Перспективное планирование презентаций Материала по сенсорному развитию с использованием Элементов методики М. Монтессори с детьми 2-4 лет
учебно-методический материал
Перспективное планирование презентаций материала по сенсорному развитию с использованием элементов методики М. Монтессори с детьми 2-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_montessori_2017-2018_gg.docx | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование презентаций
Материала по сенсорному развитию с использованием
Элементов методики М. Монтессори с детьми 2-4 лет
Составила воспитатель: Орлова А.И.
г. Урай
Сентябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 занятие: «Посидим в тишине» | 3 занятие: «Розовая башня» | 5 занятие: «Цветные таблички» Ящик №1 | 7 занятие: «Шумящие коробочки» |
Задачи развития: Приучать устанавливать тишину в комнате, научиться сохранять ее, стараться быть неподвижным непродолжительное время, воспитывать осознанное восприятие тишины, развивать самообладание, концентрацию внимания, терпение, умение расслабляться; тренировать умения соразмерять свои действия и владеть собой. Развивать восприятие слабого шума. Прослушивание разных шумов (пение птиц, звуки леса и моря) | Задачи развития: Учить визуально различать размеры предметов; Развивать умение упорядочивать предметы по размеру; Приучать овладевать методом сравнения; Учить строить башню соответственно уменьшению размеров куба; Развивать глазомер; Расширять словарный запас (большой-маленький, самый большой-самый маленький, больше-меньше, больше, чем-меньше, чем) Усложнение: Построение кубов «наискосок», в виде круга, спирали; Построение «лестницы»; Соотнесение кубов с проекциями | Задачи развития: Учить умению сравнивать и узнавать красный, желтый, синий цвета; Упражнять в умении по предложению взрослого отбирать парные предметы определенного цвета, используя при этом способ приложения; Развивать зрительное восприятие Усложнение: Упражнять в умении находить в окружающей среде предметы основных цветов; Рисование красками основных цветов «Разноцветные шары»; Расширять словарный запас (красный, желтый, синий) | Задачи развития: Учить воспринимать и дифференцировать шумовые различия; Ввести понятие «громко-тихо», сравнивая звучание цилиндров; Развивать слуховое восприятие, слуховую память Усложнение: Упражнять в умении составлять сериационные ряды (от самого тихого до самого громкого, и наоборот); Расширять словарный запас (громкий-тихий, громкий-громче-самый громкий, тихий-тише-самый тихий, громче, чем-тише, чем) |
2 занятие: Упражнения с сыпучими материалами | 4 занятие: Упражнения с водой | 6 занятие: Упражнение с сыпучими материалами | 8 занятие: Упражнение с водой |
Задачи развития: Развивать сенсомотрную координацию движений рук (чувствительность пальцев при восприятии твердых, гладких предметов); Развивать координационную работу рук и глаз, работу обеих рук; Обучать умению осуществлять «пинцетный захват» с помощью большого и указательного пальцев; Развивать желание соблюдать порядок Усложнение: Перекладывание крупной фасоли из одной тарелки в две маленькие | Задачи развития: «Выжми губку» Развивать силу руки при сжатии губки кулачками, отжимая при этом воду; Развивать умение осуществлять контроль ошибки (протирание стола от случайно пролитых капель воды) Усложнение: Перелить воду из одной емкости в другую при помощи губки; Развивать координированную работу обеих рук, глазомер; Обогащать знания детей о свойствах и качествах предметов через деятельность и чувственный опыт | Задачи развития: «Пересыпание крупы из одной банки в другую» (рис, горох) Учить пересыпать крупу из одной емкости в другую; Приучать анализировать сложные движения, запоминать последовательность действий; Развивать контроль и координацию движений рук, двигательную память; Развивать самостоятельность | Задачи развития: «Плавает или тонет» Поощрять ребенка исследовать, определять, какие предметы плавают, а какие тонут; Развивать умение сравнивать свойства предметов; Учить делать выводы по наблюдениям (предметы из дерева - плавают, из металла – тонут); Называть свойства воды (теплая – холодная, прозрачная и т.д.) Продолжать развивать умение осуществлять контроль ошибок (протирать стол от пролитых капель воды) |
Октябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 занятие: «Цветные таблички» Ящик №2 | 3 занятие: «Длиннее – короче» | 5 занятие: «Ящики – вкладыши» | 7 занятие: «Коричневая лестница» |
Задачи развития: Закреплять основные цвета; Познакомить со смешанными цветами, с черным и с белым, используя способ обследования цветных табличек методом приложения; Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук; Упражнять в умении играть на расстоянии (ребенок приносит табличку названного цвета) Усложнение: Упражнять в умении находить в окружающей среде предметы основных и новых цветов; Рисование красками дополнительных цветов «Цветы на поляне»; Расширять словарный запас детей словами (голубой, фиолетовый, оранжевый и др.) | Задачи развития: Развивать умение сравнивать предметы по величине, длине, используя приемы наложения и приложения; Закреплять название основных цветов; Активизировать словарный запас (длинная – короткая, длиннее – короче, самая длинная – самая короткая) Усложнение: «Разноцветная лесенка» Продолжать формировать умение составлять возрастающий и убывающий ряд; Приучать выполнять задание в строго установленном порядке (алгоритме) | Задачи развития: Учить обследовать предмет, ощупывая его обеими руками, обводя указательным пальцем, выделяя его величину; Развивать согласованность действий обеих рук, действие ведущей руки; Упражнять в умении вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их Усложнение: Упражнять в умение закрывать и открывать части предметов, вкладывать меньший предмет в большой; Учить составлять сериационный ряд в порядке возрастания, в порядке убывания; Расширять словарный запас (большой-маленький, больше-меньше, самый большой-самый маленький) | Задачи развития: Приучать визуально различать предметы по величине; Учить строить лестницу в соответствии с изменением ее толщины призм; Продолжать учить овладевать методом сравнения; Развивать зрительное восприятие; Учить строить «стенку», кладя призмы друг на друга на боковые грани Усложнение: Упражнять в умении строить высокую «башню», «забор», «елку»; Учить выполнять комбинации с розовой башней; Расширять словарный запас детей (толстый-тонкий, самый толстый-самый тонкий, тоньше-толще, толще чем-тоньше чем) |
2 занятие: Упражнения с сыпучими материалами | 4 занятие: Упражнения с водой | 6 занятие: Упражнение на развитие мелкой мотрики | 8 занятие: Упражнение с водой |
«Пересыпание ложкой из пиалы в пиалу» Задачи развития: Учить пересыпать зерна ложкой; Анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений; развитие самостоятельности; Тренировка пальцев и запястья, подготовка руки к письму. Усложнение: Пересыпание зерен ложкой из большого сосуда в два маленьких одинаковых сосуда | «Переливание воды №1 из лейки в сосуд с большим отверстием» Задачи развития: Помочь детям ориентироваться в окружающем мире; Развивать глазомер, координацию движений, согласованную работу обеих рук; Дать понятие что вода не имеет собственной формы, а принимает форму сосуда, в которую ее наливают. Усложнение: Переливание воды №2 в разные по объему сосуды | «Разложи орешки» Задачи развития: Учить ребенка выполнять вращательные движения кисти ведущей руки; Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию; Усложнение: «Разложи орешки в миски по сортам» (грецкие орехи – в большую миску, фундук в маленькую). Расширять словарный запас детей: узнавать, называть существительные единственного и множественного числа(орех-орехи); употреблять в речи прилагательные «круглый», «большой». | «Поймай шарик» Задачи развития: Учить вылавливать плавающие предметы из воды, складывать их в миску; Развивать глазомер, координацию движений; запоминать последовательность движений; контроль ошибок (протирать пролитые капли тряпочкой) «Плыви кораблик» Упражнять в умении снижать тонус пальцев и кистей рук; Продолжать учить наблюдать и делать самостоятельные выводы, какие предметы плавают, а какие тонут. |
Ноябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 занятие. «Блоки с цилиндрами вкладышами». | 3 занятие. «Геометрический комод». | 5 занятие. «Цветные цилиндры». | 7 занятие. «Грибочки на полянке». |
Блок «В», «С». (в количестве 5цилиндров) Задачи развития: Дать понятие о различии предметов при их неизменной форме; показать детям, как полость и тело соответствуют друг другу; Учить составлять порядковые структуры (представление о порядке) в области размеров предметов; Развивать словарный запас детей: толстый-толще-самый толстый; тонкий-тоньше-самый тонкий. Усложнение: Блок «В», «С». (в количестве 10цилиндров) | Ящик №2 – треугольники. №3 – круги Задачи развития: Учить обследовать геометрические фигуры и края соответствующих свободных углублений средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением; Учить узнавать и называть геометрические фигуры; Развивать зрительную, мускульную память; Отрабатывать согласованную работу обеих рук. Усложнение: Учить строить сериационные ряды по убыванию, используя алгоритм (выявление в «сложном» действии более «простых») построение сериационного ряда. | Ящик С – желтые цилиндры. Ящик В – красные цилиндры. Задачи развития: Закреплять знания о том, что при одной и той же форме предметы могут иметь различные размеры; Учить составлять ряды по заданным правилам («построй дорожку, начиная с самого большого цилиндрика» и др.); Закреплять знания о красном желтом цвете; Совершенствовать мелкую моторику руки. Усложнение: Упражнять в умении самостоятельно составлять сериационные ряды по своим правилам; Упражнять в умении соотносить и группировать предметы по цвету. | Задачи развития: Учить визуально различать предметы по величине; Группировать предметы по величине, цвету; Закреплять названия основных цветов; Учить действовать целенаправленно, совершенствовать работу кисти руки, регулируя скорость выполнения действий; Активизировать в речи слова «большой, поменьше, самый маленький», «большой-маленький», «самый большой-самый маленький» Усложнение: Упражнять в умении соотносить и группировать предметы по цвету. Упражнять в умении самостоятельно составлять сериационные ряды. |
2 занятие. Упражнения практической жизни. | 4 занятие. Упражнения с водой. | 6 занятие. Упражнения с сыпучим материалом. | 8 занятие. Общие подготовительные упражнения. |
Шнуровка-«Дорожка», «Грибок», «Зайка» Задачи развития: Учить детей шнуровать, просовывая шнурок в отверстие и вытягивая его с другой стороны; Развивать концентрацию внимания, точность глазомера при выполнении стежков; Развивать тонкую моторику, утонченность движений пальцев руки. Усложнение: Учить шнуровать в строго определенной последовательности (слева направо-справа налево) «Ботинок» | «Переливание воды через воронку» Задачи развития: Развивать познавательную активность (из емкости с широким отверстием перелить жидкость в емкость с узким горлышком удобнее через воронку); развивать зрительную координацию, согласованную работу обеих рук; точность движений; Продолжать развивать умение осуществлять контроль ошибки – протирать стол тряпочкой. Усложнение: «Переливание воды через две воронки» | «Пересыпание круп ложками» Задачи развития: Развивать познавательную активность (быстрее пересыпать крупу можно большой ложкой, маленькой ложкой дольше). Развивать умение пересыпать зерна ложкой; умение пересыпать зерна ложкой; умение анализировать сложные действия; выполнять контроль и координацию движений; Развивать самостоятельность; тренировать пальцы руки (подготовка руки к письму) Усложнение: «Пересыпание круп тремя ложками разных размеров». | «Перенос предметов» Задачи развития: Учить переносить предметы самостоятельно; развивать независимость от окружающих (взрослых, сверстников); Формировать навыки социального поведения; Контроль ошибок: падение предмета; наталкивание на другие предметы в помещении; шум при опускании предмета на стол или полку. Усложнение: Перенос острых предметов (ножницы); Перенос больших предметов вдвоем. |
Декабрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 занятие: «Блоки с цилиндрами вкладышами» | 3 занятие: «Геометрический комод» | 5 занятие: «Конструктивные треугольники» | 7 занятие: «Цветные цилиндры» |
Задачи развития: Продолжать учить визуально, различать размеры предметов, находить нужную полость (углубление) для цилиндра; Приучать пользуясь методом проб и ошибок самостоятельно добиваться результата; Продолжать учить строить сериационные ряды (от низкого к высокому – от высокого к низкому); Активизировать в речи слова: высокий-низкий, самый высокий- самый низкий, выше, чем-ниже, чем. Усложнение: Работа с 10 цилиндрами, построение ряда от середины до конца ряда; смешивание двух блоков; Работа с завязанными глазами | Ящик№1 – прямоугольники Ящик№5 - многоугольники Задачи развития: Продолжать учить обследовать фигуры и края соответствующих углублений рам средним и указательным пальцами плавным и неотрывным движение; Продолжать знакомство с геометрическими фигурами; Упражнять в умении самостоятельно добиваться результата. Усложнение: Работа с многоугольниками; связь с реальной действительностью (нахождение в окружающей среде знакомых геометрических форм). Обведение контура фигур карандашом на бумагу. | Прямоугольные ящики №1,2 Задачи развития: Дать понятие о взаимосвязи геометрических фигур друг с другом; Учить составлять разные фигуры из частей (квадрат, ромб, прямоугольник и т.д.); Продолжать развивать зрительное восприятие; глазомер; Учить совмещать два предмета; Развивать сгибательные и разгибательные движения кисти руки. Усложнение: Составление геометрических узоров; Составление предметов (домик, машинка и т.д.) | Ящик «А» - голубые цилиндры Ящик «Б» - зеленые цилиндры Задачи развития: Продолжать учить составлять ряды по заданным правилам и самостоятельно; упражнять в умении сравнивать, делать простейшие выводы о различии цилиндров по размеру, цвету; Закреплять название основных цветов. Усложнение: Учить состовлять комбинации цилиндров из двух ящиков; комбинации цветных цилиндров с мелкими кубиками и т.д. Развивать воображение, желание фантазировать |
2 занятие: Упражнения в практической жизни. | 4 занятие: Общие подготовительные упражнения | 6 занятие: Упражнение с водой | 8 занятие: Упражнение с сыпучими материалом. |
Шнуровка – «Шофер», «Улитка» Задачи развития: Развивать мелкую моторику, концентрацию внимания, самостоятельность действий. Воспитывать потребность в многократном повторении действия до полного освоения навыка. Усложнение: Шнуровка «Ежик», «Белка». | Ходьба по линии (в форме эллипса) Задачи развития: Развивать координацию движения; Тренировать чувство равновесия; Приучить сознательно прочувствовать собственное тело, помочь испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию. Развивать крупную моторику. Усложнение: Ходьба по линии с выполнением различных заданий («пронеси цветок, стакан с водой, колокольчик и т.д.») | «Водяная мельница» Задачи развития: Развивать познавательную активность (струя воды приводит лопасти в движение); Развивать глазомер, запоминание алгоритма последовательности действий; Осуществлять контроль ошибок; Совершенствовать ловкость, согласованность обеих рук. | Работа с фасолью Задачи развития: Упражнять в перекладывании фасоли с подноса в миску «пинцетным» способом (большим и указательным пальчиками) – подготовка руки к письму; Упражнять в пересыпании фасоли из миски в миску; Совершенствовать точность движений. Усложнение: Перекладывании фасоли из миски в ведерко при помощи совочка. |
Январь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 занятие: «Целое и его часть» | 3 занятие: «Рамки-вкладыши» | 5 занятие: «Длиннее-короче» | 7 занятие: «Цветные таблички» |
Задачи развития: Учить составлять целую картинку из нескольких частей; Развивать зрительное восприятие; Мышление, закреплять представление о целостности предметов. Усложнение: «Деревянные картинки» (животные и птицы) Учить узнавать и называть части туловища животных и птиц; голова, лапки, хвост и т.д. | «Овощи - фрукты» Задачи развития: Продолжать учить обследовать плоскостные фигуры, края соответствующих углублений; учить умению зрительно соотносить плоскостную фигуру с отверстием; приучать действовать целенаправленно, самостоятельно добиваться результата. Упражнять в умении группировать предметы по соответствующим признакм. Усложнение: «Большой-маленький» Учить умению визуально определять размер вкладыша, сравнивая его с другими, находить соответствующее место на рамке. | «Мозаика из палочек» Задачи развития: Развивать умение сравнивать предметы по величине (длине), используя приемы наложения и приложения; Закреплять названия основных цветов; Активизировать в речи слова: длинная-короткая, длиннее-короче, самая длинная – самая короткая. Усложнение: «Разноцветная лесенка» Продолжать формировать умение составлять возрастающий и убывающий ряд; Приучать выполнять задание в строго установленном порядке (алгоритме). | «Цветик-семицветик» «Бабочки» Задачи развития: Продолжать развивать цветовое восприятие предметов; Закреплять умение составлять пары табличек основных цветов; Развивать согласованность действий обеих рук. Усложнение: Ящик №3,№4 Учить умению сравнивать, узнавать цвет, его оттенки по светлоте, выстраивать серию оттенков одного цвета по принципу убывания (возрастания) интенсивности цвета. |
2 занятие: «Цветные цилиндры на деревянной подставке» | 4 занятие: Общие подготовительные упражнения | 6 занятие: Упражнение с водой | 8 занятие: Упражнение с сыпучими материалом. |
Шнуровка – «Шофер», «Улитка» Задачи развития: Развивать мелкую моторику, концентрацию внимания, самостоятельность действий. Воспитывать потребность в многократном повторении действия до полного освоения навыка. Усложнение: Шнуровка «Ежик», «Белка». | Ходьба по линии (в форме эллипса) Задачи развития: Развивать координацию движения; Тренировать чувство равновесия; Приучить сознательно прочувствовать собственное тело, помочь испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию. Развивать крупную моторику. Усложнение: Ходьба по линии с выполнением различных заданий («пронеси цветок, стакан с водой, колокольчик и т.д.») | «Водяная мельница» Задачи развития: Развивать познавательную активность (струя воды приводит лопасти в движение); Развивать глазомер, запоминание алгоритма последовательности действий; Осуществлять контроль ошибок; Совершенствовать ловкость, согласованность обеих рук. | Работа с фасолью Задачи развития: Упражнять в перекладывании фасоли с подноса в миску «пинцетным» способом (большим и указательным пальчиками) – подготовка руки к письму; Упражнять в пересыпании фасоли из миски в миску; Совершенствовать точность движений. Усложнение: Перекладывании фасоли из миски в ведерко при помощи совочка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сенсорное развитие детей младшего возраста, с использованием элементов методики М. Монтессори»
Основную информацию (80-90%) об окружающем мире мы получаем через орган зрения. Следовательно, детей с нарушением зрения нужно научить получать знания, используя все анализаторы. ...
«Использование элементов методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»
В работе представлены некоторые аспекты использования методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей дошкольного возраста...
Рабочая программа по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори
Сегодняшнее состояние общества характеризуется достаточно большим количеством социальных проблем, среди которых всё более весомое место начинают занимать проблема сохранения психического и физического...
Ииндивидуальная программа занятий по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори
Ииндивидуальная программа занятий по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори...
Тема: «Использование элементов методики М. Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста»
Данный материал содержит примерное оформление и перечень документов при составлении папки по самообразованию воспитателя...
Рабочая программа "по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори"
разработка рабочей программы...
Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада» Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори.
Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада»Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори....