Развитие творческих способностей детей посредством музыкальных игр
методическая разработка (старшая группа)

Использование музыкально-дидактических игр для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_igra.doc68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

 детский сад №62

Развитие творческих способностей детей посредством музыкальных игр

(старший дошкольный возраст)

Подготовила музыкальный руководитель:

 Щербакова Елена Васильевна

Особенности психического развития старших дошкольников свидетельствуют: в этом возрасте появляется реальная возможность для обогащения их музыкального и жизненного опыта. Согласно современным исследованиям, к семи годам у ребёнка

  • Складывается полный комплекс музыкальных способностей;
  • музыкальное восприятие – мышление развивается в единстве и взаимодействии собственно интонационного восприятия, осознания музыки и её индивидуальной интерпретации;
  • более явно, чем раннее, проявляется к музыке: дети не только предпочитают  тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным её видам;
  • формируется оценочное отношение к музыке и исполнительской деятельности;
  • на основе опыта восприятия музыки развивается способность к обогащению несложных музыкальных явлений, обогащается эмоциональная сфера, активизируется творческий потенциал.

В отечественных исследованиях  последних лет отмечается усложнение рефлексивной жизни ребёнка старшего дошкольного возраста. На рубеже дошкольного и школьного возраста, возникают переживание ребёнком собственного «Я», своей субъективности, являющейся основой для личностно значимого восприятия музыки и рефлексирования в процессе музыкального мышления.

        Программа «Детство» ориентирует педагога на вовлечение ребёнка в процесс обогащения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности, восприятия, исполнительства, творчества. Решению важнейших задач программы – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность – способствуют музыкальные игры, в ходе которых ребёнок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, развивает музыкальные способности , реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического мировосприятия. В данном контексте музыкальную игру можно определить как духовно-практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребёнка в познании окружающего мира и собственного «Я» на языке художественных образов.

Эффективность музыкального развития ребёнка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребёнком музыкально-игрового образа, активным восприятием музыки, выступающей важнейшим составным компонентом музыкальной игры, который обуславливает характер действий ребёнка. Овладевая игровыми умениями, старший дошкольник сознательно участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач.

Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях.

  • Усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности.
  • Обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений.
  • Изменение характера игрового общения детей и педагога (появление направленности на сверстника как на партнёра по игровой деятельности, более активное использование таких моделей взаимодействия педагога и ребёнка, как взрослый – ведомый, взрослый-консультант, взрослый - наблюдатель).

Участие старшего дошкольника в музыкальной игре требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия, активизации самостоятельных проявлений, умелого использования имеющегося музыкального и жизненного опыта.

Одним  из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра. Наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют: в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность, действий, формулировать правила игры. Наличие у детей определённого – и музыкального и жизненного – опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни.

Следует отметить, полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребёнка.

Музыкально-дидактическая игра «Прячем мелодию»

Цель:        Развивать внутренний слух (музыкальные представления, возникающие без непосредственного воздействия на слуховой аппарат).

Ход игры.        Дети начинают петь хорошо знакомую песню; затем по условному знаку продолжают петь про себя, т.е. беззвучно; по другому знаку- снова вслух. В игре могут принимать участие как один ребёнок, так и несколько детей.

Методические рекомендации

В процессе игры необходимо направлять внимание детей на внутренний слух, предпосылками которого являются сохраняющиеся в памяти музыкальные представления о мелодии песни, направлении её движения, ритмических оборотах, скорости звучания и т.п. Чтобы не отвлекать детей зрительными моментами, условный знак, указывающий на то, что нужно «спрятать», мелодию или возобновить её, можно сделать слышимым (хлопок, притоп и т.д.).

Чтобы дети могли продолжать пение про себя в прежнем темпе, они должны обладать точным ощущением равномерной пульсации навыком сохранения неизменного темпа. В процессе игры надо добиваться того, чтобы дети ощущали «спрятанные» фразы как части единой длинной мелодии. С этой целью педагог может помочь детям почувствовать равномерную пульсацию мелодии во время её пения про себя лёгким отстукиванием, совместной ходьбой ит.п.

Слышимый сигнал необходимо подавать на последней слабой доле предыдущей фразы, чтобы дети начали петь про себя или вслух с сильной доли следующей фразы. При переходе к пению вслух они должны интонировать мелодию самостоятельно, без помощи педагога. Некоторые  в процессе игры не поют песню беззвучно, а лишь проговаривают про себя текст в его ритме. Ля предотвращения этой ошибки на первых порах детей можно попросить по знаку «спрятать мелодию», петь не беззвучно, а очень-очень тихо. Можно предложить ребёнку облегчить внутреннее пение беззвучными движениями губ. По мере развития внутреннего слуха такая помощь со временем может не потребоваться. В процессе игры важно обращать внимание на выразительность пения, эмоциональную передачу содержания песни.

Другие правила игры

  • Дети поют мелодию по условному знаку с различными динамическими оттенками.
  • Прячут мелодию через разные промежутки времени (через два, через четыре мотива и т.д.)
  • «Прячут» мелодию через разные промежутки времени (но и в этом случае песня исполняется по мотивам).

Музыкально - дидактические игры, построенные по типу хороводных, имеют, как правило, сюжетную канву. Участие в них ребёнка требует от него раскрытия музыкально-игрового образа.

В музыкально-дидактических играх,  построенных по типу хороводных, усложнение программных требований, а также музыкально-двигательного репертуара направлено на развитие у детей способности чувствовать, переживать и различать музыкальные образы и средства их выражения в движении. Если в сюжетных музыкальных играх дети младшего возраста обычно осуществляют простейшую имитацию движений музыкально-игрового образа, то в старшем дошкольном возрасте от детей требуются эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к роли, более высокое качество её исполнения в соответствии с динамикой развития музыкально-игрового образа и характером музыки. Развитие сюжета помогает ребёнку видеть в танце особую форму «рассказа»и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание. В процессе развития танцевальной выразительности дети с помощью движений учатся общаться  друг с другом в танце, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственному жизненному опыту.

Народные песни с хороводами, представляя собой естественное сочетание игры с песней, являются богатым материалом для музыкальных инсценировок.

Музыкально-дидактическая игра (по типу хороводных)

«Плетень»

Цель.        Развивать навыки восприятия народной музыки через отражение её содержания в пластике движений.

Музыкальный репертуар.        Русская народная песня «Заплетися, плетень»

Ход  игры.        Дети поют песню, сопровождая её танцевальными движениями в соответствии с характером музыки. Каждый куплет сопровождается сменой построения, особенности которого отражают сюжетное развитие музыкально-игрового образа.

Игра знакомит с отечественными традициями музыкального воспитания дошкольников.

Перед разучиванием игры дети должны послушать русскую народную песню «Заплетися, плетень» в исполнении педагога или в записи, проанализировать, образно-эмоциональное содержание песни. Важно также акцентировать внимание детей на тексте песни, раскрыть значение встречающихся в нём слов, таких, как плетень (девичья коса), труба (свёрток ткани), камка (тонкое домотканое узорное полотно). Перед первым проведением игры рассказывается её содержание – сюжет. Можно чередовать слушание музыки песни, сопровождающей игру, и образный рассказ о быте русского народа, его традициях, особенностях хороводных песен. Это активизирует фантазию, воображение, ассоциативное мышление ребёнка, способствует поиску нужных танцевальных движений, правдивой передаче музыкально-игрового образа в пластике. Выразительный показ движений педагогом обогащает двигательный опыт детей и активизирует их самостоятельные проявления песни, анализ её выразительных средств позволяют ребёнку осмыслить содержание музыкального произведения и найти адекватные способы его выражения в движении. Рекомендуется провести ряд образных упражнений, уточняющих игровые действия, формирующих навыки построения детей в соответствии с содержанием песни.

Необходимо побуждать их не только повторять показанные педагогом движения, но и самостоятельно придумывать новые их варианты и сочетания. При этом первые попытки могут проводиться в «сотворчестве» с педагогом, а потом как самостоятельные пробы.

Песня в процессе игры исполняется без инструментального сопровождения. В этой связи необходимо обратить внимание на точность вокального интонирования и выразительность исполнения песни, распевное пропевание коротких нот.

Программа «Детство» (раздел «Ребёнок и музыка) предусматривает решение задач, связанных с творческим развитием ребёнка. Переход к творческой деятельности в старшем дошкольном возрасте характеризуется изменением связей между мышлением и действиями ребёнка мышлением и действиями ребёнка: мышление и воображение детей становится целенаправленными, а действия – более осознанными. Это особенности старших дошкольников достаточно ярко проявляются в музыкальных играх, в которых музыкальное творчество выступает как самопознание, самовыражение и самоутверждение в их единстве. В музыкальной игре через музыкальное искусство ребёнок заявляет о себе, о богатстве и разнообразии своих чувств и творческой энергии.

В музыкальных играх творчество детей старшего дошкольного возраста отличается ярко выраженным личностным содержанием и проявляется в умении воспроизводить, интерпретировать и переживать музыку.

Музыкальная игра для развития детского творчества «Композитор»

Цель.        Развивать образные представления, фантазию, воображение и мышление ребёнка в рамках решения художественных задач.

Игровой материал.        Набор детских музыкальных инструментов, ударных и звуковысотных, из которых ребёнок сам выбирает нужные для практического воплощения своего художественного замысла.

Ход игры.        Игра проводится с каждым ребёнком индивидуально. Ход игры строится по образцу творческого процесса. Ребёнку предлагается исходная задача передать в инструментальном воплощении один из понравившихся сюжетов, предложенных педагогом. Сюжет ребёнок может выбрать сам или даже придумать. Для активизации ассоциативного мышления  и фантазии ребёнка сюжет должен иметь программный подзаголовок: «В гостях у героев любимых сказок», «Весеннее пробуждение природы», Гроза» и т.д. После выбора сюжета ребенок самостоятельно (или с помощью педагога) размышляет о логике его построения и разрабатывает последовательность развития. Далее он выбирает средства выразительности и приёмы, с помощью которых хотел бы воплотить задуманный музыкально-игровой образ, и музыкальные инструменты для воплощения своего художественного замысла, а затем оформляет результаты творческого процесса в импровизации на музыкальных инструментах. Таким образом, в результате музыкально-творческой игры ребёнок «проживает» творческий процесс, начиная с рождения замысла до реального его воплощения.

Методические рекомендации

Игра требует от ребёнка  самостоятельности в добывании и присвоении знаний о музыкально-творческом процессе, творчества в опоре на фантазию, интуицию, воображение, проявления способности к индивидуальному слышанию и собственной интерпретации музыки. Педагог должен максимально ограничить своё участие в творческом процессе. При затруднениях, возникающих в игре, можно побуждать ребёнка к активизации творческого мышления путём наводящих вопросов и создания проблемных ситуаций, помогающих ребёнку разработать сюжет и логику развития музыкально-игрового образа. Педагог должен поддерживать творческую инициативу ребёнка, создавать ситуацию «жизни ребёнка в образе», в ходе которой он сравнивает, соотносит, выбирает и находит то, что наилучшим образом, по его мнению, может выразить именно его слышание и видение того или иного явления. В качестве средств воплощения замысла может быть использована вокальная или пластическая импровизация.

Отсутствие  принуждения, поощрения детской инициативы, создание проблемных ситуаций, вариативность методов и приёмов форм организации творческой деятельности выступают важнейшими условиями формирования музыкально-игрового творчества детей.

Музыкальная игра для развития детского творчества «Дирижёр»

Цель.        Формировать способность к взаимодействию с партнёрами по игре; развивать навыки невербального общения, творческие способности в музыкально-исполнительской деятельности

Игровой материал.        Три контрастных по звучанию музыкальных инструмента.

Количество участников. От четырёх до десяти.

Ход игры.        Трое участников исполняют роли музыкантов, четвёртый –дирижёр, все остальные – зрители. Начало и окончание игры дирижёр обозначает взмахом руки (вверх – начало, вниз – окончание). Дирижёр побуждает музыкантов (вместе или по очереди) играть в соответствии с его жестами. Когда исполнители закончат музицирование, в игру вступает другая четвёрка.

Методические рекомендации.

В процессе игры ребёнок – дирижёр не должен  давать никаких словесных указаний. К творческому музицированию детей побуждают только его мимика и жесты. Чтобы  было легче вести игру и побуждать исполнителей смотреть друг на друга, а не на свои инструменты, ребёнок-дирижёр может стать на некоторое возвышение, например на стул. Играть на инструментах может за исключением дирижёра, вся группа, солируя по очереди или небольшими группами. Дирижёр может воспользоваться «настоящей дирижёрской палочкой. Игруна детских музыкальных инструментах можно заменить вокалом.

Заинтересованное отношение к творческому процессу в музыкальной игре выражается в следующих показателях.

  • Увлеченность музыкально-игровой деятельностью.
  • Степень осознания творческого замысла.
  • Инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих заданий.
  • Оригинальность в воплощении творческого замысла и выборе средств его воплощения.
  • Адекватность творческих проявлений характеру музыкально-игрового образа.
  • Умение привлекать к творческому процессу музыкальный и жизненный опыт.
  • Степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.

УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО», ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРАХ.

НИЗКИЙ.        Ребёнок не обращается к музыкальной игре самостоятельно, предпочитая ей другие занятия. В игре в основном действует по предложенному образцу, не умеет самостоятельно выбрать способ оригинальных действий для передачи музыкально-игрового образа. Запас двигательных навыков для передачи творческого замысла ограничен. В процессе игры малоэмоционален, не проявляет активного интереса к музыкальной деятельности. Музыкальные способности развиты слабо. испытывает затруднение при согласовании движений с характером музыки. Реакция на смену музыки замедлена. В совместных играх проявляется неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом.

СРЕДНИЙ,                Ребёнок проявляет интерес к музыкальным играм, охотно в них участвует. Проявляет активную двигательную реакцию на смену характера музыки. Умеет различать и передавать в движении особенности выразительных средств музыки, обращая внимание в первую очередь на темп и метроритм. В процессе музыкально-игрового образа в движении обращается к жизненным прообразам и учитывает характер музыки. Хорошо ориентируется в пространстве вовремя подвижных музыкальных игр, сознательно участвует в построении и перестроении в соответствии с изменением характера музыки. Принимает активное участие в коллективом обсуждении замысла и сюжета игры, однако испытывает затруднения выборе адекватных средств воплощения музыкально-игрового образа и нуждается при этом в помощи педагога. Может осуществлять самостоятельный выбор решения творческих задач из предложенных педагогом вариантов.

ВЫСОКИЙ.        Ребёнок увлечён музыкально-игровой деятельностью, испытывает потребность в ней. Проявляет инициативу и самостоятельность в конструировании игры и объяснении игровых действий. Выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, коммуникабелен в общении со сверстниками. Проявляет быстро реакцию на смену характера музыки при развитии музыкально-игрового образа. Умеет  согласовывать свои действия с характером музыки и адекватно передавать его в игре. Осознанно относится к реализации творческого замысла в игре, проявляя оригинальность и индивидуальность в выборе средств его воплощения. В процессе интерпретации музыкально-игрового образа точно передаёт характер и эмоционально-образное содержание музыки. Проявляет способность к импровизации в игре.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей посредством музыкально- ритмических и танцевальных движений"

В разработке описывается об опыте работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально- ритмических и танцевальных движений....

Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»

Тема::  «Развитие творческих способностей детей  посредствам музыкально театрализованной деятельности»Форма проведения: НОД  «Путешествие по русским сказкам»....

Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»

Открытая  НОД, на методическое обьединение.Проводилось мероприятие в конце учебного года, являясь итоговым.Средняя возрастная группа дети 4,5 - 5 лет. В занятии использовались инновационные метод...

Презентация "Развитие творческих способностей детей посредством музыкальных игр"

Игра - наиболее доступный для ребёнка вид деятельности.В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, творческие способности. Не обходится без игр...

«Развитие творческих способностей детей посредством музыкальных игр»

Задачи:Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.Формировать знания о средствах муз...