«Программа по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Росинка»
рабочая программа (старшая группа)

Степченкова Жанна Валерьевна

Программа направлена надуховно-нравственноевоспитание и  развитие ребенка дошкольного возраста на основе православных ценностей и традиций русского народа. В программе анализируются проблемы, поясняются возможности их успешного решения, раскрываются задачи, принципы, содержание, формы и методы развивающего взаимодействия взрослых с детьми, направленного на духовно-нравственное развитие дошкольников, и возможные позитивные результаты этой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programm_rosinka.docx55.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 50«Незабудка»

«Программа по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста

«Росинка»

Срок реализации 1 год

Возраст детей 6-8 лет

Разработчики:

воспитатель высшей квалификационной категории Степченкова Ж.В.

Антипенкова А.В.

г. Смоленск


     

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цель, задачи программы
  4. Педагогическая целесообразность программы Особенности организации образовательного процесса
  5. Условия и методы реализации программы
  6. Особенности организации образовательного процесса
  7.  Формы и содержание работы с детьми
  8. Семья и духовно-нравственное воспитание
  9. Организация предметно- пространственной развивающей среды
  10. Предполагаемый результат:
  11. Перспективно-тематический план    программы «Росинка»
  12. Диагностика

12. Программно – методический комплекс

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность  программы.

Программа «Росинка» направлена на воспитание духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте и зле, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

    Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Рабочая Программа «Россинка» муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Звёздочка» определяет цели, задачи,  содержание образовательного процесса с позиций приоритетных направлений дошкольного образования в РФ, системного подхода к их решению, обеспечения воспитанникам  всестороннего гармоничного развития.  Данная программа разработана для возрастной категории детей от 6 до 8лет, в соответствии с:

• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 - 13» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 15.05 2013 года № 26, зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 29.05.2013, регистрационный № 285674);
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  •  «Федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г., зарегистрирован в  Министерстве юстиции РФ 14.11.2014г.,ргистрационный №30384);
  • Основной образовательной программой, в основе которой взята примерная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;  
  1. Актуальность

Начиная работу по духовно – нравственному  воспитанию, мы столкнулись с тем, что в имеющихся программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста  раздел «нравственное воспитание»,  заменен  "задачами социального развития". Из выше изложенного считаем актуальным включить в свою педагогическую деятельность работу по теме «Основы православной культуры, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников ».  Детство - уникальный период человеческой жизни. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственного становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми.

Проблема духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

С этой целью была разработана авторская «Программа  по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Росинка»

Освоение программы возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников, а также при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём.

  1. Цель и задачи программы
  • развитие и формирование духовно-нравственной, социально -адаптированной личности в социуме;
  • сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям Православной культуры.

 Исходя из цели, формулируются

Задачи:

 1. формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

2.  воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;

 3.  воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;

 5. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

 6.  развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям

Новизнапрограммы состоит в комплексном подходе к образовательному процессу: сочетании различных областей знаний и видов деятельности по нравственному, социальному, гражданско-патриотическому воспитанию детей, приобщению их к трудовой деятельности, искусству, ознакомлению с основами православной культуры.

4. Педагогическая целесообразность программы

состоит в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей.

     Одной из проблем современного образования является то, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений. Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

     Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

  1. Условия и методы реализации программы:

Программа «Росинка» рассчитана на детей в возрасте 6--8 лет, 1 год обучения. Количество часов занятий в неделю – 1 час (1 занятие продолжительностью 30 минут). В год - 32 часа.

 Для реализации программы мы предлагаем следующие методы:

  • наглядно-действенный;
  • словесно-образный;
  • практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

-  показа сказок педагогами, детьми;

-  чтения педагогом рассказов с показом демонстрационного материала;

- рассматривания икон, предметов, книжных иллюстраций, репродукций картин;

-  проведения дидактических, музыкально-дидактических игр;

-  наблюдений;

-  экскурсий по городу, целевых прогулок;

-  воплощения впечатлений детей в творческих проявлениях.

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

-  чтения литературных произведений;

- чтения сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

-  бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

-  ответов на вопросы педагога, детей;

- проведения разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций, игр с музыкальным сопровождением и др.);

-  сообщения дополнительного материала воспитателем;

-  загадывания и отгадывания загадок;

-  рассматривания наглядного материала;

-  рассказов детей о своих впечатлениях;разбора житейских ситуаций.

Практический метод используется при:

- организации продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия-утренника), ручной труд (Вифлиемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.);

-  проведении игр: со строительным материалом («Строительство Храма»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка») и др.;

-       изготовление кукол к сказкам;

-  совместной деятельности воспитателя с детьми при изготовлении наглядных пособий для непосредственно образовательной деятельности.

Методологической основой нашей программы, как и всей воспитательной системы,  является концепция дошкольного воспитания и теоретическое положение А.В. Запоржца об амплификации развития ребенка в дошкольном возрасте,  идея народности К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.,  Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева о социализации личности ребенка; А.Н. Леонтьева о ведущем виде деятельности ребенка-дошкольника – игре.

  1. Особенности организации образовательного процесса

При разработке программы мы учитывали следующие принципы:

1.Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.

2.Принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться  

в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям.

3.Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры. Сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов, обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

4.Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи, взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.

5.Принцип природосообразности – учитывает возрастные  и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности. Строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Опирается на зону ближайшего развития.

6.Принцип наглядности реализуется с помощью специальных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное.

Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.

Средствами духовно-нравственного воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду. Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста характерны  кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия по ознакомлению с окружающим миром, музыкой,  изодеятельностью.

В духовно-нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как

восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка

  1. Формы и содержание работы с детьми

 работая с детьми, активно используем разнообразные формы и

методы проведения занятий,

- словесно-образный:

1.чтение литературных произведений воспитателем;

2.беседы с элементами диалога;

3.рассказы по схемам, иллюстрациям;

4.проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров и др.

- наглядно-действенный:

1.наблюдения;

2.экскурсии;

3.показ сказок;

4.рассматривание иллюстраций, репродукций картин;

5.дидактические игры;

6.целевые прогулки и т.д.

практический:

1.игры строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные,

инсценировки и др.;

2.оформление коллекций на различную тематику;

3.конкурсы, викторины;

4.вечера с родителями, для родителей и детей;

5.изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.

Очень важно интегрировать содержание духовно-нравственного

воспитания в различные виды детской деятельности, в том числе:

- в игровую: пальчиковые игры, дидактические, конструктивные,

словесные, подвижные, сюжетно-ролевые;

- в продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и

именинников, к праздникам, рисунки по мотивам художественных

произведений;

- в театрализованную деятельность: позволяющую воплотить

нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?»,

проведение кукольных спектаклей: сказка «Три ступеньки (праздник Введения во храм богородицы; «Шарф – Покров (праздник покрова); «Рождественские истории» (праздник Рождество Христово).

- в музыкально-художественную деятельность: углубляющую знания

детей в области духовной, классической музыки расширяющую кругозор по

изобразительному искусству.

- занятия по познавательному развитию на тему духовно-нравственного

воспитания детей;

- беседы, дискуссии с детьми духовно-нравственной направленности;

- слушанье классической, духовной музыки;

-чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике;

-посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовно-

нравственными ценностями;

- выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ детей

и родителей;

- проведение совместных праздников с родителями;

- просмотр слайд - фильмов, фильмов, использование аудио записей и

технических средств обучения и др.

  1. Семья и духовно-нравственное воспитание

Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и

средств массовой информации, все же самое большое влияние на

становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым

этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы

поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает

малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные

взаимоотношения становятся для него «моделью», по которой формируется

его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько

дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько

добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Так как

первые годы жизни весь мир человека – это, прежде всего его семья, которая

удовлетворяет его потребности: в еде, общении, защищённости и в главной

человеческой потребности – быть любимым, быть нужным в этом мире.

Здесь ребенок учится милосердию, состраданию, правдолюбию – именно

родители и первые воспитатели закладывают основу духовно-нравственного

воспитания маленького человека. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Задача воспитателя – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи.

В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для

родителей предлагаем следующее:

 - родительские собрания на духовно-нравственные темы;

- лекторий для родителей с участием священника;

- анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

- совместное посещение родителями, педагогами, детьми Храма во время экскурсии; крестного хода;

- организация с родителями субботников в  детском саду (облагораживание территории);

- изготовление декораций к праздникам (пополнение театральной студии новыми куклами, реквизитом и т.д.);

- организация угощения детей во время утренника;

- круглые столы с педагогами ДОУ, учителями, коррекционными педагогами, священниками;

- диспуты, беседы;

- консультации;

- выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей;

- практикум, мастер-класс специалистов;

- обмен опытом по духовному воспитанию в семье;

- конкурсы «Хозяюшки», «Мы - семья»;

- выставки  семейных работ к праздникам;

- индивидуальное собеседование.

Развлечения: «Масленица». Родители активно принимали участие в выставках «Пасхальный кулич», «Рождество Христово», участвовали вместе с детьми в муниципальном конкурсе «Душа по капле собирает свет»  

Разнообразные формы работы позволяют сделать занятия интересными, увлекательными для детей данного возраста. Во время подготовки и проведения занятий мы учитываем психологические индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста  

  1. Организация предметно-пространственной развивающей среды

Нами разработаны для детей и родителей игры – презентации по духовно-нравственному воспитанию с использованием современных технологий, котрые активно применяются в нашей педагогической деятельности. В группе оформлен православный уголок для детей,в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголка содержит православную литературу для детей: раскраски, православные календари для детей, консультативный материал для родителей (Оправославных праздниках и семейных традициях, библиотека, семейные альбомы, составлены генеологические древа).

Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания:

Пальчиковые игры, ребусы, кроссворды, загадки, пословицы и поговорки. Изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой:

  • «Православная азбука»
  •  «Узнай и назови икону»
  • «Ангелы наши друзья»
  • «Укрась ёлку к Рождеству»
  • «Назови праздники»

Духовным наставником нашей группы и  дошкольного учреждения является настоятель храма Воскрешения Христова священник Шашков Михаил Михайлович. (его сын ходит в нашу группу).  Отец Михаил встречается с родителями и детьми на праздниках, на родительских встречах, на занятиях, что позволит  приблизить детей и взрослых к общению с Богом посредством сопровождения священником; Часто от родителей можно услышать, как дети называют отца Михаила «Это – наш батюшка».Мы регулярно организовывают экскурсии выходного дня : посещения детьми храма Рождества Пресвятой Богородицы, Спасо-Преображенского мужского монастыря. Строим свою работу с родителями таким образом, что каждый родитель поддерживает стремление педагогов к приобщению детей к участию в таинствах Церкви. Во время посещения Храма дети и родители проявляют активный интерес в беседе с батюшкой, рассматривают иконы, узнают о православной церкви, христианском образе жизни.  

  1. Предполагаемый результат:

Программа духовно-нравственного воспитания «Росинка» ставит своей целью достичь следующих результатов:

    - Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

- Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

- Деятельное отношение к труду.

- Ответственность за свои дела и поступки.

Критерии оценки предполагаемых результатов результатов:

1. с точки зрения детей – через обучение в интересной, увлекательной игровой форме, развитие

индивидуальных способностей в атмосфере заботы и любви;

2. с точки зрения родителей — эффективное обучение их детей по программам, сохраняющим здоровье

детей (как психическое, так и физическое), поддерживающим у детей интерес и желание учиться,

обеспечивающим возможности беспроблемного обучения в школе.;

3. с точки зрения воспитателей- успешные результаты обучения и воспитания, здоровье и

индивидуальный прогресс, высокий духовно-нравственный потенциал личности их воспитанников;

положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ и родителями;

4. с точки зрения руководителя ДОУ - эффективность деятельности воспитателей и ДОУ, как

организационной структуры; высокая оценка деятельности руководителя и ДОУ со стороны управляющих

органов образования.

5. с точки зрения государства – качественное выполнение стандарта дошкольного образования иреализацию приоритетных образовательных проектов.

11. Перспективно-тематический план    программы «Росинка»

                              Тема, содержание

            Дата

1

1) Введение. Что меня окружает (дом, двор, улица, город, страна).  Знакомство. Моя семья. Послушания в семье. О добром отношении детей к своим близким.

Практическое задание: рисование «Моя семья».

2) Божий мир. Просмотр мультфильма «Сотворение мира».                 Бог- Творец мира (солнце, небо, облака, трава, цветы, деревья, птицы, звери, человек).                                                                                                                      Бог-Творец мира (явления природы: снег, дождь, град, гроза, радуга, ветер, метель и др.).

Практическое задание: из пластилина слепить человека.

3) Лень и трудолюбие. Бог труды любит. «Колючие» и добрые, вежливые слова.  Добродетели и пороки. Благоразумные поступки детей.

Практическое задание: придумать к слову «Благоразумный» как можно больше синонимов. Вспомнить свои поступки, всегда ли  поступали благоразумно. Что может произойти от необдуманных поступков?

4) Мир – наш дом. Изменения внешнего мира. Познание внешнего мира. Внутренний мир человека.  Человек – существо разумное.

Практическое задание: коллективный рисунок мира «Мир - наш дом».

 сентябрь

2

1)  Беседы «Минин и Пожарский»; «Русь православная».

«Народные игры».                                                                                «Богатыри земли Русской».  

Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества. Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе защитников русской земли. Формировать патриотическую память.  

2)Беседы «Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка».     «Что такое забота?».

Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе.

 3)Праздник «Покров».

Познакомить детей с праздником, его обычаями, традициями, как его отмечали на Руси.

 4)Развлечение с показом кукольного театра «Шарф-Покров». Стихи, загадки по теме; кукольный театр

октябрь

3

1)   Богородица- мать Иисуса Христа. День Матери.                                              Знакомство с жизнью Иисуса Христа. Отношение Иисуса к детям, о помощи и заботе, о людях.

Практическое задание: Предложить ребенку сделать маме что -то приятное: сочинить или прочитать стихотворение, исполнить песенку, нарисовать рисунок, сделать любую поделку, обнять, поцеловать, сказать как ты ее любишь, сказать какая она хорошая, добрая, красивая.

2) Празднование Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Рассказ о происхождении иконы. День Народного Единства.  Происхождение икон. Различие икон. Богородичные иконы.

Практическое задание: посмотреть есть ли в доме иконы, и какие это иконы. Запомнить, рассказать в беседе.

3)  Удивительное - рядом. Храмы нашего города. Убранство храма, иконы, иконостас, иконописцы. Экскурсия в Храмы города Рославля.

Практическое задание: рисование «Храмы города  Рославля».

4) Праздник Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Рассказ «Кто такие Ангелы». Забота Ангелов о людях.

Практическое задание: нарисовать ангела.

ноябрь

4

1) Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае.

Драматизация истории «Чудесный сон». Познакомить детей со Святым Николаем Угодником, с его делами; дать понятие, почему его причислили к лику святых. Вспомнить с детьми, какие поступки достойны уважения.

2)Игра духовно-нравственной направленности «Помощник Святителя Николая».

3)Беседа «Как я поздравлял свою семью с праздником»

Показ слайдов «Жизнь Николая Угодника», моделирование ситуации «Готовимся к празднику дома»

4)Занятие по ручному труду (конструирование) на тему:  «Корабль Святителя Николая».

Показ способов конструирования из бумаги.

декабрь

5

1). Праздник Рождества Христова. Утренник.

2). Праздник преподобного Серафима Саровского. Показ мультфильма. Рассказ о его житие и деяниях.

3). Крещение Господне. Святая вода. Богоявление.

Практическое задание: рисование на тему «Купание в Иордани».

январь

6

 1). Церковь-Дом Божий. Божий мир. Ангельский мир. Ангел-хранитель. Разговор с Богом – молитва. Краткие молитвы. Крест. Поведение в Храме.

Практическое задание: поделка из бумаги Ангел.

2). Праздник Сретения Господня. Детство Иисуса Христа. История праздника Сретения Господня. Показ мультфильма.

3)Беседа о традициях русского воинства, о храбрости защитников отечества.Рассматривание картины Васнецова «Три Богатыря»Слушание «Богатырские ворота» Мусоргского«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок)

Практическое задание:  рисование " Защитники земли Русской"

4).  Масленица. Прощеное воскресение. Начало Великого поста. Отношение ребенка к природе и ко всему живому. Наблюдения в природе, выделение признаков наступления весны. Прослушивание пения птиц, различить знакомые трели.

Практическое задание: нарисовать окружающую природу.

февраль

7

1). Добродетели и пороки (поступки добрые и злые).                    Что такое милосердие? Как делают добрые дела. Чтение рассказа  Б. Гонаго.

Практическое задание: рисование по желанию детей «Доброе дело».

2). Сотворение человека. Жизнь в раю. Грехопадение. Обетование спасения. Путь к Христу. Показ мультфильма.

Практическое задание: нарисовать рай в своем видении.

3).   Первые представления о Священном Писании. Знакомство с простыми и доступными пониманию детей библейскими рассказами. Закхей. Иисус Христос в доме Марфы и Марии.

март

8

1). Поведение ребенка на примере евангельских притч и примеров из жизни святых. Немилосердный должник. Милосердный самарянин. Воскрешение Лазаря.

Практическое задание: разучивание стихотворения «Мой ангел»

2). Праздник Благовещение. Почему народная мудрость гласит:  «В этот день птица гнезда не вьет, девица косы не плетет»? Архангел Гавриил. Как изображают его. Чем он отличается от Архангела Михаила.

Практическое задание: рисуем Архангела Гавриила.

3). Праздник Входа Господня в Иерусалим. Празднование этого события Православной Церковью, народные традиции.

Подвижная игра «Ручеек». Воспитывать у детей чувство товарищества и доброго отношения друг к другу.

4). Пасха – главный христианский праздник. Празднование Воскресения Христова (утренник). Традиция обменивания пасхальными яйцами.

Практическое задание: Расписывание яиц-писанок

апрель

9

1). Церковная музыка, пение. Сказка о том, как появились первые колокола. Колокола и колокольный звон. Прослушивание различных звонов. Отличие звонов.

Практическое задание: рисование «Колокола».

2) Русская Православная Церковь. Начало истории. Великий князь Владимир. Крещение Руси.                                                                      «Русь Святая, храни Веру Православную!».

Практическое задание: нарисовать или собрать из конструктора церковь.

3)  Небесные покровители города Рославль. Священномученик Константин Сухов. Почему называют небесными покровителями. Кто такие мученики, священномученики, преподобные, святители, праведные, блаженные, юродивые.

Практическое задание: рисование «Мой город»

4) Заключительное занятие. Чтение детского Евангелия. Знакомство со Священными книгами «Детская библия»,                                                      «Евангелие для детей».  

Итоговое занятие. Игра «Я - экскурсовод»

май

12. Диагностика

детей проводится 2 раза в год (в начале и в конце года)

    Для проверки знаний воспитанников используются беседы, описания, рисунки, дидактические игры. Материалы, используемые воспитателем на занятиях, для удобства необходимо систематизировать. Рабочий материал на бумажных носителях оформляется в виде накопительных папок по темам: «Православная азбука», «Глоссарий», «Сценарии православных праздников», «Загадки», «Духовная жизнь на страницах районных и краевых газет», «Катехизические беседы с родителями» и т. п. на титульном листе каждой папки нужно указать, при изучении какого раздела или темы можно использовать её содержимое.

Критерии

  • Знает 5-6 православных праздников
  • Имеет представления о 3-х лицах Троицы
  • Знает названия особо почитаемых икон (Богородицы, святых)
  • Знает названия храмов родного города
  • Умеет правильно творить крестное знамение

Условные обозначения:

  1. балл –  ниже среднего
  2.    балла – средний
  1. балла – выше среднего

Работа по Православной культуре в нашем детском саду только  началась. Мы, конечно же, не ставим перед собой цель вовлечь детей в православную веру, а лишь знакомим  с православной культурой.

Мы считаем, что расширенное и углубленное понимание детьми Православия преобразует человека, как внешне, так и внутренне. Делает его внутренне красивым, человечным, достойным имени человека

В процессе работы над проблемой духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами православной культуры, мы пришли к следующим выводам:

что только все вместе - детский сад, семья, Церковь, государство путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в ребенке семена любви и добра, основы понимания того, что надо спешить делать добро, а не только жить в свое удовольствие, обогащаясь любым способом.

Дальнейшие перспективы нашей работы:

—  1.Просвещение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания совместно с настоятелем храма Воскрешения Христова отцом Михаилом

—  2.Совершенствование профессиональной подготовки педагогов ДОУ.

—  3.Использование интернет ресурсов в систематическом освещении вопросов духовно-нравственного воспитания

—  4.Распространение лучшего опыта семейного воспитания в дошкольном педагогическом учебном заведении

  1. Программно – методический комплекс

«Всеобщая декларация  прав человека»

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы»

Гражданский кодекс РФ

Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и  Московской Патриархии Русской Православной Церкви

Закон N 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Закон N 3612-1 от 9 октября 1992 года «Основы законодательства РФ о культуре»

Закон № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года «Об образовании»

Конституция Российской Федерации

Международная  конвенция  «О правах ребенка» 1989 г.,

Письмо Министерства Образования РФ от 19 марта 1993 г. «О светском характере образования  в государственных образовательных учреждениях Российской  Федерации»

Уголовный кодекс Российской Федерации

Государственная концепция «Духовно-нравственное воспитание школьников»

А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова. Здравствуй, мир! / Москва Баласс 2003.

Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая и подготовительная группы) / ЦГЛ Москва 2004.

Абрамова А.  Авторская программа  Введение в традицию - «Никея», 2014

Весну привечаем, весело встречаем / авторы-составители О.П.Власенко, Г.П.Папова. – Волгоград.

Гладких  Л.П. Меньшикова.  В.М.   Программа  «Мир – прекрасное творение». Курский педагогический университет

Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.-  М.: Издательский дом «Покров», 2004;

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России / Москва 2008.

Н.Зарецкая, З.Роот. Праздники в детском саду / 6-е издание, Москва Айрис пресс 2007.

Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

Игровые праздники, тематические вечера / Издательство «Учитель - АСТ».

Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания.

Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;

Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

Медведева И., Шишова Т.  Улыбка судьбы - ООО «Линка – Пресс», 2002;

И.А.Лыкова. Цветные ладошки / Карапуз-дидактика Творческий центр СФЕРА Москва 2007.

Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;

Праздники в детском саду (старшая группа) / Минск Харвест 2003.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 

Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление.

Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях.

Церковь и современный мир: вопросы и ответы. – Ц44 Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010 год;

Шипошина Т.  Помилуй, Господи, наших детей - Издательский Совет Русской Православной Церкви Москва 2007

Успенский кафедральный собор. Омская святыня. Омск.: Издательство «Русь», 2007;

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;

Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский.  

http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/;

http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/;

http://pedagog.eparhia.ru/

;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста в детском саду"

Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обознач...

Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»

Цель  работы -  формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

С учетом ФГОС в дошкольном образовании на первое место выходит игровой, интегративный принцип развития и обучения детей дошкольного возраста. Перед педагогами дошкольных учреждений стала задача пересм...

Консультация на тему: "Формирование основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста".

В консультации подробно рассмотрены основные моменты формирования основ правовой культуры у старших дошкольников....

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....

Презентация по теме : "Программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в детском саду»"

В презентации представлен результат работы по программе дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в дет...

Программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в детском саду»

Данная  программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры составлена и разработана на основе программ и пособий: программы «Детство» под редакцией Т. ...