ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья

Статья освещает актуальные проблемы воспитания активного, ответственного гражданина, патриота своей страны, подготовки дошкольника к жизни в условиях современного общества.       Обновление содержания и методов работы  с детьми  по  гражданскому и  патриотическому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5d67dc1a63288.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

 ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Статья освещает актуальные проблемы воспитания активного, ответственного гражданина, патриота своей страны, подготовки дошкольника к жизни в условиях современного общества.         Обновление содержания и методов работы  с детьми  по  гражданскому и  патриотическому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»
академик
Д.С. Лихачёв.

  Национальная доктрина образования, являющаяся основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направление  его развития до 2025 года, определяет основные цели воспитания и обучения. Одним из них является: «Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».

Принципы государственной политики в области образования, провозгласившего гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования определены Законом РФ «Об  образовании» (раздел 1, ст.2)

Одними из принципов дошкольного образования  согласно ФГОС ДО являются:

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»;

-«учет этнокультурной ситуации развития детей». [ ФГОС ДО, п.1.4 ] 

Сам стандарт направлен на решение в том числе и следующей задачи: «обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)»; «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». [ФГОС ДО, п.1.6 «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста»  предполагают  «создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья»   [ФГОС ДО, п.3.2.5.

Любовь к Отчизне – является мерилом   высшей нравственности человека. Патриот не может поставить выше ценностей Родины материальные блага, человек   любящий национальную культуру – любит   свой народ, свой многонациональный край и свою страну. Муса Джалиль, являясь национальным поэтом,  будучи на фронте,  писал супруге: «А то просто обидно: здесь же рядом земляки творят чудеса, храбро истребляя гадов-фашистов, а я их родной поэт, к тому же журналист, не связываюсь с ними и молчу об их отважных победах. Это только потому, что я не имею формальных оснований попасть именно туда» [5, 77] . Один из ярчайших представителей  национальной интеллигенции, основоположник Татарского национального театра, поэт-герой, фронтовик,  не видевший себя отдельно  от своего народа, в то же время являлся  патриотом своей страны, отдавший за нее жизнь, гражданином мира, гуманистом.

Сложно переоценить роль патриотического воспитания в многонациональной стране, многонациональном регионе. Успешное реализованное воспитание в дошкольном возрасте является благодатной почвой для воспитания осознанного чувства патриотизма и гражданской ответственности.

Занимаясь воспитанием гражданских и патриотических чувств у дошкольников  в условиях региона, каким является Татарстан, мы преследуем следующую цель:

-воспитание активного, ответственного гражданина, патриота своей страны, подготовка дошкольника к жизни в условиях современного общества.

Для достижения данной цели необходимо:

  • обновление содержания и методов работы  с детьми  по  гражданскому и  патриотическому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию самооценки, чувства  собственного достоинства;
  • содействие постоянному обогащению предметно-развивающей среды, направленной на формирование будущего гражданина;
  • знакомство дошкольников с культурно-историческим наследием страны, региона;
  • развитие самосознания, свободы самовыражения и творчества;
  • изучение прав человека дошкольниками через игровые технологии;
  • повышение политической и правовой культуры педагогов и родителей, совершенствование профессиональной компетентности педагогов;
  • обучение детей творческому и ненасильственному решению конфликтов и проблем, воспитание  терпимости к чужому мнению;
  • последовательное конструирование процесса взаимодействия с семьей каждого воспитанника для объединения усилий по гражданско-патриотическому воспитанию детей.

Воспитание  патриотических чувств – возможно только  при неразрывном при этом воспитании нравственных качеств.

Нравственные качества не возникают естественным путем. Становление их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспитания, от условий в котором живет ребенок.

Академик Д.С.Лихачев писал в своих письмах «Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным... и т.д. и т.п.— все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.» [4, с.34] 

Сострадание  - главный ключ к успешному воспитанию нравственных качеств. Сострадая, ребенок проживает ситуацию, через которую прошли фронтовики, дети войны; сострадание дает возможность ощутить детям ненадолго  груз лишений и потерь, сострадая,  дети учатся сопереживать, обретают возможность    соучастия.  

Сопереживание членам своей семьи, своим землякам, соотечественникам дает эту почву  для соучастия в судьбах своей страны.

За что я родину люблю?

За то ли, что шумят дубы?

Иль потому, что в ней ловлю

Черты и собственной судьбы?

 (Твардовский А. Т.)[7,463].
Одним и таких ярких примеров соучастия народных масс  является народное движение «Бессмертный полк». Участие огромного количества   людей совершенно разного возраста, вероисповедания и социального положения в Народном марше 9 мая 2015 года,  свидетельствует о возрождении патриотизма и гражданских чувств в сегодняшней  России. «В начале ХХI века в Российской Федерации  в новых социально-экономических условиях происходит возрождение системы гражданского и патриотического воспитания и  идет поиск новых форм и методов работы по воспитанию молодежи.  В России получили развитие различные патриотические организации, направленные в том числе и  на преодоление кризисных явлений в нравственном воспитании молодого поколения и переоценку потребительских отношений в современном обществе» [1, с.1-2] 

В содержании ФГОС отмечается  необходимость активизации процесса воспитания патриотических чувств дошкольника. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Возникают возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Именно в этот отрезок жизни человека происходит формирование духовности , эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Создаваемые в процессе воспитания образы очень ярки и сильны, и их воздействие трудно переоценить.

Гражданское-патриотическое  воспитание является  личностно-ориентированным воспитанием, направленным на развитие нравственных социальных свойств дошкольника: быть частью своего народа, страны, быть готовым трудиться на благо своей Отчизны. Дети узнают символику государства, владеют элементарной правовой информацией, уделяют внимание культурным традициям, знакомятся с устным и народным наследием своих народов , усваивают понятие  «толерантность» - терпимость, которая органично в них присутствует, владеют основными понятиями о сообществах (семья, друзья, группа, соседи), имеют представление о о взаимосвязи и взаимозависимости всего человечества.

Таким образом, организация  гражданского - патриотического  воспитания в условиях МБОУ для детей с ОВЗ неразрывно связана с каждодневным  систематическим и целенаправленным трудом по воспитанию и развитию маленького человека.

Достигается это посредством  различных форм работы с детьми с ОВЗ, через познавательные беседы, рассказы, ситуативный разговор, проблемные ситуации, драматизации, рассматривание, наблюдения, экскурсии,  развлечения и праздники, игровую деятельность (развивающая игра, подвижные, ролевые игры); исследовательскую, проектную, изобразительную, конструктивную, трудовую, интегративную виды деятельности, игру-экспериментирование и  опыты,  создание коллекций.

Любые национальные, патриотические чувства начинаются с малой Родины. «С чего  начинается Родина?» - с первых слов на родном языке, с первых игр на родной улице, в родном саду,  с семьи ребенка, с детского сада, в котором дошкольник проводит значительную часть своей жизни.

Старшие дошкольники через рассказы, беседы знакомятся с историей города, с его достопримечательностями, интересными людьми, прославившими свой край, с особенностями животного и растительного мира, с памятниками природы. Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства.

 Беседы во время прогулки помогут узнать о красоте родной природы, диалог с воспитанником после выходных о народном празднике, который он посетил вместе с семьей.

В непосредственной образовательной деятельности дети получают знания о своем родном крае, иллюстрируют праздники, рисуют картины родной природы, города, портреты членов семьи,  лепят предметы быта, конструируют улицы родного города, узнаваемые здания. При ознакомлении детей с родным городом эффективным методом является моделирование: схемы улиц с номерами домов, изготовление макетов узнаваемых зданий. В дошкольном возрасте дети получают  первый опыт в проведении экспериментирования: у ребенка накапливаются  впечатления от разнообразия красоты родного края, природных явлений. Опыты и экспериментирование находят широкое применение в различные режимные моменты: игры-эксперименты  «Что тяжелее: вода  или дерево?», «Почему вода замерзает?»,  «Что из чего сделано?», на прогулке «Как летит пух одуванчика?», «Из какого снега слепим снеговика?»,  «Куда дует ветер?», «Парашют», «Солнечный зайчик» и другие. Опыты и экспериментальная деятельность  детей  становятся толчком для начала их коллекционной деятельности. Дети начинают собирать камни, шишки интересной формы, листья и растения для гербария.

Игра является основной деятельностью дошкольников, выполняет важную роль в воспитании национальных и гражданско-патриотических качеств. Используются такие ролевые игры, как «Семья», «Магазин», «Строитель»,  «Больница»; развивающие игры «Узнай время года», «Собери картинку», «Кому что нужно?», «Когда это бывает?»; народные подвижные игры «Салки», «Кошки-мышки»,   «Гуси-лебеди», «Улетели-улетели», «Габдулла», «Волк-медведь» и другие.

Регион Поволжья  и    республика Татарстан – являются примером  толерантного отношения народов к друг другу. Дети с рождения непосредственно воспитываются в духе мира, международного взаимопонимания и сотрудничества.

В нашем детском саду открыт краеведческий музей, это обучающая и развивающая среда, которая дает хорошие результаты в патриотическом воспитании дошкольников. Материалы музея представлены в доступной дл детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей нашего города, края и народов Поволжья. Дети и родители участвуют в  сборе материала, в каждой группе созданы уголки родного края с доступной для детей информацией. Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с ближайшим окружением ребенка – целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, рассматривание, рассказ педагога.

 Педагоги нашего учреждения знакомят детей с народными праздниками: Масленица, Навруз, Сабантуй, Карга боткасы. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему. Они знакомятся с музыкальным материалом, бытом, обычаями, традициями, костюмами, играми разных народов. Успех патриотического воспитания детей во многом зависит от результативности  работы с родителями. Организуются совместные развлечения и праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», «День защитника Отечества»; участие в праздниках микрорайона, города, поздравление нашими воспитанниками детей других учреждений.

Праздничная атмосфера насыщает эмоциональный мир ребенка, способствует формированию интереса к традициям и явлениям общественной жизни. Любимые семейные праздники и традиции, возможно, останутся самыми яркими, дорогими воспоминаниями детства. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию  корней и своего рода. Семейное изучение своей родословной поможет детям понять и начать осмысление очень важных и глубоких нравственных постулатов: корни каждого – в истории, традициях семьи.

Огромное значение в патриотическом воспитании ребенка имеет пример взрослых из ближайшего окружения. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи – бабушек, дедушек, участников Великой Отечественной войны, детям в процессе этических бесед, тематических занятий и развлечений прививаются  такие важные понятия как долг перед Родиной, любовь к Отечеству.

 Родители – участники воспитательного процесса: совместно с детьми  гуляют по улицам города, посещают праздники, Дни открытых дверей ведут этические беседы, принимают участие в подготовке развлечений и праздников.  При помощи родителей проводятся интересные занятия,  организуются совместные субботники  сотрудников и родителей по благоустройству территории. Тем самым взрослые служат  примером для подражания своим детям.

 Приобщение детей к трудовой деятельности является важным фактором патриотического воспитания. Желание трудиться вместе на участке, в группе воспитывает в детях чувство товарищества, коллективизма, сопереживания.

При проведении экскурсии по детскому саду дети знакомятся с сотрудниками, особенностями и условиями их труда. Наблюдения за трудом сотрудников раскрывают смысл трудовых действий, направленных на создание уюта, чистоты , обеспечения детей вкусной едой в детском саду. Обязанности детей - стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать и вместе создавать красоту окружающего мира.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Ребенок очень восприимчив в этом возрасте и легко откликается на народное творчество. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

К.Д. Ушинский ввел в педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, национальное воспитание неразрывно связано с гражданско-патриотическим воспитанием. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

"… не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа"-  писал К.Д. Ушинский. В условиях ДОУ фольклор является кладезем в деле воспитания патриотизма посредством приобщения  к родной культуре. Потешки, прибаутки, стихи,  пословицы, поговорки, колыбельные песни, народные сказки, песни,  загадки, скороговорки, дразнилки, частушки, прибаутки  - все жанры фольклора любы сердцу ребенка. Они  открывают возможность воспитания в детях таких необходимых качеств, как чуткость, доброе отношение к людям, гуманность. Г. Тукай в одной из своих статей, посвященных народному творчеству писал: «По правде говоря, народ велик. Он могуч, страстен, музыкален. Он — писатель, он — поэт...Народные песни – это самое дорогое и ценное наследие наших предков. Пережив многие беды и напасти … сохранились в памяти людей. Ведь какую бы народную песню мы ни взяли, при тонком исследовании и изучении она, несомненно, откроет перед нами историю народа, его душу, мысли, чаяния». [6, 38].

Все это создает почву для воспитания  в детях чувства патриотизма, закладывает основы интеграции  духовно составляющих личности, формирует уважение к языку, обычаям, традициям и культуре народов.

Народные  традиции немало способствуют в деле  воспитания нравственности. «…они (авт. – традиции) могут быть охарактеризованы со стороны их содержания, главной доминантой которого выступает насыщенность общечеловеческими, нравственными ценностями: гостеприимство, уважение к старшим, почтение к матери, любовь к детям и родной земле, взаимопомощь, доброжелательное отношение к другим народам, трудолюбие и др.» [3,закл.].
Несомненно, через какую бы форму мы не прививали у детей любовь к Родине, главное наше орудие – это наша собственная речь с верой в нашу страну, в  наш народ, только неравнодушный педагог и искренне чувствующий патриот своей страны, способен зажечь в детях радость узнавания нового, восхищение прекрасным и   обычными человеческими ценностями.

Одно из важнейших средств воспитания -  художественное слово, все разнообразие форм и стилей, созданных талантливыми авторами. Творчество  таких  национальных писателей  как  Пушкин, Есенин, Тукай, Джалиль и многих других,  является  неиссякаемым источником для развития детей дошкольного  возраста. Посредством их произведений мы воспитываем в детях ум, добро, красоту, любовь к своему народу, Отчизне.

Педагог, вызывая у детей внимание к ярким конкретным  событиям, эпизодам, явлениям, добивается доступности впечатлений, которые запечатлеваются в детской душе.

Проблема  гражданского и национально-патриотического воспитания детей дошкольного возраста весьма актуальна и органично вплетается в систему задач воспитания, присущих гуманистически ориентированной педагогике. Большое значение приобретает вопрос организации  гражданского и  национально-патриотического воспитания для строительства в стране гражданского общества. Под этим термином подразумевается воспитание в духе мира и ненасилия, международного взаимопонимания и сотрудничества, уважения чести и достоинства других, понимания и осуществления каждым своих прав и обязанностей гражданина своей страны и международного сообщества. От решения этой задачи будет во многом зависеть стабильность и гражданское согласие в будущем. 

Ребенок рождается в семье, значительную часть своей жизни, проводя в дошкольном учреждении, впитывает в себя все детские впечатления, накапливает личный опыт, растет вместе со своим окружением, семьей. Семья, являясь ячейкой общества, выступает гарантом счастливого детства и  хранительницей национальных традиций; счастье семьи есть счастье и процветание народа; процветание народа – благополучие общества, государства.

Говоря о перспективах гражданского и  национально-патриотического  воспитания  вполне естественно  продолжить словами академика Д.С.Лихачева, являющимся автором  слов, приведенных в начале статьи: «Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей… Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».  [4, с.4] 

Список использованной литературы и источников информации:

  1. Бажин К.С. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России.// Концепт. – 2014 - №12 (декабрь).
  2. Гайфуллин В.Г. Традиции народной педагогики в действии//Педагогическое образование. –Электронный журнал.
  3. Заключение диссертации по теме "Общая педагогика", Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков
    Гизатуллина, Наиля Мухаметовна// Научная библиотека диссертаций и авторефератов, Казань – 1999.- 236 с.
  4. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с.
  5. Мустафин Р.А. По следам оборванной песни. – М.: Дет. лит., 1987. – 240 с.
  6. Набиуллин И. З. Тукай.//Жизнь замечательных людей. – М.: «Молодая гвардия», 1977. – 60 с.
  7. Твардовский А. Т. Избранные произведения. В 3т. Т. 2. — М.: Худож. лит., 1990. — 463 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование педагогического процесса и интеграция образовательных областей в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Проектирование и реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....

КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Организация работы МДОУ и семьи по физическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников по   физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников....

«Формирование нравственно – патриотических качеств у детей предшкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отре...

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Консультация для воспитателей «Основные формы работы педагогов с детьми при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»

Патриотическое воспитание, дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного от...

Проект " Народная сказка как средство нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления ...