СДВГ-синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста
статья

Стряпихина Ирина Владимировна.

Сегодня СДВГ у детей – серьезная проблема для всего общества: не только медицинская, но и социальная. Таких детей, например, в России по разным оценкам от 4 до 18%, то есть это почти каждый пятый ребенок. Диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности намного чаще бывает у мальчиков – в пропорции приблизительно 1 к 9. Одна из серьезнейших проблем состоит в том, что диагноз «гиперактивный ребенок, СДВГ» часто ставится позже, чем синдром проявил себя в первый раз, или не ставится вовсе. Даже самые типичные проявления СДВГ у детей зачастую объясняют недостатками дисциплины и воспитания, «трудным» характером ребенка. В результате лечение не проводится и драгоценное время бывает упущено – ребенок становится «хронически отстающим» в школе, родители детей с СДВГ чувствуют неоправданную вину за «плохое воспитание», качество жизни семьи ухудшается.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

СДВГ (синдром дефецита внимания и гиперактивность) У ДЕТЕЙ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство нервной системы, характеризующееся двумя основными проявлениями:

  • Нарушение концентрации внимания
  • Неусидчивость, избыточная подвижность

Эти проявления обусловлены некоторыми особенностями функционирования нервной системы, о которых мы поговорим далее.

СДВГ является врожденным состоянием.

Очень важно понимать, что СДВГ — не следствие дефектов воспитания, – это физиологическая особенность мозга человека, которую нужно корректировать.

Помимо личностных черт, СДВГ часто путают с другими неврологическими расстройствами: расстройствами обучения, расстройствами настроения, тревожными расстройствами.

СДВГ у детей не всегда легко распознать. Это нарушение может скрываться за внешне безобидными проявлениями непослушания, рассеянности, импульсивности. Поэтому синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей часто бывает недо- или пере-диагностированным. Родителям любого малыша будет полезно узнать, что же скрывается за диагнозом «гиперактивный ребенок, СДВГ», и как нужно действовать в такой ситуации.

  • Признаки нарушения концентрации внимания: ребенок делает много ошибок в домашней работе, не может долго читать или слушать кого-то, избегает выполнения заданий, требующих терпения и скрупулезности, часто теряет свои вещи, не умеет составлять план действий и т.д.
  • Признаки гиперактивности: ёрзает на месте, болтает руками или постоянно играет с предметами, во время урока может встать и начать ходить по классу; ребенок необычайно разговорчив, часто вторгается в чужие разговоры, выкрикивает ответы, прежде чем собеседник закончил свой вопрос, и т.д.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СДВГ

СДВГ у детей – это довольно хорошо изученное состояние, с известными симптомами, механикой и происхождением. В физиологическом смысле причинами СДВГ у детей является дефицит норадреналина и дофамина в некоторых областях головного мозга. В плане происхождения синдром дефицита внимания и гиперактивности, причинами которого в большинстве случаев являются перинатальные расстройства ЦНС, относится к категории легких когнитивных нарушений. СДВГ у детей может быть вызван гипоксией во время беременности матери или в процессе родов, токсическими отравлениями в период вынашивания (лекарства, табак, алкоголь), травмами, инфекционными болезнями. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей также может иметь генетическое происхождение и передаваться по наследству. Некоторые пациенты с диагнозом «гиперактивный ребенок, СДВГ» перенесли болезни в первые месяцы жизни, что отразилось на состоянии головного мозга и нервной системы.

СИМПТОМЫ И ДИАГНОСТИКА СДВГ

СДВГ симптомы у детей обычно проявляются в виде неконтролируемого поведения. Ребенок в определенные моменты может вести себя возбужденно, импульсивно, быть крайне неусидчивым и «неуправляемым». В другие моменты, часто после периода активности, напротив, проявлять заторможенность, рассеянность, упадок сил. Общей характеристикой СДВГ у детей является сложность или невозможность для ребенка выполнять простейшие задания или серию действий, с которыми дети его возраста справляются без труда. Поэтому говорить о синдроме гиперактивности с дефицитом внимания у детей имеет смысл только с 4 лет, когда начинается социализация ребенка. Как правило, симптоматика СДВГ у детей становится явной к младшему школьному возрасту (7-8 лет). Обычно в это время родители осознают, что синдром дефицита внимания, признаки которого мешают ребенку учиться, требует диагностики и коррекции.

КЛАССИФИКАЦИЯ СДВГ У ДЕТЕЙ

Специалисты выделяют три подвида СДВГ у детей:

С преобладанием невнимательности или синдром дефицита внимания без гиперактивности. Такие дети как будто все время «витают в облаках», не слушают, что им говорят взрослые, тут же забывают сказанное, неспособны ни на чем сосредоточиться, пассивны и безучастны к происходящему.

С преобладанием гиперактивности. Ребенок с СДВГ импульсивного типа никогда не сидит на месте, крайне возбудим – на занятиях он не может дождаться окончания вопроса, сразу спешит отвечать. Его коммуникации с другими детьми беспорядочны, он не устанавливает длительных отношений в коллективе.

Комбинированный тип. У такого ребенка периоды гиперактивности сочетаются с временами заторможенности. Как правило, импульсивное и возбужденное поведение характерно для социума (детсад, площадка, школа), а «упадок сил», заторможенность проявляется дома, ребенка как будто «выключают».

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СДВГ

СДВГ у детей – это, как правило, легкое когнитивное нарушение, оно относится к категории минимальной мозговой дисфункции (ММД) и хорошо поддается коррекции. При своевременном и грамотном лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей полностью или в основном проходит с подростковым возрастом. Однако, неправильно было бы надеяться на то, что все симптомы пройдут самостоятельно без следа – СДВГ у детей часто сочетается с другими когнитивными нарушениями, которые серьезно мешают учебе. Это дисграфия и дислексия – проблемы с чтением и письмом (66% детей с СДВГ), дискалькулией - сложностями со счетом и математикой (61 %), многие отстают в развитии на 1-1,5 года. Все эти когнитивные нарушения взаимозависимы и требуют комплексного подхода к коррекции. 

Ошибки родителей гиперактивных детей

Основная ошибка – родители боятся психиатров. Взамен они ведут ребенка к неврологу, а тот не лечит СДВГ. Невролог может лишь назначить общеукрепляющую терапию, что не поможет ребенку купировать симптомы СДВГ.

Необходима психотерапия, в частных случаях – семейная психотерапия и специальная медикаментозная поддержка, которую назначает только врач-психиатр.

Избегая консультации психиатра, родители упускают время, когда можно скорректировать симптомы, и в итоге нарушается адаптация ребенка. Он не успевает по учебе, не может найти друзей, вдобавок родители начинают ссориться из-за его поведения – его жизнь рушится.

Еще одна ошибка родителей – агрессия по отношению к ребенку. Дети плохо себя ведут, особенно в обществе, - родители испытывают чувство стыда за поведение детей и начинают ругать их, в том числе, применяя физическое насилие. Это не помогает, а только ухудшает ситуацию – ребенок становится еще более гипервозбудимым, не слушается, орет. В итоге, в семье происходят скандалы, мама нервничает, ребенок тоже – ничего хорошего.

Бесконечные дополнительные занятия, чтобы «куда-то девать энергию…»

Ребенка с СДВГ отдали в спортивную секцию: занятия длились по 2 часа, 5 раз в неделю. Из-за чрезмерной усталости у ребенка произошла перегрузка нервной системы. Он и так был перевозбужден, а после секции все стало еще хуже. От усталости он становится еще более гиперактивным, и у него страдает концентрация внимания.

Гиперопека. Ребенок постоянно находится под всепоглощающим контролем родителей. Его не выпускают гулять одного, все время контролируют, покушал ли он, как он одет, чем занят и где находится. Это возникает из-за тревожности родителей, а тревожность всегда передается ребенку. Таким образом, при наличии СДВГ тревожность ухудшает картину основного синдрома.

Потворствующее воспитание. Ребенку позволено всё, он кумир семьи. Таким образом родители формируют в нем эгоцентризм, эгоизм, ощущение, будто весь мир вертится вокруг него. У такого ребенка отсутствует слово «нет». Не задавая ребенку никаких рамок и ограничений, родители стирают необходимые границы между собой и ребенком.

Как вести себя родителям

Правила достаточно простые:

  • Уделяйте ребенку достаточно времени и внимания. Читать сказки на ночь, беседовать с ребенком – просто так, не обсуждая родительское собрание, а просто интересоваться его жизнью, интересами
  • Обращайте внимание на собственную мимику – во время игрового процесса старайтесь максимально понятно выражать свои эмоции, чтобы развивать эмоциональную сферу ребенка
  • Четко, в деталях объясняйте задание. Во-первых, так вы придадите ему уверенности, что он со всем справится. Во-вторых, когда большое задание делят на маленькие части, человек получает большее удовлетворение от своей работы и более охотно с ней справляется
  • Поощряйте ребенка за каждое выполненное задание. Ему нужно чувствовать, что он старался не зря, - тогда в следующий раз он не откажется от работы.
  • Старайтесь не наказывать ребенка. Так вы добьетесь от него только упрямства и нежелания контактировать с вами.

Диагноз ставит врач-психиатр!

Во время консультации он будет задавать ребенку и родителям вопросы об образе жизни ребенка, поведении, успеваемости. Может также дать анкету для самостоятельного заполнения.

Оценивается психический статус ребенкаНе беспокойтесь, в этом нет ничего страшного. Доктор просто проверит следующие функции:

  • Ориентация в пространстве и времени
  • Способность концентрировать внимание
  • Умение приводить логичные аргументы
  • Память
  • Способность строить умозаключения
  • Коммуникативные способности

Помимо психического, необходимо оценить неврологический статус ребенка. При этом исследуют:

  • Наличие сознания
  • Уровень функционирования всех органов чувств и черепных нервов
  • Качество движений и т.д.

При сборе анамнеза уточняют, были ли у родителей в детстве похожие симптомы, так как СДВГ имеет тенденцию наследоваться.

Дополнительные диагностические мероприятия включают в себя ЭЭГ и МРТ головного мозга – для исключения органической патологии.

Лечение СДВГ

Лечение включает два обязательных компонента:

  1. Психотерапия – может быть индивидуальной или семейной, в зависимости от ситуации.
  2. Медикаментозная коррекция – препараты необходимы для того, чтобы стабилизировать работу мозга и помочь ребенку адаптироваться в обществе и справляться с нагрузками.

Врач-психиатр назначит индивидуальный курс препаратов группы корректоров поведения. Они дают мягкий седативный эффект, убирают импульсивность и повышенную возбудимость, улучшают усидчивость и концентрацию внимания.

Терапию необходимо принимать – без нее ребенок не сможет адаптироваться в обществе и его психика будет страдать.

Прогноз при СДВГ

Благополучный исход вполне вероятен – 75% людей выходят во взрослую жизнь без симптомов СДВГ.

Однако важно понимать, что для победы над синдромом необходимо лечиться, наблюдаться у врача и соблюдать все его рекомендации.

Если просто оставить ребенка наедине с проблемой, то со временем он не сможет найти себе место в социуме, он будет одиноким и очень странным для окружающих.

Не корректируя особенности характера, свойственные заболеванию, человек будет доведен до состояния психопатии – негативные черты характера начнут восприниматься им как норма и встроятся в его личность.

У 25% людей с диагностированным в детстве СДВГ симптомы сохраняются и во взрослом возрасте.

SDVG-02-Statja.jpg

СОВРЕМЕННОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С СДВГ

Современные стандарты лечения СДВГ у детей предполагают комбинированный подход, который включает в себя различные средства психотерапии, рекомендованную физическую активность, часто требуются занятия с логопедами, развивающие группы. Особое внимание уделяют медикаментозной поддержке – для лечения СДВГ у детей используют психостимуляторы, ноотропные препараты, витаминные комплексы.

Синдром дефицита внимания у детей, лечение которого проходит комплексно и последовательно, как правило, успешно преодолевается к подростковому возрасту. Родителям детей с СДВГ важно придерживаться заранее намеченной тактики, не бросать курс терапии при первых улучшениях и, конечно, повышать свою грамотность в вопросах болезней головного мозга у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста»

В статье описаны причины, симптомы СДВГ и даны рекомендации для родителей....

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, ...

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЛИ КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕПОСЕДОЙ

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% детей в садах проявляют ги...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста

В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольно...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста

В настоящее время наибольшую актуальность приобретает проблема дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), как самая распространенная форма нервно-психических расстройств детского возраста.Психологиче...