ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мир, в котором я живу»
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир, в котором я живу» - социально-педагогической направленности.
Данная программа разработана на основании Федерального закона от 29.12.2014г.- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2013г. №108 « Об утверждение порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы заключается в выполнении социального заказа государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Педагогическая целесообразность реализации дополнительной общеразвивающей программы предполагает развитие детей и проявляется в формировании : умений добывать знания самому, мыслить самостоятельно и творчески, трудолюбия. Деятельность осуществляется в контексте развития у ребенка ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной жизни и обеспечат дошкольникам ориентацию в окружающей действительности, понимании того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, что обеспечит дальнейшее успешное обучение в школе.
Цель программы:
Всестороннее развитие личности ребенка, формирование его готовности к самостоятельной деятельности и обучению, его способности чувствовать, понимать себя и другого человека для обеспечения успешной социализации в обществе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка»»
Принята УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом совете Приказом МАДОУд/с «Берёзка»
МАДОУд/с «Берёзка»» от ____2019г. №____ Протокол №____от______2019г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мир, в котором я живу»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы:
Орлова Г.А.
г. Первомайск
2019г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир, в котором я живу» - социально-педагогической направленности.
Данная программа разработана на основании Федерального закона от 29.12.2014г.- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2013г. №108 « Об утверждение порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы заключается в выполнении социального заказа государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Педагогическая целесообразность реализации дополнительной общеразвивающей программы предполагает развитие детей и проявляется в формировании : умений добывать знания самому, мыслить самостоятельно и творчески, трудолюбия. Деятельность осуществляется в контексте развития у ребенка ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной жизни и обеспечат дошкольникам ориентацию в окружающей действительности, понимании того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, что обеспечит дальнейшее успешное обучение в школе.
Цель программы:
Всестороннее развитие личности ребенка, формирование его готовности к самостоятельной деятельности и обучению, его способности чувствовать, понимать себя и другого человека для обеспечения успешной социализации в обществе.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать у детей представление об учебной деятельности;
- формировать умение точно и ясно выражать свои мысли;
- расширять представление об окружающем мире;
- формировать приемы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Развивающие:
- развивать восприятие, образное мышление, воображение;
- развивать внимание, память;
- развивать речь, ее звуковую сторону, грамматический строй, лексику;
- расширять словарный запас;
- развивать графические навыки, крупную и мелкую моторику, глазомер, тактильные ощущения.
Воспитательные:
- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников;
- формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться;
- формировать трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей;
- формировать умение общаться в коллективе;
- вырабатывать умения: владения волевыми усилиями, устанавливания правильных отношений со сверстниками и взрослыми;
- формировать гармоничное отношение к миру, умение сопереживать, находить решения в разных ситуациях;
- укреплять позиции нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
воспитывать понятия о своей малой Родине и стране
Отличительные особенности данной программы.
Программа построена не по областям знаний и учебным предметам, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников.
Содержание программы облегчает эмоциональную и физическую нагрузку детей, но при этом максимально заинтересовывает их, тем самым, повышая эффективность обучения.
Обучение осуществляется с детьми, с разным уровнем интеллектуального развития, имеющими разную социальную принадлежность, пол и национальность.
Возраст: Программа рассчитана на детей-дошкольников 6-7 лет
Срок реализации программы – 1 год.
Продолжительность занятий для детей 6-7 лет не более 30 минут, 2 раза в неделю, 68 часов в год.
.
Для реализации программы применяется следующие технологии:
-технология личностно-ориентированного обучения;
- игровая технология формирования творчества в процессе ознакомления с предметным миром;
-технология коллективной творческой деятельности.
Данные технологии направлены на развитие каждого ребенка, на формирование его индивидуальных способностей, умение работать в коллективе, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игра.
Поэтому занятия, по сути, являются игровым процессом, в процессе которого дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (педагог – ребенок, родитель – ребенок, педагог - родитель) и детей между собой, их общение в парах, в группах. Важным моментом является использование на занятиях сказки (сказкотерапия) и рисунка( изотерапия), что способствует развитию творческих способностей, расширению сознания, опыту эмоционального благополучия.
Образовательный процесс, включает в себя различные методы:
Наглядные методы обучения:
- наблюдение;
- рассматривание картин, пособий, книг
- демонстрация видео фильмов, аудио-носителей;
Практические методы:
К группе практических методов обучения относятся:
- Этюд;
- Импровизация;
- Моделирование и анализ заданных ситуаций;
- Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные;
- Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации;
- Объяснительно-иллюстративный метод – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- Репродуктивный метод– учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- Частично- поисковый метод– участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- Исследовательский метод– самостоятельная творческая работа учащихся;
- Проектные линии;
- Игровой метод;
- Изотерапия.
Словесные методы:
-Сказки, рассказы взрослого
Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.
-Сказки , рассказы детей
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
- Чтение художественных произведений детям
Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем мире, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы.
-Беседы
Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Нетрадиционные методы обучения: сказкотерапия; конкурс, диспут, праздник, творческая мастерская, коллективно – тематические дела, творческие проекты.
Ожидаемые результаты .
Предполагается, что при условии успешного усвоения программы дети овладеют следующими понятиями, навыками и умениями:
-способностью к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
-трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
-осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями.
-ориентировка в окружающем мире: последовательность дней недели, месяцев, времен гда, знание родственных отношений, владение информацией о своем городе, родине, планете, явлениях природы.
- способностью выполнять задания, не отвлекаясь, находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
- освоение навыков графических умений, конструировать по образцу, ориентироваться на листе бумаги.
-умение ориентироваться в окружающем пространстве, устанавливать последовательность событий, способность рассуждать и давать причинные объяснения,
- проявлять устойчивый интерес к различным видам деятельности.
Форма подведения итогов
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводится в виде:
1. творческих выставок;
2. открытых занятий;
3. диагностики (два раза в год)
Оборудование и материалы :
Для реализации программы необходимо следующее:
1.Материально – технические средства:
Отдельный кабинет со столами и стульями.
Компьютерная техника:
• компьютер
• мультимедийный проектор
• принтер
• сканер
• акустическая система - видеофильмы- аудиозаписи
Доска магнитная
2. Учебно – методические средства: учебные пособия, канцелярские принадлежности
3.Раздаточный дидактический материал, иллюстрации, плакаты, фотографии, стенды
4.Оформленное игровое пространство: кукольная мебель, конструктор, машины, мячи, пирамидки, кубики и т.д. .
5.Стулья, столы.
6.Массажные мячи и коврики;
7.Релаксационные коврики.
Учебный план
Раздел | Тема | Кол-во занятий | Кол-во часов |
1.Логика. Речь. | Я и моё имя. Я и моя семья. | 1 | 1 |
Лето. Рисунок «Лето - яркое время года» | 1 | 1 | |
Осень. Рассказ и рисунок «Красота Осени». | 1 | 1 | |
Классификация предметов. Четвертый лишний. Обобщения. Умозаключения. Сходства, различия. | 3 | 3 | |
Ориентировка в пространстве: вперед-назад, вверх-вниз, направо – налево. Временные и Пространственные отношения: раньше - позже, вчера–сегодня – завтра. | 2 | 2 | |
Упражнения на развитие логических связей. | 2 | 2 | |
Времена года. Признаки. Описание. | 1 | 1 | |
Аттестация | Подготовленный устный рассказ по предложенным темам. | ||
Итого: |
| 12 | |
2.Память. Внимание. | Сравнение количества предметов в группах. | 1 | 1 |
Зрительная и слуховая память. Запомни предметы , картинки, рассказы, стихи. | 1 | 1 | |
Найди одинаковые предметы, фигуры, картины. Найди предмет похожий на фигуру. | 1 | 1 | |
Концентрация внимания, ориентировка на листе бумаги, в пространстве. | 1 | 1 | |
Развитие внимания. Часть-целое. Фрагменты. Нахождение недостающих деталей у предметов | 1 | 1 | |
Аттестация | Корректурная проба. Рис .1 Дидактическое задание: «Найти различия» | 1 | 1 |
Всего : |
| 6 | |
2.Моторика. Графические навыки | Графические упражнения. Рисунки по контуру, по образцу, по описанию. | 1 | 1 |
Графические упражнения. Рисунки по контуру, по образцу, по описанию. | 1 | 1 | |
Мелкая моторика: координация движения руки. Пальчиковые игры, двигательные игры. Игры по правилам. | 2 | 2 | |
Штриховка фигур, не выходя за контуры рисунка. Рисунки по клеточкам. | 2 | 2 | |
Образ и его части. Объединение изображения общим сюжетом. | 2 | 2 | |
Аттестация | Графический диктант. | 1 | 1 |
Итого: |
| 10 | |
3.Творчество. Семья. Родина. | Цикл занятий : «Фабрика игрушек» «Любимая игрушка» «Елочная игрушка». «Веселый кораблик». «Подарок другу» Выставка творческих работ. | 6 | 6 |
Цикл творческих занятий «Я –человек» | 1 | 1 | |
«Я живу в России » Моя страна. Праздники и традиции | 1 | 1 | |
«Я живу в Первомайске» Мой город, известные люди края | 1 | 1 | |
Я и моя семья. Семейные традиции, семейные связи. Моя семья. Мои родители, прародители. | 2 | 2 | |
Аттестация | Творческий проект по заданной теме с устным описанием и презентацией. | 1 | |
Итого: |
| 12 | |
4.Я и мир моих друзей | Что такое дружба? Дружба – это помощь Кто такой настоящий друг? Мои друзья. Мои праздники Что такое хорошо и что такое плохо? Сила человека – это сила его воли Конкурсная программа «Дружба крепкая». Творческая игра «Что интересного?». Праздник «Друзья». Мои праздники. Как принимать гостей. Правила поведения в гостях. Сюжетно-ролевая игра : Приём гостей. День рождения. Рисование сюжета «Мой день рождения» Русские народные сказки, пословицы о добре и зле. Чтение и анализ отрывков о добре и зле. Игра «Путешествие в страну «Лентяев». Рисование на тему «Лень» | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Аттестация | . Итоговое занятие. Подарок другу | 1 | 1 |
Итого | 9 | ||
5.Путь к школе | Задания на логику, умозаключения. Ребусы. Загадки. Временные представления. Планирование. Составление плана. режима. | 11 | 11 |
Аттестация | Карта компетентностей | ||
Итого | 68 | 68 | |
Календарный учебный график
Месяц Тема | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Я и моё имя. Я и моя семья | 1 | ||||||||
Лето. Рисунок «Лето - яркое время года». | 1 | ||||||||
Осень. Рассказ и рисунок.«Красота Осени». | 1 | ||||||||
Классификация предметов.Обобщения. Умозаключения. Сходства, различия. | 3 | ||||||||
Ориентировка в пространстве Временные и пространственные отношения. | 2 | ||||||||
Упражнения на развитие логических связей. | 2 | ||||||||
Времена года. Признаки. Описание. | 1 | ||||||||
Сравнение количества предметов в группах. | 1 | ||||||||
Зрительная и слуховая память. Запомни предметы , картинки, рассказы, стихи. | 1 | ||||||||
Найди одинаковые предметы, фигуры, картины. Найди предмет похожий на фигуру. | 1 | ||||||||
Концентрация внимания, ориентировка на листе бумаги, в пространстве. | 1 | ||||||||
Развитие внимания. Часть-целое. Фрагменты. | 1 | ||||||||
Корректурная проба. Рис .1 Дидактическое задание: «Найти различия» | 1 | ||||||||
Графические упражнения. Рисунки по контуру, по образцу, по описанию. | 1 | ||||||||
Графические упражнения. Рисунки по контуру, по образцу, по описанию. | 1 | ||||||||
Мелкая моторика: координация движения руки. Пальчиковые игры, двигательные игры. Игры по правилам. | 2 | ||||||||
Штриховка фигур, не выходя за контуры рисунка. Рисунки по клеточкам. | 2 | ||||||||
Образ и его части. Объединение изображения общим сюжетом. | 2 | ||||||||
Графический диктант. | 1 | ||||||||
Цикл занятий : «Фабрика игрушек» «Любимая игрушка» «Елочная игрушка». «Веселый кораблик». «Подарок другу» Выставка творческих работ. | 1 | 4 | |||||||
«Я –человек» | 1 | ||||||||
«Я живу в России » Моя страна. Праздники и традиции | 1 | ||||||||
«Я живу в Первомайске» Мой город, известные люди края | 1 | ||||||||
Я и моя семья. Семейные традиции, семейные связи. Моя семья. Мои родители, прародители. | 2 | ||||||||
Творческий проект по заданной теме с устным описанием и презентацией. | 1 | ||||||||
Что такое дружба? Дружба – это помощь. | 1 | ||||||||
Кто такой настоящий друг? Мои друзья. Мои праздники | 1 | ||||||||
Что такое хорошо и что такое плохо? | 1 | ||||||||
Сила человека – это сила его воли | 1 | ||||||||
Конкурсная программа «Дружба крепкая». | 1 | ||||||||
Мои праздники. Как принимать гостей. Правила поведения в гостях. | 1 | ||||||||
Сюжетно-ролевая игра : Приём гостей. День рождения. | 1 | ||||||||
Русские народные сказки, пословицы о добре и зле. Чтение и анализ отрывков о добре и зле. | 1 | ||||||||
Игра «Путешествие в страну «Лентяев». Рисование на тему «Лень» | 1 | ||||||||
Итоговое занятие. Подарок другу | 1 | ||||||||
Задания на логику, умозаключения. Ребусы. Загадки. Временные представления. Планирование. Составление плана. режима. | 6 | 5 | |||||||
Рабочая программа
Основные психологические новообразования детей 6-7лет характеризуются возникновением познавательных представлений: о различии живого и неживого и способов взаимодействия с ними ,о социальном мире, в котором живут и действуют разные люди – со своими мыслями, желаниями, намерениями и переживаниям о себе в этот мире, действующем в нем и способном изменяться – расти и обучаться новому; начальные представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правде и обмане; личное осознание, внутренняя регуляция поведения (произвольность), начальные уровни интеллектуального и эмоционального предвосхищения последствий своих поступков, осознанное сотрудничество с взрослыми и сверстниками; развитие функций речи и мышления; воображение; начальные уровни математических представлений, сюжетно-ролевые игры; художественное творчество (рисование, лепка и так далее).
Разделы программы ориентированы на :
1.Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.
3. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
4. Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) — средствами человеческого общения.
5. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
6. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника.
7. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
8. Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.
9. Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения.
10. Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.
Основной формой организации учебного процесса является комплексное или интегрированное занятие, включающее в себя практическую деятельность детей. Занятие начинается с эмоциональной и двигательной разминки. Затем осуществляется постановка проблемы, которая разрешается через все способы деятельности: игровую, ценностно-ориентационную, аналитическую, рефлексивную, изобразительную. Осуществляется постепенное усложнение данных проблем и осваиваемых умений и навыков произвольного поведения.
Условия проведения интегрированных занятий:
● устранение умственной перегрузки дошкольников, постоянная смена методов и приемов работы с детьми; смена умственной нагрузки физической;
● создание психологически комфортной обстановки на занятии (тон, предвосхищающая оценка, свет, размещение материала, использование в нужном количестве демонстрационного и раздаточного материала, проветренное помещение, рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров активности: двигательных, творческих, эмоциональных, игровых);
● направление практического процесса на развитие основных качеств личности: компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, социальной и физической; на развитие самостоятельности и ответственности, инициативности, эмоциональности, самооценки, и, конечно, произвольности поведения;
● введение музыкально-ритмических и динамических переменок между занятиями;
● использование здоровьесберегающих технологий и комплекса психогигиенических мероприятий: двигательные разминки, динамические паузы, артикуляционные и пальчиковые гимнастики, эмоциональные этюды, релаксация, дыхательная и звуковая гимнастика, дидактические игры в движении.
● осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению, который включает в себя следующие принципы:
принцип самоактуальности - любой ребёнок принимается таким, каков он есть;
принцип индивидуальности - развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребёнка, его психофизическим развитием;
принцип выбора - предоставлять свободу выбора предметов и деятельности каждому ребёнку;
принцип творчества и успеха - включать в образовательный процесс задания продуктивного, творческого характера, повышать самооценку;
принцип веры, доверия и поддержки - доверять детям, принимать любой ответ, направляя ребёнка в правильное русло, использовать предвосхищающую оценку для малоактивных и тревожных детей.
Содержание программы
Раздел I Логика .Речь.(12)
Нахождение закономерностей в окружающем мире, cоставление рассказа с описанием. Простейшие умозаключения, нахождение недостающих частей целого, выделение предметов объединенных каким-либо общим признаком (обобщение и классификация). Развитие наглядно-образного мышления. Соотносить предметы по смыслу, по общим признакам. Называть правильно действия, отвечать на вопросы полными предложениями. Классификация. Общее признаки, различия. Расширение словарного запаса.
Описание признаков времен год, природных явлений , растений и животных.
Раздел II. Память.Внимание.(5)
Пересказ близко к тексту (прочитанное педагогом) произведение; сравнивать изображения по памяти; определять последовательность событий.
Нахождение фигур определенной формы и лишних фигур.
Сравнить рисунки и найди отличия. Нахождение недостающих деталей у предметов. Целое-часть. Нахождение на рисунке определенных предметов по группам и темам.
Раздел III Моторика.Графические навыки .(10)
Упражнения на координацию движений. Пальчиковая гимнастика. Игры с мячом. Развитие умения владеть карандашом, шариковой ручкой. Штриховка, раскрашивание. Формирование умения « видеть строку» . рисовать и писать в ней;
« видеть клеточки» . Дорисуй образ животных, птиц, рыб. Обведение по контуру.
Сравнить рисунки и найди отличия. Нахождение недостающих деталей у предметов. Целое-часть. Нахождение на рисунке определенных предметов по группам и темам.
Раздел I V Творчество.Семья.Родина.(11)
Цикл творческих занятий «Фабрика игрушек»:
Создание тематических смысловых игрушек. Научить детей словесному описанию игрушки, которую намеривается создать. В заключении цикла выставка творческих работ.
Раздел V.Я и мир моих друзей (9)
Знакомство с понятием «дружба». Законы дружбы.
Конкурсная программа «Дружба крепкая». Рисование на тему «Портрет друга».
Праздник «Друзья». Как принимать гостей, подарки, веселиться вместе. Добрые и злые поступки, Добро и зло в отношениях между людьми.
Раздел VI.Путь к школе (9)
Задания на логику, умозаключения. Ребусы. Загадки. Логическая игра «Что лишнего?». Ошибки в утверждениях и объяснить, почему это может быть или не быть. Творческие игры: «Дорисуй картинку», «На что это похоже». Выполнение заданий с целью проверки зрительной и слуховой памяти детей. Правила развития памяти, внимания, мышления.
Оценочные материалы
Раздел | Метод | Уровень |
Логика.Речь. | Измеряется в форме подготовленного устного сообщения по предложенным темам. Устный рассказ | Низкий ур-нь-менее 3 связанных предложений,ответ по наводящим вопросам(1б) Средний уровень-3-5 предложений(2б) Высокий уровень-5-7 связ. предложений, эмоционально-окрашенная речь.(4б) |
Память. Внимание | Корректурная проба для изучения внимания, памяти | Низкий ур-нь- 5-6мин(1б) Средний ур-нь-3-4 мин(2б) Высокий ур-нь-2,5 мин(3б) |
Моторика. Графические навыки. | Графический диктант.-рисуем по клеточкам по образцу и по слуху | Низкий ур-нь-от 3 ошибок(2б) Средний ур-нь-2ошибки(2б) Высокий ур-нь- без ошибок(3б) |
Творчество.Семья.Родина | Творческой работы на предложенную тему с устным описанием. | без словесного описания и смыслового содержания(1б) Средний ур-нь-творческая работа со смысловым содержанием,описание по наводящим вопросам(2б) Высокий ур-нь-творческая работа со смыслом и с устным описанием из 5-7 предложений.(4б) |
Я и мир моих друзей. | Устный рассказ | Низкий ур-нь-менее 3 связанных предложений,ответ по наводящим вопросам(1б) Средний уровень-3-5 предложений(2б) Высокий уровень-5-7 связ.предложений, эмоционально-окрашенная речь.(4б) |
Путь к школе | Корректурная проба. Задания:«Закрась фигуру»,«Сравни предметы». | Низкий ур-нь- 5-6мин(1б) Средний ур-нь-3-4 мин(2б) Высокий ур-нь-2,5 мин(3б) |
Карта компетентностей | ||
Средний бал освоения программы | Высокий ур-нь -3 ,4баллов Средний ур-нь -2 баллов Низкий ур-нь-1баллов |
Диагностические задания
Память.Внимание:
Корректурная проба (рис.1)
Логика. Речь:
Устный, заранее подготовленный рассказ, на заданные темы:
1-год обучения
Декабрь (Конец 1 полугодия) : «Рассказ о себе» по плану :
1. Свое имя и фамилию. С кем живёт в семье.
2. Имя и фамилию своих родителей и других членов семьи.
3. Название своего города и детского сада.
4.Любимые игрушки.
Май (конец учебного года) : Рассказ «Моя семья» по плану:
1.Фамилия нашей семьи. Имена членов семьи.
2.Профессия родителей.
3.Какую профессию ты хочешь получить в будущем.
4.Любимый вид спорта вашей семьи.
5.Совместные семейные дела.
6.Опиши свою семью. Какая она?
2-год обучения
Декабрь (конец 1 полугодия): Рассказ « Мой родной город» по плану:
1.Название улицы ,города, страны ,в которой живёшь.
2.Столица России.
3. Что тебе интересного есть в Первомайске.
4.Где работают твои родители.
5.Где будешь жить ,когда станешь взрослым.
Май (конец учебного года): Рассказ «Дружба разных народов» по плану
1.В какой стране мы живём.
2.Какие страны ты ещё знаешь.
3.Чем люди отличаются друг от друга.
4.Чем люди похожи друг на друга.
5.Что такое дружба.
6.Как лучше общаться.
Моторика.графические навыки.
Графический диктант по клеткам:
1.Обводим клеточку по заданному образцу.
2.Рисуем узор по образцу.
3.Рисуем узор по слуховой инструкции.
Творчество.Семья.Родина.
Творческая работа по заданной теме с устным описанием
(Работа может быть из пластилина, аппликации, рисунка красками, проектные работы.)
Декабрь: «Волшебство в моей жизни» Май: «Моя будущая профессия»
На каждого обучающегося заполняется карта по ключевым компетентностям:
Технологическая компетентность определяется как готовность субъекта к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.
Информационная компетентность представляет собой готовность субъекта принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Социально-коммуникативная компетентность - готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
КАРТА компетентности |
Технологическая компетентность |
Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации |
Умение планировать этапы своей деятельности |
Умение понимать и выполнять алгоритм действий |
Умение устанавливать причинно-следственные связи |
Умение выбирать способы действия из усвоенных ранее способов |
Умение использовать способы преобразования |
Умение понимать и принимать задания и предложения взрослого |
Умение принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях |
Умение организовывать свое рабочее место |
Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результата |
Информационная компетентность |
Умение ориентироваться в некоторых источниках информации |
Умение делать выводы из полученной информации |
Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности |
Умение задавать вопросы на интересующую тему |
Умение получать информацию, используя некоторые источники |
Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой |
Социально-коммуникативная компетентность |
Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем |
Умение получать необходимую информацию в общении |
Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам |
Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками |
Умение спокойно отстаивать свое мнение |
Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей |
Умение принимать участие в коллективных делах |
Умение уважительно относиться к окружающим людям |
Умение принимать и оказывать помощь |
Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях |
Аттестация проводится 2 раза в год по разделам.
На учащегося заполняется аттестационный лист в общегрупповой таблице, в который вносятся баллы по каждому разделу программы .
Средний балл высчитывается следующим образом, суммируются баллы по разделам ,общая сумма делится на количество разделов.
Если средний балл ребёнка равен 3,4 баллов, это соответствует высокому уровню.
С родителями проводится анкетирование (тестирование), по результатам изучения уровня усвоения программного материала, обсуждаются меры по дальнейшей реализации программы с учётом индивидуальных возможностей ребёнка на данном этапе.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Общая педагогика, методика обучения и воспитания (для педагога)
- Авдеева Ю.В. Я это целый мир. Тетрадь по социализации.-М.«Изд-во Творческий Центр Сфера»,2013.
- Алябьева Е.А. Эмоциональные сказки .-М. «Изд-во Творческий Центр Сфера»,2015.
- Анцупова Г.Л. Давай поиграем! Организация и проведение игровых занятий с детьми. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.
- Гатпальская Г.В., Крыленко А.В. В школу с радостью. — Минск: «Амалфея», 2011.
- Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско-родительских отношений.- СПб. «Изд-во Творческий Центр Сфера»,2011.
- Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. - М. «Изд-во Творческий Центр Сфера»,2011.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. -Ярославль: «Академия развития», 2013.
- Кочановская И.Б. Полезные сказки.- «Изд-во Творческий Центр Сфера»,2015.
- Любимые детские игры (для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста) / Сост. Г.Н. Гришина. — М..ТЦ «Сфера», 2013.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: «АРКТИ», 2014.
- Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства.- М. «Изд-во Творческий Центр Сфера»,2010
- Панфилова МА. Игротерапия общения: тесты и коррек- ционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей. — М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2012.
- Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие. - М. «Изд-во Творческий Центр Сфера»,2012.
- Шорыгина Т.А.Мудрые сказки. -М. «Изд-во Творческий Центр Сфера»,2015.
Для родителей :
1. Кацер О.В, Коротаева С.А «Музыка, дети, здоровье» СПб. 2011г
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2010
3. Клайн В. Как подготовить вашего ребенка к жизни. – М., 2012.
4. Корчак Я. Как любить ребенка – М.: У-Фактория, 2012.
Для детей:
1. Т. Александрова. Домовёнок Кузя
2.В. Бианки. Лесные были и небылицы
3.С. Козлов. Правда, мы будем всегда?
4.С. Маршак. Про всё на свете (Азбука в стихах и картинках). Весёлый счёт. Круглый год. Загадки. Багаж. Вот какой рассеянный. Весёлые чижи. Цирк
4.С. Михалков. Стихотворения. Дядя Стёпа
5.Ю. Мориц. Стихотворения
6.Г. Остер. Тридцать восемь попугаев
7.Русские народные сказки (Царевна-Лягущка, Морозко, Иван-царевич и серый волк и др.)
8.Г. Сапгир. Стихотворения
9.А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино
10.Э. Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот. Крокодил Гена и его друзья. Чебурашка. Стихотворения
11.К. Чуковский. Айболит. Бармалей. Тараканище. Краденое солнце. Федорино горе. Загадк
Оборудование и материалы
Для реализации программы необходимо следующее:
1.Материально – технические средства:
Отдельный кабинет со столами и стульями.
Компьютерная техника:
• компьютер
• мультимедийный проектор
• принтер
• сканер
• акустическая система - видеофильмы- аудиозаписи
Доска магнитная
2. Учебно – методические средства: учебные пособия, канцелярские принадлежности
3.Раздаточный дидактический материал, иллюстрации, плакаты, фотографии, стенды
4.Оформленное игровое пространство: кукольная мебель, конструктор, машины, мячи, пирамидки, кубики и т.д. .
5.Стулья, столы.
6.Массажные мячи и коврики;
7.Релаксационные коврики.
Приложение
Корректурные пробы
Рис.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития творческих способностей одарённых детей посредством техники рисования песком «Живой песок»
Дополнительная общеразвивающая программа «Живой песок» разработана на основе программ "Песочная терапия" Большебратская Э.Э...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир, который нас окружает»
laquo;Мир, который нас окружает»Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаестественнонаучной направленности Возраст учащихся: 6-7 летСрок реализации: 36 часов...