность и единство. В данном случае речь идет о влиянии музыки на здоровье человека, в частности детей.
В нашем понимании синкретическое воспитание детей способствует созданию наиболее эффективных условий для их физического развития, осознанию средств и методов влияния музыки на здоровье учащейся молодежи.
Сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся. Вопрос о коррекции здоровья детей очень актуален. Ребенок не может состояться как личность, если он нездоров — в связи с этим возникают проблемы социальной адаптации. Не секрет, что мы создаем новое, генетически нездоровое поколение, чему способствует влияние техногенных факторов, век скоростей, перенасыщение информацией, компьютеризация. Из создавшейся ситуации возможно найти выход — это использование здоровьесберегающих му-
зыкальных технологий или, проще говоря, — воздействовать музыкой на физическое, интеллектуальное и духовное развитие детей. Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.
Феномен музыкального воздействия ученые (И. В. Тарханов, Л. П. Новицкая, Н. Н. Захарова) объясняют таким образом: «Организм человека — это система вибрирующая. А музыка — это тоже вибрация, только упорядоченная, определенным образом синхронизированная. Она вносит порядок в нашу систему, настраивает ее на определенный лад, влияет на настроение и работу внутренних органов и систем. Любые болезни проявляются как вполне определенные диссонансы, возникающие вследствие разбалансировки больного органа со здоровым организмом. Музыка может провоцировать процесс десинхронизации, что приводит к болезни, а может и наоборот — гармонизировать организм, поддерживая в человеке здоровье» [4; 8].
Например, музыка с ритмом 60 ударов в минуту — как медитация — замедляет бета-волны в головном мозге, и мозг в таком расслабленном состоянии прекращает испытывать стресс и стабилизируется. Именно поэтому прослушивание музыки с таким ритмом позволяет избавиться от нервозности и тревоги, улучшить трудоспособность и внимательность, нормализовать общее состояние и вернуть чувство умиротворения.
Еще в древности выделяли три направления влияния музыки на человека: на духовную сущность человека; на его интеллект; на его физическое совершенство.
Здесь уместно будет вспомнить термин калокагати'я (др.-греч.— «прекрасный и хороший», «красивый и добрый») в древнегреческой культуре — гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека. Слово возникло в повседневном языке, но использовалось как термин в философии Платона и Аристотеля. Платон считал, что ритмы и лады музыки, достигая глубин души, воздействуют на мысль, делая ее «сообразной им самим», и музыка выступает главным способом воспитания гармоничной личности [5, с. 129]. Аристотель утверждал, что поскольку музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, что она должна быть включена
в число предметов воспитания молодежи [1]. То есть идеал калокагатии повлиял на создание идеала гармонично развитой личности.
Всем известно, что Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Пифагорейцы проводили занятия математики под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Это указывает на то, что музыка обладает не только воспитательной ролью и оздоровительным эффектом, но и играет очень важную роль в развитии мыслительной деятельности.
Заметим, что в культуре древних цивилизаций музыка представлялась как модель мира, способствующая познанию его законов, и как сильнейшее магическое средство воздействия на природу и на человека. Подобный подход определен нами как синкретизм «науки — религии — искусства», который затем с некоторыми модификациями был перенесен в средневековую культуру с перевесом в сторону религии.
Эпоха Возрождения изменила принципы синкретичности Средневековья. И огромное значение в этом прогрессивном процессе имеет искусство Италии, прежде всего открытие Дж. Царлино (XVI в.), который в «Установлениях гармонии» представил новую тональную систему с двумя основными наклонностями — мажором и минором. Мажор и минор обобщили исторически предшествующие им лады (лидийский, дорийский, миксолидийский и др.), но одновременно стали воплощением принципиально новой организации строя, которая воплощала изменения, происходившие в самом диссонантном человеческом мировосприятии. В отличие от средневековых эстетов Дж. Царлино считал, что мир полон гармонии и объективная гармония мира сопряжена с гармонией человеческой души
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_chuvstva_dobrye_ya_liroy_probuzhdal.doc | 51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный ринг «Два рояля»
Цель: Развитие вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально – дидактическую игру.
Задачи:
1. Закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки в вокальной деятельности.
2.Учить детей активно применять в новых для себя условиях вокальные способности.
3. Воспитывать желание добиваться хороших результатов в соревновательных мероприятиях.
4. Вызывать у детей положительно-эмоциональный настрой.
Оборудование.
- Подставка для экранов.
- Экраны с цветными нотками, скрипичным и басовым ключом, музыкальными инструментами (6штук).
- Два столика.
- Два детских рояля красного и чёрного цвета.
- Шесть пластмассовых шаров.
- Электронная музыкальная игра «Оркестр».
- Металлофон
- Колпак и палочка для игры «Комплимент».
Игра состоит из трёх туров. В каждом туре команды получают шары в качестве баллов за правильные ответы. Дети заранее распределены на две команды, на груди у них эмблемы с изображением нот чёрного и красного цвета.
Дети входят в музыкальный зал, здороваются с присутствующими.
Музыкальный руководитель: Дети, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам игру «Два рояля», на которой мы узнаем, какая из команд лучше умеет петь, играть и танцевать. Справа от меня команда «Красного рояля», слева – команда «Чёрного рояля». Предлагаю командам поприветствовать друг друга.
Игра «Здравствуй».
Ход игры: Дети становятся в два концентрических круга, под музыку идут в разных направлениях и поют:
Весело шагают девчонки и мальчишки,
Друга выбирают наши ребятишки.
Останавливаются, дети внутреннего круга поворачиваются лицом к детям внешнего круга, образуют пару с напротив стоящим ребёнком.
Здравствуй, здравствуй,
Здравствуй, милый друг.
Пожимают друг другу руки (сначала правые, потом – левые)
Здравствуй, здравствуй!
Выполняют два пружинящих полуприседания, взявшись за руки.
Посмотри вокруг.
Разводят руки в стороны.
Здравствуй, здравствуй!
Выполняют два пружинящих полуприседания, взявшись за руки.
Мне ты улыбнись.
Покачивают головой из стороны в сторону.
Здравствуй, здравствуй!
Выполняют два пружинящих полуприседания, взявшись за руки.
Головкой поклонись.
Кланяются друг другу.
Музыкальный руководитель: Прошу занять свои места. (дети садятся).
Хочу представить вам членов нашего жюри, которые будут оценивать ваши ответы. Это…
И я попрошу жюри ознакомить команды с правилами нашего музыкального ринга.
Жюри: Правила игры простые: открываете экран, выполняете соответствующее задание, а за каждое правильно выполненное задание вам будут вручаться вот эти шары. В конце игры посчитаем, у какой команды их будет больше, та и победит.
Музыкальный руководитель: Итак, первый тур. Экран открывает команда «Красного рояля». Договоритесь, кто из вашей команды будет открывать экраны.
Детям предлагается два экрана с изображением скрипичного и басового ключа. Ребёнок выбирает один из экранов.
Музыкальный руководитель: На этом экране зашифрована музыкальная игра, которую вы узнаете по мелодии.
На металлофоне звучит музыкальный фрагмент мелодии игры «Ама-лама».
Игра «Ама-лама». Американская детская песенка.
Дети поют её, сопровождая текст движениями.
1. Просыпается листва и проснулся паучок,
Вот проснулась голова, и проснулся язычок.
Припев: Ама-лама-лама, Чоко, бала-бама,
Эки, вэки, буки.
Ама, лама-лама, чоко, балабама,
Онэ, коко-юки.
2. Прыгаю кузнечики, зажужжали мухи.
Просыпайтесь, плечики, просыпайтесь, мухи.
3. Вот проснулся муравей и сороконожки.
Просыпайтесь поскорей, пяточки и ножки.
Музыкальный руководитель: Команде «Чёрного рояля» достаётся экран с вокальным упражнением «Веники».
Упражнение «Веники».
Дети встают и поют:
Веники, веники, веники – помелики
На печи валялися, с печки оборвалися.
Кум Гаврила, кум Гаврила,
Я Гавриле говорила. – Упражнение исполняется трижды с ускорением
темпа и чёткой дикцией.
Музыкальный руководитель: Итак, счёт открыла команда «Красного рояля. Второй тур начинает команда «Чёрного рояля», и я предлагаю вам открыть один из этих экранов. (на экранах изображены струнные и ударные музыкальные инструменты) Вам предстоит угадать звучание музыкальных инструментов.
Дети называют экран, определяют звучание бубна, музыкального молоточка при помощи электронной музыкальной игры «Оркестр». Двое детей, угадавших инструменты, становятся «музыкантами».
Проводится игра «Весёлые музыканты».
Используется музыка с диска №1 для средней группы к серии сборников «Праздник каждый день» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева).
Ход игры:
Все дети образуют два круга, идут по кругу, взявшись за руки, музыканты ходят между кругами, приговаривая: (Диск 1, трек 34.)
Мы по улице гуляем
Хороводы выбираем.
Где весёлый народ –
Тут наш будет хоровод.
Все останавливаются, а музыканты, стоя каждый перед своим кругом, говорят:
Выше руки поднимайте,
Музыканта в круг впускайте. (заходит в круг)
Я сыграю вам сейчас,
А вы все пускайтесь в пляс.
Музыканты играют на инструментах, все дети танцуют.( Диск 1, трек 8.)
Музыканты:
Ох, устал я играть.
Я пойду отдыхать.
Дети: А мы тебя не выпустим!
Музыканты пытаются выбежать из круга, дети препятствуют.
(Диск1, трек 44.
Игра повторяется трижды и каждый раз музыканты меняются, передавая музыкальные инструменты другим детям. Затем музыканты собираются в центре зала и говорят:
В хоровод большой вставайте,
Пляс весёлый начинайте.
Дети образуют один большой круг, музыканты в центре. Игра заканчивается общей пляской. (Диск1, трек 8).
Музыкальный руководитель: Третий тур начинает команда «Красного рояля», на экранах зашифрованы знакомые вам песни. (два экрана с нотами разного цвета). Но к исполнению песен нужно приготовиться, поэтому предлагаю вам встать на музыкальную разминку.
Фонопедическая разминка.
Разминка проводится под музыку Г.Гладкова «Первые шаги», диск «Весёлая детскотека», трек 23. На нечётные такты музыки движения и звуки показывает музыкальный руководитель, на чётные – их повторяют дети.
1такт. Хлопки 1-2, 1,2,3. (два длинных, три коротких.)
3такт. «Греем руки» один теплый выдох на руки, трём
ладошки и три резких выдоха.
5такт. Ма – ма,(медленно) ма-мэ-ми-мо-му (быстро).
7такт. «Поцелуй» 1-2, 1,2,3. (два длинных, три коротких.)
9такт. «Лошадка» 1 - «цоканье» языком на улыбке, 2 -
вытянув губы трубочкой.
11такт. З – с, З – с на «с» приставить указательный палец к
губам.
13такт. «Машина» на звук «ж» вращаем «руль».
15такт. Пиу - правая рука поднимается резко вверх.
Бум - рука резко опускается вниз.
Пиу – бум, то же левой рукой.
17такт. У…(4 пальца к шекам, страшно), А…(руки развести в стороны).
О…(схватиться за голову), Э…(радостно раскрыть руки).
19так. Ха-ха, (длинные звуки). Ха-ха-ха (на сильном выдохе).
21такт. Хи-хи (длинные звуки), хи-хи-хи-хи-хи (весело).
23-24 такты. Я люблю петь! - говорят одновременно с музыкальным
руководителем.
Музыкальный руководитель: Итак, право открыть следующий экран предоставляется команде «Красного рояля», (дети называют экран с нотками красного или синего цвета). Поздравляю! Вы открыли экран с весёлой песней «Кот в сапогах», исполните её, пожалуйста.
Песня «Кот в сапогах» сл. С. Плакутиной, муз. Е. Беловой.
Музыкальный руководитель: А команда «Чёрного рояля» исполнит песню
Песня «Принимаю я парад» сл.Е. Шкловского, муз. О. Девочкиной.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, все экраны открыты, выполнены все задания и пока жюри подсчитывают баллы, я предлагаю обеим командам отгадать загадку. Будьте внимательны.
Лучше её не бывает на свете,
Знают с рожденья об этом все дети.
Порой мы бываем, капризны, упрямы,
Но всё нам прощает любимая…(мама).
Музыкальный руководитель: Предлагаю заключительную песню спеть всем вместе.
Песня «Колыбельная для мамочки» сл. и муз. Е. Шестаковой.
Предоставляется слово жюри, подводится итог игры, объявляется результат, команды принимают поздравления.
Игра «Комплимент»
Ход игры: Дети становятся в круг, в центре – водящий с большим колпаком на голове, закрывающим глаза, дети идут по кругу и поют на русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде»:
Раз, два, три, четыре, пять.
Постарайся угадать,
Кто сейчас тебя поздравит,
Комплимент тебе подарит.
Один из детей называет водящего по имени, тот определяет по голосу, кто его позвал. Водящего меняют, игра повторяется.
Музыкальный руководитель: Я тоже хочу подарить всем вам комплимент: вы самые весёлые, умные и талантливые дети. А сейчас покажите мне правую руку…, левую руку… и дружно поаплодируйте друг другу. А в качестве награды мы дарим вам эти замечательные музыкальные инструменты – два рояля. Игра окончена. До свидания!
Дети под музыку уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место народного искусства в воспитании детей детского сада
Доводы о небходимости знакомства детей дошкольного возраста с народным искусством: росписями, сказками,игрушками, музыкой-как средством формирования внутренней культуры и сохранения традиций....
Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание детей
Консультация для воспитателей о роли народного искуства в воспитании дошкольников...
Народное искусство в воспитании детей дошкольного возраста.
Народное искусство в воспитании детей Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества пере...
ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Целью статьи является рассмотрение теоретических основ синкретического воспитания детей, результат которого направлен на формирование духовного и физического совершенства личности. Большое значение пр...
Родительское собрание тема: "Народное искусство в воспитании детей"
родительское собрание показало необходимость читать детям сказки. потешки . песенки. рассматривать с детьми поделки народных мастеров. Всё это положительно влияет на развитие коммуникативн...
ЭССЕ на тему: «Великое искусство воспитателя - воспитание детей»!
Краткое филосовское сочинение представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения....
Эссе «Великое искусство воспитателя — воспитание детей»
Эссе «Великое искусство воспитателя — воспитание детей»«Великое искусство воспитателя - воспитание детей»!«Человек, который посвятил свою жизнь развитиюи становлению личности ребенка в первуюочер...