Картотека игр для детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
картотека (средняя группа)
В данном материале представлены различные виды игр на взаимодействие с воспитанниками, имеющими синдром дифицита внимания с гиперактивностью.
Классические признаки синдрома всем известны – это плохое поведение, гиперактивность, невнимательность, не усидчивость. На самом деле симптомы СДВГ есть у большинства современных детей, и даже взрослых если хорошенько поищут, могут найти их у себя. Но нужно уметь различать симптомы, то есть какие – либо дефициты развития, и собственно, синдром, а это уже сочетание какого – то количества симптомов. СДВГ относится к психиатрическим заболеваниям, такой диагноз ставится на всю жизнь, причём единицам людей! В этом случаи человеку требуется медикаментозное лечение. А вот симптомы, которые есть практически у каждого третьего современного ребёнка, к счастью, хорошо поддаются коррекции, и иногда с ними можно справиться просто в результате регулярных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam-6_igry.docx | 122.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра: «Дотронься до…»
Цель: развитие внимания, мышления, быстроты реакции.
Все ети ходят по комнате, а ведущий просит их дотронутся до:
- Деревянного предмета
- Круглого предмета
- Жёлтого предмета
- Куклы
- Железной машины
- Зелёного паровозика ит.д.
Рекомендации ведущему
У детей 3-4 лет эта игра способствует развитию мышления и внимания. Для более старших детей (и даже со взрослыми) можно ввести в игру развития креативности, навыков принятия решения и др.
Игра: «Найди отличие» (Лютаева Е.К., Монино Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребёнок рисует любую не сложную картинку (котик, домик и др) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой – либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Игра: «Ласковые лапки» (Шевцова И.В.)
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребёнком и взрослым.
Взрослый подбирает 6 – 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и др. все это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку до локтя; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.
Игра: «Кричалки – шепталки – молчалки» (Шевцова И.В)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, жёлтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; Жёлтая ладонь «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчанка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».
Игра: «Гвалт» (Коротаева Е.В., 1997)
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников ( по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую – либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем выходит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждое сво слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав её по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдёт водящий, каждый ребёнок повторил вслух доставшееся ему слово.
Игра: «Менялки» (Автор неизвестен)
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встаёт и выносит свой стул за круг, таким образом получается, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.д.). после этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становиться водящим.
Игра: «Разговор с руками» (Шевцова И.В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребёнок подрался, что – то сломал или причинил кому – нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладони. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?».
Если ребёнок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить, что умеют), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течении 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, ещё более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребёнок согласиться на такие условия, то через заранее оговорённый промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Игра: «Говори» (Лютова Е.К., Монино Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!»
Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?»
(Педагог делает паузу) «Говори!»
«Какого цвета у нас в группе потолок?» … «Говори!»
«Какой сегодня день недели?» … «Говори!» и т.д.
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
Игра «Час тишины и час можно». (Кряжево Н.Л., 1997)
Цель: дать возможность ребёнку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением.
Договоритесь с детьми, что когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.
«Часы» можно чередовать в течении одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычные в вашей группе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребёнку (а тот их «не слышет»).
Игра: «Передай мяч» (Кряжева Н.Л.,1997)
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
Игра: «Сиамские близнецы» (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, встаньте плечо к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнёра. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, что – то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д». Чтобы «третья» нога действовала дружно, её можно закркпить либо верёвочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинами, головами и др.
Игра: «Зеваки» (Чистякова М.И,, 1990)
Цель: развитие произвольного внимания, быстроту реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое -нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определённое слово песни (оговоренное заранее).
Игра: «Слушай команду» (Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесённую шёпотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же её выполняют. Затем сново звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений.
Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, , а детям успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
Игра: «Расставь посты» (Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определённом сигнале.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идёт командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопает в ладоши, идущий последним ребёнок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д). Чтобы слышать команды дети должны передвигаться бесшумно.
Игра «Слушай хлопки» (Чистякова М.И., 1990)
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую – либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Здесь вы найдете ответ на вопрос что такое сдвг....
СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) советы по выявлению и дальнейшей коррекции данного нарушения у школьников.
В статье представлены указания и рекомендации по выявлению данного синдрома и его дальнейшей успешной коррекции...
Кинезиология и логоритмика как виды работ с детьми с СДВГ(синдром дефицита внимания и гиперактивность).
Статья расчитана на широкий круг читателей и специалистов.В ней рассказано о нетрадиционных методиках в работе логопеда-кинезиологии и логоритмике.Показаны этапы работы,приведены примеры из личного оп...
От движения к мышлению: Немедикаментозная коррекция детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
Методические рекомендации по немедикаментозной коррекция детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)....
Мифы о СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Данный материал рассказывает о заблуждениях в отношении СДВГ и об опровергающих факторах данных сведений....
СДВГ-синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста
Сегодня СДВГ у детей – серьезная проблема для всего общества: не только медицинская, но и социальная. Таких детей, например, в России по разным оценкам от 4 до 18%, то есть это почти каждый пяты...
Буклет для родителей "СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Что самое главное нужно знать о гиперактивности детей?...