Аналитическая справка
учебно-методический материал (младшая группа)
Использование воспитателем Романовой М.Г.в образовательном процессе современных образовательных технологий (здоровьесберегающие, проектной деятельности, исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные, личностно- ориентированные технологии, портфолио, социоигровые) и методик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kp3.2.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Светлячок» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
КП 3.2.
Использование воспитателем Романовой М.Г.в образовательном процессе современных образовательных технологий (здоровьесберегающие, проектной деятельности, исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные, личностно- ориентированные технологии, портфолио, социоигровые) и методик.
1.В своей работе использую следующие виды здоровьесберегающих технологий , которые реализую с помощью различных форм и методов.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | |
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Используется для всех детей в качестве профилактики утомления. Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. | Игры подобраны в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. | |
Технология эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, в оформлении помещений к праздникам и др. | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Проводится со всеми детьми, особенно с речевыми проблемами. Проводит в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по массажным коврикам; легкий бег . | |
Релаксация | Ежедневно в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. | Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление) подобраны в соответствии с возрастом ребенка. | |
Физкультурное занятие | 2 раза в неделю в зале, 1 раз в неделю на воздухе. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст – 20- 25 мин., старший возраст - 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. | |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | |
Утренняя гимнастика | Ежедневно - младший возраст: 4-5 мин. 3-4 ОРУ, средний возраст – 5-6 минут, 4-5 ОРУ, старший возраст :8-10 минут содержит 5-6 ОРУ, в разных исходных положениях, с предметами и без, в подготовительной группе 10-12 минут. | Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра. | |
3.Коррекционные технологии | |||
Технология музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. | |
Песочная терапия | В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой и индивидуальной формах. | Игры, упражнения, рисование песком, подобраны в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. | |
4.Технологии валеологического просвещения родителей. | |||
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей, можно провести ряд мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, дни открытых дверей, папки-передвижки, беседы, личный пример педагогов, | |||
Формы и методы оздоровления детей применяемые в своей работе:
№ | Формы и методы | Содержание | ||||
1 | Обеспечение здорового ритма жизни. | - щадящий режим (адаптационный период); - организация гигиенических условий в соответствии с медицинскими требованиями; - организация режима дня и учебной непосредственной образовательной деятельности в соответствии с СанПиН. | ||||
2 | Физические упражнения. | - утренняя гимнастика; - физкультурная непосредственная образовательная деятельность; - подвижные игры -профилактическая гимнастика -спортивные игры; - пешие прогулки; - гигиеническая гимнастика после сна. | ||||
3 | Гигиенические и водные процедуры. | -умывание; -мытьё рук; - игры с водой. | ||||
4 | Световоздушные ванны. | -проветривание помещений; - сон при открытых форточках в весенне-летний период; -прогулки свежем воздухе; -обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. | ||||
5 | Свето-и-цветотерапия | -обеспечение светового режима; -цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса. | ||||
6 | Спецзакаливание | -босоножье и хождение по «дорожке здоровья» -обширное умывание ; -дыхательная гимнастика; | ||||
8 | Активный отдых | -развлечение; -праздники; -игры-забавы; -дни здоровья. | ||||
9 | Психогимнастика | -игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; -коррекция поведения. | ||||
10 | Музыкальная терапия | -музыкальное сопровождение режимных моментов; -музыкальное оформление фона занятий; -музыкальное оформление театральной деятельности. | ||||
11 | Пропаганда здорового образа жизни | -тематические занятие; -беседы; -игры и упражнения. |
Перечисленные формы и методы оказывают большое влияние на повышение уровня знаний и умений детей по физическому воспитанию, где дети проявляют выдержку, творчество в двигательной деятельности, демонстрируют грандиозность, выразительность движений.
Применение в работе ДОУ в полном объёме здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у воспитанников и их родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Классификация учебных проектов:
«игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
«конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Наиболее интересными были последние два проекта. Это проект «Солнышко лучистое» и «Краски лета», которые я провела в младшей группе.
Целью проведения проекта«Солнышко лучистое» было: формирование у детей активного словаря, через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, музыкальной, двигательной, изобразительной, коммуникативной.
В ходе проекта дети получили элементарные представление о солнце.
Мы играли в подвижные игры такие как «Солнышко и дождик», «Утром солнышко встает, а вечером садится» ,«Солнечные зайчики». Выполняли комплекс утренней гимнастики «В гостях у солнышка» , проводились физ.минутки «Солнце вышло из-за тучки». Читали и заучивали потешки, стихи, загадки о солнышке, слушали и исполняли песенки о солнце, смотрели мультфильмы .
Обогатился активный и пассивный словарь детей благодаря прилагательным и глаголам: «яркое», «светлое», «ласковое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д. При ознакомлении с художественной литературой дети учились отвечать на вопросы по содержанию стихотворений.
С большим интересом дети включались в исследовательскую деятельность, в процессе которой узнали о влиянии солнца на природу.
Дети пришли к выводу, что солнышко греет, от него исходит свет и тепло, а без солнца – темно и холодно. Благодаря солнцу живут люди, звери и растут растения.
На прогулках мы с детьми наблюдали за солнцем и рисовали его мелками на асфальте, палочками и пальчиками на песке и конечно играли. Дети учились лепить солнышко на картоне (пластилинография).
Родители принимали участие в реализации проекта: проводили наблюдения за восходом и закатом солнца с детьми, читали потешки и стишки.
Проект «Краски лета». Срок реализации: 2 месяца июль – август.
Цель: создание в дошкольном учреждении эффективных условий для организации физкультурно-оздоровительной работы и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.
Задачи:
- способствовать укреплению здоровья детей;
- создать условия для укрепления здоровья детей;
- формировать у детей потребности в ежедневной двигательной активности;
- знакомить с доступными способами укрепления здоровья;
- совершенствовать ловкость, координацию движений;
- развивать двигательные, интеллектуальные, творческие способности воспитанников в разнообразных видах деятельности;
- создавать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние.
3. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой».
Цели:
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента.
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.
Задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира
2. Развивать представление об основных физических явлениях.
3. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.
4. Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
5. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей, в ДОУ создали мини-лаборатории «Мы - исследователи». Там имеются необходимые инструменты, для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д.).
С детьми средне-подготовительной группы проводились беседы на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям.
Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
Провожу НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:
«Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
«Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.
«Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
«Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.
«В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).
«В мире пластмассы» - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
«Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
«Сравнение стекла и пластмассы» - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.
«Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды
(жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар- это вода).
«Ткань и ее свойства» - познакомила с видами ткани (ситец, лен - впитывающие влагу, кожа, болонь - не впитывают влагу).
«Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас. Что он обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный).
Дети проявляют познавательную активность и интерес к явлениям неживой природы, чудесам, скрывающимся в самых обычных явлениях (песке, камне, глине; воде, снеге, льде, воздухе, свете и тени;). Выделяют их качества и свойства. Сравнивают, классифицируют, отражают результаты в речи, задают вопросы. Принимают активное участие в экспериментировании с различными предметами. Воспринимают цель, все действия последовательно, оценивают результат.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
4. Информационно-коммуникационные технологии
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Подключение к Интернет – сети позволяет мне перенимать передовой опыт коллег России.
Информационно - коммуникационные технологии способствуют лучшему усвоению материала, помогают в яркой, игровой форме изучить необходимый материал. Кроме того информационно - коммуникационные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей.
Готовясь к занятиям, я пользуюсь специальной литературой, периодическими изданиями, в том числе материалами интернет - ресурсов.
Осуществляю подбор дополнительного познавательного материала к занятиям: схемы, предметные и сюжетные картинки, раскраски, маски и др.
Воспитанники, просматривая материал в яркой и интересной для них форме, являясь свидетелями происходящего на экране, учатся сопереживать происходящему, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Активно применяю мультимедийное сопровождение, демонстрирую воспитательные видеоролики и мультфильмы. При проведении физкультминуток, на занятиях творчества, в минутки релаксации практикую использование музыки.
Работа с родителями:
Использование презентаций или видео, созданных в программе Рower Рoint, для повышения педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний. Создала в Вайбере группу «Солнышко» для общения с родителями.
5.Личностно - ориентированная технология
Воспитательно-образовательный процесс я выстраиваю таким образом, что :
- в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;
- организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;
- организовываю игру в совместной деятельности преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;
- обучение провожу в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машину, мягко направляю его движение своей рукой, а затем даю ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю инициативу на себя;
- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;
- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;
- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;
- организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;
- стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;
- помогают наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;
- увлекаю поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;
- проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;
- помогаю разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;
- организуя совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.
Поддерживая положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о себе:
- предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров
по игре;
- обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;
- поощряю высказывание детей их чувств и мыслей, рассказывание о событиях,
участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах,
переживаниях и т.д.);
- чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его
личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у
малыша неуверенности в своих силах;
- не прибегаю к физическим наказаниям или к другим негативным
дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей, если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараюсь мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу побыть одному; если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняю ему причину нежелательного поведения;
- после разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю о своей любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.
Формируя положительное отношение к сверстникам:
- собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;
- привлекаю внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряю
проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;
- поддерживаю эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создаю
условия для их принятия сверстниками;
- организуя совместные игры, обучаю детей координировать свои действия,
учитывать желания друг друга;
- чутко отношусь к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам
взаимодействия.
Взаимодействуя с детьми, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности:
- в ходе режимных процедур терпимо отношусь к затруднениям детей: позволяю им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказываю ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;
- предлагая детям образцы деятельности, не настаиваю на их точном воспроизведении;
-указывая на ошибки детей, делаю это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;
- контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка, как
смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных
переживаний;
- предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность по интересам:
во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное
время;
- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности
обращаюсь к ребенку по имени, смотрю ему в глаза, веду себя заинтересованно
и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;
- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае
невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;
- поддерживаю положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.
Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;
- порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не адресую их к
его личности;
- порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или средства
для исправления ошибок;
-отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращаю
внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не
не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с его собственными
(говорю: «Так далеко ты сегодня прыгнул, дальше, чем вчера». «Ты
поступил плохо», но не говорю: - «Ты плохой мальчик»;
- намеренно создаю ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха: предлагая ребенку младшего дошкольного возраста попасть мячиком в корзинку, ненавязчиво включаются в действие, обеспечивая его успех и поощряя его достижение, а ребенку старшего возраста в случае неудачи в трудном для него задании предлагаю более простую деятельность;
- не прибегаю к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным
методам, которые обижают, пугают или унижают детей.
Создаю условия для возникновения и развертывания игры детей:
- создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читаю вместе книги, прослушиваю диски, обсуждаю события жизни детей, рассказываю о себе и других людях, организовываю экскурсии, прогулки, посещение культурных мероприятий;
- обращаю внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе;
- побуждаю к развертыванию игры: обращаюсь к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим», детям постарше предлагаю поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, побуждаю к принятию роли и наделению ею партнера, договариваюсь о правилах игры со старшими детьми;
- в качестве непосредственного участника игры предлагаю образцы различных игровых действий: кормлю, купаю куклу, привлекая к игре малышей, показываю, как строить дом.
Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и объект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.
6. Игровая технология.
Игровая образовательная технология - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)
Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.
У детей происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому воспитатель учит детей, снова используя игровые приемы. Например, в познавательной деятельности использую игровую ситуацию «Найди такой же». В образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» использую игровую ситуацию «Найди ошибку».
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Использую игры: «Магазин», «Запомни узор», «Нарисуй, как было» и другие.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Использую дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. Одна из таких игр – это блоки Дьенеша, которая относится к развивающим играм.
Игра имеет классическую структуру.
1. Задача (задачи).
2. Дидактический материал (собственно блоки, таблицы, схемы).
3. Правила (знаки, схемы, словесные инструкция).
4. Действие, в основном, по предложенному правилу - описание, модель, таблица, схема.
5. Результат - обязательно сверяемый с поставленной задачей.
Блоки Дьенеша позволяют решать задачи образовательные, развивающие, воспитательные.
-Образовательные:
Формировать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их;
Формировать умение обобщать объекты по одному, двум, трм, свойствам с учтом наличия или отсутствия каждого, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);
-Развивающие:
развивать сенсорные эталоны (цвет, размер) и сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, высоте);
развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения;
развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
-Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца;
воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
В каких же разделах формирования элементарных математических представлений можно использовать логические блоки Дьенеша:
В разделе «количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей. По совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10. По усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детейсоставлять арифметические задачи в одно действие.
В разделе «величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие, по толщине (толстые, тонкие). Путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.
В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использоватьв работе с детьми карточки-символы.
«Ориентировка в пространстве». Обучая детей ориентироваться на плоскости. Умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении: в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем углу) и так далее.
С помощью игровых технологий развиваю творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например, на занятиях по развитию речи (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка
.
7.Технология «Портфолио».
Является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.
Портфолио – это показатель творческих успехов, где отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.
«Портфолио дошкольника»
Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего «Я», собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций,
Заведующий МБДОУ: Власова О.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о педагогической деятельности
Аналитическая справка о педагогической деятельности МАЛАЧЕВОЙ ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ Воспитателя МБДОУ Березовский ДС «Семицветик» Образовательное учреждение: Шарыповский район, муниципальное бю...
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МБДОУ
Работая в должности старшего воспитателя, мне часто приходится составлять информационные справки о своем учреждении, которые затем сопровождают различные плановые документы стратегического и тактическ...
Аналитическая справка о деятельности воспитателя
В этой справке отражена моя педагогическая деятельность...
Аналитическая справка по теме "Адаптация детей в ДОУ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 4 «Золотой ключик» (МБДОУ № 4 «Золотой ключик») ...
Справка в аттестационную комиссию для повышения квалификации.1. Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.2.Организация развивающей предметно- пространственной среды группы.
Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.Дана воспитателю Романишко Татьяне Леонидовне воспитателю МБДОУ -...