Самообразование на тему; «Формирование сенсорных представлений и умений детей раннего возраста через конструктивную деятельность»
учебно-методический материал (младшая группа)

ИринаIrina

Тему своего первого самообразования хотелось бы выложить здесь. Игра для младшего дошкольника - это одна из ключевых видов деятельности, поэтому именно такая тема самообразования на мой взгляд является актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование  сенсорных представлений и умений детей раннего возраста через конструктивную деятельность»

«Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека"

Б. Г. Ананьев.


Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому мы выбрали  тему: «Формирование  сенсорных представлений и умений детей раннего возраста через конструктивную деятельность»

Цель: повышение педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности

Задачи: 

-     расширить свои знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста

-    обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию 

- расширить представления родителей по данной  теме (подготовка  консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через конструктивные игры», проведение бесед, родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»)

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуальна, т.к. её реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет нам:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

* произвольное внимание;

* логическое мышление;

* зрительное и слуховое восприятие;

* память;

* речь детей.


Ожидаемые результаты:

Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами конструктивных игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях конструктивных игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

- Повышение родительского интереса к развитию детей (создание дома условий для конструктивных игр )

Выход темы: 

- консультация для родителей

- родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику»

- картотека конструктивных игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации

- родительские собрания

- беседы

- совместное изготовление  дидактического материала

- Дети:

- специальные занятия по сенсорному воспитанию

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения конструированию

- конструктивные игры на развитие тактильных ощущений

- конструктивные игры и упражнения для закрепления понятия формы

- конструктивные игры и упражнения на закрепления понятия величины

- конструктивные игры и упражнения на закрепление цвета

Методическая  работа

1.Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой (сентябрь 2018г.)

2.Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка (в течение года)

3.Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через конструктивные игры» (январь 2019г).

4.Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями

 (в течение года )

5.Подготовка анкет к анкетированию родителей (март 2019)

6.Подготовка и проведение  родительского собрания«Путешествие в страну Сенсорику»  (апрель 2019)


Работа с детьми основывается на следующих играх:

игры на развитие  тактильных ощущений: Сентябрь –ноябрь 2018г.

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

игры и упражнения для закрепления понятия формы. Декабрь 2018г.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?» 

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. Январь -февраль 2019г.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кирпичики»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: Март 2019г.

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  фундамент по образцу»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Отчет по самообразованию (май 2019г.)

Список использованной литературы:

1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

2. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

3. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

4. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

5. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

6. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

7. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

8. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

9. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.



Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

через конструктивные игры

(консультация для родителей)

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании. Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез). В свою очередь, умение это приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.

        В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.     Также дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением.     Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное "красный", может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом "красный" подменяют слово "цвет". Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретных цветов, еще не образовалось.       Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия.

Для этого понадобится: ведерко с крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета.    Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним - темный фрукт или овощ.    Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его еще несколько раз.     Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п.     Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета.  

Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.     Вершиной достижения ребенка является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно.   Т.е., умение это приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.

Обязательно помнить о:

-  эмоциональном  контакте между взрослым и ребенком

-  задания следует усложнять постепенно

-  длительность занятия ( 5-10 минут)

- необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях

Игры со строительным материалом:

  1. «Строим дом» - научить детей сооружать простую постройку, узнавать ее и называть словами.
  1. «Дорожка для куклы» - научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности.
  1. «Загородка для собачки» - учить ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро; играть с постройкой, используя сюжетные фигуры.
  1. «Стул для куклы» - учить детей накладывать кирпичик плашмя на кубик, играть с постройкой; закрепить понимание слова стул.
  1. «Ворота для машины» - учить детей делать перекрытие, произносить слова «машина», «ворота», играть с постройкой, не разрушая ее.
  1. «Лесенка» - учить детей сооружать постройки из разных по форме строительных деталей и использовать их в игре.
  1. «Дом с окошком» - упражнять детей в умении делать перекрытие с использованием нового элемента – треугольной призмы.
  1. «Башня из кубиков» - научить детей вертикально накладывать кубик на кубик, понимать слова «сделай» , «башня».

Анкета для родителей

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.

1. Как Вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребёнка?     -считаю нужным -не считаю нужным -затрудняюсь ответить

2. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию? ・ да ・ нет ・ не знаю

3.В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего Ваш ребёнок играет дома? ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _________________________________________

 4.Как Вы оцениваете уровень развития у вашего ребёнка умения конструировать?        ・ высокий ・ средний ・ низкий


Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Укрась бабочку

Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг,          о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы: Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход:

Воспитатель показывает детям бабочек  и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

Полянка

Цели: Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.


 

Бусы

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной  координации; различение предметов по форме, цвету и материалу;  развитие усидчивости

Материалы:  пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход:

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус.  После этого ребёнок приступает к созданию бус.        

«Разложи фигуры по местам!»

Цель:  Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Ход:

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

Найди окошко для фигурки

Цель: Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Ход:

Игра проводится с  участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Волшебный мешочек

Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.

Ход:

В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», — держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.

Назови свойства материалов

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.

Материалы: образцы различных на ощупь материалов (глад-кий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.

Ход:

Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратика-ми, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.

Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

Картинка из фигур

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Материалы: наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.

Ход:

В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2019-2020 уч.г

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...

Материалы по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Материалы по самообразованиюАлинагиевой Элеоноры Эльмановны,воспитателя первой младшей группы «Теремок»Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды д...

Презентация опыта работы "Развитие речи детей раннего возраста через конструктивную деятельность"

Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Развитие речи детей раннего возраста через конструктивную деятельность"Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности до...

План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого, п...

Отчет по самообразованию Тема: ««РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Цель: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...