Консультация для воспитателей "Предметная среда и игра"
консультация
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya._predmetnaya_sreda_i_igra.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра является адекватной дошкольному возрасту творческой познавательной деятельностью. В сюжетно-ролевой игре детьми осуществляется своеобразное моделирование социальных отношений между людьми, ориентировка в них и в общественных смыслах деятельности взрослых. Игра является одним из видов детской самостоятельной деятельности, интегрирующим многие достижения психического развития ребенка. В игре дети могут самостоятельно использовать и творчески преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на занятиях и в повседневной жизни. Все это делает разнообразные детские игры важнейшим средством всестороннего воспитания дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра как специфическая форма самостоятельной деятельности в дошкольной педагогике и психологии исследуется как средство нравственного, физического, эстетического и умственного воспитания. Вместе с тем, она меньше изучена со стороны ее влияния на умственное развитие ребенка по сравнению с широкой разработанностью вопросов нравственного воспитания и социально-личностного развития дошкольников (Р.И. Жуковская, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Т. А. Маркова, Л. В. Артемова, Т. А. Тулова, Т. А. Репина, Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Т. В. Антонова, А. А. Рояк и мн. др.).
А. В. Запорожец писал о том, что необходимо искать пути более широкого и эффективного использования игровой деятельности для повышения уровня умственного развития детей и улучшения их интеллектуальной подготовки к школе.
Познавательное развитие детей в сюжетно-ролевой игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы умственного воспитания детей в игре, для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.
Предметная деятельность и игра
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно - манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
С этим же возрастом связано начало двух других важных, для развития видов деятельности: труда и учения. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет). Такое деление иногда проводится в возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве происходят каждые один-два года.
Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память,
воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.
Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности - ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать.
Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре, это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т. п.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду), иди профессиональные (врач, командир, пилот), или сказочные (козлик волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, или заменяющие их игрушки, например куклы.
В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными, и возникает так называемая символическая игра.
Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Ряд игровых действий у средних и старших дошкольников только подразумевается и выполняется символически, сокращенно, или лишь обозначается словами.
Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений, например субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.
Кроме игр, включающих реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок со временем переходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам.
В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее
привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех.
Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей
дошкольного возраста мотивация достижения успеха.
В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.
Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это - сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры -общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один - учебная деятельность, и ребенок 5-6 лет практически оказывается вовлеченным по меньшей мере в семь-восемь различных видов деятельности, каждый из которых специфически интеллектуально и морально развивает его.
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют также развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами и отпадает необходимость практического действия с ними. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей среды "Театрализованные игры"
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развити...
Консультация для воспитателей на тему: "Игры о нормах поведения в природной среде"
Дети, с их интересом ко всему окружающему, принимают знания о природе, о себе, как человеке значимом в природе....
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ. Игра – форма организации детской жизни
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ. Игра – форма организации детской жизни...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Игра – среда здоровьесбережения»
Забота о здоровье- этоважнейший труд воспитателяОт жизнерадости, бодрости детейзависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы....
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры в развивающей среде ДОО»
Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применя...
Диплом всероссийский конкурс методических разработок среди ДОО "Игра-это серьезно"
Диплом всероссийский конкурс методических разработок среди ДОО...
Курс занятий с детьми: «Человек среди людей» (Игры и упражнения по формированию у дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ)
Группа формируется по результатам диагностики. Оптимальное число участников группы — 7—9 человек. Продолжительность одного занятия 15-20 минут.Занятия с 1 по10 направлены на формиров...