ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья
Статья освещает актуальные проблемы воспитания активного, ответственного гражданина, патриота своей страны, подготовки дошкольника к жизни в условиях современного общества. Обновление содержания и методов работы с детьми по гражданскому и патриотическому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5d67dc1a63288.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Статья освещает актуальные проблемы воспитания активного, ответственного гражданина, патриота своей страны, подготовки дошкольника к жизни в условиях современного общества. Обновление содержания и методов работы с детьми по гражданскому и патриотическому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»
академик Д.С. Лихачёв.
Национальная доктрина образования, являющаяся основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направление его развития до 2025 года, определяет основные цели воспитания и обучения. Одним из них является: «Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».
Принципы государственной политики в области образования, провозгласившего гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования определены Законом РФ «Об образовании» (раздел 1, ст.2)
Одними из принципов дошкольного образования согласно ФГОС ДО являются:
-«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»;
-«учет этнокультурной ситуации развития детей». [ ФГОС ДО, п.1.4 ]
Сам стандарт направлен на решение в том числе и следующей задачи: «обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)»; «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». [ФГОС ДО, п.1.6] «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста» предполагают «создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья» [ФГОС ДО, п.3.2.5.]
Любовь к Отчизне – является мерилом высшей нравственности человека. Патриот не может поставить выше ценностей Родины материальные блага, человек любящий национальную культуру – любит свой народ, свой многонациональный край и свою страну. Муса Джалиль, являясь национальным поэтом, будучи на фронте, писал супруге: «А то просто обидно: здесь же рядом земляки творят чудеса, храбро истребляя гадов-фашистов, а я их родной поэт, к тому же журналист, не связываюсь с ними и молчу об их отважных победах. Это только потому, что я не имею формальных оснований попасть именно туда» [5, 77] . Один из ярчайших представителей национальной интеллигенции, основоположник Татарского национального театра, поэт-герой, фронтовик, не видевший себя отдельно от своего народа, в то же время являлся патриотом своей страны, отдавший за нее жизнь, гражданином мира, гуманистом.
Сложно переоценить роль патриотического воспитания в многонациональной стране, многонациональном регионе. Успешное реализованное воспитание в дошкольном возрасте является благодатной почвой для воспитания осознанного чувства патриотизма и гражданской ответственности.
Занимаясь воспитанием гражданских и патриотических чувств у дошкольников в условиях региона, каким является Татарстан, мы преследуем следующую цель:
-воспитание активного, ответственного гражданина, патриота своей страны, подготовка дошкольника к жизни в условиях современного общества.
Для достижения данной цели необходимо:
- обновление содержания и методов работы с детьми по гражданскому и патриотическому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию самооценки, чувства собственного достоинства;
- содействие постоянному обогащению предметно-развивающей среды, направленной на формирование будущего гражданина;
- знакомство дошкольников с культурно-историческим наследием страны, региона;
- развитие самосознания, свободы самовыражения и творчества;
- изучение прав человека дошкольниками через игровые технологии;
- повышение политической и правовой культуры педагогов и родителей, совершенствование профессиональной компетентности педагогов;
- обучение детей творческому и ненасильственному решению конфликтов и проблем, воспитание терпимости к чужому мнению;
- последовательное конструирование процесса взаимодействия с семьей каждого воспитанника для объединения усилий по гражданско-патриотическому воспитанию детей.
Воспитание патриотических чувств – возможно только при неразрывном при этом воспитании нравственных качеств.
Нравственные качества не возникают естественным путем. Становление их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспитания, от условий в котором живет ребенок.
Академик Д.С.Лихачев писал в своих письмах «Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным... и т.д. и т.п.— все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.» [4, с.34]
Сострадание - главный ключ к успешному воспитанию нравственных качеств. Сострадая, ребенок проживает ситуацию, через которую прошли фронтовики, дети войны; сострадание дает возможность ощутить детям ненадолго груз лишений и потерь, сострадая, дети учатся сопереживать, обретают возможность соучастия.
Сопереживание членам своей семьи, своим землякам, соотечественникам дает эту почву для соучастия в судьбах своей страны.
За что я родину люблю?
За то ли, что шумят дубы?
Иль потому, что в ней ловлю
Черты и собственной судьбы?
(Твардовский А. Т.)[7,463].
Одним и таких ярких примеров соучастия народных масс является народное движение «Бессмертный полк». Участие огромного количества людей совершенно разного возраста, вероисповедания и социального положения в Народном марше 9 мая 2015 года, свидетельствует о возрождении патриотизма и гражданских чувств в сегодняшней России. «В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях происходит возрождение системы гражданского и патриотического воспитания и идет поиск новых форм и методов работы по воспитанию молодежи. В России получили развитие различные патриотические организации, направленные в том числе и на преодоление кризисных явлений в нравственном воспитании молодого поколения и переоценку потребительских отношений в современном обществе» [1, с.1-2]
В содержании ФГОС отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотических чувств дошкольника. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Возникают возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Именно в этот отрезок жизни человека происходит формирование духовности , эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Создаваемые в процессе воспитания образы очень ярки и сильны, и их воздействие трудно переоценить.
Гражданское-патриотическое воспитание является личностно-ориентированным воспитанием, направленным на развитие нравственных социальных свойств дошкольника: быть частью своего народа, страны, быть готовым трудиться на благо своей Отчизны. Дети узнают символику государства, владеют элементарной правовой информацией, уделяют внимание культурным традициям, знакомятся с устным и народным наследием своих народов , усваивают понятие «толерантность» - терпимость, которая органично в них присутствует, владеют основными понятиями о сообществах (семья, друзья, группа, соседи), имеют представление о о взаимосвязи и взаимозависимости всего человечества.
Таким образом, организация гражданского - патриотического воспитания в условиях МБОУ для детей с ОВЗ неразрывно связана с каждодневным систематическим и целенаправленным трудом по воспитанию и развитию маленького человека.
Достигается это посредством различных форм работы с детьми с ОВЗ, через познавательные беседы, рассказы, ситуативный разговор, проблемные ситуации, драматизации, рассматривание, наблюдения, экскурсии, развлечения и праздники, игровую деятельность (развивающая игра, подвижные, ролевые игры); исследовательскую, проектную, изобразительную, конструктивную, трудовую, интегративную виды деятельности, игру-экспериментирование и опыты, создание коллекций.
Любые национальные, патриотические чувства начинаются с малой Родины. «С чего начинается Родина?» - с первых слов на родном языке, с первых игр на родной улице, в родном саду, с семьи ребенка, с детского сада, в котором дошкольник проводит значительную часть своей жизни.
Старшие дошкольники через рассказы, беседы знакомятся с историей города, с его достопримечательностями, интересными людьми, прославившими свой край, с особенностями животного и растительного мира, с памятниками природы. Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства.
Беседы во время прогулки помогут узнать о красоте родной природы, диалог с воспитанником после выходных о народном празднике, который он посетил вместе с семьей.
В непосредственной образовательной деятельности дети получают знания о своем родном крае, иллюстрируют праздники, рисуют картины родной природы, города, портреты членов семьи, лепят предметы быта, конструируют улицы родного города, узнаваемые здания. При ознакомлении детей с родным городом эффективным методом является моделирование: схемы улиц с номерами домов, изготовление макетов узнаваемых зданий. В дошкольном возрасте дети получают первый опыт в проведении экспериментирования: у ребенка накапливаются впечатления от разнообразия красоты родного края, природных явлений. Опыты и экспериментирование находят широкое применение в различные режимные моменты: игры-эксперименты «Что тяжелее: вода или дерево?», «Почему вода замерзает?», «Что из чего сделано?», на прогулке «Как летит пух одуванчика?», «Из какого снега слепим снеговика?», «Куда дует ветер?», «Парашют», «Солнечный зайчик» и другие. Опыты и экспериментальная деятельность детей становятся толчком для начала их коллекционной деятельности. Дети начинают собирать камни, шишки интересной формы, листья и растения для гербария.
Игра является основной деятельностью дошкольников, выполняет важную роль в воспитании национальных и гражданско-патриотических качеств. Используются такие ролевые игры, как «Семья», «Магазин», «Строитель», «Больница»; развивающие игры «Узнай время года», «Собери картинку», «Кому что нужно?», «Когда это бывает?»; народные подвижные игры «Салки», «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Улетели-улетели», «Габдулла», «Волк-медведь» и другие.
Регион Поволжья и республика Татарстан – являются примером толерантного отношения народов к друг другу. Дети с рождения непосредственно воспитываются в духе мира, международного взаимопонимания и сотрудничества.
В нашем детском саду открыт краеведческий музей, это обучающая и развивающая среда, которая дает хорошие результаты в патриотическом воспитании дошкольников. Материалы музея представлены в доступной дл детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей нашего города, края и народов Поволжья. Дети и родители участвуют в сборе материала, в каждой группе созданы уголки родного края с доступной для детей информацией. Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с ближайшим окружением ребенка – целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, рассматривание, рассказ педагога.
Педагоги нашего учреждения знакомят детей с народными праздниками: Масленица, Навруз, Сабантуй, Карга боткасы. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему. Они знакомятся с музыкальным материалом, бытом, обычаями, традициями, костюмами, играми разных народов. Успех патриотического воспитания детей во многом зависит от результативности работы с родителями. Организуются совместные развлечения и праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», «День защитника Отечества»; участие в праздниках микрорайона, города, поздравление нашими воспитанниками детей других учреждений.
Праздничная атмосфера насыщает эмоциональный мир ребенка, способствует формированию интереса к традициям и явлениям общественной жизни. Любимые семейные праздники и традиции, возможно, останутся самыми яркими, дорогими воспоминаниями детства. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию корней и своего рода. Семейное изучение своей родословной поможет детям понять и начать осмысление очень важных и глубоких нравственных постулатов: корни каждого – в истории, традициях семьи.
Огромное значение в патриотическом воспитании ребенка имеет пример взрослых из ближайшего окружения. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи – бабушек, дедушек, участников Великой Отечественной войны, детям в процессе этических бесед, тематических занятий и развлечений прививаются такие важные понятия как долг перед Родиной, любовь к Отечеству.
Родители – участники воспитательного процесса: совместно с детьми гуляют по улицам города, посещают праздники, Дни открытых дверей ведут этические беседы, принимают участие в подготовке развлечений и праздников. При помощи родителей проводятся интересные занятия, организуются совместные субботники сотрудников и родителей по благоустройству территории. Тем самым взрослые служат примером для подражания своим детям.
Приобщение детей к трудовой деятельности является важным фактором патриотического воспитания. Желание трудиться вместе на участке, в группе воспитывает в детях чувство товарищества, коллективизма, сопереживания.
При проведении экскурсии по детскому саду дети знакомятся с сотрудниками, особенностями и условиями их труда. Наблюдения за трудом сотрудников раскрывают смысл трудовых действий, направленных на создание уюта, чистоты , обеспечения детей вкусной едой в детском саду. Обязанности детей - стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать и вместе создавать красоту окружающего мира.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Ребенок очень восприимчив в этом возрасте и легко откликается на народное творчество. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
К.Д. Ушинский ввел в педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, национальное воспитание неразрывно связано с гражданско-патриотическим воспитанием. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
"… не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа"- писал К.Д. Ушинский. В условиях ДОУ фольклор является кладезем в деле воспитания патриотизма посредством приобщения к родной культуре. Потешки, прибаутки, стихи, пословицы, поговорки, колыбельные песни, народные сказки, песни, загадки, скороговорки, дразнилки, частушки, прибаутки - все жанры фольклора любы сердцу ребенка. Они открывают возможность воспитания в детях таких необходимых качеств, как чуткость, доброе отношение к людям, гуманность. Г. Тукай в одной из своих статей, посвященных народному творчеству писал: «По правде говоря, народ велик. Он могуч, страстен, музыкален. Он — писатель, он — поэт...Народные песни – это самое дорогое и ценное наследие наших предков. Пережив многие беды и напасти … сохранились в памяти людей. Ведь какую бы народную песню мы ни взяли, при тонком исследовании и изучении она, несомненно, откроет перед нами историю народа, его душу, мысли, чаяния». [6, 38].
Все это создает почву для воспитания в детях чувства патриотизма, закладывает основы интеграции духовно составляющих личности, формирует уважение к языку, обычаям, традициям и культуре народов.
Народные традиции немало способствуют в деле воспитания нравственности. «…они (авт. – традиции) могут быть охарактеризованы со стороны их содержания, главной доминантой которого выступает насыщенность общечеловеческими, нравственными ценностями: гостеприимство, уважение к старшим, почтение к матери, любовь к детям и родной земле, взаимопомощь, доброжелательное отношение к другим народам, трудолюбие и др.» [3,закл.].
Несомненно, через какую бы форму мы не прививали у детей любовь к Родине, главное наше орудие – это наша собственная речь с верой в нашу страну, в наш народ, только неравнодушный педагог и искренне чувствующий патриот своей страны, способен зажечь в детях радость узнавания нового, восхищение прекрасным и обычными человеческими ценностями.
Одно из важнейших средств воспитания - художественное слово, все разнообразие форм и стилей, созданных талантливыми авторами. Творчество таких национальных писателей как Пушкин, Есенин, Тукай, Джалиль и многих других, является неиссякаемым источником для развития детей дошкольного возраста. Посредством их произведений мы воспитываем в детях ум, добро, красоту, любовь к своему народу, Отчизне.
Педагог, вызывая у детей внимание к ярким конкретным событиям, эпизодам, явлениям, добивается доступности впечатлений, которые запечатлеваются в детской душе.
Проблема гражданского и национально-патриотического воспитания детей дошкольного возраста весьма актуальна и органично вплетается в систему задач воспитания, присущих гуманистически ориентированной педагогике. Большое значение приобретает вопрос организации гражданского и национально-патриотического воспитания для строительства в стране гражданского общества. Под этим термином подразумевается воспитание в духе мира и ненасилия, международного взаимопонимания и сотрудничества, уважения чести и достоинства других, понимания и осуществления каждым своих прав и обязанностей гражданина своей страны и международного сообщества. От решения этой задачи будет во многом зависеть стабильность и гражданское согласие в будущем.
Ребенок рождается в семье, значительную часть своей жизни, проводя в дошкольном учреждении, впитывает в себя все детские впечатления, накапливает личный опыт, растет вместе со своим окружением, семьей. Семья, являясь ячейкой общества, выступает гарантом счастливого детства и хранительницей национальных традиций; счастье семьи есть счастье и процветание народа; процветание народа – благополучие общества, государства.
Говоря о перспективах гражданского и национально-патриотического воспитания вполне естественно продолжить словами академика Д.С.Лихачева, являющимся автором слов, приведенных в начале статьи: «Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей… Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества». [4, с.4]
Список использованной литературы и источников информации:
- Бажин К.С. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России.// Концепт. – 2014 - №12 (декабрь).
- Гайфуллин В.Г. Традиции народной педагогики в действии//Педагогическое образование. –Электронный журнал.
- Заключение диссертации по теме "Общая педагогика", Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков
Гизатуллина, Наиля Мухаметовна// Научная библиотека диссертаций и авторефератов, Казань – 1999.- 236 с. - Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с.
- Мустафин Р.А. По следам оборванной песни. – М.: Дет. лит., 1987. – 240 с.
- Набиуллин И. З. Тукай.//Жизнь замечательных людей. – М.: «Молодая гвардия», 1977. – 60 с.
- Твардовский А. Т. Избранные произведения. В 3т. Т. 2. — М.: Худож. лит., 1990. — 463 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание в условиях реализации ФГОС ДО (к 70-летию ВОВ)
Патриотическое воспитание...
Проектирование педагогического процесса и интеграция образовательных областей в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Проектирование и реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....
КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Организация работы МДОУ и семьи по физическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников по физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников....
«Формирование нравственно – патриотических качеств у детей предшкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отре...
Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...
Консультация для воспитателей «Основные формы работы педагогов с детьми при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»
Патриотическое воспитание, дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного от...
Проект " Народная сказка как средство нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления ...