Лекция для воспитателей «Взаимодействие с гиперактивным ребёнком»
консультация
Данный материал изучен и проанализирован мной в рамках выполнения плана самообразования.
Лекцию подготовила педагог – психолог Просветова Татьяна Александровна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam-1.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие с гиперактивным ребёнком».
(Лекция для воспитателей)
Лекцию подготовила педагог – психолог Просветова Татьяна Александровна.
Используемая литература:
К.К. Лютова., Г.Б.Монина тренинг эффективного взаимодействия с детьми –СПб.: издательство «Речь» 2005 – 190с.,ил.
Практическая психология образования/под редакцией И.П.Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528с.
Цель: повысить уровень психологической компетенции педагогов, познакомить со способами предупреждения и коррекции гиперактивности у детей.
Гиперактивность. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей, воспитателей детских садов, учителей, как эта, весьма распространённая в дошкольном возрасте. Гиперактивность –совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Гиперактивность у детей проявляется не свойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью и импульсивностью. Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития 6 – 7 лет. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается, по крайней мере, в 4 раза чаще, чем у девочек.
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило снижается. Но надо помнить, что гиперактивным детям необходимо комплексная коррекционная работа, проводимая настойчиво и последовательно с первых лет жизни ребёнка, лишь в этом случае проявления синдрома будут преодолены.
Диагноз. Не смотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, психологи, дефектологи, в настоящее время среди родителей и педагогов бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, либо просто «распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания. Причём чуть ли не каждого ребёнка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей.
Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, так как синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. Педагог, приняв к сведению рекомендации специалистов (невролога, психолога, осуществляет процесс обучения ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку. А также крайне необходимо привлекать родителей ребёнка. Совместно с ними разрабатывать стратегию взаимодействия и составлять индивидуальную программу развития такого ребёнка (разъяснения причин возникновения гиперактивности). Только в случае подобного комплексного подхода происходит последовательное воспитание и обучение гиперактивного ребёнка.
Причины. Возникновение гиперактивности связывают с действием самих разнообразных факторов. Важнейшую роль играют те факторы которые сказываются на развитии головного мозга во время беременности – 85% случаев, соматические заболевания раннего возраста, инфекции, травмы, трудные или преждевременные роды). Другие возможные причины – наркомания у матери, приём токсических препаратов вовремя беременности, генетическая обусловленность. Именно минимальная мозговая дисфункция является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся. Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны так же случаи умственной отсталости, задержки психического развития, эмоциональных нарушений.
Особенности гиперактивного ребёнка. Основные признаки гипердинамического синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Ребёнок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведёт или плохо учиться. Его ноги и руки в постоянном движении, он ёрзает на стуле, не успокаивается не на минуту и не способен концентрировать внимание на чём – то одном. Заинтересовавшись чем –то, он забывает о предыдущем и не одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм! Но гиперактивность нельзя отожествлять с агрессией.
Наблюдаются трудности восприятия и усвоения учебного материала, дефекты речи, трудности в формировании навыков чтения, письма и счёта, лёгкие неврологические нарушения. Подобное состояние сопровождается нарушениями сна. Когда ребёнок устаёт, гиперактивность усугубляется. Гиперактивный ребёнок импульсивен, и не кто не рискнёт предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из – за происшедшего. Легко переносят наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребёнок в детском коллективе.
Лечение гиперактивного ребёнка должно проводиться с учётом его психологических особенностей. Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определённых условий. Прежде всего, ребёнок должен развиваться в благоприятной (без интеллектуальных нагрузок, ровной эмоциональной атмосфере. Желательно, чтобы он обучался по специальной программе.
В работе с гиперактивными детьми используются направления:
1. по отработке дефицитарных функций (внимание, контроля поведения, двигательного контроля);
2. по отработке конкретных навыков взаимодействия со взрослями и сверстниками;
3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.
При развитии дефицитных функций коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции (например, дефицита внимания или контроля поведения). Это связано с тем, что гиперактивному ребёнку трудно быть одновременно и внимательным, и спокойным, и не импульсивным. Когда в процессе занятий будут достигнуты, положительные результаты, можно переходить к следующим функциям. С гиперактивными детьми необходимо проводить занятия в малых подгруппах (2 – 4 человека) и только после этого приглашать его участвовать в общегрупповых занятиях. Все занятия желательно проводить в занимательной для ребёнка форме.
Рекомендации. Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. Время приёма пищи, выполнение домашних заданий и сна должно соответствовать распорядку дня.
Необходимо чётко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребёнка, но его активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда – то, то пусть это будет выполнением какого – то поручения. Нельзя пытаться воздействовать на ребёнка строгими наказаниями в виде бесконечных ограничений, окриков, нотаций (ведь зачастую такого ребёнка считают просто непослушным и невоспитанным) так как это противопоказано состоянию его нервной системе, которая неспособна справляться с подобной нагрузкой. Избегайте резких запретов, начинающихся со слов «нет», «нельзя». Скорее всего, он тут же отреагирует непослушанием, либо вербальной агрессией. Надо говорить сдержано и дать ребёнку возможность выбора.
Самое главное подчинить его действия цели и приучить достигать её.
Включение в обучение игровых ситуаций – один из способов, способствующих эмоциональной стимуляции ребёнка и более его успешному освоению знаний. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачи, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок ведут к переутомляемости, снижению самоконтроля, капризам и отказу от учёбы вовсе.
В старшем дошкольном возрасте гиперактивного ребёнка приучают к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему нужно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причём нужно постараться, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребёнка довести начатое дело до конца. На первых порах требуется настойчивость взрослых. Постепенно усидчивость станет для него нормой и и поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.
Гиперактивный ребёнок, как никто другой, требует чуткого отношения к нему, поскольку он очень эмоционален и раним. Зачастую снизить эмоциональное напряжение помогают приятные тактильные ощущения (поглаживания, массаж).
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ним в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе.
Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребёнок получает вознаграждение. Причём необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребёнка и физически и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.
Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Инструкции ребёнку должны быть очень чёткими и краткими (не более 10 слов). В противном случае ребёнок просто «выключиться» и не услышит вас. Не стоит давать несколько заданий сразу. В силу своей импульсивности ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой.
Гиперактивного ребёнка необходимо чаще хвалить за успехи и достижения (так как такому ребёнку делают огромное количество замечаний, в связи с этим страдает его самооценка, поощрять (например, выдавать жетоны, которые в течение дня менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, дополнительное время для игры и т.д).
Зачастую гиерактивные дети склонны к манипулированию родителями, воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие. Гиперактивным ребёнком необходимо общаться мягко и спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков, эмоционального приподнятого тона. Будучи чувствительным и восприимчивым, он скорее присоединиться к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.
Усталость гиперактивный ребёнок может проявлять в виде двигательного беспокойства, которое зачастую принимают за активность. Быстрое утомление приводит к нарастанию гиперактивности, от которой страдают сами дети и все окружающие. Поэтому, чтобы не допускать перевозбуждения, рекомендуется ограничить пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей. По возможности надо ограничит ребёнка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач.
Родители, стремясь дать возможность своему ребёнку израсходовать избыточную энергию, записывают в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребёнка (если во время пребывания ребёнка в кружке он подвергается многочисленным наказаниям со стороны взрослого, то, скорее всего, это будет способствовать только нарастанию гиперактивности если секцию посещает большое количество людей и ребёнок не взаимодействует с тренером один на один, то, очевидно, он вряд ли успокоится).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция для воспитателей на тему: «Инновационный подход к взаимодействию с родителями»
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учрежде...
Практические рекомендации родителям и воспитателям гиперактивного ребёнка
буклет для родителей - Как помочь гиперактивному ребёнку в домашних условиях справиться со своим поведением...
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....
Гиперактивный ребёнок (автор воспитатель Зубова О.А.)
Еще несколько десятилетий назад в нашей стране мало кто имел представление о гипердинамическом синдроме. Да и сейчас слишком шустрого ребенка одергивают, без конца делают замечания. Только все эти нак...
«Правила для родителей и воспитателей по взаимодействию с гиперактивными детьми»
Консультация для родителей . советы по взаимодействию с гиперактивными детьми....
Гиперактивный ребёнок: секреты эффективного взаимодействия
Консультация для педагогов и родителей с конкретными советами по конструктивному взаимодействию с непоседливыми и импульсивными детьми...
Взаимодействие с гиперактивным ребёнком
рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивным ребёнком...