Технология Клубный час
проект (подготовительная группа)
Эфективная социализация дошкольников - технология клубный час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_tehnologiya_klubnyy_chas_grishaeva_natalya_petrovna.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе.
Автор технологии: Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник ИС РАН
Клубный час – это технология, в основу которой положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности. Клубный час (для ребенка) – это передвижение по детскому саду с выбором занятий по интересам. Актуальность Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой и молодёжной среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость и изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу развития личностных качеств ребенка, как основного условия противостояния этим негативным тенденциям. Социальные психологии утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Известно, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольность) поведения. Развитие саморегуляции - это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Таким образом, мы видим, что саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками. Исследователи Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, А.К. Маркова, Е. О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. отмечают, что к концу дошкольного возраста должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность и способность к саморегуляции. Несмотря на то, что такие сложные системные образования, как рефлексия, саморегуляция и произвольность проходят в это время только начальный этап формирования, их развитие важно именно в этот возрастной период, как ни в какой другой. Способность человека к личностной саморегуляции является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы, которая выражается в возможности выбирать цели, средства деятельности, определять собственную духовно-нравственную позицию, влиять на развитие определенной жизненной ситуации. Если проанализировать жизненную ситуацию современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10% до 20 % времени их жизнедеятельности, Как правило, это происходит в специально отведенных режимных моментах (прогулка, свободная игра). Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определенные личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребенку предоставляется возможность соотносить свое поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализировать психологические резервы личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия. Встает вопрос, как создавать такие ситуации, в которых эти качества развивались более успешно, чтобы накопление жизненного опыта и самоопределение протекало в максимально адекватных для этого возраста условиях. Одним из способов реализации этой задачи служит педагогическая технология «Клубный час», которая применяется в течение 15 лет в нескольких ДОУ г. Москвы. Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Не возможно реализовать педагогическую технологию без четкого определения целей данной работы, а именно: - Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки. - Учить детей ориентироваться в пространстве. - Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим. - Учить проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. - Учить планировать свои действия и оценивать их результаты. - Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. - Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. - Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты. - Поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям. - Приобретать собственный жизненный опыт (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции. Методика организации и проведения «Клубного часа» Безусловно, проведению самого «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» в течении К.Ч. , а так же предлагать новую тематику клубных часов. Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют: • Во-первых, тематику «Клубных часов», перспективный тематический план К.Ч. на полугодие. Это необходимо сделать т.к. «Клубный час» может проводиться различных формах; как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группа «Свободный» К.Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам. «Тематические» К.Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт». «Деятельностный» К.Ч., когда в основу К.Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д. • Во-вторых, педагоги определяют периодичность и длительность К.Ч., как правило, 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю в последующем. Одним из главных условий проведения К.Ч. является его длительность, а именно не менее 1 часа, т.к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт. • В-третьих, определяют правила поведения детей во время «Клубного часа» - Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу. - Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь. - Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми. - Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ - Говори спокойно. - Ходи спокойно. - Возвращайся в группу по сигналу звонка. - Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал. • В-четвертых, разрабатываются организационные моменты проведения К.Ч.: Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. Педагоги определяют сигнал окончания К.Ч., например звонок колокольчика, когда ответственный проходит по всем этажам (группам), давая знак детям, что пора возвращаться в свои группы. • В-пятых. Определяют порядок начала программы К.Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К.Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К.Ч. C детьми старшей и подготовительной групп так же проводятся предварительная работа: • Во-первых, организуется дискуссия «Что такое «Клубный час», зачем он нужен, что мы будем делать во время К.Ч. и кто хотел бы на него пойти?» • Во-вторых, обсуждаются какие группы есть в детском саду. Возраст детей в этих группах и на каком этаже( крыле) они находятся. • В-третьих, определяются какие есть помещения в детском саду. Как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит. • В-четвертых, выдается план (карта), что, где происходит, если это «тематический» или «деятельностный» К.Ч. Непосредственно перед проведением первого К.Ч. дети обсуждают все правила, они кратко повторяются перед каждым К.Ч. Затем дается инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу». После завершения К.Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них. - Где ребенок был? - Что ему запомнилось? - Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему? - Планировал ли он перед К.Ч. куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему? - Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему? Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К.Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности. После проведения каждого К.Ч. на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том: - что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей? - как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей), - соблюдали ли дети, правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты. - какие задачи необходимо решать на предстоящем К.Ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология «Клубный час»
АктуальностьОдна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников. Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков ...
Педагогическая технология "Клубный час!
Организация и проведение "Клубного часа" в группе, где есть дети с ОВЗ...
Технология «Клубный час»
Цель проекта:Развитие у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность - качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но ...
Технология "Клубный час" в детском саду.
Описание новой технологии "Клубный час" в ДОУ....
СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «КЛУБНЫЙ ЧАС» В ДОО
Статья рассказывает о внедрении новой современной технологии "Клубный час" в детском саду....